22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
Архив материалов
 
Интервью с Ю. Крупновым

Юрий Васильевич, Вы уже неоднократно высказывались в СМИ по проблеме рейдерства. Эта тема остается актуальной.
Как Ваша позиция корреспондируется с тем, что по сути рейдеры действуют в российском правовом поле и, как правило, законов не нарушают?


На любом рынке существуют переорганизации и переделы собственности, слияния и поглощения. Но вопрос не в них, а в том, что в результате происходит. Это ключевой момент. Для того, чтобы обсуждать рейдерство, нужно ответить на казалось бы отвлеченный вопрос: зачем нужно промышленное развитие (http://www.d-razvitija.ru/index.php?modul=project&action=prev&id=25 ) и что оно дает?

Тема рейдерства, разумеется, более интересна, чем сухая, казалось бы, тема промышленного развития, но это две темы не могут существовать одна без другой. Обсуждать проблему рейдерства, а тем более разбираться в конкретных ситуациях, кто рейдер, где рейдер и почему все происходит именно так, попросту невозможно без представления о промышленном развитии. Если не удерживать этих ключевых моментов и не иметь критериев промышленного развития, то все «кошки становятся серыми».


Этот вопрос сегодня не праздный, потому что на первое место в идеологическом плане вышла линия финансово-спекулятивного капитала, где само получение прибыли составляет 99% всех смысловых моментов.

О чем мы говорим. Сложилось такое представление: если человек получает прибыль здесь и сейчас, значит, это эффективно и хорошо. Если человек не получает прибыль немедленно, значит, это плохо. Из-за этого представления все становится неверным по сути.

Можно захватить завод, продать его и получить прибыль. При этом даже можно выглядеть очень эффективным собственником, тебя даже кто-то похвалит. Но совсем другое, когда человек берет целую отрасль, например, станкостроение, которое находится не в лучшей ситуации, и огромным трудом за 5-7 лет из нескольких разрозненных заводов делает новую станкостроительную индустрию. Это вроде бы тоже какая-то прибыль, но не такая большая. Проблема в том, что в соответствии с проповедуемой сегодня в бизнесе системе координат, где будущего просто нет, где сегодняшняя норма прибыли решает все, это неэффективное управление.

Это касается не только рейдерских захватов и поглощений, это касается и многих других аспектов нашей жизни. Пример, ситуация с жилищным строительством, где фактически мы закладываем сегодня, неправильными действиями или бездействием главного регулятора - государства, колоссальную проблему, требующую немедленного разрешения (http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/09/12/10443/ ).

Вот здесь мы и приходим к главному вопросу . Что такое промышленное развитие? Промышленное развитие сегодня, я убежден, неправильно понимается. Оно по советскому инерционному мышлению сводится к каким-то огромным производствам, системам больших труб, которые дымят и наполняют всех энергией. Но промышленное производство — это, прежде всего, вопрос о том, какая ментальность и какая социальность формируется в данном обществе.

Казалось бы, понятия из разных дисциплин. Но приведу пример. Недавно мне один человек, известный в угольном бизнесе, сказал, что его, как человека, сделала шахта. Он 25 лет отработал на шахте. За 25 лет, пройдя все ступеньки работы на шахте до крупного предпринимателя, он состоялся антропологически и социально. Он понимает, что такое организовать целую отрасль. Это один тип человека, это один жизненный опыт, одна антропология.

Совсем другое, когда человек покупает и перепродаёт. У нас это сегодня все чаще и чаще называют привычным «купи-продай». «Купи-продай» может получать очень большие прибыли, но его антропология не очень далеко отстоит от антропологии обезьяны. Отождествлять эту антропологию с антропологией развития, антропологией понимания и организации серьезного производства невозможно.

Сергею Павловичу Королеву, генеральному конструктору советского космоса, приходилось одновременно держать 300 отраслевых главков на контроле, в голове. Кто-то производил резину для данного типа ракеты, кто-то производил топливо, а Королев должен был управлять всем этим, для того, чтобы создать один продукт. Попробуйте поработать так хотя бы неделю – это крайне сложно, почти невозможно – это и задаёт совершенно особую промышленную антропологию и личность способную к развитию.


Но вернемся к рейдерству. У нас говорят, что рейдерство — это спор хозяйствующих субъектов, и кто-то оказался сильнее, а у кого-то больший ресурс. И что-то про коррупцию в этом контексте. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения к реальности. Причиной и источником рейдерства является отсутствие четкой и ясной позиции у государства.

 

Сегодня для государства все предприниматели являются одинаковыми, и  тот, который взял пустую территорию и на ней создал эффективно работающий на страну завод, и тот, который просто что-то купил и перепродал. С них берут одинаковые налоги, им одинаково помогают.

В этом причина, в политике, в экономической политике. А точнее в ее отсутствии.

Ведь очевидно, что даже если нет коррупции и административного ресурса, то «купи-продай» делать на порядок легче, да ещё и получить большую прибыль. Безусловно, этим можно достичь больших эффектов в данный краткий момент времени.

Поэтому на сегодня рейдерство — это всего лишь четкое обозначение отсутствия у государства позиции. Если бы государство обозначило приоритеты, закрепило бы это нормативно, распорядилось бы имеющимся сегодня ресурсом, проблема рейдерства была бы исчерпана.

Вы обозначили в общем то не новую для России проблему. Отсутствие умных законов проблема известная. И Дума над этим работает. Но умные законы это завтра. А что сегодня делать предпринимателям?
 
Мне кажется, что ответ на этот вопрос начал возникать. Он состоит в том, чтобы не смотреть на государство, как на абстрактное существо. Мы прекрасно понимаем, что коррупция — это конкретные люди, которые нарушают свои функции и обязанности. Я анализировал несколько рейдерских атак. Понятно, что всегда вылезают коррупционные схемы, чиновники. И это не надо здесь объяснять.

Я не считаю, что все высшие чиновники у нас воры и коррупционеры. И я уверен, что Президент Путин (http://www.putinvperet.ru/ ) хочет, чтобы была и развивалась промышленность. Но в 2003 году проводилось закрытое исследование, как исполняются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, результат - исполняются от 3 до 5%. Возникает вопрос, а кто и как управляет государством? И здесь становится очевидным ответ - либо промышленные предприниматели, которые создают реальную общественную стоимость и богатство в стране, будут участвовать в управлении государством, и будут навязывать промышленные доктрины (http://www.d-razvitija.ru/index.php?modul=project&action=prev&id=25), цели развития страны, будут отстаивать свои интересы, либо кто-то будет управлять из-под полы, из Лондона, из самой Москвы этой деградацией.

Бизнесу, обществу и государству нужно создавать коалиции. Мы, в рамках Движения Развития такие коалиции создаем и уже начала работу Коалиция промышленного развитии, для того, чтобы корректно, но очень жестко навязывать свою идеологию государственным структурам. Если не управлять государством, то им всегда будут управлять другие. Либо управлять государством, либо смирятся с чужими правилами игры.

Нужно создавать государство, которое было бы непосредственно заинтересовано в промышленном развитии страны, в осуществлении амбициозных, мощных проектов Развития (http://www.d-razvitija.ru/index.php?modul=project ). Людей, которые осознают важность такого деятельного подхода к собственной жизни и жизни государства мы приглашаем к сотрудничеству, для этого создаем новую партию(http://conference.km.ru/index.asp?data=21.09.2006%2012:00:00&archive=on), предлагаем к обсуждению проект - ПЯТИЛЕТКУ РАЗВИТИЯ (http://www.partrazvi.ru/razvitie.html ). Уверен, что только так, в объединенном усилии многих людей могут решаться проблемы бизнеса, общества и государства.

 

Записал Игорь Вершинин


0.16211199760437