Находясь в Тбилиси, она призвала к международному посредничеству, чтобы остановить насилие в отделившихся грузинских регионах Южной Осетии и Абхазии, служившими источниками напряженности, причем Грузия обвиняла Россию в попытке аннексировать эти регионы. Усугубляя начатое, США начали совместные с Грузией военные учения под названием «Немедленный ответ-2008», которые будет проводиться неподалеку от Тбилиси в течение всего июля.
Учения, финансируемые Пентагоном и планируемые Восточным командованием Вооруженных сил США, задуманы как предупреждение России о том, что Грузия является американским проектом, и Вашингтон не колеблясь выполнит силовой подход по охране «революции роз».
На первый взгляд, такое высокомерие является нелогичным и неоправданным, поскольку Запад имеет все основания не раздражать Медведева. В последние месяцы Запад активно рассказывал, что молодой российский президент, возможно, является независимым политиком, принимающим решения в Кремле, с кем Запад мог бы вести дела - в отличие от его предшественника Владимира Путина.
Отражая точку зрения США, Дмитрий Тренин, ученый из Московского Центра Карнеги, недавно писал, что Запад отмечал «остроумие Медведева, его спокойный стиль ведения переговоров и его четкое желание показать, что именно он настоящий хозяин российской дипломатии .. . Есть гораздо больше оснований ожидать, что Дмитрий Медведев ... медленно, но неуклонно сконцентрирует власть в своих руках».
Очевидно, то, что происходит на протяжении последних месяцев на сцене Восток-Запад, является одной из тех пантомим, в которых Запад и Россия сведущи в равной степени. Но США, похоже, пришли к выводу, что вся западная лесть не повлияла на Медведева, и он в ответ просто демонстрировал свое собственное умение лицедейства. На самом деле, в России ничего особенного не изменилось. Опросы показывают что Путин, в настоящее время премьер, по-прежнему рассматривается русскими как «верховный вождь», с рейтингом популярности выше 70% (в то время как Медведев застрял на 47%), и правда может заключаться в недавнем сравнении московского обозревателя. А именно, то, что Медведев является вторым пилотом в кабине самолета, в котором Путин по-прежнему капитан.
Кроме того, Медведев понимает, что, даже если бы он хотел быть европейским модернизатором и членом клуба G-8 каким хочет видеть его Запад, то он окажется в безнадежном несогласии со своей собственной страной. По опросу российского телевидения на прошлой неделе, символом возрождения современной России оказывается не кто иной, как Иосиф Сталин. Со значительным преимуществом, Сталин обошел двух красочных Владимиров - певца Владимира Высоцкого и революционного Владимира Ленина, - и множество других российских героев, вроде Ивана Грозного и Александра Пушкина.
В самом деле, когда в прошлую субботу Медведев подписал новую внешнеполитическую стратегию для России, то стало ясно, что премьер-министр впервые сел на водительское сиденье для осуществления внешнеполитических мер, - до сих пор бывших прерогативой президента - что также свидетельствует о том, что Кремль будет проводить линию, установленную Путиным в его восьмилетнее председательство. Расплывчатые и немного непонятные надежды на какую-то «либерализацию» во внешней политике Медведева оказались необоснованными.
Но Москва не оставила оскорбления США без внимания. Обращаясь к российским дипломатам собравшимся во вторник в Москве, Медведев однозначно заявил о своем намерении продолжать путинский курс внешней политики, критикуя шаги США по развертыванию противоракетной обороны, отказ Запада ратифицировать пересмотренный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, независимость Косово, и т.д. Он сказал: «Мы решительно подтверждаем, что развертывание элементов глобальной системы ПРО в Восточной Европе лишь усугубляет ситуацию ... мы будем вынуждены ответить на него соответственно...»
«Это привязано к российско-американским соглашениям по вопросам стратегической стабильности. Разумеется, это общее наследие не сможет выжить, если одной из сторон позволено избирательно уничтожать отдельные элементы этого стратегического режима. Мы не можем согласиться с этим».
По мнению видного немецкого эксперта по России Александра Рара (Rahr) российское вето в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции по Зимбабве на прошлой неделе было также ответом на шаг США по противоракетной обороне. «Несогласие Китая легко понять, поскольку у него в Зимбабве много экономических интересов. У России таких интересов нет. Российское вето является ответом на ракетный щит, на Абхазию и многое другое ... Россия пытается показать, что Америка не может решать за всех", - сказал Рар.
Российское вето породило тему для новой американской песни о том, что Медведев не является главным в Кремле и, возможно, был вынужден так поступить по Зимбабве. Но Москва отмела такие предположения. Министерство иностранных дел опубликовало заявление, называя проект резолюции по Зимбабве «опасным прецедентом ... незаконным и опасным, ведущим к разбалансировке всей системы ООН». Заявление упрекает Вашингтон и Лондон, говоря: «Россия приняла во внимание тот факт, что ситуация в Зимбабве не создает угрозу для регионального, и тем более для международного мира и безопасности и не требует принятия санкций против этой страны».
