19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
Архив материалов
 
Экономика Лукашенко

В течение последних нескольких лет Беларусь в силу целого ряда обстоятельств была помещена на авансцену мировой и региональной политики. Продвижение НАТО и ЕС на Восток, относительная активизация внешней политики России на фоне дальнейшего ухудшения положения внутри страны, проведение государственных переворотов в ряде стран СНГ - все это сделало Беларусь ключевой для региона территорией с военной и геополитической точки зрения. На этом общем фоне, однако протекает и другой, не менее важный процесс - становление самой Беларуси как самостоятельного субъекта мировой политики. Руководство страны, как и простые белорусы, начинает понимать не только то, что до Беларуси всем есть дело, но и то, что самой Беларуси должно быть дело до всего. В той ситуации, в какой оказалась республика, отсутствие активной позиции по какому-либо вопросу становится непозволительной роскошью. В силу логики геостратегического противостояния, одной из арен которого стала Восточная Европа, уклониться от всестороннего вовлечения в это противостояние становится невозможно.

Становление Беларуси в качестве полноценного субъекта мировой политики обусловлено не только внешними факторами. Оно основано на соответствующих предпосылках во внутренней жизни страны. К таким предпосылкам следует отнести консолидацию политического поля страны (поражения оппозиции на всех фронтах и борьба с коррупцией), восстановление и закрепление в Беларуси основных институтов советского сверхобщества (идеологический механизм, сверхгосударственные структуры и т.д.), усиление информационной политики властей и, в особенности, ее политтехнологической составляющей и др. Однако большинство этих факторов остались незамеченными наблюдателями. Основное внимание привлекают к себе успехи социально-экономического развития страны, которые в 2004 году достигли таких масштабов, что даже Запад, несмотря на активизацию информационной кампании против Александра Лукашенко, стал поговаривать о "белорусском экономическом чуде". Поскольку, как все мы знаем, чудес не бывает (по крайней мере, чудес социального масштаба), постольку белорусское "чудо" следует понять как закономерный результат каких-то событий и мероприятий. Начать здесь следует с описания основных параметров этого "чуда".

Республика Беларусь обладает так называемой сервисно-индустриальной экономикой. Промышленность и строительство составляют 33,3% ВВП, сельское хозяйство - 8,9% ВВП, сектор услуг, соответственно, 57,8% ВВП (в том числе 14,2% ВВП составляют чистые налоги на продукты). Из примерно 2,81 миллиарда долларов доходной части бюджета 2004 года примерно 2,6 миллиарда долларов составляли текущие налоговые доходы.

Наблюдавшийся в 2004 году рекордный рост ВВП в Беларуси был первым явлением, которое привлекло внимание наблюдателей. На протяжении послесоветских лет этот показатель изменялся примерно так. Начиная с 1990 года, страна теряла, в среднем, около 10% ВВП в год (в сравнении с предыдущим годом). Положение начало исправляться только в 1996, когда был зафиксирован 2% экономический рост. После значительного замедления экономического роста в конце 90-х, вызванного последствиями финансово-экономического кризиса в России (основного потребителя белорусской промышленной продукции), в 2003 и 2004 годах белорусская экономика вернула свою динамику.

Обратите внимание на ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году:

1995 г. - 89,6;   1996 г.- 102,8;    2002 г. - 105,0;     2003 г. - 107,0;   2004 г.-111,0

За счет каких отраслей народного хозяйства обеспечивается такой экономический рост? Прежде всего, за счет промышленного роста. Рост промышленного производства в 2004 году составил 15,9% относительно предыдущего года. Несмотря на заявления белорусского руководства, основные показатели по промышленности не достигают сегодня уровня 1990 года. Вполне вероятно, что никогда их и не достигнут, потому что, в силу объективных причин, изменяется структура белорусской промышленности. Но если взять кризисный 1995 год (последний год отрицательного экономического роста), то в сравнении с ним абсолютные показатели работы промышленности будут выглядеть следующим образом.

Сравнительно с 2003 в 2004 году были значительно увеличены объемы первичной переработки нефти, производства минеральных удобрений и тракторов (соответственно, на 17%, на 9% и на 27%). Это товары, составляющие основу белорусского экспорта. Примечательно, что наибольший рост производства наблюдается именно в тех сферах, где концентрация производства достигает наивысшей степени. Так, в химической промышленности (куда входит производство минеральных удобрений) 8 предприятий производят 82% всей продукции отрасли. Тракторный завод – единственное в своем роде предприятие. 96% первичной переработки нефти осуществляется 8 предприятиями. Вся электроэнергетика (17% роста за 2004 год) полностью находится в руках 8 субъектов хозяйствования. Производство грузовиков осуществляется двумя предприятиям, одно из которых (Минский автомобильный завод) является также единственным в республике производителем автобусов (объемы производства грузовиков возросли на 18,7%, автобусов - на 22%).

2004 год был крайне успешным лично для Александра Лукашенко, потому что в этом году дала результаты политика поддержки сельского хозяйства, неуклонно проводимая им, в том числе, несмотря на многочисленные заявления со всех сторон о бесперспективности этой политики. В стране был собран рекордный с советских времен урожай зерновых (более 7 миллионов тонн). В целом, рост продукции сельского хозяйства в сравнении с предыдущим годом составил 12,6%. Объемы продукции растениеводства превзошли соответствующие показатели за 1990 год, чего нельзя сказать про животноводство.

Как будет показано ниже, соответствующим образом обстоят дела касательно потребления основных продуктов в Беларуси.

По окончании уборочной кампании было заявлено о практически полном преодолении проблемы убыточных хозяйств в стране (в 2003 году таковых было более 57%). Точные данные на этот счет в настоящее время отсутствуют. Однако выход на общую положительную рентабельность сельскохозяйственной продукции в 2004 году стал реальностью.

Рост в секторе услуг в 2004 году соответствовал показателям по промышленности и сельскому хозяйству. Пропорционально улучшению материального положения населения росла розничная торговля (12% в 2004 году), объем оказанных населению платных услуг (11% в 2004 году). Характерно, что в 2004 году усилилась тенденция снижения доли продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли. Если в 2003 году продовольственные товары составляли 60,1% товарооборота, а непродовольственные - 39,9%, то в 2004 году цифры эти были, соответственно, равны 55,7% и 44,3%.

В 2004 году продолжался рост грузооборота (на 6%) и пассажирооборота (менее 0,1%) транспорта в республике. Однако по этим показателям страна по-прежнему находится далеко позади уровня 1990 года (пассажирооборот составляет 66% от уровня 1990 года, а грузооборот - 55%). Причем, по ряду показателей (например, пассажирооборот внутреннего водного транспорта) рост отсутствует уже на протяжении нескольких лет (и в ближайшем будущем не предвидится, в силу объективных причин).

Довольно противоречивая ситуация сложилась в сфере инвестиционной активности. Внешне здесь все выглядит благополучно: рост инвестиций в основной капитал на 21% по отношению к 2003 году. Причем, естественно, подавляющее большинство этих инвестиций - внутренние инвестиции. Однако структура инвестиционной активности показывает фактическое замедление роста вложений в сфере, где они нужны больше всего - в промышленности. Так, если в 2003 году рост инвестиций в этой сфере составил 33%, то в 2004 году - 22%, в то время как рост инвестиций в сфере услуг ускорился (с 13% до 20%). И это - при довольно высоком и постоянно растущем уровне износа основных фондов: коэффициент обновления основных фондов промышленности – 3,1%, коэффициент выбытия – 1,3%.

Что касается жилищного строительства, то здесь Беларусь по-прежнему находится далеко позади того уровня, который был достигнут в советское время. Так, если в 1990 году ввод жилья составлял 518 метров квадратных на 1000 человек в год, то в 2004 эта цифра равна 356. Более того, до сих пор еще не восстановлены темпы строительства, характерные для периода перед финансовым кризисом 1998 года (361 квадратный метр на 1000 человек в 1998 году). Однако в сравнении с 2003 годом достигнуто значительное увеличение темпов строительства (на 16% - с 306 до 356 метров квадратных на 1000 человек в год).

