06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
Архив материалов
 
Добро и Зло в фашистском романе

 

Рецензия на роман "Зло" 

читать сам роман можно здесь:

 http://zhurnal.lib.ru/k/koptarx_d_l/zlo.shtml

 

Прежде чем начать так сказать «анализ», я хотел бы сделать несколько замечаний. Во-первых, хоть я и филолог, но меня больше интересовала содержательная часть романа, нежели его литературные достоинства. Поэтому в данной «рецензии» или «анализе» - называйте как хотите – я не собираюсь подвергать критике или осмыслению «филологическую» часть романа: прием параллельного действия, прием криптограммы (скрытого зашифрованного подтекста), прием жанрового смешения (фэнтэзи, историческая легенда, богословская притча и научная фантастика) и прочее. Все это, как и то, что автор (Каптарь Д.Л.) человек начитанный и знающий досконально не только Библию, но и современную литературу фэнтази, научной фантастики – для меня очевидно.

 

Первое, что бросилось мне в глаза при чтении уже вступления– это эпиграфы «Зло, а не добро есть основа бытия» и «Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?». Вероятнее всего автор хотел здесь сказать, что добро для человека всегда вынужденно, а зло естественно. С первых же страниц перед нами – пересказ Апокалипсиса в терминах обыкновенного сражения. Люцифер собирает совет уцелевших демонов и спускается на землю. Там владыка ада показывает им земное настоящее и человека, который избран им для важной задачи - он должен вернуться назад по оси времени, чтобы убить Иисуса. 

 

Так начинается первая часть романа - научно фантастическая часть или антиутопия. В романе будущего описываются поступки маленького клерка по имени Лотос, винтика в огромной машине Корпорации. В результате несчастного случая Лотос узнает, что в его мозгу, как и в мозгу всех остальных жителей находиться микрочип. Автор (Каптарь Д.Л.) мастерски описывает размышления Лотоса и его выбор:

 

«Лотос смутно припомнил, как в детстве родители отвезли его в нейрохирургическую клинику, где ему вживили в мозг какие-то микросхемы. По закону каждый гражданин, достигший пятилетнего возраста, обязан пройти такую операцию. Государство оплачивало все расходы, и никто особенно не протестовал. "Очевидно, микросхемы не выдержали облучения. Значит... Значит в них причина адской боли? Зачем же делают такие операции? Надо всех предупредить, рассказать. Рассказать людям правду". Но вспыхнувший энтузиазм быстро пропал: "нет боли - не нужен креер. В мире четверть трудоспособного населения занято на производстве этого препарата. Корпорации разорятся, начнется экономический хаос. Да его раздавят, прежде чем он скажет хоть слово. Но надо что-то делать... Или не надо? Не лучше ли попытаться извлечь из этого выгоду. Прежде всего, необходимо проверить свое предположение. Вдруг всему этому есть другое объяснение. Хорошо бы провести эксперимент еще на ком-то. Но ведь никто не захочет стать подопытным кроликом. Хотя почему же не захочет? В городе полно нищих, они на все пойдут лишь бы подзаработать немного денег. Странно, а ведь ни один безработный не решался совершить преступление. Они скорее умрут, оставшись без креера, чем поднимут на кого-то руку. Ну что ж, бедняки заслуживают своей жалкой участи раз не способны драться за выживание".

 

Здесь хорошо описывается выбор, который сделал Лотос. Это и есть выбор между добром и злом. Решение рассказать людям правду сменилось осознанием сложности задачи, а затем… осознанием, что от ситуации можно получить личную выгоду. И, наконец, все это привело Лотоса к мысли, что надо использовать для опытов с микросхемой бедняка, которого Лотос потом и убивает. Все это уже снабжено примитивной рационализацией своего поступка «бедняки заслуживают своей участи». Все это вызывает радость у сатаны, который прямо говорит: «Он горд, а значит наш.»
 
Постепенно операции по извлечению микросхем и избавлению от наркозависимости креером превращаются для Лотоса в нечто большее. Он начинает хотеть «изменить мир», чтобы добиться собственной власти. Остановимся здесь и попробуем нарисовать себе образ Лотоса в качестве некоего архетипа человеческой личности.

 

Лотос – это типичный эгоист и эгоцентрист, который к тому же потенциальный психопат. Но при этом – это человек умный и наделенный амбициями. Тот план действий, который Лотос рисует, чтобы добиться власти показывает в нем циника, расчетливого, порочного и безжалостного. Хотя автор книги изо всех сил пытается показать нам, что «политика грязное дело», для его героя цель не оправдывает средства, цель и средства – едины.

 

Для расшифровки микросхемы, вживленной в мозг землян будущего, Лотос привлекает к сотрудничеству Митридата. Митридат – это сотрудник космического картеля, член элиты общества антиутопии. В тот момент, когда он узнает о заговоре правителей происходит следующее:

 

«Митридат не верил. Отказывался верить в подобное изуверство. Он был романтиком-гуманистом и не предполагал, что люди способны ставить такие чудовищные эксперименты над людьми.
-Но зачем? Кому же это все надо? - испуганно спросил Митридат.
-Кому надо? Вы меня удивляете. Корпорации зарабатывают на креере бешеные деньги, а Вы спрашиваете кому надо. Вам не кажется странным, что руководящие посты в этих корпорациях передаются по наследству? Не было ни одного исключения. Ни один человек со стороны не может подняться на самый верх. Всем заправляют только члены семьи владельцев корпораций. Очевидно, в их светлых головах нет места для разного рода сетей и других посторонних предметов.
-Но откуда же у Вас эти микросхемы? Страшная догадка вдруг обожгла Митридата.
-Я подкупил уборщика в морге. Он достал мне труп, железки оттуда. Я покопался в одной мертвой голове.
Митридата чуть не стошнило. Оказывается, он в течение долгого времени хранил у себя дома, вещь, принадлежавшую покойнику.
-Но это еще не все. При помощи этих микросхем хозяева корпораций управляют поступками всего народа Земли. Мне удалось достать документы, полностью это подтверждающие. Вкратце дело обстоит так. Первые исследования человеческого мозга начались очень давно. Уже в девятнадцатом веке существовали нейрохирургические клиники. Немногим позже древние ученые додумались вживить собаке в мозг несколько электродов. Стимулируя центры сна, голода, удовольствий, удавалось контролировать ее поведение. Вы, конечно, не знаете, но поверьте мне на слово: тогда никакого единого правительства не существовало. Части Земли конкурировали друг с другом и граждане этих частей, так называемых стран, даже совершали массовые убийства друг друга. Древние называли это "войной". Так вот, правители нескольких самых развитых стран поняли, что в войне победит тот, кто проникнет в тайны человеческого мозга и сможет поставить его под контроль. На исследования в этой области денег не жалели. И, в конце концов, ученые нашли способ манипулировать человеческим сознанием. К тому времени, стран в мире не осталось. Их роль стали играть несколько огромных враждующих блоков. Всех деталей я не знаю, да и не к чему это. Видимо, правители поняли, что гораздо выгоднее навсегда закрепить свое привилегированное положение, чем ввязываться в новые войны. Так появилось общемировое правительство. Оно успешно применило военные технологии в своих корыстных целях. Они виновны в наших страданиях, они отобрали у нас свободу и право быть людьми, а не роботами.
На свободу и права человека Лотосу было абсолютно наплевать, но он намеренно сыграл, на идеализме собеседника и не ошибся.

 

-Мы должны с ними бороться! Вернем людям свободу, - пламенно воскликнул Митридат.
-Именно это я и делаю, но я один и мне нужна твоя помощь.
-Можете на меня рассчитывать, я сделаю все, что Вы скажете.»

 

Отвлечемся от событий, описанных здесь, и обрисуем характер Митридата. Это ученый-гуманист, он верит в права человека, он – романтик, который хочет бороться с тиранией за свободу людей. В зло общественного порядка он не верит, а поверив, деятельно хочет истребить это зло, освободив людей. Однако умом и хитростью он не отличается.

 

Для чего нам нужен портрет «Лотоса» и «Митридата»? С моей точки зрения он нужен потому, что в их лице мы видим типичные для автора портреты «зла» и «добра». Но вот тут возникает проблема. «Лотос» – это воплощенное зло – эгоизм, жажда власти, безжалостность и презрение к слабым. А Митридат – это типичный социальный идеалист-мечтатель, романтик. Он слаб и не умен. Это и есть типичная дихотомия, именно гностический подход к проблеме. Злой Лотос – умен и коварен, он знает людей. Добрый Митридат – наивен и слеп, не умен. Отсюда: зло=сила=разум, добро=слабость=невежество (типичная теорема Ницше, да и гностиков). На деле в лице Митридата перед нами не просто типичный представитель добра, а типичная жертва зла. Смешение этих понятий не дает право считать Митридата способным справиться со злом. Настоящий образ добра, автор в книге не дает вообще.
Лотос набирает армию из таких же мечтателей как Митридат  плюс люмпены из черни. В самый последний момент Митридат прибегает к Лотосу и сообщает о заговоре. Далее происходит очень любопытный диалог:

 

«-Что же делать? Мы проиграли?
-У нас нет выбора. Мы должны его убить.
-Убить? - Митридат как-то сразу весь съежился. Сильный, всегда уверенный в себе, он, вдруг оказался жалким слабаком.
-Послушай, мы это сделаем не для себя, а для всего народа Земли. Каждый год микросхемы убивают тысячи людей, подумай, прежде всего, о них, а не о Зигфриде. Лотос достал из бара бутылку коньяку, наполнил до краев стакан и потянул его Митридату.
-На, выпей. Ты просто перенервничал. Такое бывает. Ничего, пройдет.
Коньяк явно подкрепил душевные силы Митридата. Он быстро пришел в себя.
-Да. Ты, конечно, прав. Но обещай, что это будет нашим последним убийством.
-Я сделаю все, чтобы захват телевидения прошел без жертв.
На самом деле, он, наоборот, решил действовать жестоко, чтобы сразу отбить у возможного противника охоту сопротивляться.
-Мы еще об этом поговорим, а сейчас поехали к Зигфриду, каждая секунда дорога.
-Он же назначил встречу утром. Может быть, не стоит торопить события? - умоляюще попросил Митридат.
-Нет. Утром труднее спрятать труп.»

