11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
Архив материалов
 
Не отдать Курилы японцам!

Японцы взволнованы: в воскресенье их страну впервые с сентября 2000 года посетит президент России Владимир Путин. И, может быть, даже порешает вопрос по Курилам.

Не в силах выдержать томительного ожидания, некоторые японские СМИ уже поспешили поведать миру о своих надеждах как о чем-то уже состоявшемся. Во вторник газета «Майнити» со ссылкой на «источник в российском МИД» сообщила, что Путин готов представить на встрече с Дзюнъитиро Коидзуми новое предложение совместной экономической эксплуатации Курил. В стране саке и харакири это сообщение произвело настоящую сенсацию и подъем национального духа. Однако уже в тот же вторник помощник президента Сергей Приходько опроверг информацию газеты «Майнити», мягко заявив, что о наличии соответствующих документов в пакете, подготовленном к предстоящему визиту Путина, он ничего не знает. С подобной же формулировкой выступил и посол России в Токио Александр Лосюков: «Мне о такой схеме ничего не известно, не знаю, откуда могут быть такие сведения».

Ехать в Японию для Путина, скажем прямо – острый нож. Поездка откладывалась не раз. Японская сторона пыталась заманить нашего президента еще в феврале, аккурат к 150-летию первого договора с Россией, зафиксировавшего госграницу между островами Уруп и Итуруп, т.е. отдававшего Японии все Южные Курилы. Естественно, такой контекст нас не устраивал. Но и тянуть с визитом было как бы уже неприлично: премьер Коидзуми за последние годы побывал в России целых пять раз. И вот, скрепя сердце, Путин собрал в дорогу несессер и приготовился выслушивать японское нытье относительно принадлежности «северных территорий» и условий подписания мирного договора.

О своей готовности урегулировать вопрос о Курилах Путин заявил еще в начале своего первого срока на посту президента. Основой для переговоров была назначена советско-японская совместная декларация 1956 года, зафиксировавшая прекращение войны между двумя странами и провозгласившая восстановление между ними дипломатических отношений. Однако тогда вопрос о границе решить не удалось: в 9-й статье декларации Москва лишь в одностороннем порядке предложила подарить соседу меньшую часть Южных Курил – остров Шикотан и необитаемую гряду Хабомаи. Единственным условием было подписание полномасштабного мирного договора. Но на такой компромисс Япония пойти не захотела, считая своей законной собственностью всю островную гряду.

Усилия Путина спустя почти полвека после неудавшегося хрущевского подарка положения не улучшили. Результатом самурайской бескомпромиссности стало ужесточение позиции Кремля: в сентябре в ответах на вопросы телезрителей, встревоженных прецедентом с Большим Уссурийским, президент заявил, что российский суверенитет на Южных Курилах предметом переговоров не является.

Да и с какой бы стати? Вообще, непонятно, на каких основаниях эта страна может претендовать на чужие территории? И почему она не предъявляет права, например, на Перл-Харбор? А может, Япония находится вовсе не на той планете, на которой действуют законы международного права? Впрочем, японцев по многим приметам можно признать как минимум инопланетянами, но об этом – в другой раз.

Кто забыл, дело было так. Жили-были японцы. В 1945 году они вступили в мировую войну в качестве агрессора. И были разбиты. Что важно – при самом действенном участии советской армии. 2 сентября 1945 года на линкоре «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии, по которому Курильские острова, не делящиеся тогда, кстати, на «северные» и «южные», были закреплены за Советским Союзом. Своей подписью под документом японские военачальники признали не только свое поражение в войне, но и принадлежность островов СССР. Формально Курилы относились к Японии лишь сорок лет, перейдя к ней в 1905 году по Портсмутскому Договору в результате победы в русско-японской войне и вернувшись обратно в 1945-м. Российской же территорией Курилы считались с седой древности: еще в 1755 году населяющие Курильскую гряду айны согласилась принять русское подданство и платить ясак. Японцами, к слову, в то время едва пахло даже на Хоккайдо.

Так называемой «спорной зоной», т.е. предметом переговоров, Южные Курилы стали лишь благодаря геополитическому таланту Борису Ельцина, узаконившему этой статус своей подписью под декларацией 1993 года. Этот факт, собственно, и является на сегодняшний день одним из главных козырей Токио. По мне, так пусть они засунут его себе под кимоно.

Вообще, мелкие уступки японцам, только раздразнивающие их аппетиты – коронный номер наших либералов ельцинского призыва. Если, допустим, вспомнить Думу прошлого созыва, то можно просто поразиться, с какой настойчивостью депутаты фракции «Яблоко» пытались провести решения, которые бы позволили Япония «забыть свои обиды». Другой живой пример –  Борис Немцов, в 1998 году подписавший межправительственное соглашение между Японией и Россией о некоторых вопросах по рыболовству. Весь секс в том, что подписанты по своему статусу были явно неравнозначными: российский вице-премьер и… ассоциация рыбопромышленников острова Хоккайдо. После такого случая разве что самый распоследний рекламный агент из «Майнити» не считает себя готовым подписать с Путиным указ о передачи Японии острова Сахалин и всей Камчатки в придачу.

Политически неверным следует признать и само именование российских островов японскими словами «Итуруп», «Кунашир», «Шикотан» и «Хабомаи». Согласно федеральному закону о географических наименованиях от 1996 года, российские территории и называться должны по-российски. Не называем же мы Хабаровск и Владивосток так, как пишется на китайских картах – Боли и Хайшэньвай. И не будем называть, на что очень хочется надеяться. Заметим, кстати, что многие войны начинались именно с картографической агрессии. И потакать ей на официальном уровне, по меньшей мере, недальновидно.

По словам депутата Государственной Думы от Сахалина Ивана Ждакаева, «министр иностранных дел или неграмотный, или специально дискредитирует Путина, приучая президента к японским названиям российских островов. На российской карте есть Малая Курильская гряда. В эту гряду входят порядка двадцати мелких островов. Японцы специально дали одно название Хабомаи, чтобы подчеркнуть свое несогласие с принадлежностью этой территории России. Острова Малой Курильской гряды имеют русские названия: Осколки, Маячный, Полонского, Зеленый, Анциферова, Танфильева и другие».

Помимо декларации от 1993 года и собственных названий островов есть в рукаве у японцев и еще один козырь – рост товарооборота. Его объем как по заказу вырос с 2003 по 2004 год на 40 процентов, достигнув 9 миллиардов долларов. Вот на такое темпы купиться, наверное, можно. Есть такая опасность. Тут самое время напомнить, что во времена строительства БАМа Япония инвестировала в СССР  миллиарды долларов. И вопрос о «северных территориях» ребром никто тогда не ставил. Да и кто этого больно-то допустил бы? Советское руководство тщательно блюло как геополитические, так и экономические интересы своей страны. Как-никак, через Курильские скалы проходит 80 процентов лососевых и 30 процентов сельди всего мира. А это покруче будет, чем завод «Тойоты» в Петербурге!

 

mediactivist.ru


0.097632169723511