10/10
08/10
02/10
22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
Архив материалов
 
Психопатия кино

Если уж и так абсолютное большинство современных американских фильмов страдает изрядной психопатичностью, то «Терминатор 3» здесь рискует оказаться в лидерах. Почему? Проведу анализ этого творения с точки зрения психолога-практика. Хотя, скорее, тут уже нужен психиатр.

Не секрет, конечно, что большинство сценариев американских фильмов сейчас пишется людьми, мягко говоря, нездоровыми на голову. Написанное этими психами отличаются  шаблонностью и тупостью сценариев, полным непониманием человеческих характеров, что часто отражается в убогости актёров-исполнителей.

Однако здесь в ролях талантливые актеры, вон Терминатора играет сам Шварцнеггер и сценарий фильма, не похож на поток примитивных поделок. В сценарии даже проглядывается какой-то замысел и даже некоторая глубина. Но вот что это за глубина? Глубина смысла или глубина подсознания психопата?

Рассмотрим его с точки зрения психоанализа. Выйдет, естественно, психоанализ сна.
Ныне анализ всего и вся с точки зрения психоанализа в Западном обществе является жутко модным. Однако подобный анализ «про своих» в том обществе очень не приветствуется. Но нам-то на этот негласный запрет глубоко начхать.

Прошу прощения, но для неподготовленного читателя я должен провести краткий психологический ликбез по данной теме.

По современным представлениям психика любого человека состоит как бы из трёх частей: первая – сознание (наше Я), вторая – сверхсознание (сверх-Я, то что относится к нашей совести), и подсознание (всё, что скрыто от нашего понимания и восприятия – подвалы психики). Первая часть легко поддается осмыслению и восприятию, вторая - посложнее, но вот третья часть, увы, от нас скрыта. Только иногда её деятельность проявляется у человека в виде вспышек интуитивного прозрения, что необъяснимо с точки зрения рационального знания (с точки зрения нашего сознания), а также в виде образов и сцен и в наших снах. Последнее часто рассматривается как попытка нашего подсознания повлиять на нашу повседневную деятельность. Грубо говоря, это что-то типа совести, но с другой стороны – «снизу».

Если человек здоров, то конфликта между сознанием и подсознанием не наблюдается - в снах отсутствуют монстры, регулярно преследующие человека, как и прочие кошмарные сюжеты. Если же существуют явный конфликт, хотя бы в виде регулярно повторяющихся кошмаров, то тут надо бы говорить о том, что у человека что-то не в порядке, как у нас в России говорят, с душой. С точки зрения психолога -  не  в порядке с психикой.

Самый распространённый в наше время случай – это обыкновенный невроз, который большинство наших соотечественников благополучно переносит «на ногах» и без лечения. Но если конфликт заходит слишком далеко, то тут надо уже говорить о психозе, который требует уже неотложной специализированной помощи.

К сожалению, психозы ныне, в условиях продолжающихся «реформ», явление всё более часто встречающееся. Так что с этой точки зрения очень большой интерес представляет проблема будущего развития этого явления. Если «мы все движемся к нормальной рыночной экономике», а при этой экономике живёт весь так называемый Западный мир, то стоит пристально приглядеться к тому миру с этой точки зрения.

Не получится ли так, что мы, строя у себя эту самую «рыночную экономику» с её антагонистическими, зверскими отношениями между людьми, - фигурально выражаясь, суём голову в мясорубку? Понять, что есть Запад с психологической точки зрения, дают возможность западные фильмы.

Но здесь возникает проблема, которая в науке называется «проблема представительной выборки». По-простому – является ли рассматриваемый фильм явлением типичным? По моему мнению - более чем является. За это говорит в частности то, что во-первых, этот фильм вызвал очень большой интерес у зрителей Запада. Он им понравился. Во-вторых, этот фильм содержит практически все основные шаблоны и стереотипы типичного американского кино, который в массе смотрит Западный кинозритель.

Если же мы будем рассматривать фильм с точки зрения этих самых стереотипов и шаблонов, то мы вряд ли что-либо поймём из того, что нас интересует. Поймём мы только мизерную часть из того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОКАЗАНО в фильме.

