27/02
21/02
10/02
29/01
23/01
21/01
15/01
10/01
28/12
20/12
18/12
28/11
21/11
14/11
07/11
02/11
25/10
18/10
10/10
08/10
02/10
22/09
21/09
13/09
10/09
Архив материалов
 
О признании независимости Южной Осетии и Абхазии

Вопрос о признании государственной независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия стал для России важнейшим вопросом не только внешнеполитической, но и внутриполитической повестки дня. Парламент Северной Осетии уже принял соответствующее обращение к Государственной Думе. К ответным действиям российского руководства, как свидетельствуют данные социологических опросов, приковано внимание всей страны.

Все необходимые политико-правовые основания для признания Цхинвала и Сухума со стороны Москвы имелись и до 8 августа, а грузинская агрессия разрушила последние сомнения насчет его безальтернативности. Абсурдно полагать, что нынешний режим в Тбилиси можно задобрить посулами, уговорить не развязывать войн. Абсурдом выглядит и ссылка на имеющую якобы место экономическую несамостоятельность непризнанных государств: достаточно сопоставить доходы «независимой Грузии» от транзита нефти – наиболее доходной статьей экономики (около 50 млн. долл. в год) с годовым военным бюджетом (примерно 1 млрд. долл.), чтобы все стало понятно.

Политико-правовые и международно-правовые основания самостоятельной государственности Южной Осетии и Абхазии чрезвычайно весомы. Народы этих республик неоднократно выражали свою волю и бесповоротно разорвали с бывшей «советской социалистической метрополией» - Грузинской ССР.

Первую попытку войти в состав России (тогда – РСФСР) югоосетины предприняли еще в начале ХХ века. Последовавшие за этим события официальная грузинская историография называет «спасением Осетии от большевистского переворота», но истинный их смысл - геноцид. «Мы помним, - говорил в 2006 году Президент России Владимир Путин, - что еще в 20-м году были совершены три карательные операции грузинскими вооруженными силами в отношении осетин…»

Стремление Югоосетии войти в состав России было подавлено с исключительной жестокостью. Военный министр меньшевистской Грузии Г. Лордкипанидзе в 1920 году в специальном обращении к своим войскам призывал: "Не щадить изменников, ядовитых змей с их змеенышами, которые должны быть уничтожены. Этого требует благоденствие грузинского народа". Грузинские войска беспощадно громили и сжигали дотла деревни. Военно-полевой суд расстреливал захваченных повстанцев. Свыше 5000 человек было убито и погибло при отступлении по горным дорогам, десятки тысяч стали беженцами.

В конце января 1921 года на Северном Кавказе была провозглашена Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла и Южная Осетия. Образование Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР в 1922 году было связано исключительно с удобством административного управления единым хозяйственным комплексом СССР. При Советской власти возобновилось переселение грузин в Юго-Осетинскую АО, в то же время осетинское население Триалетии (внутренних районов Грузии) было частично выселено. В грузинской историографии набирала силу тенденция рисовать южных осетин разбойниками, «наглыми гостями», «пришельцами на грузинской земле».

В конце 80-х – начале 90-х ХХ века односторонние действия властей Грузинской ССР по выходу из состава Советского Союза с грубым нарушением Конституции СССР без обязательных в этом случае отдельных референдумах в автономиях вновь послужили причиной кровавых вооруженных конфликтов в Южной Осетии и Абхазии.

Провозглашение самостоятельной Республики Южной Осетии стало ответной реакцией на упразднение 11 декабря 1990 года Верховным Советом Грузии автономного статуса республики. По завершении вооруженного конфликта, сопровождавшегося этническими чистками осетин, 21 декабря 1991 года парламент Южной Осетии провозгласил независимость республики. Еще до этого начались массовые этнические чистки осетинского населения внутренних районов Грузии, не входивших в Юго-Осетинскую автономную область. Десятки тысяч человек были изгнаны из Хашурского, Боржомского, Карельского и Горийского районов Грузии; оставшиеся осетины подлежали ускоренной ассимиляции.