 

Замечательно, что при диалоге с Лотосом Митридат меняется. Он чувствует, что убийство необходимо и вместе с тем убивать ему отнюдь не хочется. Вместе с тем выбор, который навязывает Лотос Митридату отнюдь не так очевиден. Зигфрида можно было бы и усыпить, а можно было изолировать где-нибудь, приставив охрану из 2-3 человек. А после прихода к власти судить и казнить. Но именно автору, а  с ним и Лотосу нужно повязать Митридата убийством. После этого Лотос едет к себе домой, а …

 

«А Митридат домой не поехал, он вернулся в тот лес и повесился.»

 

Тем самым Митридат совершает последнее преступление Иуды (то есть вешается). Лотос же придя к власти заново восстанавливает ее пирамиду, но при этом учреждает полицию, чтобы исключить случайности (то есть появление новых «Лотосов»). Люцифер удовлетворен, и демоны на совете соглашаются взять Лотоса на Землю.

 

Далее мы переходим от богословия к  фэнтезийно-легендарной части эпоса. Автор разворачивает перед нами панораму планеты Рокк, младшего мира. Там он описывает Церковь, состояние которой напоминает состояние католической Церкви перед Реформацией. Очень интересно воспроизведена критика простых крестьян, которым запрещают есть белх и пить нив. Однако Тэф в своих внутренних размышлениях во многом прав:

 

«Самое страшное безбожие завелось не в полях и не в смрадных мастерских, а в прохладных кельях. Богохульство выросло не из грязной и в сущности невинной ругани докеров, а на церковных симпозиумах, на защитах диссертаций по толкованию Откровения. Все началось с того, что один молодой аббат доказал нереальность ведьм. Конечно, его тут же сожгли, но ростки сомнения вырвать не удалось. Да тут еще Садко-Мореход отправился на своем кораблике на запад, а вернулся домой с востока - вот и рассказывай после этого, что планета покоится на трех гигантских уххах. Монастырей сейчас почти не осталось, как жить монахам, когда нет подношений? Всю жизнь посвятить церкви, дойти до самых вершин и в итоге превратиться в генерала без армии издевательство судьбы, никак иначе.»

 

Кстати тут отражены и материалистические мифы о религии в прикрытой форме. Например земная Церковь на которую ясное дело идет намек никогда не учила о земле на трех китах. А монахи не везде и не все питались подаянием, некоторые скиты и монастыри обеспечивали себя сами. Прав же автор в том, что ереси завелись не в мастерских, а в кельях. Но началось не с Просвещения, а с Реформации. С того, что тайные секты и их идеология вышли наружу…Этого у автора нет.

 

Далее перед нами описание путешествия Тэфа и эпох до начала эпохи Амулета. Описание эпох начинается с описания двух разумных рас – рокков и рогачей, а также полуживотных уххов. Все они изначально живут в единой империи под руководством Ярополка (вероятно этот мотив автор списал у Фоменко с Носовским, но нам это не важно), важно то, как автор показывает раздел империи. Он начался с его точки зрения, с рождения близнецов. Даже здесь (такой я мнительный) мне мерещится гностический мотив – дуализм света и тени, мрака и ночи. Очень правдоподобно описаны недостатки монархического законодательства древней империи в случае такого рождения. Далее перед нами разделение народов из-за гражданской войны. И наконец описание того, как Ярополк Лучник с дружиной основал Ноуград. В описании правления Ноуграда я прямо-таки вижу отражение идей Максима Калашникова (Кучеренко), русского фашистского историка. Вот что пишет автор:

 

«Была и еще одна причина, почему северяне никогда не знали рабства. Все же не каждый может стать мастером, не всем дано постичь тайны кузнечного дела, не всякий способен слышать песнь руды. Если родители видели, что их ребенок не обладает талантом, его отдавали в Школу Мужества и тем самым до самой смерти обеспечивали ему безбедную жизнь. Школа Мужества - это удивительное изобретение Ноуградских королей, она позволяла подняться наверх даже выходцам из самых низов. Здесь учили воевать, убивать и достойно умирать. В Школу принимали всех желающих, достигших 15 летнего возраста без заметных умственных и физических отклонений. Следующие 10 лет жизни ученика проходили по следующему расписанию:
-Подъем в 5 утра
-Бегом 10 верст до горного Ледяного озера (даже летом по воде плавают льдины)
-5 ч. 30 мин. - Купание в Ледяном озере
-6 ч. Завтрак. Три краюхи белха, маленькая глиняная кружка нива для рокков. Два фунта сяма и такая же кружка нива для рогачей
-6 ч. 30 мин. - учебный бой. Для первого года обучения на палках, без доспехов и щита. Для второго - на облегченных мечах и копьях, щит позволяется. На третьем ученикам выдается тяжелое вооружение.
-В 13 ч. 15 мин. обед. Пять краюх белха, овощи, сыр, творог и большая кружка нива для рокков. Четыре фунта сяма, три стебля сахарного тростника и такая же кружка нива для рогачей.
-В 14 ч. 14.50. урок "Основы мироздания" - для выпускников, для всех остальных - тихий час.
-В 15 ч. 15.50 стрельба из лука и арбалета.
-В 16 ч-16.50 ч. Урок укрепления воли (учеников пытали, но не калечили).
-В 17 ч.-18.50. ч. яды, искусство ставить ловушки, занятия по тактике и стратегии.
-В 19 ч -21.50 - урок "Гиблоземлье превыше всего".
-В 22 ужин. Кормят также как на завтраке.
-С 22 ч. 30 мин. до 27. 30 мин. - свободное время.
-В 30 ч. отбой.
Большинство учеников не выдерживали нагрузок. Погибали, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. В Школу легко поступить, но невозможно уйти. Когда на третьем году обучения студентам выдавали настоящее оружие, смерти шли потоком.»

 

Это просто дословное описание элиты «ордена меченосцев, креста и меча», которое предлагает Калашников для СССР-2. Именно такой по его мнению должна быть элита Новой Империи, чтобы не разложиться нравственно и духовно. Калашников, как и сам автор не до конца понимает, что сила убеждений не обязательно зависит от тела. Можно пройти какую угодно школу физических испытаний, а убеждениями пасть очень низко. Кстати, пример Гриффарта потом это показывает. Единственное чего я не понял – почему ученикам нельзя было уходить, если их организм не выдерживал нагрузок. Зачем убивать уже патриотически настроенных людей?

 

Идем дальше. После вступления в Гвардию через 10 лет выпускники школы мужества должны были всю жизнь воевать. Здесь многое заимствовано у предтечи гностицизма в философии Платона (особенно его три касты – философов, воинов и работников, только две первых слились воедино). Вот еще одна фашистская черта Гиблоземья – миф о крови:

 

«К счастью, короли Гиблоземлья быстро сообразили, что если лучшие подданные будут погибать, не оставив потомства, то государству скоро придет конец. Кровь героя не должна пропадать даром, поэтому по указу короля женщину, решившую родить от дружинника, щедро награждали драгоценными камнями. При этом по всей стране отбирались лишь самые здоровые и сильные претендентки.»

 

Единственное, что здесь целесообразно – это производство на свет здорового потомства, т.к. дух и убеждения  - генетически не наследуются. Вообще же разведение людей как скотов в хлеву, то есть запрограммированно и не по своей воле, а из долга государству лично у меня вызывает отвращение. Личная жизнь даже в тоталитарном государстве должна оставаться личной жизнью. Если дружинник захочет жениться на простой крестьянке – что же, его удерживать от этого? Да и зачем, если все равно в нормальном государстве рождается достаточно крепких юношей для отбора в Школу Мужества.

 

Далее следует описание Эпохи Амулета, мы сталкиваемся с двумя личностями из Школы Мужества – Пересветом и Гриффартом. Автор также излагает здесь видимо свои взгляды на государственную власть (чем-то они мне напоминают компьютерную игру…). Сначала Пересвет в ходе урока в школе мужества  подчеркивает:

 

«Гриффарт правильно обобщил все то, что мы вчера обсудили. Умение владеть мечом-это ресурс, но чтобы отковать меч, нужна руда и мастера и это тоже ресурс. Большое население, плодородная земля-все это ресурсы. А от огромных, но бесплодных земель, толку мало. Но это еще не все. Он еще сказал о том, что ресурсы надо уметь правильно использовать.»

 

Дальше происходит интересный диалог между идеалистом и учеником Рупертом и реалистом учителем Школы Пересветом.

