Предлагаем всю экономику перевести на новую налоговую систему. Вводится очень высокий налог на добычу нефти, газа, других полезных ископаемых, заготовку леса. Вводится налог на недвижимость. На уровень федеральных краёв выделяются фиксированные квоты по получению части природной ренты. Назначение этих квот - компенсировать регионам потери от уменьшения поступления прочих налогов. ВВП растёт на 5.5% за счёт увеличения госзаказов, большая часть прироста - в виде госпотребления и инвестиций. Инфляция - 25% или даже более, за счёт резкого изменения ценовой структуры. Продолжительность - 1 год.
А. Налоговая реформа в радикальном варианте:
Опишем возможный сценарий на случай более радикального варианта реформы на этом этапе - если переход к новой ценовой и налоговой системе придётся осуществлять в условиях подрыва старой налоговой системы, так что совмещение будет невозможно из-за недостатка сил госаппарата для взимания налогов по двум системам.
Итак отменяются практически все прежние налоги. Сохраняются прежние акцизы на алкоголь и табак, но они индексируются по мере падения курса рубля, либо даже повышаются. Вводятся регулирующие налоги - на представительские расходы и командировочные (в размере 50%), налог на предметы роскоши и престижного потребления, налог на авиабилеты за рубеж (для российских граждан), налог на внешние признаки богатства. Основу бюджета, однако, с самого начала составит рента за использование природных ресурсов. Одновременно с резким повышением цен на основные природные ресурсы, вся рента, примерно соответствующая разнице между ценой их реализации на внутреннем рынке и себестоимостью, поступает в бюджет. В первые три месяца региональные и местные бюджеты формируются за счёт перечислений из госбюджета, но уже через три месяца, после того как цены утрясутся и доходы прояснятся, большинству регионов будет предложено формировать местные бюджеты за счёт вменённых налогов на торговые точки и, возможно, другие виды высокоприбыльной деятельности по согласованию с центральными властями (дотации центра местным бюджетам должны учитывать местные возможности по сбору этого вида налогов в зависимости от региона).
Новые ценовые пропорции, а также размеры рентных платежей, задаются на основе данных межотраслевого баланса и исходя из следующих соображений:
1. Основная масса промышленных и сельскохозяйственных товаров, кроме продуктов энергоносителей низкого передела, которые поддаются экспорту и импорту, должна иметь примерно такие же относительные цены, что и конкурирующие с ними товары зарубежных производителей. По этой причине указанные отрасли должны выжить в конкуренции при снижении или даже при полной отмене таможенных пошлин на эти группы товаров (напомним, что если замедлять отмену пошлин на эти товары, то это приведёт к повышению внутренних цен на них и ухудшению положения других отраслей).
2. Цены на природные ресурсы, прежде всего, энергоносители, должны быть выше, чем на международном рынке; например, при самом радикальном варианте сырая нефть должна стоить не менее 350 евро за тонну, а газ - не менее 250 евро за тысячу кубометров . Повышение цен на них нужно подобрать так, чтобы все действующие отрасли оставались рентабельными по данным межотраслевого баланса при запланированном снижении реальной зарплаты (скажем, в 3 раза), но с обязательным включением амортизационных отчислений в расходы. При этом в каждой отрасли подавляющее большинство предприятий (не менее 90-95% производства) должно оставаться рентабельным при снижении реальных зарплат не более чем в 4 раза и возможном прекращении амортизационных отчислений. При условии выполнения последнего требования, среднюю норму рентабельности в отраслях желательно максимально снизить, желательно до нуля, за счёт высоких цен на сырьё, чтобы повысить стимулы к внедрению новых технологий. В итоге только за счёт рентных источников надо собрать в центральный бюджет 2/3 ВВП, с тем чтобы вместе с другими налогами в бюджет было собрано 70-75% ВВП.
3. Повышение цены на уголь должно быть меньшим, чем повышение цен на нефть, газ и электроэнергию. Новая цена на уголь должна поощрить постепенный (а не обвальный!) переход части ТЭЦ и других объектов, потребляющих нефтепродукты и газ, на уголь, но только на основе новых, более эффективных технологий сжиганий угля. Цена тысячи кубометров газа должна быть ниже цены тонны нефти, поскольку запасы газа у страны больше, чем нефти.