Опять же, в понедельник Москва объявила, что впервые с момента распада Советского Союза в 1991 году российские боевые корабли возобновляют патрулирование в арктических водах. По сути, Медведев дал понять, что он продолжает курс расширенного военного патрулирования, начатый Путиным. Почему же так внезапно ускорился темп российско-американских отношений? Ответ можно найти в совершенно иной плоскости - энергетической безопасности.
Представляется, что уж во всяком случае Медведев проводит российскую энергетическую дипломатию более жестко, чем Путин. Вскоре после своего появления в Кремле в мае Медведев распорядился о скорейшем завершении первого этапа Восточносибирского-Тихоокеанского нефтепровода (ВСТО) к концу 2009 года. ВСТО имеет жизненно важную роль для усилий Москвы по сбалансированности своей стратегии экспорта нефти между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Москва надеется сделать Азиатско-Тихоокеанский регион своим экспортным направлением для одной трети своего экспорта нефти к 2020 году по сравнению с 3% в настоящее время.
В начале июля Медведев предпринял дипломатическое турне по Каспийскому региону, охватывающее Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. В столице Азербайджана Баку он сделал потрясающее предложение о том, что Россия готова покупать весь добываемый азербайджанский газ по рыночным ценам. В Ашхабаде он поддержал решение Туркменистана по модернизации трубопровода Центральная Азия-Центр и строительство нового прибрежного Каспийского трубопровода.
Медведев добился победы над конкурентами из Европы и США в борьбе за туркменский газ. Он также гарантировал, что нефть и газ из Туркменистана и Казахстана не обойдут стороной Россию. Но что действительно разозлило администрацию Буша – это впечатляющее вторжение Газпрома в Африку.
Российский гигант Газпром, крупнейший мировой разработчик природного газа, объявил о планах строительства газопровода через Средиземное море для доставки ливийского газа в Европу. Это последний этап в стратегии Кремля, предполагающей контролирование Газпромом всего производства ливийского газа, нефти и сжиженного природного газа (СПГ), предназначенного для экспорта в Европу и США.
Вчитаемся в сухое заявление Газпрома в Москве 9 июля. «Ливийская сторона позитивно оценила предложение Газпрома купить все будущие объемы газа, нефти и сжиженного природного газа, предназначенные для экспорта по конкурентным ценам». Только что Вашингтон с опаской разрешил возвращение в «международное сообщество» Муамара Каддафи, Братского Вождя и Руководителя Ливийской Революции, на основе четких договоренностей. Западные государственные деятели от премьер-министра Великобритании Гордона Брауна до президента Франции Николя Саркози и бывшего премьера Италии Романо Проди встали в очередь, чтобы дотянуться до окошка бизнес-возможностей открытое администрацией Буша. А затем в апреле в Триполи приезжает Путин, менее чем за месяц до ухода со своего поста, и два полковника в отставке решают совместно обрабатывать все энергетические ресурсы Ливии.
Газпром также стремится приобрести лицензии на разведку в Нигерии и предлагает построить трубопровод оттуда в Алжир, а с Алжиром Газпром разрабатывает предложение о «совместном» сбыте газа в Европе. Американские чиновники просто выходят из себя. «Монопольный Газпром ведет себя как монополист. Он пытается получить максимальный контроль над рынком и подавить конкуренцию. Ясно, что происходит именно это», - грохотал Мэтью Брайза, заместитель помощника госсекретаря США по евразийским делам . «Кремль хочет, чтобы Газпром был доминирующей силой в мировой энергетике и доминирующей силой в мировом газе. Привязка газовых ресурсов в Центральной Азии и Африке является частью этого», - добавил он. Планируется, что Газпром будет доминировать «в любом уголке планеты», утверждает Брайза.
Ярость Брайзы вполне понятна. Вся хорошая работа, которую он проделал, сейчас лежит в руинах. Вашингтон вздохнул было с облегчением, увидев конец путинского президентства, но сейчас выясняется, что Газпром только ускорил темп своих инициатив под умным руководством Медведева. Кроме того, со своими новыми активами в Африке Газпром в скором времени придет на рынок США за счет поставок СПГ. Европейские и международные компании, которые традиционно присутствуют на африканском рынке, будут вынуждены делить главные роли с Газпромом.
Вашингтон взял реванш, добившись того, что российские компании остались не у дел в 30 контрактах по выгодным нефтяным сделкам, распределяемым в Багдаде. Это большой удар для России. В феврале Москва списала 12 млрд долларов США или 93% иракского долга России, что рассматривалось всеми как помощь российской нефтяной компании ЛУКойл восстановить права на разработку иракского гигантского нефтяного месторождения Западная Курна-2, полученные в эпоху Саддама Хусейна. Но под давлением США, иракское правительство сейчас присуждает Западную Курна-2 американской компании Chevron.