 

«-Вот бы нам и проявить гуманизм, - вдруг ни с того ни с сего брякнул Руперт. Прекратить взимать дань, с тех несчастных, которых и без того грабят. А вместо этого, мы еще налагаем на них дополнительное бремя. Неудивительно, что они нищенствуют.
Класс замер, гадая, что Пересвет сделает с Рупертом за такие слова. Однако ничего страшного не случилось. Учитель заговорщицки подмигнул и обратился к ученикам.
-А ну-ка поднимите руки или щупальца те, кто хочет, чтобы наше королевство получило бы возможность выжимать все соки из других народов и стран, обрекая на страдания чужих рокков.
Только лишь Гриффарт неуверенно поднял руку.
-Что ж, я вижу в зале полно высокоморальных личностей. Похвально, да не очень. Руперт, что ты ел сегодня на завтрак? - неожиданно спросил Пересвет.
-Два фунта сяма и кружка нива, - отчеканил рогач.
-Лоза нива не растет в Гиблоземлье, сям тоже с юга. Так что козерогам худо бы пришлось, не захвати мы чужие земли. Роккам, кстати, тоже, ведь и своего белха у нас тоже нет.
-Но ведь с нами ведут бойкую торговлю все государства Прилесья. Мы многое получаем в обмен на оружие и украшения - не сдавался Руперт, мы можем обойтись торговлей.
-Неужели? - ехидно спросил учитель. Во время голода, за краюху белха отдашь рубиновое ожерелье. Без украшений прожить можно, а вот без еды - нет. Купцы пользовались этим и завышали цены на свой товар. Наши предки сильно зависели от соседей, а куда это годится? Да, мы и сейчас ведем торговлю, но цены теперь стали разумными. Чужеземцы знают, что задирать цену до небес уже у них не получится, мы теперь с голоду не умрем. В крайнем случае, будем жить поскромнее, а их товар не станем покупать. Только что мы говорили о ресурсах. Но ресурсы Рокка ограничены, за них народы бьются на протяжении всей своей истории. Проходят годы, да что там, тысячелетия, а причины войн остаются неизменными. Плодородная земля, золотые прииски, выходы к морю, дороги, - короче, все, что может приносить прибыль, все, что имеет ценность, приводило и приводит к столкновениям между королевствами. Надо уяснить себе раз и навсегда, что войны неизбежны. Все попытки мирно договориться в конечном итоге оканчивались крахом. Трусость не спасает. Я много повидал на своем веку, и приходилось слышать, что, мол-де, если мы никого не тронем, то и нас не тронут. Глупости! Воинственные соседи решат, что мы просто настолько ослабли, что уже и не помышляем о завоеваниях. Мир не меняется, рокки и рогачи за тысячи лет остался такими, каким были. Война неизбежна, а неизбежность вне морали. Сильно то королевство, жители которого едины. Нам нечего делить, наши интересы совпадают. Мы все хотим жить в достатке, не бояться набегов чужаков, ковать мечи, гранить алмазы. Наше население, медленно, но верно растет. Как же нам прокормить новых подданных?»

 

На эту пламенную речь в защиту целесообразности в принципе можно дать ответ. Трусость не спасает, но и война с соседями до добра не доводит. Целесообразность, которую прославляет Пересвет отнюдь не требует жестокости или войны. Жестокость к Мунтении обусловлена магическим влиянием на севере, то есть сюжетным ходом автора, а не естественными причинами. Войны действительно неизбежны иногда. Особенно когда на тебя нападают или твою страну грабят. Но от этого не следует тезис «неизбежность вне морали». Неизбежность вне морали не потому, что поступать аморально в политике выгодно, а потому, что бессмысленно сопротивляться тому, что всегда происходит. Абстрактный гуманизм Руперта гибнет под ударами реализма Пересвета. А вот реальный гуманизм, который учитывает возможность сопротивления злу силой –Пересвету не по зубам…

 

Вот еще одно рассуждение Пересвета в духе реализма (психологически оно вполне достоверно):

 

«-Мы не располагаем силами природы, порой, из любви к ближнему, мы думаем лишь об отдельном рогаче или рокке, забывая о народе в целом. И в итоге получается совершенно дикая ситуация, сначала мы ограничиваем рождаемость, а потом заботимся, чтобы выжил каждый младенец, сколь бы слабым и неприспособленным он ни был. Ясно, что это пусть к вырождению. Увы, многие думают, что можно безнаказанно идти наперекор природе и это заблуждение могло стоить нам очень дорого в первые годы существования нашего государства. Тогда, сотни лет назад, нас было так мало, что каждый новый ребенок, появившийся на свет, окружался невиданной заботой и вниманием. Слава Великому Змею, что у первых королей хватило мудрости создать Школу Мужества. Кроме того, холод, снег, да скудная почва пришли нам на помощь и безжалостно уничтожили тех, с кого уже начиналось вырождение. Поэтому, если мы хотим сохраниться как народ и сохраниться не в качестве чьих то рабов, нам совершенно необходимы новые земли. Итак, здесь рокк рогачу брат, но подданные чужой короны - враги. Запишите это и расходитесь, занятие окончено.»

 

Ограничение рождаемости здесь действительно и правомерно названо путем к вырождению. Но вот мотивировка слаба. Силы природы здесь ни при чем. Любовь к ближнему вырастает из человеческих отношений, она разумна и сознательна, у животных есть только инстинкт взаимопомощи и социальное сожительство. Любовь к ближнему не противоречит любви к Отечеству, но делает ее разумной. Любить надо Отечество, которое заботиться о жителях (кстати Гиблоземье именно заботиться о людях, уничтожив феодализм), а не то Отечество, которое поставлено врагом на колени и превращается в песок. Также ради Отечества можно жертвовать жизнью и требовать такой жертвы вполне правомерно, но вот жертвовать любовью к правде – нельзя. Иначе Отечество погибнет, т.к. только меняющийся исторический организм живет и крепнет.

 

Далее идет описание похода Ярополка Южного на лесных рогачей за неким ритуальным диском, которое перемежается опять-таки государствнно-политическими соображениями автора: 

 

«Поэтому император тащил на себе не только бремя управления страной, но и сам вел армию в случае войны. Народу повезло с таким правителем. В других государствах крестьян нещадно пороли их же хозяева, вольнодумие приравнивалось к государственной измене, а казна проматывалась из-за дикого расточительства придворных. Империя же процветала. По всей стране строились дороги и крепости, открывались школы, на площадях бродячие артисты давали веселые представления, не боясь оказаться в тюрьме. В случае неурожая, подданным из казенных амбаров выдавали семена и муку. Ветряную мельницу, арбалет и подзорную трубу создали именно при Ярополке. Конечно, и он был сыном своего времени. И у него сажали на кол, вешали, сжигали. Но кого? Убийц, воров, зарвавшихся наместников и особенно крупных феодалов, пытавшихся отделить свои владения от единого государства. А уж в жестокости он превосходил всех остальных правителей вместе взятых. Лучшие пыточные машины создали тоже при нем. Однако самым интересным нововведением стал Отдел Внешних и Внутренних спецопераций. Когда умер старый король, между наследниками, как это обычно и происходит, началась борьба за трон. Ярополк, сын короля, вышел победителем, отравив старшего брата. И тогда ему пришла в голову мысль поставить политические убийства на поток. От кустарных способов избавления от противников перейти к высокому искусству интриг, политических убийств и провокаций. В первые же годы правления нового короля (империю еще предстояло создать) при странных обстоятельствах погибли все Три Гранда - главы влиятельнейших родов, имевшие право не целовать августейшую туфлю на балах. После их смерти - наследники Трех Грандов этой привилегией уже не осмеливались пользоваться. Расправившись с внутренними врагами, агенты Отдела перешли к ликвидации правителей соседних монархий. Граничащее с королевством Ярополка Гористое Княжество славилось богатыми золотыми рудниками. Местный правитель, мотоватый молодой человек, тратил деньги налево и направо и кабы не рудники, давно бы пустил свой народ по миру. Несправедливо, когда золото достается ничтожествам, рассудил Ярополк, и пару дней спустя князь погиб на охоте. Его выследил и лично убил оружейных дел мастер Горыня. После чего получил дворянский титул и землю. Вызванная смертью правителя смута ослабила и без того не слишком благополучное государство, поэтому королевским войскам не составило большого труда разгромить наспех собранное княжеское войско. Поначалу местное население отнеслось к захватчикам враждебно. Однако новая власть снизила налоги, расправилась с ненавистной крестьянам родовой знатью, и подданные рассудили, что жить стало лучше, жить стало веселей. И все-таки первый поход прошел не совсем гладко. Ярополк рассчитывал на то, что противник вообще не успеет наладить оборону. Однако из-за дождя дороги раскисли и боевые колесницы увязли. Пока с ними копались, несколько вражеских феодалов все же соединили свои дружины и оказали кое-какое сопротивление. Вывод - надо строить новые дороги, мосты, осушать болота. А где взять денег? Отобрать у завоеванной аристократии и все дела. Король обычно отдавал предпочтение мерам, гарантирующим немедленную отдачу. Победа в следующей войне за преобладание на Востоке далась куда тяжелее. Несколько раз Ярополково воинство оказывалось разбито, приходилось отступать. Перелом наступил, когда какой-то нищий сумасшедший бродяга, прокрался к походной монаршей палатке и заорал, что знает, как достичь победы. Его тут же зарубили, приняв за наемного убийцу, но когда обыскали труп, не нашли никакого оружия. Ни лука, ни кинжала, ни яда в его мешочке не оказалось, только какая-то маленькая странная игрушка, похожая на башенку. Увеличенная в несколько сот раз, она превратилась в грозное осадное орудие, решившее исход войны. После скорой победы, Ярополк повторно короновался, принял титул императора. Первый указ нового императора предписывал феодалам отдавать десятину в пользу единственного на планете университета, где учились сумасшедшие бродяги, фантазеры и шарлатаны всех мастей. И пока над этой идеей смеялись все кому не лень, имперская армия исправно получала диковинное, но очень мощное оружие. Разве что, армии Гиблоземлья могли похвастать чем-то подобным.

 

Важным в этом рассуждении автора является доказательство, что жестокость Ярополка нисколько мешает ему править, пока эта жестокость обрушивается на элиту общества. Но однако, в реальности сами поступки Ярополка – убийство Грандов, политические убийства и провокации, убийство соседней знати – совершенно ничем не мотивированы. Благом государства их не объяснить, если учесть, что взамен родовой аристократии у Ярополка не оставалось другой элиты, кроме ближайших подручных. В результате в реальной истории все это кончилось бы упразднением «Отдела спецопераций» и смещением самого Ярополка или же распадом государства после его смерти. Это мы видели на примере опричного периода и судьбы страны после правления Ивана Грозного. А после Петра I аристократия вообще правила страной единолично, свергая правителей и возводя на трон других, чуждых народу людей чуть ли не вплоть до Александра I. Редкими исключениями этой эпохи «дворцовых переворотов» было правление Елизаветы  Петровны и Екатерины II, особенно правление последней. Абсолютная власть всегда вызывает зависть у многих, если ее поддерживать ТОЛЬКО силой, тогда она рушиться. У Ярополкова правления только один плюс – создание научной элиты. Судя по всему его королевство значительно слабее Гиблоземья.

 

Примечательно и то, как Ярополк в начале романа описывает религию и свое отношение к ней:

 

«…вера и религия - это разные вещи. В Бога я верю и в Христа, но монахов-паразитов, присвоивших себе право говорить от Их имени, конечно давно пора гнать взашей. Все эти жития святых, сказание о драконе и прочее - всего лишь выдумки для запугивания темного народа. Бог - это некая абсолютная идея, а не грозный старик на небесном троне.

 

Бог – это идея, а не старик на небесном троне. Для гностика Бог – это рациональная идея. Как говорил один еретик-арианин «Бога легко можно познать с помощью геометрии». Гностическое представление о Боге коренным образом отличается от христианского. Для христианина Бог – это Личность, причем Личность Любящая. Он не есть объект, ни антропоморфный, ни рациональный, он –Субъект. Поэтому христиане не являются «абсолютными объективными идеалистами» и не противостоят в это виде «материализму».

 

Теперь перейдем к философии амулетов. Здесь нас сразу поражает другая особенность философии автора, его магическое понимание сил Добра и Зла как количественных энергий, которые могут быть разделены и вселены в материальные вещи. Здесь автор спускается до магических представлений, которые ему нужны, чтобы продемонстрировать свою теорию.

 

Вот разговор Фэта святого и Тэфа о трех частях Единого амулета:

 

«-Ну как это для чего? Это мы как раз и узнаем, когда соберемся все вместе. Не зря нас разделили, надо собраться воедино.
-А кто разделил? - спросил Тэф.
-Я думаю, силы, незаинтересованные в гармонии мироздания.
-Чего-чего?
-Видишь ли, первая треть олицетворяет святых и святость, вторая - тех, кто заставляет рокков стремиться к святости, ну а третья треть символизирует жестокую необходимость. В единстве трех компонентов и есть гармония.
-А без жестокой необходимости никак нельзя обойтись?
-Невозможно. Последняя треть необходима нам, служителям святости, для того чтобы оставаться непогрешимыми.
-А при чем тут медальоны?
-Правильнее сказать, амулеты. Каждый из них наделяет своего хозяина невероятными способностями. Раз в четыре тысячи лет появляется возможность объединить все диски в одно целое. Когда три Фэта соберутся вместе, мы положим три амулета друг на друга, и они сольются в один сверхсильный медальон. Если сейчас упустим благоприятный момент, придется ждать, пока светила вновь примут верное положение.»

 

Сравните выделенный курсивом и жирным текст с аналогичным текстом выше. Гностические свойства Троицы – жестокость, святость и вынужденная связь – здесь наличествуют в полном объеме. Это символизирует связь между людьми и землей. Остается неясным одно – как эти свойства соединяются с людьми-носителями. Этого автор так и не проясняет. Так, Фэт считает себя святым, то есть он соответствует земному амулету Христа (помните – абсолютная святость), Тэф – («заставляет стремиться к святости»), третий амулет у Лотоса («жестокая необходимость»). На первый взгляд все соответствует истине. Все, да не совсем….

 

Дальше Фэт и Тэф объединяются с Ярополком и происходит рассказ о появлении расы рогачей, который очень напоминает различные оккультные легенды о происхождении людских рас от демонов. Раса рогачей – это потомки Тьмы, появившиеся на Рокке в результате того, что амулет появился на Земле. Во время беседы с целью восстановления единства Церкви для защиты от носителя третьей трети Амулета (после того как его сплавили воедино происходит один из ключевых диалогов между Тэфом и Ярополком:

 

«-У всех существ в этом мире уже есть отец, и это не ты, а Создатель, вечный и благой. Тэф в запале даже не заметил, что назвал повелителя на "ты".
-И где же этот отец? - ехидно спросил Ярополк.
-На небе, - ответил священник так, как его учили в монастыре.
-Вот именно, на небе, а мы живем здесь, на грешном Рокке. И Бог благ и добр, а нам приходится казнить преступников, убивать заговорщиков, усмирять мятежников. Уж не хочешь ли ты, чтобы Бог запачкал руки кровью?
Тэф молчал.
-Вижу, тебе нечего ответить. Народу нужен отец здесь, а не где-то далеко, рядом со звездами.»

 

Перед нами типичная доктрина государствопоклонства. Бог нужен на небе, а на земле единый правитель, который бы казнил и убивал. Бог благ, а правитель в меру жесток. Но вот одно в этом не сходиться. Правитель в лице Ярополка требует, чтобы ему поклонялись как Богу и любили как Отца (ведь заботится о них якобы именно он). На деле Ярополк – это представитель власти и только в этом качестве с христианской точки зрения он может требовать себе поклонения и братской любви. Но любви отцовской – не может, т.к. не он сотворил людей и не он зачал людей.

 

«-Святые отцы учат... - начал было Тэф, но император оборвал его на полу слове.
-Да брось, ты. Святые отцы... Учат... Чему они могут научить? Вы с утра до ночи твердите, что создал Бог рокков по образу своему и подобию, и тут же сами себе противоречите.
-Что Вы имеете виду - сердито спросил Тэф.
-Ну как же. Что там ваша Церковь говорит о дороге в рай?
-По ней дозволено пойти всем, но не всякий пройдет до конца, и лишь перед праведником откроются Врата, - отчеканил патриарх.
-Вот-вот, перед праведником откроются Врата, - передразнил Ярополк. А чтобы стать праведником, надо забыть о женщинах, загнать себя в монастырь, каждый час молиться, три месяца в году жрать всякую гадость».

 

«Праведник верою жив будет». С христианской точки зрения праведником может быть любой мирянин или монах – это не важно. Для праведника важно любить Бога, творить волю Его и стяжать Его дух. Подражание Богу потому и включает в себя «умерщвление плоти», что на небесах плоть будет другой. Учась усмирять плоть, контролировать сон, желания, ограничивать себя в пище – монахи проходят ту же дисциплину, что и в солдаты в Школе Мужества, но ради Бога, а не ради государства.

 

Люцифер передает часть силы в медальон Лотоса и пробуждает его. Лотос не помнит своего имени, он называет себя Черногором. Между тем на Рокке описывается война лесных рогачей с Ярополком, которая кончается тем, что Горыню вновь превращают в дракона и он становиться главой лесного народа. В это время Гриффарт провоцирует межплеменную драку в Гиблоземье и его изгоняют после признания, сделанного им под пыткой. Гриффарт находит демона «Змееволка» и тот передает ему часть своей силы. Нетрудно заметить, что в образе Гриффарта перед нами изображен «второй Лотос», но в другом мире. Недаром Гриффарт встречает и Черногора и подчиняет себя ему по доброй воле. Между тем пробужденный Черногор ведет себя иначе, чем Лотос. Ему претит абсолютная жестокость. Он говорит Гриффарту:

 

«…одной лишь силой нельзя действовать. Я запрещаю тебе убивать, мне, действительно, ни к чему пепелище. Народ должен, прежде всего, любить своего вождя, и уж только потом его бояться. Хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоевывать и не терять сердца подданных.»

 

Это слова разумного человека. Любовь прежде всего, а потом уже страх.