4. Цены на товары и услуги, не подающиеся экспорту и импорту (некоторые стройматериалы, услуги ЖКХ и связи) должны делать все эти отрасли рентабельными (тоже при снижении реальных зарплат), но, как и все прочие отрасли, с минимальной рентабельностью.
5. Устанавливаются высокие импортные пошлины на те виды сырья и продукты низкого передела энергоносителей (бензин, возможно, алюминий), цена которого на внутреннем рынке станет выше, чем на внешнем. При этом, однако, размеры импортных пошлин устанавливаются так, чтобы воспрепятствовать монопольному завышению цен внутренними производителями. Например, если себестоимость добычи нефти составит, в пересчёте по курсу и в среднем по компаниям, 45 евро за тонну, а рента будет взиматься в размере, в среднем, 300 евро за тонну добытой нефти, то импортные пошлины устанавливаются так, чтобы внутренняя цена на сырую нефть держалась на уровне 350 евро за тонну. Во избежание конфуза со сбором энергетической ренты в приграничных регионах (как это происходит сейчас в Европе) въезжающие в Россию автомобили должны оплачивать разницу цен на бензин, находящийся в их бензобаках.
6. Государство устанавливает субсидии на экспорт излишков энергоносителей, не раскупаемых по установленным высоким ценам. Продолжая предыдущий пример, если на внешнем рынке нефть купят только за 100 евро, а внутренняя цена запланирована в 350 евро, то субсидия государства должна составить 249 евро за каждую экспортируемую тонну. Тем самым, нефтяным компаниям будет возвращаться часть выплаченной ими ренты за нефть, если они не смогут продать всю нефть по завышенной цене внутри страны и экспортируют излишки.
7. Для обеспечения стабильности внутренних цен на энергоносители принимается закон об автоматической коррекции импортных пошлин и экспортных субсидий на энергоносители при колебаниях мировых цен на них.
Новые цены на энергоносители, новые налоговые и таможенные правила устанавливаются сразу. При этом публикуются рекомендуемые коэффициенты повышения и снижения цен по разным видам продукции с обязательным следованием этим коэффициентам в течение 15 дней, с возможным отклонением на 20% (чтобы избежать чрезмерного завышения). В среднем, цены потребительской корзины либо остаются неизменными, но зарплата падает в 2-3 раза и компенсируется выплатами, либо цены потребительской корзины растут в сторону повышения и девальвации рубля не менее чем в 2-3 раза. Одновременно, сроком на 3 месяца, запрещается повышение зарплат, либо вводится коэффициент обязательного снижения. Сроком на полгода запрещается изменение установившихся пропорций зарплат на предприятиях всех форм собственности (иначе начальники всё себе заберут). Инфляционный вариант ценовой реформы менее желателен, но его будет легче провести в жизнь, если окажется, что невозможно проконтролировать равномерное снижение зарплат. Очевидно, приспособление экономики к новым ценовым пропорциям может в этих условиях произойти только через инфляцию, при которой цены на товары неглубокой переработки будут расти быстрее, чем на товары глубокой переработки. Обесценение рубля потребует увеличения денежной массы не менее чем в 3 раза. Это будет обеспечено за счёт денежной эмиссии, которая пойдёт на кредитование отраслей, наиболее уязвимых из-за скачкообразного повышения цен - в первую очередь, на кредитование сезонных закупок сельским хозяйством горюче-смазочных материалов (см. также предыдущую главу). Кроме того, с самого начала реформы государство выделяет предприятиям стабилизационный фонд, из которого они смогут в течение месяца покрывать часть выросших расходов на энергоносители. В связи с обесценением рубля и временным замораживанием зарплат, государство выплачивает всем работникам компенсацию, несколько увеличивающую, в конечном итоге, реальные доходы наиболее низкооплачиваемой части работников и снижающую доходы наиболее высокооплачиваемой части работников. Постоянно индексируемые социальные выплаты, пенсии, стипендии и проч. берёт на себя государство. Повышение выплат и компенсации работникам начинаются со второго месяца реформ; в первые же дни реформ все граждане получают одинаковую сумму, которая позволит потреблению в этом месяце упасть незначительно, несмотря на обвальный рост цен. Если цены вырастут втрое, а номинальные доходы граждан в первый месяц останутся прежними (в лучшем случае), то сумма должна превышать прежний средний номинальный доход вдвое.
