Так что революция — не вопрос денег. Перед Западом стоит гораздо более сложная задача — создать силу, которую он намерен привести к власти. На Украине имелся реальный конфликт между православным русскоориентированным востоком страны и ее католическим польскоориентированным западом. Творцам антироссийской революции требовалось лишь столкнуть между собой две части украинского населения и поддержать западенцев.
В Белоруссии же Запад хочет сотворить то, чего не поддерживает ни одна сколько-нибудь значимая часть народа — практически никто, кроме небольшой кучки диссидентов, страшно далёких от народа и находящихся в состоянии перманентной борьбы между собой. Навязать совершенно чуждый стране путь.
Объективно говоря, у Украины было основание стремиться к кардинальным переменам — страшная нищета населения. Пусть это стремление приняло уродливые формы и власть всего лишь перешла от одних олигархов к другим, еще более худшим — но недовольство населения было на момент «оранжевой революции» вполне реальным.
Ничего подобного в Белоруссии нет.
С точки зрения современного российского интеллигента, белорусский режим чем-то вроде карикатуры на советский строй. Жизнь интеллигенции там сильно усложнена множеством неудобных запретов и требований. Но народные массы, которые живут значительно лучше, чем аналогичные социальные слои в России, это не волнует.
Лукашенко последовательно отказывался от навязываемых Западом «шоковой терапии» и оголтелых капиталистических экспериментов в экономике. Многих перекосов, от которых еще и сегодня страдает Россия и большинство постсоветских республик, Белоруссии, благодаря этой политике, удалось избежать. В Белоруссии миллиардные состояния не сосредоточены в руках у горстки спекулянтов, как это произошло в России. Уровень пенсий намного выше, чем в России, на Украине или уж тем более в приласканной американцами «образцово-показательной» Грузии. Большое внимание президент уделяет тому, чтобы с помощью целенаправленных инвестиций и дотаций уберечь сельское население и сельское хозяйство от катастроф, происшедших в большинстве государств бывшего Советского Союза.
Недавно появился шокирующий доклад Международного валютного фонда. Белоруссия имеет один из самых высоких в мире рост ВВП — 11 с лишним процентов, самый высокий в Европе и даже на два процента выше, чем в Китае. С 1995 по 2004 годы ВВП в Белоруссии увеличился почти на 80%. Все экономические показатели «режима Лукашенко» достигнуты без всякой иностранной помощи, более того — вопреки тому беспрецедентному давлению извне, которое осуществляется на страну.
Фонд также обращает внимание на крайне низкий интерес к Белоруссии со стороны иностранных инвесторов. Казалось бы, отсутствие живительных иностранных инвестиций должно привести к стагнации и умиранию. Однако к вящему конфузу МВФ нереформированная советская экономика страны прекрасно работает, наращивая экспортные мощности: те же российские граждане охотно покупают белорусскую обувь и белорусскую мебель. Твердое экономическое положение Белоруссии обеспечивает режиму стабильность.
Справедливости ради надо отмерить, что после публикации данных ВМФ некоторые из западных экспертов предположили, что «много доводов и у тех, кто полагает, что США должны сдать назад и оставить Белоруссию в покое».
Но «творцы» цветных «революций» не хотят слышать разумные призывы. Если серьезной оппозиции в Белоруссии нет, то они ставят себе задачу ее создать. Например, из того, что пенсионеры горячо поддерживают президента Александра Лукашенко, делается вывод, что можно попробовать смастерить конфликт поколений… Впрочем, это нереалистично. Но есть ли реалистичный план? Западные спонсоры не высокого мнения о белорусской оппозиции в качестве ударной силы. О ней говорят как о пассивной и избалованной западными подачками. «Белорусская оппозиция давно уже пристроилась к их кормушке», — пренебрежительно отзывается немецкая «Юнг Вельт». «Оппозиция избалована вниманием со стороны Запада, особенно США, она привыкла к иждивенчеству и не способна на поднятие масс», — сокрушается «Рейнишер Меркур». Это и неудивительно, поскольку оппозиция и народ в Белоруссии говорят на разных языках — в буквальном смысле слова. «Молодые «патриоты» от оппозиции стараются ввести как можно больше заимствованных из польского языка слов, что приводит к тому, что оппозиция начинает говорить на языке, которого большинство белорусов не понимает», — замечает по этому поводу «Берлинер Цайтунг».