 

Дальше описывается как Черногор и Гриффарт обнаруживают свою магическую власть над расой рогачей и воюют с Гиблоземьем. Между тем между ангелами Рафаилом и Гавриилом происходит интересный диалог и они решают лететь на Рокк:

 

«-Я только что вернулся с Рокка, - закричал Рафаил, бесцеремонно ввалившись в чертоги Гавриила. Мы пропали! Произошла катастрофа!
-А ну-ка излагай свои мысли спокойно и без надрыва, - сухо потребовал Гавриил.
-Хорошо, могу и без надрыва, - с обидой в голосе ответил Рафаил. Поздравляю: план Бога сорван.
-Ну что еще за выдумки, это же невозможно.
-Нет уж, нет. Ты ошибаешься, и я знаю почему. Мы слишком долго уповали на Него. Слишком долго Он брал на себя всю ответственность.
Гавриил попытался, было возразить, но Рафаил ему не позволил.
-Только не вздумай опять обвинять меня в богохульных помыслах. Вечно ты мне рот затыкаешь. Чуть что, богохульство, богохульство. И всё, меня уже никто не слушает. Но на этот раз ситуация действительно вышла из под контроля.
-Ну что еще? Что могло произойти? Наступил мир и покой, все ангелы отдыхают, один ты носишься как оглашенный. Войско сатаны разгромлено, а все его слуги обречены вечно гореть в аду.
-Так уж и все? - язвительно спросил Рафаил. А Лотос? Он ведь избежал справедливого наказания.
Гавриил поморщился, упоминание о Лотосе навеяло грустные воспоминания.
-Да он то, здесь при чем?
-А при том. Ты вспомни, какое наказание придумал для него Господь - сказал Рафаил.
-Дай-ка подумать. Вроде как его признали виновным, но тут же в зале Суда и амнистировали.
-Ты кое-что запамятовал, опустил важные детали, - заметил Рафаил. А, как известно, дьявол в них и таится. Вспомни, как именно звучал приговор Михаила.
Гавриил помрачнел, надолго задумался, а потом выдал:
"Да будешь ты спать в образе зверя в горах Рокка, выдавливая из себя по капле зло, что сидит в душе твоей. Когда избавишься от скверны, найдут твой гроб и выпустят тебя на волю. Просветленная душа получит новое тело, а тело-новое имя. Да станет тогда Лотос Святогором. Да проживет он после этого долгие годы, творя великие подвиги. Тогда простит тебя Господь и возьмет к себе".
-Я ничего не упустил, - с иронией спросил Гавриил?
-Память у тебя до сих пор отменная, да вот ума как всегда не хватает, - ехидно заметил Рафаил.
-И что ты хочешь этим сказать? - недовольно буркнул Гавриил.
-То, что и всегда: гуманизм нас погубит.
Гавриил открыл рот, чтобы выразить свое возмущение, но Рафаил резко его одернул.
-Спокойно-спокойно, сиди тихо. Тебе просто не всё ведомо. Поначалу всё шло так, как и было задумано. Действительно, на Рокке появились разумные существа, которые и должны были в один прекрасный день разбудить Лотоса. И поселились они не так уж и далеко от его гроба.
-Ты не тяни, суть говори, суть.
-Сейчас, будет тебе и суть. Зло стало выходить из Лотоса, это тоже верно. Но как ты наверно уже догадался, оно пропитывало окружающих. Милые зверьки, которые обитали поблизости от Лотосовой пещеры, превратились в чудовища.
Лицо Гавриила стало серьезным, он понял, к чему клонит Рафаил.
-А что же стало с разумными существами? Неужто все они обратились ко злу?
-К счастью, нет. Те, кто пытался жить в горах, рядом с Лотосом, быстро погибали. У других хватило ума держаться подальше. Но он буквально приковал их к себе, они и уйти не могут и приблизиться боятся. Связал он их узами зла. А я с самого начала был против этой дурацкой амнистии, и поэтому приглядывал за ним. Долгое время наш покойничек лежал себе тихенько и никого не трогал. Я уж было успокаиваться начал, и вот на тебе, он очнулся!
-И что?
-А всё как обычно, мания величия. Сначала захватил власть на севере небольшого королевства. Теперь готовит поход на юг, собирается подчинить себе весь мир.
-И это всё! Да что тут страшного? - облегченно вздохнул Гавриил. Ну, станет он местным императором, как когда-то на Земле, потом умрет, и вновь попадет к нам на Суд. Не беспокойся, на этот раз он не отвертится.
-А ты не забыл, что он отколол в прошлый раз, перед тем как умереть?
-Не забыл. Вступил в сговор с Люцифером и отправился изменять ход истории. Но сейчас сатана скован. Чего бояться?
-Нет, ну иногда просто зла не хватает, - возмущенно топнул Рафаил. За годы пленения Люцифера ты совсем расслабился, и не допускаешь саму мысль о неприятностях. Вспомни, Лотос должен был проснуться праведником. Только полностью очистив душу, он мог отправиться в мир. А знаешь, что сейчас вытворяет наш "праведник"?
-Что?
-Выдает себя за Бога, убивает непокорных, лжет, интригует. В кислоте правда никого не растворяет, всё же немного подобрел за время заточения. Спрашивается, кто его разбудил раньше срока? Ведь очевидно, что зла в нём еще полным полно.
-Уж не хочешь ли ты сказать... Нет, это невозможно.
-Хочу. Именно это я и хочу сказать. Помнишь медальончик? Диск такой у него на шее? Это ведь собственность Господа. Как он к нему попал? От нашего старого врага, от Люцифера. Вот кто его из гроба поднял. Сатана совсем не так слаб, как может сейчас показаться и наверняка, даже находясь в аду, нашел способ связаться с Лотосом.
-Может быть ты и прав, - неуверенно промолвил Гавриил. А что Христос? Ты ему докладывал?
-Конечно, докладывал. Первым делом к нему зашел, и уж только потом к тебе. Но не слушает он меня.
-Может нам самим стоит слетать на Рокк и дать Лотосу по ушам?
-Исключено. Применять физическую силу Он запретил. Кстати, на Рокке околачивается еще один наш старый знакомый.
-Змееволк?
-Он самый. И опять проявили мы к нему великодушие. Вот бы заточить его в ад, и нет проблем, а теперь он нам опять добавит головной боли.
-Неужели Лотос и с ним нашел общий язык?
-Почти угадал. Гриффарт, правая рука Лотоса, случайно наткнулся на окаменевшего Змееволка. Вот, казалось бы, всё, окаменел, так угомонись! Так нет же, до сих пор никак успокоиться не может, продолжает строить козни. Он передал свою силу Гриффарту и сейчас, небось, гадко хихикает внутри камня. Теперь Лотос и его слуга, несомненно, подчинят себе весь мир. Там просто нет никого, кто мог бы им противостоять.
-Здесь ты ошибаешься, - медленно возразил Гавриил. Я не хотел тебе говорить... Знал, что это тебе придется не по нраву.
-О чем это ты? - встревожено спросил Рафаил.
 -Видишь, ли. Давно это было, давно. Земля прекратила своё существование, и Бог только-только создал новый мир. Он вызвал меня к себе и вручил два своих медальона. Отправляйся, говорит, на Рокк и доставь туда диски.
Рафаил в отчаянии сжал кулаки
-Зачем, зачем, это Ему было нужно? Как можно доверять источники высших сил каким-то смертным?
-Господь сказал, что борьба за обладание этими амулетами станет основой прогресса новых народов. Он решил отказаться от методов, использованных на Земле. Хватит посылать ангелов и Христа, дадим силу простым смертным.
-Да, уж, очень мудро. Вот теперь мы точно хлебнем горя, - сокрушенно промолвил Рафаил.
-Не торопись, быть может, всё еще неплохо обернется. По крайней мере, Лотосу не так - то просто будет захватить Рокк.
-Черт побери! То есть, Господи прости! Ты что, ополоумел? - не на шутку разозлился Рафаил. Да кто способен выстоять против него? Ты что не помнишь, что он вытворял на Земле? Ты что не понимаешь, что он победит кого угодно. И вот тогда не один, а все три амулета окажутся у него. Вот тогда он задаст нам всем жару. Он станет столь могучим, что ни один ангел с ним не справится.
-А с чего ты решил, что Единый Амулет будет ему подчиняться? Мало кто способен управлять даже сдвоенным медальоном.
-Лотос не совсем обычный человек, - хмуро сказал Рафаил, он дальний родственник Христа.
-То есть как?
-Да очень просто. Ты разве не знал, что у Марии было два сына? Старший от Святого Духа, а младший - от Иосифа, своего мужа. Как ни крути, а по всему выходит, что они братья! Тысячи лет я следил за потомками этого мальчика. И могу сказать, что дело тут не чисто. Каждый из них источал какое-то древнее, нечеловеческое зло. И вместе с тем, в каждом из них горела искорка Христа. Многие великие и страшные тираны вели свой род от младшего сына Марии. Они пролили моря крови, но, несмотря на это народы поклонялись им как богам. Их проклинали, им желали смерти, а потом возводили памятники в их честь. Так вот, Лотос это прямой потомок Иосифа и Марии, а значит, в нём есть маленькая частичка Бога. Этой частички более чем достаточно, чтобы Амулет Троицы, признал его своим хозяином.»

 

Диалог ангелов выполнен в довольно интересной манере и чем-то он лично мне напоминает спор Жукова и Ворошилова перед докладом Сталину. «Ты Сталину докладывал? Первым делом к нему зашел?». Дело в том, что ангелы согласно христианскому богословию и традиции в тех же отношениях с Богом, что и простые смертные и они могут взывать к Богу, но «заходить» к Нему не могут. У Бога нет «места». Он вне времени и пространства. Бог же автора – это просто первый среди ангелов или творений. Он может ошибаться и не всемогущ. Его план по превращению Лотоса в Святогора срывается. Бог автора еще к тому же и лицеприятен*****, Он милует Лотоса как своего «родственника». А ведь у Бога нет родственников и даже, если бы (Господи прости) произошло то, что описал автор, то «младший сын Марии» не был бы Богом, а был просто сыном Марии и все. Бог же с Марией не состоял в родстве – так ведь? Да и «частичка Бога» с христианской точки зрения абсурд. Бог прост и неразделим. Даже при причастии христиане верят, что в каждой части причастного хлеба и вина Бог ЦЕЛИКОМ ВЕСЬ, а не разделен. Ибо Бог –везде-сущий. Кстати отправление на младший мир амулетов для того, чтобы «расы были более самостоятельны» тоже странный оборот. Они ведь и так были самостоятельны, более того они не знали Грехопадения в самом начале истории. Правда непонятно как автор увязывает это с тем, что они начали истреблять друг друга (здесь он видимо просто забыл о «такой мелочи» как Грехопадение), но в целом амулеты расам Рокка с точки зрения здравого смысла были не нужны. Но не с точки зрения развития сюжета…Так или иначе Гавриил и Рафаил принимают решение, которое погубит мироздание. Они летят на Землю, чтобы передать Фэту и Тэфу свою силу.