Показано, кстати, помимо какого-то особого желания и сценариста и режиссёра фильма! А это ещё один аргумент в пользу именно психологического, психоаналитического разбора фильма. Для того чтобы понять всё, что показано в фильме, надо бы перевести его содержание. Для наших целей, как и было заявлено, нужен язык именно психолога или психиатра. Их взгляд.

Но если перевести всё, что показано на экране на этот язык, язык понятный психологу или психиатру (как я уже говорил, провести психоанализ фильма как сна психопата), то получается вполне нормальная история болезни! Весьма неожиданный вывод? Согласен. Но такой уж фильм!

Надо воспринимать показанное на экране не как деталь реальности, а  как символы, которое преподносит постороннему наблюдателю больной разум клиента. Дело в том, что за каждым персонажем и за каждой деталью сценария фильма кроется вполне реальный смысл и значение.

Даже если опустить некоторые чисто психоаналитические детали, опустить то, что большинство таких фильмов с точки зрения психоаналитика есть ни что иное как овеществлённая мечта или сон сценариста, то даже в этом случае в фильме выделяются огромными кусками откровенно психиатрические симптомы и синдромы.

Нужен пример?
Пожалуйста! Монолог главного героя  по отношению к героине, в фургоне автомобиля, есть не что иное, как типичный монолог человека страдающего жесточайшей формой мании величия.

Таких лечат долго и упорно. Долго, упорно и далеко не всегда успешно, так как шизофрения, в рамках которой эта мания фигурирует, относится к трудноизлечимым заболеваниям. Все это достаточно широко известно. Но, тем не менее, героиня принимает этот бред, который ей задвигает клиент, даже не поморщившись!

Если такое встречается в сценарии, то надо очень пристально присмотреться к сценаристу – здоров ли он? Если же рассматривать далее, то выводы уже можно делать и относительно тех граждан Запада, которые с восторгом приняли этот фильм.

А чего стоит сон героя, в начале фильма!
Показывается вид на город сверху, когда на него падает атомная бомба. Огонь, смерть, разрушение. Дальше ещё хлеще - панорама дна густо усеянная человеческими черепами.

В психоанализе данная картинка – однозначный сигнал о том, что у человека, которому снится подобная жуть, что-то очень не в порядке с головой.

Формирование кошмарика

Механизм появления такого сна весьма тривиален.
У каждого человека есть часть психики, общая для всех. Эту часть психоаналитики называют коллективным бессознательным. Относится это коллективное бессознательное всё к тому же вышеупомянутому подсознанию. Существует это коллективное бессознательное на уровне генов и поэтому для всех людей эта часть одинакова.

В этой памяти фактически «зашита» вся информация о способах существования, выживания и в том числе и крушения человеческого общества. Когда появляются первые признаки неблагополучия в обществе, коллективное бессознательное начинает активно вторгаться в нормальное действие психики,  сигнализируя хозяевам о неблагополучии.

В традиционных культурах, таких как культуры Востока или русская культура, эти сигналы отлавливаются мгновенно. Отлавливаются они потому, что в них изначально существует негласное и строгое правило обращать особое внимание на то, что идёт из «глубины души. Во многом такие сигналы в этих культурах трактуются как вмешательство божественных сил, ангелов-хранителей или даже самого Бога, в жизнь  людей. Вполне естественно, что такие сигналы по причине их «божественного» происхождения, признаются как достойные очень пристального внимания. Из-за этого свойства нашей родной психологии наши западные «друзья» не могут понять мотивов поведения типичного человека Востока или того же нормального русского.

И люди Востока, и русские, по мнению западников, слишком много внимания уделяют не рациональным мотивам, а интуитивному знанию. За это западники нас обозвали «иррациональными людьми». Да оно так и есть – в наших суровых природных Российских условиях лучше быть «иррациональным» чем мёртвым. Наша родная интуиция слишком часто нас же выручает. Так что игнорировать её – себе дороже.
Меня самого она не раз выручала. В горах.

