Кирон Киннан – недавно закончивший университет 23-летний историк на днях пытался пройти стажировку в музее исторического комплекса «Королевский павильон». Чтобы получить место, он подал заявку в городской совет Брайтона и Хоува. Какого же было его удивление, когда из Совета ему пришёл отказ. Члены совета, ссылаясь на «Закон о расовых отношениях» (Race Relations Act) отказали Кирону Киннану на том основании, что он… белый! Согласно этого закона, белые люди исключаются из заявок на работу с зарплатой в 9 тысяч фунтов в год, чтобы помочь заполнить служебные места представителям этнических меньшинств. Если бы Кирон Киннан был негром, арабом, китайцем или на худой конец каким-нибудь метисом – проблем не возникло бы. Но чистокровный белокожий англичанин Киннан пришёлся в Англии не ко двору. В бывшей летней резиденции королевы Виктории могут работать только цветные, но никак не соплеменники указанной королевы. Всё, как говорится, приплыли.
Вы спросите, а что нам за дело до Англии и её сумасшедших законов, которые дискриминируют коренных? Ой, не спешите с выводами, дорогой читатель. Вся штука в том, что очень скоро в России случаи, подобные случаю с Кироном Киннаном, станут вполне рядовым явлением. Ибо российская власть сегодня делает для этого всё возможное. Самым показательным документом в этой связи является Указ Президента РФ № 637 от 22 июня 2006 года. Рассмотрим этот документ, дабы всякие сомнения о том будущем, которое уготовано русскому народу, исчезли.
Указ называется по-чиновничьи красиво: «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Это, как говорится, ещё не придел изобретательной идиотии российского чиновничества. Например, полностью высший законодательный орган страны называется Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кто выдумывает такие названия – мне лично неведомо, но ясно, что человек с такими мозгами и законы будет придумывать не лучше. Что мы и имеем в случае с Указом № 637.
Итак, этот Указ регламентирует создание особых условий для переселения в Россию соотечественников. Но кто понимается под соотечественниками – об этом в документе ни гуг-гу. В русском языке под соотечественниками подразумеваются граждане России, которые по каким-то причинам оказались за границей. Однако, на примере названия Указа № 637 и названия высшего законодательного органа страны мы видим, что российские чиновники в своей ежедневной практике пользуются не русским языком, а каким-то другим, который только похож на русский. Итак, кого считают соотечественниками чиновники?
Начальник Департамента по связям с организациями соотечественников Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Вячеслав Немцев в эфире радиостанции «Эхо-Москвы» 8 февраля сего года дал ответ на прямо ему поставленный вопрос: «Кто такие соотечественники?». Вот что ответил сей государственный муж: «Мне очень импонирует то определение, которое я прочитал на сайте МИДа. А там предлагается считать нашими соотечественниками всех выходцев и их потомков из Советского Союза и его государственно-правовых предшественников, кроме представителей титульных наций в бывших республиках СССР, если, конечно, они сами себя считают нашими соотечественниками, и не мыслят свою жизнь и будущее своих детей без тесных связей с Россией, её культурой».
Это очень тонкий момент, попробую его пояснить. Согласно приведённой Вячеславом Немцевым формулировки, представители титульных наций из бывших республик СССР вроде как соотечественниками не считаются. Например, таджик, живущий в Таджикистане, не будет считаться соотечественником. А узбек, живущий в Таджикистане, который «не мыслит свою жизнь и будущее своих детей без тесных связей с Россией»? Ну тогда это разумеется стопроцентный соотечественник: ведь он а) не является представителем титульной нации и б) не мыслит свою жизнь без России. Таким образом получается, что для того, чтобы таджика, живущего в Таджикистане, российские чиновники посчитали соотечественником, этому таджику сперва необходимо переселиться в другую бывшую республику (не Таджикистан), а оттуда уже махнуть в Россию, объявив себя соотечественником, который просто умереть может без русской культуры. А если применить определение, которое Вячеслав Немцев вычитал на сайте МИД, к тем таджикам, армянам, азербайджанцам, узбекам, которые проживают сейчас в России? Да как божий день ясно, что они полностью подходят под это определение. Ведь таджик, живущий в России – он ведь не представитель титульной нации? Кто бы спорил, конечно нет. Он выходец или потомок выходца из СССР? Да и с этим никто спорит – ясен пень. Ну а если он к тому же «не мыслит свою жизнь и будущее своих детей без тесных связей с Россией и её культурой» (о чём и сообщит соответствующему чиновнику)? Да чиновник со слезами на глаза ему на грудь бросится, приговаривая: «соотечественник ты наш дорогой, сколько же мы тебя тут ждали».
Словом, использовав в Указе Президента РФ № 637 слово «соотечественник», наши хитрые чиновники напустили туману по поводу того, что речь вроде бы идёт о русских, проживающих за пределами России. Но при ближайшем рассмотрении видим, что в данном Указе речь идёт вообще обо всех выходцах (и их потомках) из бывшего СССР – абсолютно обо всех национальностях. Причем, разумеется, самыми первыми, кто сможет воспользоваться этим Указом, являются все те «трудовые иммигрантны», которые уже сейчас живут в России. Что же гарантирует им Указ и Государственная программа, утверждённая специально для этого Указа? Читаем: «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом …, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов». Ну это мы уже давно слышали: рабочих рук в России не хватает.