Кремль не показал никакого гнева, но случайно или нет, председатель правления Газпрома Алексей Миллер неожиданно прибыл в Тегеран в понедельник и обсудил с президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом создание организации газодобывающих стран. Нет сомнений в том, что с российским закреплением в Ливии (запасы природного газа которой оцениваются в 1,47 трлн кубометров), в сотрудничестве с Алжиром (который в настоящее время обеспечивает более 10% поставок газа в Европу), Катаром (с доказанным запасами природного газа 25,8 трлн кубометров) и Ираном (второй в мире по величине резервов после России) приближается время для «Газового ОПЕК».
Иранский лидер также предложил Миллеру соглашение по разделу рынка с тем, чтобы Россия и Иран могли бы «коллективно удовлетворять требованиям Европы, Индии и Китая в газовой отрасли». В ходе визита было подписано соглашение о разработке иранского месторождения нефти и газа российскими компаниями; соглашение по российскому участию в перекачке иранской каспийской нефти в Оманский залив; обсуждено сотрудничество в разработке легендарного иранского нефтяного месторождения Северный Азадеган; и возможное участие Газпрома в планируемом газопроводе Иран-Пакистан-Индия. Очевидно, что Москва приняла сознательное решение о форсировании энергетического сотрудничества с Ираном перед лицом всей мировой прессы, полностью игнорируя недовольство США. Тегеран был в восторге.
Приведем слова американского эксперта: «Российский стратегический интерес в Иране косвенно подчеркивает тщетность надежд на то, что Москва будет сотрудничать с Вашингтоном при введении сколько-нибудь значимых санкций в отношении Ирана. В то время как западноевропейские компании покидают Иран или приостанавливают свои соглашения с ним, опасаясь санкций со стороны США (которые наказывают инвестиции более 20 млн. долл. США в год в иранской нефтегазовый сектор), Газпром расширяет свой уже существующий плацдарм».
Возможно, опасность проиграть на последнем энергетическом рубеже России (и Китаю) послужила фактором изменение позиции Вашингтона на переговорах с Ираном. Вашингтон называет свой крутой разворот «сильным сигналом иранскому правительству о том, что Соединенные Штаты привержены дипломатии». Но согласно «Нью-Йорк таймс», Райс решила «проверить готовность Ирана к рассмотрению международного пакета стимулов для убеждения Ирана пойти на уступки по своей ядерной программе». То, что мы не знаем, - это насколько плотно администрация Буша может быть вовлечена в иранский энергетический сектор, который является элементом в так называемом "международном пакете стимулов". (Halliburton, возглавляемый вице-президентом Диком Чейни, был очень активным игроком в Иране.)
К настоящему времени администрации Буша должно быть очевидно, что моложавый пост-коммунистический юрист-президент, сменивший Путина, не терял время даром в бурении дыр во всей стратегии США ослабить хватку Газпрома в поставках газа в Европу. Это чувство ярости можно себе представить. Но с другой стороны, Вашингтону нужно винить только себя. Карьера Медведева как энергетического царя доступна всем, как карьера того же Чейни или Райс. Начиная с 2000 года, он возглавлял Газпром. Сейчас он контролирует Газпром из Кремля.
Мало кто обратил внимание, что, когда он официально прощался с советом директоров Газпрома на церемонии в Москве 27 мая, Медведев с огромной личной гордостью отметил, что во время его восьмилетнего руководства, капитализация Газпрома выросла в 46 раз, и одна пятая часть российского бюджета сегодня формируется в результате деятельности Газпрома. В заключение он отметил: «Я хочу сказать, в свою очередь, что мы будем иметь возможность видеть друг друга и обсуждать вещи на рабочих совещаниях. Таким образом, ничто не подходит к концу. Это только начало».
В целом, поток событий за последнюю неделю в таких далеких друг от друга местах, как Прага, Хоккайдо, Тбилиси, Хараре, Тегеран и Арктика подчеркивает, что после краткой передышки соперничество за энергетическую безопасность возродилось с той яростью, которая может покачнуть равновесие общих американо-российских отношений. Ситуация, скорее всего, будет усугубляться в предстоящий период. Геополитика энергетической безопасности является очень чувствительной темой для администрации Буша, с ее многочисленными и глубокими связями с Большой нефтью. Это огромное унижение для трио Буш-Чейни-Райс - то, что Москва переигрывает США на энергетическом фронте.
Серьезной возможностью является то, что администрация Буша приложит усилия на различных фронтах Евразийского геополитического ландшафта и поставит сенатора Барака Обаму, если он станет президентом, перед свершившимся фактом американо-российского взаимного антагонизма. Спешка в заключении сделки в Праге по противоракетной обороне выдает такое мышление. Почти наверняка, Райс будет настаивать на решение о плане действий в отношении членства Грузии и Украины в НАТО на совещании альянса министров иностранных дел в декабре. Похоже, что вопрос «Кто хозяин в России?» уже не имеет большого значения.
Г-н Бхадракумар 29 лет служил карьерным дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии; в том числе являлся послом в Узбекистане (1995-1998 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.)
Оригинал статьи: Russias energy drive leaves US reeling
© Перевод: Дмитрий Киров, специально для сайта "Война и Мир"
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |