То, что Кремль за долгие годы научился, наконец, управлять собственной страной с помощью пиара, телепропаганды и мимикрии, выставляя белое черным и наоборот, не должно удивлять: время такое, «медийное». Но вот то, что Кремль, уверовав в это свое умение потрясать несуществующими мускулами, решил показать теперь уже и внешнему миру, где раки зимуют, смущает: не все ведь на планете смотрят программу «Время», отлакированную до блеска. Опять вот-вот конфуз произойдет, как в случае с январским «триумфом» в газовой войне с Украиной.
Нет, речь не о громких инициативах российского МИДа в вопросе иранской ядерной программы, на деле обернувшихся пшиком. И даже не о визите в Москву лидеров ХАМАС, затеянном Кремлем, кажется, с единственной инициативой — с подачи Вашингтона потребовать от палестинцев признания Израиля. Речь — о новом скандале на просторах СНГ, в котором Кремль ведет себя столь лицемерно, что стыдно становится.
3 марта глава украинской таможни Александр Егоров подписал распоряжение о введении новых таможенных правил на границе с Приднестровьем. Согласно ему, все грузы, перемещаемые через украинско-приднестровскую границу, должны проходить оформление в молдавских таможенных органах. Распоряжение это явилось результатом совместной проработки Кишинева и Киева и уже получило одобрение Евросоюза в лице верховного представителя по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы.
Идея Кишинева оформлять своими таможенными печатями приднестровские товары, вывозимые на экспорт, далеко не нова. Еще 1 сентября 2001 года Республика Молдова, в нарушение Московского меморандума 1997 года (до сих пор, по сути, единственного документа, регулирующего отношения между левым и правым берегами Днестра), односторонне изменила свои таможенные правила, введя новые таможенные печати. По новым правилам, любой товар, покидающий территорию Молдовы (в границы которой Кишинев, разумеется, включил и фактически независимое от него Приднестровье), подлежал таможенному оформлению в молдавских госорганах. Естественно, Тирасполь новых печатей не получил. Кишинев придумал и так называемый «акциз» — обязательную сертификацию всех предприятий ПМР, работающих на экспорт. На практике это означало, что предприятия Приднестровья, желающие сбывать свою продукцию за границей, обязаны были идти на поклон в Кишинев. К счастью для ПМР, тогдашнее правительство Украины не пошло навстречу Молдове и, продолжая признавать законными как молдавские, так и приднестровские таможенные печати, спокойно пропускало левобережные составы через свою территорию.
Важно понимать, что промышленный экспорт — важнейшая составляющая экономического и, в итоге, политического суверенитета Приднестровья. Так, по данным торгово-промышленной палаты Приднестровья, внешнеторговый оборот ПМР составил за 2005 год около 1,5 млрд. долларов, 40% которого составил экспорт. Экспорт в страны СНГ достиг 308.4 млн. долларов, из них в Россию — 231,5 млн., на Украину — 12,8 млн. и в Молдавию — 59,4 млн. долларов. Исторически весь промышленный потенциал советской республики Молдавия был сосредоточен на левом берегу Днестра. И уже в наше время стало понятно, что для подавления сопротивления приднестровцев гораздо важнее не столько захватить непризнанную республику военным путем, сколько удушить ее экономической блокадой. Полная таможенная изоляция ПМР практически неминуемо ведет не только к глобальному экономическому кризису Левобережья, но и к его политическому коллапсу, поскольку директора предприятий традиционно составляли в Приднестровье важную политическую силу (хотя республике и удалось избежать обвальной приватизации по российскому образцу).
После победы «оранжевой революции» в Киеве, однако, всё поменялось. Летом прошлого года Тирасполь попытался было (возможно, с подачи Москвы) договориться с новой украинской властью, однако это не удалось. И теперь Киев, забыв о своем статусе посредника в переговорах, занял откровенно прокишиневскую позицию, фактически присоединившись к блокаде приднестровского экспорта. Теперь, по сообщению агентства NEWSru.com, все приднестровские потребительские товары, пересекающие границу с Украиной, должны будут не только следовать через пункты пропуска Молдовы, но и облагаться 20-процентным НДС, акцизами и таможенными пошлинами.
Едва новые правила вступили в силу, как они вызвали резкий рост напряженности на границе Приднестровья и Украины. За пять дней блокады убытки ПМР составили 10 миллионов долларов — для республики это очень много. Все, что смогла противопоставить этому ПМР, — ввести ответную блокаду украинских товаров и отменить очередной раунд переговоров по урегулированию, обвинив Киев в том, что тот превратился из государства-гаранта в участника конфликта.
В числе прочего, на границе ПМР и Украины оказались задержаны российские транзитные поезда. По этому случаю «группа российских экспертов» отправилась в ПМР для изучения ситуации, в то время как МИД России выступил с грозным заявлением «О ситуации вокруг Приднестровья», выдержанным в духе советских «тассовок».
«То, что в Кишиневе и Киеве пытаются представить как наведение порядка на границе, — говорится среди прочего в заявлении МИДа РФ, — в действительности является очередной попыткой оказать экономическое давление на Тирасполь с целью принуждения его к политической капитуляции в вопросах приднестровского урегулирования. Решение этих вопросов должно достигаться только за столом переговоров и на справедливой основе.
Казалось бы нынешняя непростая ситуация в регионе требует учета реалий и трезвости от Молдавии, как стороны конфликта, и от Украины, как одного из посредников в политическом урегулировании. На деле же происходит обратное. Возникает вопрос о политической ответственности тех, кто принимает такие решения. Ведь по сути игнорируются права Приднестровья во внешнеэкономической деятельности, которые зафиксированы в действующем международном документе — Меморандуме об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем 1997 г.
Российская Федерация как страна-гарант урегулирования, интересы которой непосредственно затронуты, призывает пересмотреть введенный для Приднестровья таможенный режим и немедленно начать консультации всех заинтересованных сторон с целью выработки взаимоприемлемых путей решения проблем.»
Замечательный слог. Сказано сколь громко, столь и убедительно. Делал ли мужественное лицо диктор, зачитывающий это заявление в программе «Время»?
Между тем, и Киев, и Кишинев уже успели выразить недоумение в отношении подобной позиции Москвы, тут же припомнив ей совместное заявление президентов России и Украины от 15 декабря 2005 года. Принятое в контексте «Большой газовой игры», это заявление являлось недвусмысленной сдачей Приднестровья Кремлем в обмен на туманные и так в итоге и не сбывшиеся преференции в вопросе о цене за газ.
Чем же интересно было то заявление? Прежде всего, президент Путин подтвердил перевод переговоров о будущем Приднестровья из формата «пятерки» (Россия, Украина, Молдавия, ПМР и ОБСЕ) в формат «5+2» (те же плюс США и Евросоюз), то есть ввел в эту изнурительную геополитическую игру на правах равноценного игрока еще и США. Путин фактически дезавуировал заявление МИДа РФ от 13 декабря 2005 года, в котором признавались итоги выборов в Верховный Совет ПМР, и призвал, вслед за Ющенко, к новым «транспарентным и демократическим выборам в Верховный Совет ПМР при участии международного сообщества». Путин согласился с антиприднестровским «планом Ющенко» по урегулированию молдо-приднестровского конфликта, признав «украинские инициативы» в качестве основных на этом направлении. Попутно Путин несколько раз подтвердил «единство и неделимость» Молдовы, тогда как будущее Приднестровья разглядел лишь в некоем «особом правовом статусе на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова».
На фоне этого заявления натужные крики российского МИДа выглядят совсем уж нехорошо. Спрашивается, кто же на самом деле принуждает Тирасполь к политической капитуляции?
К слову сказать, вовсе не следует считать декабрьское совместное заявление двух президентов, сделанное явно из расчета других, более важных для России побед, неким случайным казусом, досадной ошибкой Путина. Нет, такова целенаправленная политика Кремля, проводимая по отношению к Приднестровью все 15 лет его независимости. О признании его независимости де-юре речь не шла никогда; более того, Кремль не пожелал даже открыть в Тирасполе российское консульство — и это в ситуации, когда более 100 тысяч жителей ПМР имеют гражданство России. Все последние годы Кремль подтверждает подписанные Ельциным Стамбульские договоренности от 1999 года, согласно которым Россия обязалась полностью вывести из Приднестровья гарант стабильности в регионе, 14-ю армию, от которой сегодня в ПМР остался в лучшем случае батальон. И так же, все последние годы после прихода к власти в Республике Молдова коммуниста Воронина, Кремль зациклен на совершенно оторванной от жизни геополитической концепции, согласно которой «мы сначала сдадим Приднестровье Молдове, а потом, благодаря нашему газу и коммунистическому интернационалу, захапаем Молдову целиком». Откровенные попытки сместить ныне действующую власть в Тирасполе предпринимались Кремлем и раньше: достаточно вспомнить выборы в Верховный Совет ПМР 2000 года, на которых взять власть попытался оппозиционный десант из московской «Единой России» под кураторством Франца Клинцевича.
Разумеется, официальная пресса и придворные аналитики уже попытались в очередной раз назвать черное белым и прославить действия Кремля, смешав с грязью всех остальных. Глядите, заявляют они, как подставился Ющенко, каков провал внешней политики Киева за несколько недель до парламентских выборов на Украине! Глядите, как обвела всех вокруг пальца Россия, подтолкнув Приднестровье к оправданному выходу из невыгодных для Москвы переговоров! Между делом подразумевается, что подобное таскание Тирасполем российских каштанов из огня — вещь сама собой разумеющаяся: «выборы на Украине — это главное, а блокаду пусть потерпят». Достойная логика, нечего сказать. И уж конечно, вот-вот «ужо Россия встрепенется», да и обрушится на врагов Приднестровья всей имеющейся силой.
Между тем, гораздо более верный способ поведения России по отношению к непризнанным республикам на территории распавшегося СССР не просто известен, но с недавних пор стал вполне реальным. На рубеже 2005-2006 годов в международной дипломатии отчетливо проявился так называемый «казус Косова»: мировое сообщество готовится юридически признать (и к концу 2006 года, видимо, признает) независимость новообразованного государства Косово на основе права его албанского большинства на самоопределение, без всякого внимания к территориальной целостности Югославии. Это дает России великолепную возможность, руководствуясь едиными международными стандартами, не только признать суверенитет Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, но и включить эти земли в состав России на основе волеизъявления их граждан. Обладай Кремль реальной, а не мифической политической субъектностью, процесс шел бы именно в таком направлении. Но о том, как он будет развиваться на самом деле, думать, честно говоря, не хочется: стыдно.
Денис Тукмаков