Читаем далее: «Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии». Ну про ксенофобию – это я не спорю. Увеличение числа «выходцев из СССР, не мыслящих себя без России» в русских городах очень сильно влияет на рост ксенофобии. Для снижения ксенофобии неплохо бы этих «выходцев» отправить куда-нибудь в район сибирской тайги – лес валить. Но нет, в Госпрограмме чёрным по белому сказано: «Выход из этой ситуации – в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации».
Понимаете? «Выходец», который будет назван соотечественником, сам – осознано – будет выбирать, где он захочет поселиться. С учётом «социально-экономического положения субъектов Российской Федерации» разумеется. Ну то есть он прикинет на пальцах, что социально-экономическое положение Москвы, значительно лучше, чем положение, скажем, Магадана, и решит осесть именно в Москве – вполне осознанно. Кто ему помешает? Согласно Указа – никто.
Или вот такой перл: «Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются … обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества». То есть интересы переселенцев стоят на первом месте, а интересы «принимающего сообщества» – нас с вами – на последнем. Интересно девки пляшут! И ведь что характерно, для граждан России, для русских людей наши добрые чиновники нашли оборотец какой: «принимающее сообщества».
Ну ладно, принимающее, так принимающее, сообщество, так сообщество. Вот хочу задать вопрос представителям принимающего сообщества: как у вас с жилищным вопросом? В смысле: не обуревают ли последнее время мысли о том, что квартирка стала тесноватой для вашей разросшейся семьи? Нет ли желания получить новую – более просторную, а то и дополнительную квартиру? Что? Есть такие мыслишки? Ну ничего проще – берите ипотечный кредит, влезайте в долги и покупайте себе новую квартиру. Что? Слишком большие проценты на кредит? Слишком высокие цены на жилплощадь? Сочувствую, ну тогда хоть порадуйтесь за наших дорогих соотечественника. Ведь Госпрограмма «в рамках региональных программ переселения» гарантирует «обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем». Вот так вот. За наши с вами деньги (ведь мы вроде как налогоплательщики) «потомки выходцев из СССР» будут получать квартиры в наших городах. Ну просто слеза умиления проступает.
Или вот такой момент. Ладно, допустим чиновники правы и своих рабочих рук в Росси не хватает (это очень спорно, но допустим). Предположим, что нам нужны руки «выходцев из СССР». Но вот вопрос: чиновники предполагают, что наш народ и далее будет уменьшаться по миллиону в год? Они ничего не собираются делать для того, чтобы приостановить такую ситуацию? Если собираются, то трудовые переселенцы должны приехать на ограниченное время, а потом уехать обратно. В этом случае они должны приехать одни, без всяких там своих семей. Но нет, в Госпрограмме сказано: «Добровольное переселение участников Государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения». Но позвольте? На кой нам члены их семей? Допустим таджик ещё может пригодиться при повалке леса или прокладывания дороги в условиях вечной мерзлоты, а его женушка и выводок детишек нам на кой чёрт надобен? Социально-экономическое положение региона они ни при каких обстоятельствах не улучшат. Так для чего? Ответ может быть только один: чтобы этот «выходец» осел в России навсегда! Если трудовых иммигрантов худо бедно предполагалось (хотя бы на словах) в конечном итоге вытолкать на родину предков, то тех, кто получит статус соотечественника (а мы уже видим, что его получат все желающие) предполагается оставить жить в России навсегда.
А как вам такое обещание: «Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации». Впрочем, оно логично вытекает из предыдущего: если уж «выходцам из СССР, тоскующим по русской культуре» предлагается осесть в России навсегда, то и гражданством РФ они должны быть обеспечены.
Так вот, возвращаюсь к случаю с Кироном Киннаном. Бедный английский парень с учёной степенью историка получил отказ из-за того, что когда-то – не так уж и давно – его предки стали очень грустить по поводу положения жителей бывших колоний и в массовом порядке завозить их в Англию. Теперь нечто подобное грозит и России. Уж вы не беспокойтесь, если таджиков и азербайджанцев наделят жильём, работой и гражданством, то скоро для них примут законы о преимущественном праве поступления в ВУЗы и т.п.
Но нет худа без добра. Ведь вот что я не люблю во многих русских патриотах – это хныканье над своей участью. Я хныкать не желаю. Картина, которую я изобразил – вполне реальна. Но! Ведь никто не мешает русским людям, живущим в бывших республиках (а это ни много ни мало – 19 миллионов человек) также воспользоваться Указом Президента № 637 от 22 июня 2006 года. Нужно только объединяться и действовать с напором, как это делают те же таджики или азербайджанцы. Кроме того, нужна организация, которая в России готова помогать русским соотечественникам. Такая организация есть – «Русское общество». Русские соотечественники, обращайтесь к нам, мы готовы вам помогать просто потому, что вы русские. Подсунув В.В. Путину Указ № 637, российские чиновники уже потирают ручки, как это они ловко всех облапошили. Так давайте встречно облапошим их и создадим такие условия в России, чтобы этим Указом смогли воспользоваться – и воспользовались – только русские соотечественники. И это будет – по-русски.