В 2004 году продолжало расти отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь. Разница между экспортом и импортом товаров составила -2,717 миллиардов долларов. Причем, со странами СНГ -4565, а со странами вне СНГ +1848. Основным торговым партнером Беларуси остается Россия (47% экспорта и почти 61% импорта). В структуре экспорта важнейшее место занимают следующие группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства (23,2%), минеральные продукты (27,4%), черные и цветные металлы (8,8%) и продукция химической промышленности (15,4%). Те же группы товаров являются важнейшими в структуре импорта Беларуси. В настоящий момент (по состоянию на июнь 2005 года) обеспечено положительное внешнеторговое сальдо (294,4 миллиона долларов), в основном, за счет увеличения объемов первичной переработки нефти и экспорта нефтепродуктов.

По состоянию на 2003 год объем транзита через территорию Республики Беларусь газа составил 254 млн. метров кубических, нефти – 1820 тыс. тонн. Однако следует учитывать, что в 2004 году объем транзита был значительно увеличен. Соответственно, увеличились и доходы от него.

Таковы основные показатели экономического развития Республики Беларусь за последние годы. В принципе, никакого чуда здесь нет. Конкретно 2004 год был крайне успешным. Однако предпосылки этого успеха была заложены ранее, а частично – вообще не зависели от действий белорусского руководства. Прежде чем перейти к рассмотрению причин успешности экономической политики А.Лукашенко, следует обратить внимание еще на одну группу показателей.

Вот динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в Беларуси:

 

1995 г.-  65,1;  1996 г. - 113,5;  1997 г. - 117,5;    1998 г. -127,5;

1999  г. - 97,6;  2000 г. - 113,8;    2001 г. -128,1;  2002 г. - 104,0;

 2003 г. - 100,7; 2004 г.- 109,3

Как видно, начиная с 1995 по этому показателю наблюдался прервавшийся только в 1999 году (в силу влияния на экономику республики российского экономического кризиса 1998 года) рост. При этом, в 2003 году, который был относительно успешным с точки зрения экономического развития, роста по этому показателю почти не было. Поскольку дается статистика реальных денежных доходов, постольку данные о инфляции нет нужды приводить (в 2004 году индекс потребительских цен составил 14%).

Теперь обратим внимание на следующее: в 1995 году уровень реальных денежных расходов населения был самый низкий в истории современной Беларуси. Однако структура расходов населения в 1995 и в 2003 годах была следующая.

Товары и услуги:

1995 г.- 71,0

2004 г. -71,9

Обязательные и добровольные платежи

1995 г.- 6,2

2004 г. -10,6

Накопления

1995 г. -22,8

2004 г. 17,5

Как видно, несмотря на значительный рост денежных доходов, та их часть, которая тратилась на товары и услуги (60,1% всех потраченных на товары средств в 2003 году пошли на покупку продовольственных товаров) и на обязательные платежи выросла. Обычно эти статьи расходов увеличиваются на фоне обеднения населения. В условиях же экономического роста это означает, что еще быстрее, чем реальные денежные доходы росли вынужденные расходы населения: на оплату услуг ЖКХ, медицинских и образовательных услуг. Иначе говоря – это результат частичной коммерциализации традиционно социальных сфер жизни. Интересную информацию дает также рассмотрение статистики потребления основных продуктов питания в Беларуси (на душу населения).  Уровень потребления 1990 года по продуктам животноводства до сих пор остается недосягаемым. Рост потребления наблюдается по наиболее дешевым продуктам питания. Примечательно, например, что при значительном увеличении производства молока в 2004 году по сравнению с 2003 годом (с 474 до 524 килограммов на душу населения), потребление его снизилось с 265 до 253 килограммов. Следует также учесть, что значительная часть потребляемых картофеля и овощей, а также плодов и ягод – это результат хозяйственной деятельности белорусов на «приусадебных» участках.