 

Черногор между тем берет Векеград и становиться властителем Гиблоземья на Севере. Витовт захвачен в плен и его убивает на поединке бывший предатель. Черногор устраивает дуэль, а затем инсценирует смерть предателей от толпы. Так он укрепляет власть (при этом в нем начинают пробуждаться черты прежнего Лотоса).
В это время ангелы спускаются к Фэту и Тэфу и объясняют, что те должны остановить Черногора любой ценой. При этом нельзя давать тройной амулет и Ярополку (он может усилиться). Ангелы передают Фэту и Тэфу силу и исчезают, Фэт и Тэф идут к Ярополку, а дальше становятся агентами якобы с целью убить Гриффарта. Они отправляются к Горыне и там снова происходит диалог между любимыми типажами автора «реалистом» и «идеалистом»:

 

«-Да, нет. Всё это, конечно, нужно уметь, но не это главное. В нашей работе постоянно приходится следовать принципу меньшего зла. Вы готовы отправить на верную смерть одного, ради спасения десяти? Способны ли вы взвешивать жизнь и смерть как муку на мельнице? Готовы ли вы забыть, что каждая личность единственна и неповторима?
Патриарх не нашелся чего ответить.
-Молчишь? Вот о том и речь. Вам обоим, с вашим религиозным сознанием, противна сама мысль, о том, что мораль не абсолютна, а относительна. Да видно вы и не попадали в ситуацию, когда формальное добро хуже самого страшного зла, а зло, напротив, оборачивается благом.
-Что-то я тебя никак не пойму. О чем ты толкуешь? - хмуро спросил Фэт.
Патриарху показалось, что Горыня занервничал, его лицо на мгновенье помрачнело, но он быстро взял себя в руки.
-Хорошо, - медленно, словно взвешивая каждое слово, проговорил Горыня. Пожалуй, мне, стоит кое-что вам рассказать.
-Расскажи уж, будь любезен.
-Что ж, слушайте. Помните войну с Гористым Княжеством?
-Как же не помнить! - ответил патриарх. Это ж первая военная кампания Ярополка. С неё и началось возрождение империи.
-Правильно. А началось всё с того, что местный князек погиб на охоте, - ухмыльнулся Горыня.
-Уж не хочешь ли ты сказать, что...
-Именно. Моя работа. И нечего на меня так смотреть, сами то вы в Залесье за тем же самым собираетесь. Ну, в общем, охрана князя бросилась за моим отрядом в погоню. Мы дали залп из луков и дёру! А в горах на всякий случай был у нас приготовлен схрон.
-Кто был приготовлен? - спросил Фэт.
-Ни кто, а что. Схрон. Пещерка небольшая, с запасом еды и питья. Не перебивай. Короче, эти ребята из княжеской свиты тоже оказались не лыком шиты. Обложили так, что мышь не проскочит, и начали местность прочесывать. Мы, само собой, разумеется, притаились и даже дышать боимся. Сидим день, второй, неделю, съели уже почти всё, что было припасено. А они уходить и не думают. Смотрю, еды осталось так мало, что если раздавать всем поровну, то с голоду все помрут. Нас было пятнадцать бойцов, а белха оставалось, ну дай Бог, на двоих троих. Что делать?
-Да, действительно, что? Что ты придумал? - не выдержал Фэт.
-Принимаю решения избавиться от двенадцати соратников.
-Как это избавиться? Убить что ли? - потрясенно спросил Тэф.
-Да, убить. Как командир я распределял воду ну и подмешал отраву в одну из фляг. А это были всё мои друзья.
-Что было дальше? - хриплым голосом спросил патриарх.
-А с задания вернулось три едва живых скелета. А вот теперь ответьте мне на вопрос, то, что я сделал - это зло или добро?
-Ты еще спрашиваешь! - возмутился патриарх, Зло, конечно. Ты убил двенадцать боевых товарищей, о чем тут вообще может быть разговор?
-Вот как? - запальчиво спросил Горыня. Разве я их убил? Нас морили голодом дружинники князя. Вот, кто настоящий убийца, я не убил двенадцать, а спас двоих, не считая себя, естественно. Да, можно было разделить последние крохи белха на всех. Но тогда и погибли бы все. А так, благодаря мне, двое выжило! Так кто на самом деле чудовище? Тот, кто спасает хотя бы некоторых, или тот, кто своим гуманизмом обрекает на смерть всех до одного? Да и гуманизм ли это? Поймите, это бремя власти - резать по живому. Да, порой приходится уничтожать одних ради жизни других.
И вновь Горыня одержал верх, а патриарху пришлось опять замолчать. Но тут в спор вмешался Фэт.
-В твоих рассуждениях есть одно слабое место, - мрачно заметил священник.
-Какое?
-Сам-то ты остался жить. Вот бы и выпил из отравленной фляги, и спас бы тогда не двоих, а троих.
-Э нет, батюшка, того, что я сделал более чем достаточно. Ты требуешь от меня подвига, но ведь я не святой. Мы выполнили задание, а то, что почти весь отряд погиб, так на то и война. Они прекрасно знали, на что шли.
-Ладно, Бог тебе судья.
-Вот именно, Бог, но дело то не в этом. А в том, способны ли вы, выполняя задание, совершить то, что сделал я?
-Не знаю, что и ответить, - после долгой паузы ответил Фэт. Всё зависит от конкретных обстоятельств.
-Что ж, достойный ответ, - серьезно сказал Горыня. - Раз ты заговорил про обстоятельства, значит, способен понять условность добра и зла.»

 

В этом разговоре речь идет о типичном моральном парадоксе. Ценность личности здесь вовсе не релятивизируется, просто ставиться вопрос – может ли человек ради спасения многих пожертвовать жизнью нескольких без их ведома? Ответ христианина естественно будет –нет. А вот ответ Горыни –да, цель оправдывает средства, задание Ярополка превыше морали. Хотя на деле здесь речь идет не о морали, а о том, можно ли обмануть людей и без их ведома послать их на смерть? Безусловно с христианской точки зрения – нельзя, Горыне надо было СКАЗАТЬ правду, бросили бы жребий и остались бы в живых те, кто выжил бы после того, как остальные выпьют яд. Это не было бы самоубийством, но жертвой. То же, что сделал Горыня было убийством. А его вопрос – «что я сделал добро или зло?»  звучит насмешкой над здравым смыслом. Добро и зло относительны – говорит Горыня. И с ним в этом согласился бы…ЛЮБОЙ ХРИСТИАНИН! Т.к. действительно добро и зло не самостоятельны сами по себе. Бог, приказавший Аврааму убить сына зол или добр? Добр. Добро – это воля Бога. А сама по себе смерть – это не зло. Не зло и любое нарушение заповеди, если сам Господь хочет, чтобы ты ее нарушил. Так, например, некоторые христианские девственницы, чтобы избежать изнасилования кончали с собой (и становились святыми), пророк Осия жил с блудницей, израильский народ истреблял народы Ханаана. И это – добро, т.к. делалось по воле Бога. А абсолютными моралистами от докетов (секта, которая извергала из общения любого, кто совершит грех и считала его еретиком) и маркионитов (последователи гностиков, которые противопоставляли Ветхий Завет Новому, считая первый – написанным дьяволом) до Льва Николаевича Толстого и толстовцев обожествляли Добро. Еретики говорили: Добро – это Бог, Бог ОБЯЗАН быть добрым. Христиане говорят: Бог добр, но Он превыше добра, Он его Законодатель. Добро то, что Он повелит, а зло то, что Он же запретит. Религия выше морали, она «по ту сторону добра и зла». Этого идеалистам и романтикам не понять, как и циникам. Им не понять спор Иова с Богом – обвинение Иова, который бросает Богу в Лицо: «Если Ты есть скажи за что казнишь праведника» и Бог появляется и Иов тут же, увидев Бога говорит: «Очи мои узрели Его и я раскаиваюсь в прахе и пепле». Любовь к Богу Иова превозмогла чувство справедливости, превозмогла горечь обиды. Итак добро – это все то, что изначально сотворил Бог, все то, чему Он велит повиноваться, а зло – это уклонение от Бога, уход от него. Моральное добро – это уже рамки, которые нужны людям, чтобы не ошибиться, но из этих рамок есть исключения. Немногочисленные, но исключения. Точно так же Бог творит природу и приводит ее в равновесие. Мы можем познать законы природы, ее закономерности, но если Бог вмешивается, они нарушаются (исключение). Чудо в мире природы – выход за рамки ее законов, чудо в мире морали – выход за рамки моральных правил ради Того, Кто превыше всякой морали. 

