В первую очередь, для ясности, введем основные термины и понятия.
Страна – определенная в своих границах территория, населенная группой людей, объединенных общим происхождением и/или культурными традициями, общей историей, называемой в дальнейшем народ.
Государство – система общественных механизмов, созданных народом с целью обеспечения внутреннего порядка и защиты внешних интересов страны.
Суверенитет – защищенность территориальных границ и обеспечение права и возможности проводить внутреннюю политику без какого-либо вмешательства со стороны.
Далее заметим, что у любого государства есть две основные функции. Первая из них это определение (регламентирование, утверждение) общественного порядка и системы взаимоотношений (законов, норм) и обеспечение этого порядка через соответствующие механизмы (милицейская, судебная системы и т.п.). Вторая основная функция – защита внешних интересов, то есть в первую очередь суверенитета и территориальной целостности. Критерием успешности выполнения первой функции можно считать соответствие установленного порядка культуре и традициям народа, иными словами уровень «принятия» народом этого порядка или соответствие порядка менталитету народа. Следование второй функции в современном мире неизбежно ведет к обязательному наличию армии и спецслужб, а также необходимости их оснащения современным оружием и снаряжением. Что в свою очередь требует наличия современной производственной базы, необходимых для производства ресурсов и научно-технических институтов. Отсюда явно следует первостепенная важность государственного контроля над стратегическими ресурсами и государственного обеспечения развития науки и производственных технологий как обязательных условий для суверенитета.
Теперь перейдем к рассмотрению собственно государственных систем. Опираясь на исторический опыт все известные системы государственного устройства можно условно разделить на два типа – патернальные и либеральные. Основное различие между ними – идеи и постулаты, применяемые для описания народа и системы общественных взаимоотношений. Поэтому реализация конкретного типа государственного устройства сильно зависит от применимости этих идей и постулатов к народу данной страны в данный исторический момент. И, как показывает история, попытки построить государство на несоответствующих реальному положению идеях или смена менталитета народа в уже существующем государстве всегда и неизбежно приводили к государственному перевороту, то есть смене государственного устройства.
Либеральное государство
Либеральная модель рассматривает народ как совокупность независимых «атомизированных» индивидуумов, преследующих собственные интересы в конкурентной борьбе. В случае совпадения интересов граждане могут объединяться для их достижения в партии или общества. Основная цель конкурентной борьбы – получение максимальной прибыли, которая и является критерием успеха. При этом в либеральной модели не рассматривается возможность консолидации народа на базе какой-либо общей идеи, тем более не связанной с получением максимальной прибыли, так как максимальная прибыль по своему определению не может быть общей и является личной целью каждого. Соответственно, основная функция государства в такой модели – регулировка правил конкурентной борьбы и обеспечение соответствующих механизмов. Государство устанавливает общественно приемлемые правила (законы) и обеспечивает их выполнение через соответствующие механизмы – полиция, судебная система, регулировка основных рыночных коэффициентов (налоговые и учетные ставки и т.п.). Государство не вмешивается напрямую в эту борьбу и не поддерживает никого из ее участников. То есть, государство просто обеспечивает для всех равные условия. Содержится государственная система (аппарат) в этой модели за счет средств налогоплательщиков, то есть определенных процентных отчислениях, в первую очередь от прибыли.
Государство может лоббировать свои интересы, особенно стратегические (контроль над стратегическими ресурсами и развитие ВПК), поддержкой определенных игроков на рынке применяя экономические и правовые механизмы, так как в либеральной модели у государства нет возможности прямого полного обеспечения стратегических интересов через некоммерческие государственные предприятия.