У западников всё, как вы догадываетесь – наоборот. Для них правило: всё что иррационально – отбрасывается. По их культурным нормам – человек должен вести себя РАЦИОНАЛЬНО, РАЗУМНО. А поведение от интуиции – это как раз поведение иррациональное, так как часто её подсказки изначально и сразу разумно объяснить невозможно. Разумно объяснить эти подсказки можно разве что «пост фактум», когда неприятность уже случилась (по этому поводу у нас шутят: «крепок задним умом»).

Если вы подумаете что, следуя таким принципам «разумности поведения» западники будут попадать (и очень часто попадать!) в очень неприятные ситуации, то вы недалеки от истины. Истина заключается ещё и в том, что такое отрицание интуиции очень серьёзно сказывается к тому же и на психическом здоровье.
Постоянное игнорирование такого, как психоаналитики его называют, «бессознательного компонента» со всем его содержимым, приводит к серьёзному внутреннему психологическому конфликту, часто приводящему к серьёзным психическим расстройствам.

Отсюда и принцип  западного, фрейдовского психоанализа: надо вытащить в сознание то, что западный индивид выкинул из сознания в подсознание и постарался там это всё похоронить. Для них это жизненно важно, так как от этого зависит их психическое и физическое благополучие.
Именно так!

Вытесненные в подсознание «содержания», как называют  психоаналитики такую интуитивную информацию, у западного индивида, при превышении определённого порога, учиняют настоящую войну внутри его разума. И эта война в начальных своих стадиях проявляется в тех страшных снах, что были показаны в начале фильма.

С точки зрения психоаналитика эта война есть отчаянная попытка подсознания уберечь личность от катастрофы. А так как подсознание в западном обществе – презираемая часть личности, то и последствия такого игнорирования бывают фатальные. И для личности, и для общества.

Для того, кому снятся кошмары подобные показанным в фильме – такие сны далеко не сахар. Они очень быстро изматывают человека физически и психологически. Представьте себе сами, что именно вам эта вся мерзость снится и вы раз десять за ночь вскакиваете с кровати в холодном поту. Вполне естественно, что обладатель таких снов стремится всеми правдами и неправдами от них отделаться. А как? Идти к психоаналитику – очень дорого.

Так что остаются «доморощенные» методы, типа большого количества успокоительных таблеток на ночь. Дело в том, что такие таблетки имеют весьма конкретное действие – уменьшают количество сновидений. И чем больше примешь – тем сильнее.

Но в том то и беда, что это не только не снимает проблему, а наоборот усугубляет её. Человек постепенно превращается в весьма дёрганого, с вечно не выспавшейся физиономией, усталого мизантропа.

Помните,  что происходит ещё в самом начале фильма?
Там герой знакомится с героиней при весьма дурных обстоятельствах – он пытается украсть в ветеринарной клинике, где работает героиня, банку барбитуратов. И вид у того героя как раз соответствующий – дёрганый и не выспавшийся. Явно сценарист описал либо чей-то опыт, либо (что наиболее вероятно, учитывая содержание сценария) свой собственный.

Помните, я говорил выше, что хорошо и много смотрят те фильмы, которые очень сильно соответствуют настроениям в обществе? Так вот, такое явление, как показанное в вышеприведёном фрагменте фильма – очень распространённое явление в США. И жуткие сны, и злоупотребление успокоительными, и воровство этих успокоительных теми, кто их по каким-то причинам купить легально не может.

Если не верите – проверяйте! Статистики подобного характера по США опубликовано достаточно много. И в интернете такого «добра» навалом.
Но вернёмся к анализу фильма.

Гримасы бесов.

Я почему ещё называл этот фильм развлекухой для психиатра? Дело в том, что последовательность развития психоза (для непосвящённых – «отъезда крыши») в фильме описано очень точно и для специалиста это легко читаемо. Причём показано это со стороны самого психа - его восприятия.

Что происходит, если психоз, хорошо описанный и показанный в начале фильма, развивается далее? Это «далее» очень хорошо показано в фильме - в ночи появляются «Терминаторы».

Кстати то, что действие фильма начинается ночью, -  очень показательно.
Мрак ночи в символах бессознательного означает как раз глубины подсознания. Те самые глубины, куда неразумные индивиды, как правило, загоняют свои страхи, комплексы и всё то, что они не приемлют, и с чем никак не желают смиряться.