В этом разговоре речь идет о типичном моральном парадоксе. Ценность личности здесь вовсе не релятивизируется, просто ставиться вопрос – может ли человек ради спасения многих пожертвовать жизнью нескольких без их ведома? Ответ христианина естественно будет –нет. А вот ответ Горыни –да, цель оправдывает средства, задание Ярополка превыше морали. Хотя на деле здесь речь идет не о морали, а о том, можно ли обмануть людей и без их ведома послать их на смерть? Безусловно с христианской точки зрения – нельзя, Горыне надо было СКАЗАТЬ правду, бросили бы жребий и остались бы в живых те, кто выжил бы после того, как остальные выпьют яд. Это не было бы самоубийством, но жертвой. То же, что сделал Горыня было убийством. А его вопрос –   звучит насмешкой над здравым смыслом. Добро и зло относительны – говорит Горыня. И с ним в этом согласился бы…ЛЮБОЙ ХРИСТИАНИН! Т.к. действительно добро и зло не самостоятельны сами по себе. Бог, приказавший Аврааму убить сына зол или добр? Добр. Добро – это воля Бога. А сама по себе смерть – это не зло. Не зло и любое нарушение заповеди, если сам Господь хочет, чтобы ты ее нарушил. Так, например, некоторые христианские девственницы, чтобы избежать изнасилования кончали с собой (и становились святыми), пророк Осия жил с блудницей, израильский народ истреблял народы Ханаана. И это – добро, т.к. делалось по воле Бога. А абсолютными моралистами от докетов (секта, которая извергала из общения любого, кто совершит грех и считала его еретиком) и маркионитов (последователи гностиков, которые противопоставляли Ветхий Завет Новому, считая первый – написанным дьяволом) до Льва Николаевича Толстого и толстовцев обожествляли Добро. Еретики говорили: Добро – это Бог, Бог ОБЯЗАН быть добрым. Христиане говорят: Бог добр, но Он превыше добра, Он его Законодатель. Добро то, что Он повелит, а зло то, что Он же запретит. Религия выше морали, она «по ту сторону добра и зла». Этого идеалистам и романтикам не понять, как и циникам. Им не понять спор Иова с Богом – обвинение Иова, который бросает Богу в Лицо: «Если Ты есть скажи за что казнишь праведника» и Бог появляется и Иов тут же, увидев Бога говорит: «Очи мои узрели Его и я раскаиваюсь в прахе и пепле». Любовь к Богу Иова превозмогла чувство справедливости, превозмогла горечь обиды. Итак добро – это все то, что изначально сотворил Бог, все то, чему Он велит повиноваться, а зло – это уклонение от Бога, уход от него. Моральное добро – это уже рамки, которые нужны людям, чтобы не ошибиться, но из этих рамок есть исключения. Немногочисленные, но исключения. Точно так же Бог творит природу и приводит ее в равновесие. Мы можем познать законы природы, ее закономерности, но если Бог вмешивается, они нарушаются (исключение). Чудо в мире природы – выход за рамки ее законов, чудо в мире морали – выход за рамки моральных правил ради Того, Кто превыше всякой морали. 

В этом разговоре речь идет о типичном моральном парадоксе. Ценность личности здесь вовсе не релятивизируется, просто ставиться вопрос – может ли человек ради спасения многих пожертвовать жизнью нескольких без их ведома? Ответ христианина естественно будет –нет. А вот ответ Горыни –да, цель оправдывает средства, задание Ярополка превыше морали. Хотя на деле здесь речь идет не о морали, а о том, можно ли обмануть людей и без их ведома послать их на смерть? Безусловно с христианской точки зрения – нельзя, Горыне надо было СКАЗАТЬ правду, бросили бы жребий и остались бы в живых те, кто выжил бы после того, как остальные выпьют яд. Это не было бы самоубийством, но жертвой. То же, что сделал Горыня было убийством. А его вопрос –   звучит насмешкой над здравым смыслом. Добро и зло относительны – говорит Горыня. И с ним в этом согласился бы…ЛЮБОЙ ХРИСТИАНИН! Т.к. действительно добро и зло не самостоятельны сами по себе. Бог, приказавший Аврааму убить сына зол или добр? Добр. Добро – это воля Бога. А сама по себе смерть – это не зло. Не зло и любое нарушение заповеди, если сам Господь хочет, чтобы ты ее нарушил. Так, например, некоторые христианские девственницы, чтобы избежать изнасилования кончали с собой (и становились святыми), пророк Осия жил с блудницей, израильский народ истреблял народы Ханаана. И это – добро, т.к. делалось по воле Бога. А абсолютными моралистами от докетов (секта, которая извергала из общения любого, кто совершит грех и считала его еретиком) и маркионитов (последователи гностиков, которые противопоставляли Ветхий Завет Новому, считая первый – написанным дьяволом) до Льва Николаевича Толстого и толстовцев обожествляли Добро. Еретики говорили: Добро – это Бог, Бог ОБЯЗАН быть добрым. Христиане говорят: Бог добр, но Он превыше добра, Он его Законодатель. Добро то, что Он повелит, а зло то, что Он же запретит. Религия выше морали, она «по ту сторону добра и зла». Этого идеалистам и романтикам не понять, как и циникам. Им не понять спор Иова с Богом – обвинение Иова, который бросает Богу в Лицо: «Если Ты есть скажи за что казнишь праведника» и Бог появляется и Иов тут же, увидев Бога говорит: «Очи мои узрели Его и я раскаиваюсь в прахе и пепле». Любовь к Богу Иова превозмогла чувство справедливости, превозмогла горечь обиды. Итак добро – это все то, что изначально сотворил Бог, все то, чему Он велит повиноваться, а зло – это уклонение от Бога, уход от него. Моральное добро – это уже рамки, которые нужны людям, чтобы не ошибиться, но из этих рамок есть исключения. Немногочисленные, но исключения. Точно так же Бог творит природу и приводит ее в равновесие. Мы можем познать законы природы, ее закономерности, но если Бог вмешивается, они нарушаются (исключение). Чудо в мире природы – выход за рамки ее законов, чудо в мире морали – выход за рамки моральных правил ради Того, Кто превыше всякой морали. 

 

Идем дальше. Провокация удалась, но вместо смерти Гриффарта погиб наследник Витовта. Фэт и Тэф понимают, что они стали орудиями в руках Ярополка. Фэт спрашивает императора, прежде чем уйти:

 

«-Интересно, а какие силы стоят за тобой? - спросил Фэт.
-Друг моего врага, мой - враг, а враг моего врага - мой друг. Вот и подумайте. Люцифер-враг Бога, Черногор друг Люцифера. Значит, Черногор враг Бога. Я - враг Черногора, значит, я - друг Бога. Всё просто и логично, - твердо сказал Ярополк.
-Это верно, только в том случае если в мире существует лишь две силы, Бог и Люцифер, - ответил Тэф.»

 

Тэф в принципе здесь отверг право на злодейство во имя Бога и сделал правильно, поскольку никто не приказывал Яропоку свыше творить зло ради добра, у него не было божественной санкции. Но при этом он усомнился в Боге.

 

Финальный аккорд – это описание битвы Ярополка и Черногора (к которому перешел после той ночи Фэт). Битва армий кончается поединком два на два, в котором Фэт и Черногор воюют против Ярополка и Тэфа. В пылу битвы Тэф неожиданно видит поворот событий:

 

«Фэт, что есть силы, пальнул в Черногора сгустком огня. Надо сказать, это поразило не только Черногора, но и Тэфа. Он опешил до такой степени, что прекратил сражаться и растерянно смотрел, как Ярополк и Фэт вместе (!) наносят удары по королю Ноуградцев.
-Чего вылупился, помоги нам, - злобно приказал Ярополк, но патриарх не сдвинулся с места. Он никак не мог понять, что происходит.
Черногор отразил уже несколько выпадов своих врагов, но было видно, что жить ему осталось совсем не долго. Из последних сил он крикнул "измена" и тут же на подмогу ему бросился отряд на уххах. Но крепость была далеко.
-Давай же, бей, черт тебя раздери, - заорал Фэт, - чего медлишь?
-Так значит, у вас всё это было спланировано? - неуверенным голосом спросил Тэф. - Так вот для чего убили принца. Получается, что ты заранее всё знал.
Патриарх только сейчас смог оценить всю глубину замысла Ярополка. Да, многоходовая комбинация императора воистину была гениальной. А вот концовка прошла совсем не так, как ему бы хотелось. Тэф отвел назад руку и метнул нож, но не в Черногора...
Ярополк оцепенел и медленно повернулся к патриарху. На его лице застыло удивление. Черногор воспользовался моментом и ударом молнии снес Ярополку голову. Вскоре подоспел отряд ноуградцев. До смерти перепуганный Фэт поднял руки верх и закричал, что сдается, но гвардеец взмахнул мечом и разрубил его надвое.»

 

Так, Тэф последним своим поступком показывает, что он восстает на Бога ради добра. Он знает, что Ярополк – циник и лжец и его душа против того, чтобы им манипулировали во имя добра. Когда он видит, что Фэт перешел на сторону Ярополка и понимает, что его втянули в обман он решает выйти из игры. Ему претит победа Бога и во имя добра он выбирает смерть Ярополка, он карает его. Что и приводит к финалу. Итак амулет Тэфа– это «абсолютная святость», (амулет Христа), а амулет Черногора….

