25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
04/04
Архив материалов
 
Диалог цивилизаций: от деклараций к действиям

C 27 сентября по 1 октября 2006 года на греческом острове Родос прошла Четвертая ежегодная сессия Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций». К участию в Форуме были приглашены представители общественных, интеллектуальных и экономических элит со всего мира. Концепция Форума была одобрена Президентом России В.В. Путиным и поддержана главами государств Литвы, Ирана, Узбекистана, Индии, Йемена, Греции. Форуму оказывают моральную поддержку Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также такие международные организации как ЮНЕСКО, ПАСЕ и другие.


Среди участников Форума - 2006:
Самир Амин – неомарксист, Президент Форума «Страны третьего мира», Сенегал.
Мохамед Местири - директор Международного института исламской мысли, Иран.
Сеймур Паперт - профессор Массачусетского технологического института, США.
Такэхиро Того - бывший посол Японии в России, старший советник Института  глобальных стратегических исследований «Мицуи», Япония.
Вальтер Швиммер - экс-генеральный секретарь Совета Европы, член Попечительского совета Форума «Кран Монтана», Австрия.
Аббас Салим Эль Халаби - член комиссии Ливана по мусульмано-христианскому диалогу, Ливан.
Маркус Брэйбрук – Президент Всемирного конгресса церквей, Великобритания.
Барид Баран Бхатакария – ректор Университета им. Дж. Неру, профессор, Индия.
Оливье Жискар Д’Эстен – Президент группы «Глобальное управление», Председатель комитета «За всемирный парламент», Франция.
Йоити Кавада – Директор Института Восточной философии, Вице-президент Сока Гаккай, Япония.
Валерий Фадеев – Директор Института общественного проектирования, Главный редактор журнала «Эксперт», Россия.
Работа форума была проведена в комбинированном формате 2-х пленарных, 8-ми секционных заседаний и нескольких круглых столов и семинаров. Это позволило охватить максимально широкий круг вопросов и проблем.

По мнению ветеранов Форума и журналистов, освещавших его работу, Четвертая сессия стала настоящим шагом вперед по сравнению с предыдущими этапами его деятельности – как по разнообразию представляемых на Форуме регионов, так и по разнообразию и глубине высказываемых и обсуждаемых идей и проблем. При этом, как неоднократно признавалось в кулуарах, наиболее интересной частью работы Четвертой сессии стала секция «Проблематика и перспективы глобальной экономики». Этому способствовал не только крайне высокий уровень участников, но также и особый формат работы секции.

По предложению партнера МОФ «Диалог цивилизаций» Постоянно действующего форума «Диалог Запад-Восток, Север-Юг: интеграция и развитие» секция проблематики и перспектив глобальной экономики стала стартовой площадкой для проекта D8 (Dialogue 8, Development 8).

Смысл D8 в том, чтобы «восьмерка подходов» к постановке и решению мировых проблем стала значимым звеном подготовки решений глобального уровня, то есть, чтобы возникла структура D8, комплементарная G8. Если ранее все решения «Большой Восьмерки» (еще ранее – «Семерки») подготавливались лишь в мозговых центрах наиболее развитых стран (собственно, стран «Большой семерки»), то в 2006 году повестка дня, объявленная Президентом России на саммите G8 – энергетическая безопасность, образование, борьба с эпидемиями, - была подготовлена Россией и явилась выражением интересов всего мирового сообщества. Проект D8 нацелен на то, чтобы закрепить и развить эту тенденцию, создав механизм подготовки мировых решений, включающий подходы фабрик мысли, представляющих все цивилизации планеты Земля. В этом смысле D8 остается проектом, открытым для переформатирования и расширения.

Во время работы Четвертой сессии МОФ «Диалог цивилизаций» были заявлены и представлены следующие восемь основных подходов к решению мировых экономических проблем:

  1. Концептуальные методы и глобальные проблемы.
  2. Физическая экономика – идеология развития Евразии.
  3. Идеология развития – Российский подход.
  4. Высокие геоэкономические технологии.
  5. Рефлексивный подход к управлению экономикой.
  6. Идеология развития – Индийский подход.
  7. Подходы Латинской Америки.

8.     Подходы Европейского Союза.

В рамках подхода «Идеология развития – Российский подход» большой интерес и живое обсуждение вызвали выступления Председателя Наблюдательного совета Института мирового развития и Организационного комитета по подготовке, созыву и проведению учредительного съезда «ПАРТИИ РАЗВИТИЯ» Юрия КРУПНОВА и Президента Института опережающих исследований Юрия ГРОМЫКО.

В своем выступлении Юрий КРУПНОВ сформулировал основные положения концепции «экономики развития». По его мнению, центральный теоретический и практический вопрос в настоящий момент – это вопрос об определении сущности экономики и ее границ. Юрий КРУПНОВ считает, что монетаристское понимание идеологии (как системы извлечения прибылей любыми средствами и путями) уже давно стало неадекватным тем вызовам, которые встают перед современными обществами. На смену ему должно придти понимание экономики как экономики развития – системы институтов, методов, технологий и механизмов включения населения в достойную жизнь. Основой экономики развития должна стать категория качества жизни как категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Именно через эту категорию оказывается возможным осуществлять интегральную оценку эффективности управления в «постэкономическую» эпоху и таким образом не допускать абсурдных и преступных разговоров об «экономическом росте» или «развитии» в случаях, когда при росте ВВП допускается втягивание в нищету и деградацию большинства населения страны. Использование качества жизни как интегрального показателя социально-экономической эффективности переформулирует цели экономического развития от ориентации на монетаристские макроэкономические показатели к ориентации на действительное решение проблем мирового развития – демографической, энергетической, демографической, проблемы деиндустриализации и др. Способом производства качества жизни и создания экономики развития является организация промышленного развития вокруг решения основных проблем мирового развития, сверхиндустриализации. Для организации промышленного развития Юрий КРУПНОВ призывает к формированию Мировой Коалиции промышленного развития, первые шаги к которой уже были сделаны.