Психика штука бесконечно сложная, и те самые вытесненные в глубины подсознания комплексы, страхи  и т.д., обретают жизнь и плоть. Обретая жизнь и плоть, они начинают жестокую борьбу за своё признание, и если индивид упорствует они, черпая силы как раз из отрицания себя, достигают такой силы, что начинают представлять очень серьёзную угрозу всей психике целиком. По фильму, они отображены в виде Терминаторов, представляющих абсолютную угрозу для существования героя. Их цель – уничтожить героя. Договориться с ними невозможно.

Вполне естественно, что психика так же обороняется. У неё есть свои собственные и очень сильные средства борьбы с подобного рода угрозами. Она сама формирует то, что само уже начинает в свою очередь войну за существование того самого балбеса, не желающего принципиально разбираться со своими проблемами.

Это свойство психики так же отражено в фильме появлением «Антитерминатора», защищающего героя от всех прочих.

Однако, если реальный  человек даже при появлении у себя в глубинах психики такого «ангела хранителя» продолжает доблестно отбиваться от решения своих собственных, жизненно важных проблем, то защита прогрессирующе слабеет. Неизбежно то, что защита рано или поздно станет не просто слабее, а намного слабее своего «врага».

Я думаю, что вы уже сами, по аналогии с тем, что было выше в нашем анализе, сопоставили картину развивающегося психоза с деталями сценария фильма.

Так и есть: защита – «Антитерминатор», - значительно слабее «Терминатора» в обоих последних фильмах серии.

Образы «Терминаторов» тут тоже далеко не случайны. Дело в том, что в снах человека те «вытесненные содержания» в подсознании формируются во вполне конкретные образы. Эти образы могут быть мирными, могут быть и враждебными. Но если человек продолжает отрицать свои проблемы, доблестно с ними сражаться, а не решать, то все эти «вытесненные содержания» в подсознании клиента формируются в настоящих монстров. Они переходят из разряда простых жутких картинок в разряд именно кошмарных монстров преследующих человека, бывает, что и не только во сне.

Во всех  религиях подобное состояние однозначно трактуется как одержимость бесами. И излечение от такой одержимости – прежде всего обращение пристального внимания на свой внутренний мир. На душу. В этом заключена многотысячелетняя мудрость традиционных религий. Ныне, отрицая иррациональное, отрицая традицию и культуру, западный человек утерял эту мудрость и остался один на один с этими бесами.

Ужас положения такого индивида заключается в том, что, отрицая свою собственную духовность, отрицая интуицию, иррациональную часть своей психики он не только порождает этих бесов-монстров в бесчисленном количестве, но и чудовищно усиливает их.

Если и при этом, человек не начинает задумываться над своим житием-бытием, он рискует быть поглощённым этими галлюцинациями и монстрами из этих галлюцинаций.

Монстры подсознания, бьющие тревогу, безуспешно пытающиеся достучаться до сознания хозяина, пытающиеся обратить его внимание на  недопустимость  следованию прежнему образу мыслей и жизни, монстры вырываются в окружающий мир. В виде детальных галлюцинаций, и начинают всё крушить уже вокруг этого индивида. Мания величия сменяется жесточайшей манией преследования. Этому, вполне конкретно «сбрендившему» индивиду, начинает казаться, что «все его преследуют» и «все хотят его убить».

Все компоненты данного психоза очень детально описаны в фильме. И мания величия и мания преследования, и монстры, вырвавшиеся на волю и крушащие всё вокруг.

Только в фильме монстры, ясное дело, не персонажи глюков, а вполне реальные. Которые не какие-то иллюзорные разрушения наводят, реальные только для галлюцинирующего, а в реальном, окружающем мире (то есть, показано всё с точки зрения самого психа, для которого все его глюки - реальность!). Помните красочные картинки убийств и разрушений, которые чинят на улицах мирного городка два воюющие друг с другом Терминатора?

Клиент психиатра дозрел таки до госпитализации…

Если такого «шизика» не начать срочно лечить, то его психика рассыпается как карточный домик.
А это что значит?