 

«Черногор подошел к трупу Ярополка, подобрал амулет и надел его себе на шею. Он едва не захлебнулся от нахлынувших чувств, его душу наполняла древняя могучая сила, часть той силы, что миллиарды лет назад потеснила Тьму и создала мир. Хотя амулеты и не слились в единое целое, но, тем не менее, наделили своего хозяина невиданной властью. Все старые мысли и желания покинули Черногора. Его сущность изменялась, он изменялся на глазах. Он превращался, если и не в Бога, то, по крайней мере, в духа, сравнимого с Создателем. Теперь он мог спокойно дожидаться, когда солнца Рокка вновь совпадут и медальоны покажут ему истинный Лик Троицы. И в этот момент в мире на одного Творца станет больше. Перед ним открылась полная картина мироздания. Он увидел, как в дни седой старины липкая Тьма гигантским спрутом клубилась вокруг Бога. Черногор был свидетелем появление ангелов, падения сатаны, сотворения Земли и Человека. Он был уверен, что, и сам когда-нибудь будет способен на подобные свершения. Он вспомнил, что перед тем как отправить его на Рокк, Господь отнял у него имя и тело. Это была Его воля, но Черногор, как когда-то Люцифер, не желал больше подчиняться никому. Он бросал вызов самому Создателю, напрягая все свои новые силы, чтобы вспомнить свое имя, вернуть себе свой старый облик и тем самым полностью вернуть себе свою личность. Ему это, в конце концов, удалось. Это была его победа над Божьим промыслом.
Гавриил был гораздо умнее Рафаила, он сразу начал подозревать, что младший брат Христа, предок Лотоса, не - сын Иосифа. В глубокой древности сам Люцифер обратился в человека, и Мария приняла его за своего мужа. Так у нее появился сын от сатаны, а значит, Лотос был отдаленным потомком не только Бога, но и Люцифера, причем в нём было куда больше от дьявола, чем от Святого Духа.
Где-то далеко, в другом измерении и пространстве торжествовал ад. В тот день демоны не чувствовали боли, их радость превозмогла пытки. Впервые за многие годы Люцифер и его свита вздохнули свободно. Спасение близко, ведь для сатаны четыре тысячи лет - это сущий пустяк. Дьявол не сомневался, что скоро Лотос придет ему на помощь. В новой войне Богов, дьявол надеялся одержать верх.
Тэф тоже вспомнил кое-что. Он вспомнил, что когда-то и сам принадлежал совсем иному миру, тому, где его звали Митридатом. Тому, в котором он и Лотос - злейшие враги. Но было уже поздно.»

 

…это амулет связи добра и зла, Тьмы и Бога. Люцифер похитил амулет Св. Духа, амулет гармонии. Но это неважно. Поражение Ярополка оборачивается мистическим торжеством Чернобога, который становиться воплощением Тьмы и переходит на сторону Люцифера с магическим амулетом, символизирующим связь всех трех элементов мировой гармонии…

 

Миф, придуманный автором можно кратко изложить так (и пусть Господь меня простит за то, что такое вообще приходиться излагать):

 

Когда-то, когда материи еще не было, существовало только два начала – Бог (активное, Добро) и Тьма (символ Хаоса, пассивное зло). Тьма была сильнее Бога, но не могла творить. Бог в борьбе с наступлением на Него Тьмы раскололся на три части. Одна из них была абсолютной жестокостью и целесообразностью (Бог-Отец), другая наделена абсолютной святостью (Бог-Сын, Слово, Логос), а третья наделена способностью связи жестокости и святости (Бог Св. Дух). И так сам Бог сумел воссоединиться заново в Троицу, создав три амулета (в которые вошла сила Трех). Потом Бог сотворил ангелов, но Люцифера сотворила Тьма, которая проникла в первый амулет (Бог этого не заметил, пока Люцифер не взбунтовался). Началась война между Богом и Люцифером, которая вовлекла и человечество в конфликт. Бог Св. Дух сошел и Христос воплотился от Девы Марии, но и Люцифер обманув Марию вступает с ней в связь рождая потомков Тьмы. Люцифер крадет амулет связи Бога и Тьмы. (амулет Св. Духа, который видимо был на Марии) и впоследствии передает его последнему потомку проклятых – Лотосу. Лотос – это воплощение абсолютной жестокости и целесообразности, родственник Бога-Отца (ибо эта ипостась носит в себе следы Тьмы), он однако является противником добра и света, а следовательно и Бога. Его обманывает Люцифер и Лотос идет в прошлое, чтобы убить Христа. Но Митридат, повесившийся на дереве был воскрешен Богом и послан на Землю, чтобы убить Лотоса со словами «теперь я знаю, что такое целесообразное убийство). Страшный Суд – Лотосу передают амулет, но он предает сатану из гордости (узнав, что его обманули). Троица позволят Лотосу раскаяться и отправляет его спать в младший мир на Рокк, стирая ему память. Туда же Троица передает и другие два амулета, которые попадают к воскрешенному Митридату – Тэфу (тоже лишенному памяти) и Фэту. Фэту достается амулет жестокости (Бог Отец), а Тэфу (святости, Бог Сын). Сам автор только намекает на это (иначе пришлось бы допустить, что амулет святости у Фэта, но Фэт гораздо меньше похож на святого как и его амулет – см. выше), так что здесь моя интерпретация может вам и не понравиться. Фэт спит в гробу и его пробуждает Тэф в начале новой эпохи. Они объединяют свои амулеты и передают их властителю Юга, жестокому и разумному правителю рас Рокка Ярополку. Лотос получает имя Черногор и пробуждается позже -  его пробуждает сверженный в озеро огненное Люцифер. Черногор не помнит прошлого, не помнит, что его послали сюда для искупления. Постепенно Черногор становится Лотосом. Тем временем Тэф впадает в неверие Богу и убивает Ярополка за его жестокость (но которая объективно служила Богу.) Так абсолютная святость в руках человека по мысли автора обращается против Бога. Тэф восстает против Бога как Иов во имя справедливости и правды, он не хочет участвовать в играх Бога и Тьмы, он хочет абсолютной правды так же, как Иван Карамазов или Лев Толстой. Это – человеческая справедливость, наивный гуманизм. Автор показывает нам, что с помощью этого гуманизма Черногор получает власть на Богом-Троицей и обретает все три амулета отрекаясь от него. Суть мысли автора – зло правит миром и всегда право. Чтобы добиться добра приходиться прибегать к злу, более того Тьма (зло)– первородный чистый принцип, а Бог (добро) всего лишь подчиненный. В мире земном и Рокка добро нежизнеспособно и выживает сильнейший (автор смакует рассказы о фашистском режиме Гиблоземья и имперской теократии Ярополка Южного). Так что у Тэфа есть только один выбор – признать, что зло проникло и в Бога и стать на сторону Черногора, чтобы победить его и убить (то есть признать предательство Фэта) или же отвергнуть помощь Бога и принять бунт во имя чистого Добра, убив Ярополка. Но в эти условия его поставил сам автор. Тэф выбирает второе и только после этого обретает память, понимая что обманут. Так добро всегда является игрушкой зла.
Архетипами мифа я называю стойкие духовные символы персонажей и образов, вокруг которых строиться повествование. В мифе автора есть несколько основных архетипов. Главным и наиболее всеобъемлющим является архетип Лотоса.

 

Лотос-Чернобог , как я уже говорил – это беспринципный, жестокий, умный и хитрый олицетворяющий Тьму и манипуляцию правитель. Его двигатель – гордыня и одиночество. Он образ и подобие Тьмы. Его прообразом является сам Люцифер, который всего лишь слуга Чернобога, а также Гриффарт, предавший свою родину. Близкок к Чернобогу и Ярополк с его жаждой власти и Фэт с его жестокостью и беспринципностью. Все это – разные лики Чернобога, абсолютного зла по мысли автора.

 

Противоположный архетип представляет собой Митридат-Тэф. Это образ абстрактного гуманиста, которого постоянно обманывают, человека, который привык опираться на отсутствующее в мире Добро, «профана» по гностическим меркам. Его использует Лотос и он вешается, затем его использует Бог. И даже «прозрев» и бросив нож в Ярополка Митридат не добьется победы Добра, ведь оно с самого начала по мысли автора – обречено. Добро всего лишь иллюзия. Схожим с Митридатом является Пересвет, отчасти Витовт, которые все же стремятся прививать людям добро, хотя и с жестокостью. Они верят в целесообразность, но стремятся к справедливости.

 

Сам автор, Дионис Леонидович Каптарь скорее всего атеист, разочаровавшийся в коммунизме, как и Зиновьев. Крах идеального строя привел к краху смысла жизни и признанию силы зла. Отсутствие богословских знаний о христианском Боге и несоответствие реальной исторической церковной иерархии заветам Христа породило желание написать «Зло», в котором бы оправдывалось злое начало. Так уж устроен человек – даже зло приходиться ему обосновывать философски. Но попытка не удалась, т.к. была обречена на повторение старых гностических систем, к которым естественным образом привела попытка богословствования без Христа после Христа. До Р.Х. все «естественные богословы» из язычников приходили только к тому или иному виду пантеизма, а после Христа – к гностицизму и каббале. Кстати из гностических учений родилось в свое время масонство, гностические влияния испытал на себе даже Фейербах (хотя сам по себе атеизм к гностическим заумям не склонен).
В фэнтези гностические и оккультные взгляды исповедуют многие, от Урсулы ле Гуин и Мэррион Зиммер Брэдли (и их горячего польского почитателя пана Анджея Сапковского) до Ника Перумова со своей славянской мистикой (Каптарь, кстати, пишет чуть более сниженно).

 

С точки зрения политической автор является безусловным сторонником русского патриотического русского неофашизма (я никого не хочу оскорбить, поэтому дам определение). Фашизм – это учение, согласно которому любой народ разделяется на элиту (ведущих) и человеческий материал (ведомых). Ведущие призваны господствовать, т.к. демократия невозможна – одни призваны властвовать, другие подчиняться. Подвластным нужно внушать преданность элите, а элиту закалять духом и позволять обновляться (иначе застой и гибель). Империя, основанная на мифах и государствопоклонстве – вот идеал русского фашиста. Нельзя отказать такой точке зрения в некотором величии, хотя она и не последовательна. Русские фашисты не являются узкими националистами или шовинистами, для них характерно приятие всех народов (коль скоро они служат русскому).

А. Бабак


0.065518856048584