Кроме того, оппозиция безнадежно расколота. Малочисленные группки перманентно борются друг с другом. На выборах на участках выставляются по четыре-пять представителя различных замкнутых в себе группировок. «Существует более десятка оппозиционных партий и несколько сотен оппозиционных неправительственных организаций, живущих в основном на дотации из бюджета США. — сообщает «Юнг Вельт» и добавляет: — Действительно, методы правления Лукашенко — авторитарные, но далеко не в той степени, в какой утверждают его враги».
Выбору альтернативных Лукашенко кандидатов в планировании переворота отводится центральное место. В Белоруссии на сегодняшний день о своем желании принять участие в президентских выборах в сентябре 2006 г. заявили 12 оппозиционных политиков. В ближайшее время число претендентов может возрасти до 15-20. Но никто из них не имеет той степени популярности, которая выделяла бы его из массы остальных. Как это конкретно будет проходить в Белоруссии, где вообще невозможно точно сказать, сколько сторонников у каждой отдельной партии, никому, в том числе и спонсорам переворота, неясно.
Западные идеологи предлагают принципы, которые будут лежать в основе восстания: «преступления режима», доказательства убийств и исчезновений людей, стремление к переменам, «жажда свободы», унижение из-за изоляции страны. Но все это вряд ли соберет сколько-нибудь значимое количество адептов. Не пройдет и идея европейской интеграции. Доказательство тому приводит «Тагеншпиль», цитируя в качестве типичного такое заявление молодого белоруса: «Ваша демократия — это всего лишь иллюзия. Сейчас мы живем лучше, чем при Советском Союзе. Магазины полны продуктов. Зарплату выплачивают регулярно. На улицах — чистота. И у нас есть сейчас свобода вероисповедания! Мы хотим поддерживать близкие отношения с братской православной Россией. Мы не хотим в вашу так называемую свободную Европу, где никто уже не верит в Бога». Конфронтация с Россией практически не имеет в Белоруссии сторонников. «Многие годы оппозиция пыталась представить Лукашенко “холопом русских”, стремящимся лишить Беларусь ее “национальной самобытности” и “продать ее России”. Эта русофобская демагогия не нашла большого отклика в стране, где значительная часть населения считают себя русскими. Кроме того, эта тактика помешала оппозиции понять, что Лукашенко в силу своего стремления сохранить власть и не думает даже подчиняться России, на самом деле являясь самым активным защитником независимости Беларуси», — пишет немецкая «Шпигель».
«Архитекторы» бунта готовы совсем уже на крайние меры. «Возможно, речь идет о раскачивании обстановки в республике вплоть до искусственного создания какого-то ЧП государственного масштаба. Ведь это единственное, что может «свалить» держащийся на поддержке сельских жителей и на отсутствии политической альтернативы режим Александра Лукашенко», — предполагает «Берлинер Цайтунг». Речь идет уже о чем-то совершенно выходящем из ряда вон.
Предлагается и вариант использовать Россию — что называется, «втёмную». «Вполне вероятна и организация руками России с молчаливого согласия США и ЕС “дворцового переворота” в Минске. При этом последним придется пойти на неизбежный при такой тактике побочный эффект: при таком перевороте у руля в Белоруссии могут встать силы, которые еще больше подчинятся России, чем это делает Лукашенко. Но зато потом, при последующей, второй “революции” положение может быть скорректировано».
Опять же, ради справедливости следует отметить, что все процитированные нами немецкие газеты подходят к вопросу о белорусском государственном перевороте, или как они его называют, «васильковой революции» или «белой революции», без излишнего энтузиазма. Европа после неудачного голосования по Европейской конституции во Франции и Нидерландах вообще с опаской взирает на восточноевропейские страны. Европейцы, хотя и повторяют дежурные фразы о нарушении прав человека в Белоруссии, не очень хотят видеть ее очередным претендентом на вступление в Евросоюз. Скорее, это американская идея. Причем довольно-таки умозрительная. Америка не столько желает получить от Белоруссии конкретные свои выгоды, сколько одержима идеей «продвижения демократии» на Восток. «Последним тираном Европы» назвал Лукашенко Джордж Буш. Получив щелчок по носу в Узбекистане, где от Америки потребовали выведения военной базы, США будут стремиться отыграться на других странах СНГ. Для Америки это дело принципа.