Раскрывая свой взгляд на проблемы развития мировой экономики, Юрий ГРОМЫКО отметил, что изменение технологическо-промышленного уклада, которое очевидно назрело и необходимо для дальнейшего развития и даже элементарного выживания человечества, будет означать также изменение социо-культурного уклада, трансформацию типа собственности, всех основных правовых и социальных институтов. Такая перспектива требует особой работы по формированию этого нового технологическо-промышленного уклада – форсайтинга как деятельности, объединяющей прогнозирование, проектирование и непосредственно практическую работу по созданию новых практик и институтов. Рассматривая перспективы развития мировой экономики, Юрий ГРОМЫКО отметил, что промышленное развитие в третьем тысячелетии не может не быть связано с обеспечением доступа всех народов мира к ядерной энергии, что по-новому ставит вопрос о соотношении мирной и военной деятельности в этой сфере. Так, по его мнению, технологически ситуация вокруг ядерной программы Ирана может быть решена уже сегодня – при помощи введения в строй высокотемпературных ядерных реакторов, не требующих обогащения урана и не связанных с военными ядерными технологиями. Другой фундаментальный вопрос, являющийся основой работы по формированию «уклада развития» - это безопасность человека. Сегодня оказывается, что базовые права человека, его достоинство и сама его жизнь и безопасность невозможны без обеспечения его доступа к определенной минимальной экономической инфраструктуре, к минимальной внутренней социально-политической и международной военно-политической стабильности, проявлением понимания чего является Шанхайская организация сотрудничества, которая может стать исторической цивилизационной инициативой, основой мирового развития.

Большой интерес вызвали также и другие выступления: доклады Эрнеста Георгиевича КОЧЕТОВА (подход «Высокие геоэкономические технологии»), Владимира Евгеньевича ЛЕПСКОГО («Рефлексивный подход к управлению экономикой»), Захирджана Анваровича КУЧКАРОВА (подход «Концептуальные методы и глобальные проблемы»), Деяна МИХАЙЛОВИЧА и Алексиса ТОРИБИО ДАНТАСА («Подходы Латинской Америки») и др.

Примечательно, что в ходе работы всех секций и круглых столов неоднократно звучали пожелания и предложения относительно формата, целей и задач работы Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций». В основном, они касались изменения форм работы самих секций – предлагалось опробование и использование более гибких, интерактивных и эффективных форм организации обсуждений (мозговые штурмы, организационно-деятельностные игры и т.д.); а также результатов, на достижение которых направлена работа сессий Форума – высказывались предложения о разработке и принятии рекомендательных документов в рамках работы каждой секции с последующим доведением их до сведения правительств и широкой общественности и т.д.

В принципе, эти замечания и были положены в основу экспериментальной формы работы секции «Проблематика и перспективы глобальной экономики». Обращая внимание на успешность этого эксперимента, следует отметить, что большую роль в повышении эффективности работы МОФ «Диалог цивилизаций» может иметь также и изменение акцентов в тематической структуре его работы. Речь, прежде всего, идет о повышении значимости вопросов экономики как материальной основы диалога цивилизаций. Безусловно, речь не идет о возвращении к формуле «бытие определяет сознание» и экономическому детерминизму. Как справедливо заметил Владимир Иванович ЯКУНИН, «цивилизационные ориентиры также размывают установки и практики экономического детерминизма и политической целесообразности, утверждающие примат экономики и рационализма по отношению к духовности и культуре народов мира. Складывающаяся же под влиянием цивилизационных контактов мультикультурная основа мирового сообщества дает возможность понять, что политический дискурс в XXI веке должен основываться на совершенно определенных принципах и нормах»[1]. Однако примат духовности и цивилизационных ориентиров не может означать самоустранения диалога цивилизаций от проблем экономического устройства мира, цивилизаций и обществ. Наоборот, принципы межцивилизационного и межкультурного диалога должны закладываться в основу международных экономических отношений, активно интегрироваться в систему выработки глобальных экономических решений. Только так может быть создана материальная основа диалога цивилизаций – механизм мироизации как модели мирового развития, не отрицающей, а утверждающей уникальность цивилизаций и народов в ходе их социального, политического, экономического и культурного взаимодействия и интеграции. Именно поэтому проект D8 и подобные ему инициативы могут сыграть историческую роль в превращении Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций» в принципиально новый инструмент организации мирового развития на основе равноправного сотрудничества и диалога цивилизаций и культур.

 

Юрий ЦАРИК,

координатор Сети мирового развития,

Беларусь, Минск

 



[1] От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Межуев В.М. и др. – Под общей редакцией С.С.Сулакшина. – 2-е издание. – М.: Научный эксперт, 2006. С.93.


0.052772045135498