Это значит, что его внутренний мир превращается буквально в груду дымящихся развалин. И восстановить его бывает часто уже практически невозможно. Эта ситуация символически отображена в фильме в виде так и не предотвращённого Ядерного Апокалипсиса.

Словом – тотальное разрушение... Разрушение психики!

Но ведь это же фантастический фильм, который призван не ткнуть зрителя носом в реальность (озвереет ведь!), а потрафить его комплексам. И поэтому вся та жуть происходит с героем не в его личном горячечном бреду, а в окружающем мире. То есть по большому счёту фильм говорит: «Ребята, это не с вами не всё в порядке, это с миром беда - от вас тут ничего не зависит».

Да и самому сценаристу, как типичному представителю американского общества, это убеждение очень даже нужно. Отображая в виде сценария фильма свои собственные психические и психологические проблемы, многие из них достигают, хоть и не надолго, но улучшения в своём состоянии.

В психологии такая ситуация называется «катарсис». Так что весь такой сценарий, ни что иное, как визуализированный бред сделанный ради кратковременного улучшения в состоянии психа – для катарсиса. В психиатрическом смысле этого слова.
ТАКИЕ  сценарии на здоровую голову не пишутся!

Но если воспринимать данный фильм только как форму горячечного бреда, то мы очень сильно покривим против истины. Дело в том, что сны, как правило, имеют множественное значение. А фильм как таковой, можно воспринимать именно как овеществлённый, визуализированный сон тронутого сценариста. Если этот фильм встречен «на ура» во всём западном мире, то такого характера сны там очень распространены.

Отсюда надо бы задать вопрос, что именно говорит ЕЩЁ такой сон?

Не только то, что у конкретного индивида «крыша в отъезде», но и то, что далеко не всё благополучно в Мире. Но это в худшем случае – о нём чуть ниже.

 

На горизонте - Всадники Апокалипсиса.

В наиболее часто встречаемом случае – это сигнал подсознания  о том, что мир, в котором живёт данный индивид – рушится. Именно тот мир, который он принимает как свой. Либо это его семья, либо группа, в которую он входит, либо всё общество, к которому он принадлежит. Может статься, что рушится его представления о мире. Во всех перечисленных случаях появляются такие сны.

Это вполне нормальный «вещий» сон (хотя – Боже упаси нас от ТАКИХ вещих снов!). И если рассматриваемый фильм (как и многие ему подобные) очень благосклонно воспринимается американской публикой, то это означает, что у большинства тамошней публики такие сны, явления и  настроения преобладают. Как правило, если в фильме показывается что-то достаточно далёкое и от настроений и от представлений зрителя, то такой фильм не смотрят. Это правило для любого кинематографа, любого, не только американского. В крайнем случае могут посмотреть, а потом   плеваться, как часто с американскими фильмами у нас в России.  

Вполне естественно, что исходя из этого принципа, приниматься к исполнению будут те сценарии, которые как-то соответствуют преобладающим настроениям в обществе. Иначе никто смотреть не будет и, естественно, никто за тот фильм платить не будет. А в Штатах денежки очень любят считать!

Так что если такие сценарии появляются и, более того, их очень много, то можно утверждать, что на подсознательном уровне у большинства американцев утвердилась мысль, что их благополучие – дутое и на недалекую перспективу надо готовиться к чему-то весьма апокалиптическому.

Возможно, этому способствовало наложение впечатлений от теракта 11 сентября 2002 г. и ухудшающася политическая и экономическая ситуации внутри и вокруг США (средний уровень жизни в США постоянно падает аж с 1972 года!). Впрочем ухудшается ситуация не только в США но и во всей так называемой «мировой экономике», в которой те же самые США играют далеко не последнюю роль.

Это так сказать – объективные обстоятельства, но так как пропаганда США верещит на весь мир о своих супер-, сверх-, гиперуспехах забивая трезвые голоса – эти обстоятельства могут восприниматься только интуитивно. А если чисто сознательно такое будет ещё и активно отрицаться (кому хочется больших неприятностей?), то проявляться всё это будет во всей красе, в виде символических картинок в снах. А сны и невнятные ощущения будут вызывать в жизни вот такие фильмы...