Но есть в Европе одна сладкая парочка стран, для которых переворот в Белоруссии — дело кровной заинтересованности. Это Польша и Литва.
«Если заглянуть в старый атлас», — обрисовывает ситуацию «Юнг Вельт», — «то можно увидеть, что Белоруссия на протяжении столетий находилась под господством союза Польского королевства и Великого Литовского княжества, включавшего также большую часть территории Украины. Следует предполагать, что слишком большой интерес Польши и еще в большей мере Литвы к вмешательству в судьбы Белоруссии диктуется не только соседскими соображениями, но и почти откровенным историческим безумием: почти половина территории нынешней Беларуси была оккупирована до 1939 года Польшей. На Западе многие понимают, что такая историческая подоплека планов переворота не дает преимуществ, она лишь усложняет ситуацию. Большая часть белорусов никак не тоскует по какому-то иностранному диктату».
«После украинской «революции» руководство в Варшаве «снова начинает мыслить масштабными геополитическими категориями, возвращаясь к многовековым совместным традициям, царившим от Балтийского до Черного моря. Это придает дискуссии о “границах Европы” новый размах», — отмечает «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». Возникает уже и вовсе не лезущая ни в какие рамки идея «общего пространства от Польши до Азербайджана», не имеющая никаких исторических корней, но распространяемая в Польше с ее извечным комплексом неполноценности. Тем не менее недавно стало известно, что в Польше создан американский «лагерь демократии» для подготовки еще одной революции — в Баку. На днях в Азербайджане был арестован лидер молодежного движения «Новая мысль» Руслан Баширли, которого обвиняют в подрывной деятельности против правящего режима. Как утверждает азербайджанская прокуратура, на допросе Баширли сообщил, что члены его партии проходили в Польше специальные тренинги по участию в митингах и других массовых акциях.
Польша настоятельно требует от остальных стран Европы поддержки своей позиции. Те, правда, реагируют довольно лениво и не слишком одобряют польскую активность, считая её неуместной самодеятельностью.
В целом Запад, за исключение Польши, которая уже закусила удела, осознает, что «революция» в Белоруссии — дело почти бесперспективное и опасное. «Нужна ли Белоруссии такая революция? Беларусь — просто очередной заложник в «большой игре» между США и Россией. И игра эта крайне опасна.
«Революция в Белоруссии вряд ли будет «бархатной» — Лукашенко совершенно иной человек, чем Шеварднадзе в Грузии или Акаев в Киргизии. У него нет международной репутации, чтобы проиграть, и, в отличие от Кучмы, он хранит свои миллионы в России, а не в западных банках», — полагает британский еженедельник «Спектэйтор». И только Америка и Польша готовы идти до конца. «Лукашенко должен понимать, что любые попытки подавления демонстраций силой вызовут жесткие дипломатические, экономические и — если это будет необходимо — военные последствия», — заявляет «Вашингтон Таймс». Европейские же политики чаще отмечают, что победа на грядущих выборах Лукашенко практически обеспечена и, если ее попытаются оспорить, то он, не колеблясь, применит силу. При этом Россия его поддержит. «Лукашенко почти наверняка применил бы силу против протестующих, и мы могли бы закончить европейской версией событий на площади Тяньаньмэнь. Американские гранты не помогут молодым активистам, когда правительство пошлет против них войска», — утверждает тот же журнал «Спектэйтор».
В случае с Белоруссией Запад стоит лицом к лицу с типичной авантюрой. Белоруссия – это тот случай, когда деньгами, даже очень большими, делу не поможешь. Привычные для Запада механизмы действия тут бесполезны. Америка готова раскошелиться, а Польша уже принялась активно мутить воду. Но на сей раз им придется обломаться. Очевидность грядущего провала они не могут не осознавать уже сейчас. Но идеологическая инерция толкает их к действию, которое может принести миру или большой конфликт между США и Россией, или большую кровь в Белоруссии.