Приспособление экономики к новым ценовым пропорциям должно занять не более 3 месяцев и закончится, как только предприятия пополнят оборотные средства дополнительной денежной массой (в инфляционном варианте) и наладят расчёты за поставки. В течение этого времени основная масса государственных кредитов - краткосрочные, на пополнение денежной массы и оборотных средств в условиях инфляции, осуществляется за счёт эмиссии. Сразу после установления новых ценовых пропорций и доведения денежной массы до нового требуемого уровня, разворачивается борьба за своевременные и полные платежи по всей экономике: иначе государство не сможет использовать в своих целях финансовые механизмы регулирования. Дисциплина платежей должна распространяться не только на предприятия, но и на население. В новой налоговой и ценовой системе у людей хватит средств на оплату ЖКХ, хоть часто и с трудом, если только они работают. Но в отдельных местах целые сёла или кварталы будут пытаться уйти от выплаты коммунальных платежей под предлогом отсутствия денег (и часто это будет так из-за высокой безработицы в этих регионах). В этом случае в данном районе срочно организуются оплачиваемые общественные работы по созданию инфраструктуры, так чтобы выплачиваемой при этом зарплаты хватало на оплату услуг ЖКХ. В любом случае, этот способ субсидирования потребления ЖКХ государством лучше, чем субсидирование через низкие цены, но с омертвлением трудовых ресурсов.
Сразу после минимальной стабилизации экономики, через 3-4 месяца после начала реформ законодательно, с уголовным наказанием местным властям, запрещаются все фактические ограничения на перемещение рабочей силы в пределах страны (препятствия через регистрацию и т.д.).
Отбирая деньги у богатых и собирая в бюджет достаточную долю ВВП, реформа просто реализуется (потому что нетрудно проконтролировать добычу полезных ископаемых и их экспорт-импорт), а также создаёт мощные стимулы для технологического обновления. Кроме того, реформа продвигает нас к «идеальной» налоговой системе, основанной на сборе ренты. Конечно же, перечисленные меры необходимо будет дополнить целым рядом частных мер, направленных на поощрение экономики при новой ценовой структуре. Например, необходимо через систему торгпредств помочь российским отраслям обрабатывающей промышленности наладить экспорт своей продукции, если это будет прибыльным. Это должно сопровождаться высоким поощрением работников наиболее успешных торгпредств и наказанием несправившихся. Чтобы поддержать потребление взамен дорогих западных товаров, на которые уже не хватает денег, часть вырученной валюты правительство направляет на закупку в Китае дешёвых товаров ширпотреба, изготовленных по типу итальянской и проч., с соответствующей системой контроля качества, как у военных. Возможный вариант - прямой обмен нефти на эти товары.
Б. Две налоговые системы: умеренный вариант
Нам, однако, думается, что, если будет такая возможность, более желательно провести налоговую реформу так быстро, как указано в предыдущем варианте. При таком сценарии цены и рента на энергоресурсы будут повышаться не одним скачком, а постепенно в течение года, соответственно, будут падать прочие налоги. Тогда сразу отменять все нерентные налоги нежелательно, достаточно их снизить и отменять только для разных предприятий по мере перехода на выплату ренты мытарской фирме. В этом случае, после того, как параметры новой налоговой системы будут досконально просчитаны, начнётся период, в котором старая и новая системы будут сосуществовать параллельно. Данный период может занять 3-5 лет. В течение этого времени все предприятия должны будут перейти на новую налоговую систему. Её особенности от существующей: минимальная зарплата не ниже установленного прожиточного минимума (в перспективе - 3 прожиточных минимумов), низкий НДС, налог на собственность (примерно 3% от рыночной стоимости предприятия), низкий налог на прибыль.