Согласно неполным официальным данным, в ходе активной фазы боевых действий в 1989-1992 гг. на территории Южной Осетии было сожжено и разграблено 117 осетинских сел, убито около 3 тысяч человек, еще больше ранено. В феврале 1992 года грузинская артиллерия, расположенная вокруг Цхинвала, вела обстрелы жилых кварталов города. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года, в результате чего в Цхинвале было разрушено 135 000 кв. м жилой площади, 25 школ, 172 км дорог. Общий ущерб, по оценкам специалистов, составил 34,2 млрд. руб. в ценах 1992 года. Свыше 40 тысяч человек, вынужденные оставить свои разрушенные дома, превратились в беженцев.

Трагическим символом той войны стала цхинвальская школа N 5, на территории которой расположено кладбище жертв грузино-осетинского конфликта. Кладбище появилось на куске школьного футбольного поля: в 1991 году хоронить людей было негде - городское кладбище простреливалось грузинским снайперами. В 2008 году это кладбище было полностью разрушено грузинскими агрессорами.

Материальный ущерб от грузинского вторжения еще только предстоит подсчитать, но уже ясно, что речь идет о десятках миллиардов рублей.

17 лет непризнанное югоосетинское государство находится в состоянии неурегулированного конфликта с Грузией, разорвавшей всякое правопреемство с СССР, и, тем не менее, упорно претендующей на Южную Осетию как на часть своей территории. С 1994 года шли переговоры в четырехстороннем формате, в которых наряду с российской, югоосетинской и грузинской сторонами участвовала ОБСЕ. Европейское посредничество имело целью не достижение мира и безопасности, а проникновение в «мягкое подбрюшье» России, и по одной этой причине не могло не привести к массовому кровопролитию.

Грузинская агрессия и ее отражение российской армией качественно изменили геополитическую ситуацию на Кавказе в пользу России. Достигнутое необходимо закрепить, приняв срочные меры международно-правового и военно-политического характера, которые обеспечат прочный мир и безопасность на Кавказе.

«Мы будем просить руководство Российской Федерации, чтобы здесь, на территории Южной Осетии, разместилась военная база РФ. Потому что здесь живут граждане РФ, и главным гарантом... является Российская Федерация», – уже заявил Президент Южной Осетии Э. Кокойты. В то же время, идея отправки в Южную Осетию «международных наблюдателей» абсолютно порочна и в перспективе может привести к катастрофическим последствиям для России. Механизм вытеснения России с Кавказа ранее прошел неоднократную «обкатку», попытки запустить его предпринимались и в контексте югоосетинского конфликта – достаточно вспомнить предложения США по организации международного мониторинга Рокского тоннеля, вброшенные еще несколько лет назад. Для превращения военной и моральной победы российской армии в политическое поражение российской дипломатии будут изобретаться и более изощренные ходы…

Попыткам Запада дестабилизировать Кавказ следует противопоставить единство действий Москвы, Сухума и Цхинвала. Президент России Дмитрий Медведев четко заявил, что будущий международно-правовой статус Абхазии и Южной Осетии будет определен с обязательным учетом воли проживающего в республиках населения. "Россия как гарант безопасности на Кавказе и в регионе примет то решение, которое будет отражать недвусмысленным образом волю этих двух кавказских народов, - предупредил он Ангелу Меркель. - И не просто будет принимать эту волю, но и будет руководствоваться в своей внешней политике этой волей и гарантировать ее исполнение на территории Южной Осетии и Абхазии в соответствии с тем миротворческим мандатом, который у нас есть" (выделено мною. – А.А.)

Официальное международно-правовое признание Южной Осетии и Абхазии, подкрепленное мерами экономического и военного характера, - необходимый этап новой кавказской политики России.

Если признание не состоится, Россию ждет страшное.

Андрей АРЕШЕВ

 

http://www.fondsk.ru/print.php?id=1562


0.1251540184021