Таким образом, факторы, обусловившие белорусское «экономическое чудо», можно разделить на три группы. К первой группе мы отнесем внешние факторы. Рост спроса и цен на нефть и нефтепродукты. Увеличение объемов нефтяного и газового транзита через территорию страны. Рост российской экономики как основного потребителя товаров, произведенных белорусской экономикой. Экономический рост в других странах, на рынках которых белорусская продукция является конкурентоспособной (Украина, Молдова). Улучшение отношений с Китаем. Активизация экономической деятельности белорусского МИДа. Все это способствовало наращиванию экспорта, ликвидации отрицательного сальдо платежного баланса, обеспечивало белорусские предприятия сбытом (проблемы со сбытом возникли в начале 2005 года, в результате введения новых правил взимания НДС в отношениях с Россией, однако в настоящий момент, ситуация нормализовалась). Во вторую группу факторов, обусловивших успехи экономического развития Беларуси, следует внести внутренние социальные факторы. Важнейшим из них является ужесточение эксплуатации человеческого материала (укрепление трудовой дисциплины, введение контрактной системы, ужесточение трудового законодательства по отношению к работникам). Сюда же следует отнести частичную коммерциализацию традиционно социальных сфер жизни – медицинских услуг, высшего образования, почтовых и прочих услуг. Как видно из вышеприведенных таблиц, важным фактором, подготовившим успехи 2004 года, было сдерживание роста реальных доходов населения (рост на 0,7% за 2003 год) и направление значительных средств на инвестиции в основной капитал.

Факторы, входящие в третью группу, можно назвать структурными. Сюда следует отнести консолидацию политического поля страны – разгром оппозиции и борьба против коррупции в «президентской вертикали»; концентрацию наиболее перспективных субъектов хозяйствования в руках руководителей, входящих в «команду Президента»; обеспечение качественно нового уровня взаимодействия государственных органов с целью решения комплексных задач (разработка и начало реализации Программы возрождения и развития села); воссоздание идеологического механизма и обеспечение выполнения функции стратегического целеполагания для руководителей страны, выполняемой идеологией. В целом, в зависимости от предпочтений, совокупность факторов, входящих в эту группу, можно назвать налаживанием сверхгосударственных механизмов управления общественными отношениями или обеспечением верховенства принципа целесообразности в отношении принципа формальной законности.

Деятельность Александра Лукашенко можно оценивать по-разному. Я думаю, что моральных оценок здесь лучше избежать. Есть критерий экономической эффективности – в соответствии с ним, белорусское руководство получает 4,5 из 5. Есть критерий социальной эффективности – в соответствии с ним, белорусское руководство получает 3 из 5 (негативные тенденции в социальной сфере – убыль населения, распространение наркомании и алкоголизма, др. – сохраняются). Но если рассматривать, например, вторую из перечисленных групп факторов, то не следует здесь впадать в иллюзии. Тот уровень эксплуатации, при котором жили советские граждане, недостижим ни для кого и никогда. А негативные явления в социальной сфере, которые характерны для современной Беларуси, были характерны и для Беларуси советской, при всей гуманности ее социально-экономического уклада. Уровень жизни и демографическое воспроизводство – это параметры, не имеющие друг к другу прямого отношения. И проблема демографии сегодня не решена даже в наиболее благополучных с точки зрения уровня жизни странах мира. Поэтому вряд ли стоит возмущаться использованием экономического принуждения для обеспечения социально-экономического развития – это явление неизбежное.

Белорусская экономика вступила в новый этап развития. Перед страной стоят качественно новые задачи, требующие качественно новых средств их решения. Разработка и реализация крупнейших проектов развития, подобных Программе возрождения и развития села, - это верный показатель того, что структурно белорусское общество остается способным давать адекватные ответы на вызовы времени. Важнейшей задачей сегодня является осознание специфических для нового этапа развития проблем социальной жизни и выработка инструментария решения этих проблем.

Царик Юрий, председатель интеллектуального клуба «Аркс»


0.13830494880676