7 ноября в Москве прошли мероприятия, посвященные годовщине Октябрьской революции. КПРФ провела митинг на Театральной площади и несанкционированное шествие то Тверской улице. Общая численность – около 7-10 тысяч человек. Акция КПРФ чуть было не привела к столкновениям с органами правопорядка.
Уже второй раз КПРФ празднует свой традиционный праздник неофициально. Однако в отличие от прошлого года коммунистам не дали в полной мере провести все свои традиционные мероприятия. Напомним, что в 2005 году власти Москвы создали все условия для коммунистов: ради них были перекрыты улицы, несмотря на то, что был обычный рабочий день. Тогда коммунистам удалось собрать 12 тысяч сторонников. Все прошло тихо и мирно. Однако в этом году ситуация принципиально отличается от прошлогодней. Власти Москвы решили, что не будут перекрывать движение, разрешив коммунистам идти лишь по тротуару. В связи с этим при выходе на Тверскую образовалась давка. Обстановка серьезно накалилась, между участниками акции и сотрудниками правоохранительных органов напряжение достигало предела, создавалось впечатление, что вот-вот начнутся столкновения.
Впервые несанкционированную демонстрацию возглавил лично лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По данным СМИ, уже во время митинга на Театральной площади лидер КПРФ, обращаясь к московской милиции, произнес: «Если вы решили оскалить зубы и хватать людей, то знайте: вы обслуживаете то дерьмо, которое управляет нашей страной». Такое заявление свидетельствует о резкой радикализации КПРФ. Это достаточно важно, ведь последнее время создавалось ощущение, что КПРФ оптимально вписана в партийную систему. Против нее не ведется никакой кампании: партию оставили один на один со своим ядерным электоратом. С одной стороны, это устраивает и КПРФ, которая может сохранить свои нынешние позиции, имея стабильно второе место на выборах. С другой стороны, это устраивает Кремль, который при конституционном большинстве в Госдуме может не опасаться коммунистов. Да и сами коммунисты стали «примерной» системной оппозицией.
Однако последние события показывают, что это не так. В действительности КПРФ чувствует, что ее постепенно будут выдавливать с партийного поля. Тому есть несколько свидетельств. Первое – это негодование Кремля по поводу отказа Геннадия Зюганова прийти на встречу с президентом, прошедшую в разгар российско-грузинской напряженности. Тогда кремлевский источник заявил «Коммерсанту», что в Кремле отказались принимать первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова, который должен был заменить уехавшего в командировку Геннадия Зюганова. Источник в администрации президент заявил тогда газете, что в Кремле игнорирование лидером КПРФ протокола расценивают «как неуважение к президенту и делам государства». Встреча была посвящена ситуации в Грузии и должна была продемонстрировать солидарность всех политических сил с действиями президента. Отказ Зюганова прийти был фактически расценен как антигосударственный шаг.
Такая реакция Кремля не могла не задеть Зюганова. К этому добавился и другой факт – создание «Справедливой России». Возникновение партии, которая поддерживается Кремлем и претендует фактически на место «уходящей КПРФ» - это де-факто объявление войны коммунистам, что стимулирует их к занятию более отчетливой и радикальной позиции.
Судя по всему, правящая элита – и в Кремле, и на московском уровне - считает КПРФ «полумертвой» политической силой, олицетворением уходящего прошлого, на смену которому приходят новые силы и игроки. Во многом такая снисходительная недооценка КПРФ привела к тому, что коммунисты были вынуждены реагировать через радикализацию. Появление «Справедливой России» подняло здесь ставки достаточно высоко: встал вопрос о сохранении за ними привычного для них второго места в партийной системе. На этом фоне попытка московской власти «отнять праздник» могла сыграть как катализатор раздражения. КПРФ пытается показать, что ее еще рано списывать со счетов.
Татьяна Становая, politcom.ru