Как я уже говорил, такие сны, являются и ещё вещими.
Подсознание активно сигнализирует своему хозяину о том, что надо срочно принимать какие-то действенные меры по спасению и своей собственной шкуры и своего собственного мира как среды обитания (тот самый худший случай…).
В бредовом сне сценариста эта часть смысла прорисовывается как нельзя лучше.

Судите сами.
Герой живёт под постоянным гнётом осознания того, что будущее неизбежно. И именно то, будущее, которого он больше всего страшится, то будущее, которого он больше всего не желает. Он регулярно борется с постоянными набегами этого самого будущего, в виде «Терминаторов», которое его пытается достать и убить, чтобы сделать это будущее совершенно неизбежным. Сначала с Терминаторами, а потом уже со своей нездоровой психикой.

Так и во всём Западном обществе.
Все эти участившиеся набеги «террористов», активная торговая и финансовая война, ведущаяся здоровыми обществами и странами против засилья Запада, рано или поздно приведёт лишь к одному – уничтожению Западной цивилизации как Мирового Паразита.

Эта война невидима для обывателя, но она ощутима. И через ощущения прорывается в сны овеществляясь в виде вещих снов об Апокалипсисе Западного мира.

Именно Западного мира!

Присмотритесь внимательно: об остальном мире в таких фильмах говорится, как правило, либо пренебрежительно, либо мало, либо вовсе ничего. Для них Мир - это Америка и немного Европа, как ещё один Американский штат.

Вполне естественно, что такой «исход дела» - Апокалипсис Запада – для всех западников очень неприятен. Вот они и штампуют для своих фильмов-снов «хеппи энды» в виде Спасения Мира От Очередной Смертельной Угрозы.

 

Комплекс неполноценности, как национальная идея.

Заметили ли вы, что фильмов в жанре «Предотвращённого Конца Света» на Западе стало появляться исключительно много?

А ведь это показательный симптом! Если их становится ТАК  МНОГО, то это значит, что ощущение конца Западного мира, в том же самом «сверхблагополучном» Западном обществе, становится исключительно острым.

Но фильмы этого жанра характерны ещё и другой своей, не менее яркой, чертой: обратите внимание, что Мир спасают от очередной катастрофы именно американцы.

В этой черте их фильмов проявляется тотальный американский комплекс неполноценности. Они сами чувствуют то, что миру было бы очень даже ЛУЧШЕ если бы эти «грёбаные америкосы» (как их у нас часто называют), попросту исчезли с лица Планеты. Куда угодно, лишь бы обратно не вернулись. А так как за душой американцев никаких особых заслуг перед Миром не числится, вот они и тщатся доказать всем и вся И ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЕБЕ свою нужность для Мира. По большому счёту – все их потуги на роль мирового жандарма, так же «из той же оперы».

Это нам, русским, нет нужды доказывать величие своей нации. Мы не раз уже за свою историю РЕАЛЬНО СПАСАЛИ МИР. Начать хотя бы с татаро-монгольского нашествия, (которое на русских  выдохлось и ими же в конце концов побеждено было), и кончая, Наполеоном и Гитлером.

А за американцами что числится? Куча локальных, откровенно захватнических, хищнических войн, немалую часть которых они с чудовищным треском проиграли, несмотря на всю их хвалёную «супертехнику» и «суперсолдат», а также колоссальное превосходство в живой силе и технике.

Думаете, они этого не осознают?
Осознают. Только признаться в этом им очень тяжело. Потому и появляются фильмы, в которых американцы, по сути, пытаются убедить самих себя в том, что они «победители».

Ну и так же в том, что «крыша» у них на месте…

 

Александр Богатырев

Замечание автора:

1) Описание структуры психики человека сознательно сильно упрощено в неподготовленного читателя.
2) Автор является последователем  юнгианского психоанализа, поэтому для специалистов других направлений  приведенный анализ может показаться «необычным».

http://rusproject.org/pages/current/current_3/terminator3.html


0.30222392082214