Таким образом, в либеральной модели государственного устройства можно выделить следующие особенности: 1. Вследствие отсутствия общенародной идеи и соответственно безыдейности самого государства в либеральной модели допустимы любые идеологии, философии, религии и т.п. в рамках отдельных обществ и групп, не вступающие в противоречие с действующими законами. То есть либеральное государство является независимым от религии и идеологии, что дает ему определенную социальную гибкость, но в то же время размывает моральные ограничения. 2. Либеральной государство как регулятор обеспечивает всем и каждому одинаковые правила конкурентной борьбы. Но при этом не обеспечивает равных возможностей, так как возможности зависят от изначального материального положения. 3. Отсутствие механизма прямого обеспечения стратегических интересов приводит к необходимости создания и поддержания сложной схемы «лоббирования» и поддержки некоторых компаний. Эта схема вследствие большого количества участников, ориентирующихся преимущественного на личную выгоду, получается сложной в управлении и зачастую недостаточно надежной. Особенно если принять во внимание, что в реальности конкурентная борьба обычно далека от честности и строится во многом на «серых» экономических схемах. 4. Либеральное государство фактически не способно к мобилизационному развитию, так как мобилизационное развитие требует напряжения всех ресурсов народа, каковое может быть достигнуто только через общенародную идею.
Патернальное государство
В отличие от либеральной модели патернальное государство изначально строится на общей народной идее. Основная внутренняя функция государства – руководство воплощением этой народной идеи на практике. Истории известны разные общенародные идеи и разные способы их воплощения – религиозная (теократия, фанатизм), социальная (социализм, коммунизм), национальная (монархия, фашизм). В своей руководящей идеологической роли государство в первую очередь конкретизирует и определяет основную народную идею как цель своего развития. Затем разрабатывает условный план ее реализации, который становится планом государственного развития. Планирование государственного развития в свою очередь ведет за собой планирование экономики и прямое государственное управление стратегическими ресурсами, производством и научно-техническим развитием.
Государство как носитель основной народной идеи облекается народом фактически неограниченным доверием (пока государственная идея действительно соответствует народной). Это в свою очередь влечет за собой прямой государственный контроль над социальной сферой. Более того, так как в любой идее заложены определенные моральные принципы, то патернальному государству свойственен морализм, который может проявляться в различных формах вплоть до жесткого идеологического контроля.
Содержание государственной системы в патернальной модели обеспечивается прямым распределением средств. Таким образом, в патернальном государстве можно выделить следующие особенности: 1. Патернальное государство привязано к определенной народной идее и в случае смены этой идеи или изменения ее статуса быстро становится нежизнеспособным. 2. Патернальное государство обеспечивает всем равные возможности вертикальной мобильности, кроме случаев, когда вертикальная мобильность для определенных групп ограничена самой основной идеей. 3. Прямой контроль над ВПК и стратегическими ресурсами сильно упрощает защиту внешних интересов государства. 4. Патернальное государство способно на опережающее мобилизационное развитие, если оно не противоречит основной идее.
Некоторые выводы для современной России
Россия – государство, которое на протяжении всей своей истории было патернальным. В периоды своего расцвета вся страна всегда консолидировалась вокруг общей идеи. И стремление к такой консолидации органически заложено в большинстве русских людей. Русому народу свойственен морализм, и естественно стремление к закреплению моральных принципов на государственном уровне. За свою историю Россия не раз меняла свою идею. И каждый раз поиски новой идеи вели к общенародной смуте, а иногда и к русскому бунту, на первый взгляд бессмысленному и всегда беспощадному. Последний период расцвета России – Сталинская эпоха в истории СССР. С 60 – 70х годов прошлого века идея по различным причинам начала разрушаться, что и привело в конечном счете к развалу СССР. После развала коммунистической идеи и Советского Союза России была навязана западная либеральная модель общества и идея «каждый сам за себя». Попытки продвижения этой идеи привели к долгой и тяжелой смуте 90х, властному и криминальному беспределу и экономическому кризису 1998 года. На сегодняшний день либеральная идеология уже фактически провалилась и признана несостоятельной для России. Народ ищет новую идею, которая сможет установить желанный порядок. И эта идея должна определиться в ближайшее время. Согласно Кара-Мурзе, народ «разобран». Но грядет новая «сборка» народа.
Новая общенародная идея потребует изменения государственной системы, построения нового патернального государства. И в случае попыток «задавить» новую идею, противодействия со стороны государства, возможен новый бунт и новая смута, которые добавят новой идее жестких и революционных тонов.