События развиваются стремительно, и уже после завершения беседы проект спасения финансовой системы США с выкупом ее «плохих» долгов быстро близится к законодательному оформлению. Конечно, он будет несколько отличаться от первоначальных предложений Министерства финансов, но сохранит значительную часть запрошенных полномочий и «патронов».
Трудно переоценить значение этого законопроекта. И дело даже не в его масштабах, а в беспрецедентности. Никогда американские налогоплательщики не были вынуждены спасать частных предпринимателей. И страсти сейчас как никогда горячи, тем более, учитывая почти всенародную ненависть к банкирам и финансовым спекулянтам, измерявшим в последние годы свои личные годовые доходы десятками и сотнями миллионов долларов, а иногда и миллиардами. Для всех возмутительна сама идея приватизации прибыли с последующей национализацией долгов.
Обсуждаемый законопроект имеет еще и политическое измерение. Понятно, что крах в правлении республиканской администрации сильно ухудшает шансы республиканского кандидата, компенсируемые, возможно, лишь распространенными расовыми предубеждениями некоторых категорий избирателей. Но важно и другое. Гигантский стресс, под который попадет бюджет на годы вперед, делает предвыборные программы и обещания кандидатов построенными на песке. Кто бы ни победил, он может оказаться в положении, когда делает не то, что считает необходимым для страны, а то, что вынужден делать в форсированных обстоятельствах. Конечно, различия между кандидатами и их действиями остаются, но довольно нивелируются.
Но если отвлечься от эмоций, то следует признать, что этот план является, в сущности, лишь необходимым продолжением государственной интервенции. Еще весной, когда Федеральный Резерв открыл доступ к своим кредитам для инвестиционных банков, он объявил, что готов принимать в обеспечение этих кредитов ценные бумаги, связанные с недвижимостью. Такие кредиты выдавались первоначально на короткий срок, но затем стали рефинансироваться, что означало, что неликвидные активы, связанные с недвижимостью, уже надолго застревают на балансе центрального банка США. А недавно правительство было вынуждено ввести прямое государственное управление в практически обанкротившихся полуправительственных агентствах по операциям на рынке недвижимости «Фанни Мэй» и «Фредди Мак», на балансе которых кредиты под залог недвижимости на сумму в 5,3 триллиона долларов из примерно 14 триллионов долларов стоимости всех таких кредитов в Америке. И стало ясно, что должно возникнуть что-то вроде обсуждаемого сейчас законопроекта. Потому как мало ввести прямое управление в эти компании. Надо еще и изыскать средства, с помощью которых они могли бы продолжать выполнять порученные им очень важные экономические функции поддержания рынка недвижимости. Да и не дело держать вечно на балансе Федеральной Резервной Системы подобные инструменты, как залоги по кредитам постепенно исчезающих заемщиков. Уверен, что в рамках предлагаемого пакета мер эти долги переместятся с баланса Федерального Резерва на баланс государства.
Другой аспект публичных дебатов по поводу этого законопроекта – это ущерб, наносимый бюджету и налогоплательщикам. Здесь все в тумане. Все зависит от того, как будет организована работа по выкупу долгов. Если так, как это предложил Бернанке, имея в виду выкуп этих долгов по цене, близкой к полной стоимости, то, конечно, рекапитализация финансового сектора пойдет ускоренными темпами, но налогоплательщики больше ничего не получат, не считая рисков, что принятые меры не дадут желаемого эффекта для экономики. Но если покупать долги по рыночной, ныне очень низкой цене и держать их до срока погашения, то можно получить очень неплохую прибыль. И тогда американские налогоплательщики смогут не только вернуть свои деньги, но и получить значительное снижение дефицита. Впрочем, здесь еще столько переменных остается неясными, столько возможностей злоупотребления, столько почти неограниченных полномочий Министерства финансов, что с надеждами на прибыль лучше все же подождать. Главное сейчас – предотвратить коллапс финансовой системы, ибо последствия для всех не только в Америке, а и во всем мире будут неисчислимы.
Речь больше не идет о предотвращении рецессии. Она, похоже, уже неизбежна. Речь идет о возможном снижении тяжести ее последствий, о предотвращении депрессии.
Леонид Вальдман. Post Post Scriptum
Завершая работу над текстом, я перечитал весь материал и понял, что как ни старайся, любое описание происходящего остается фрагментарным и недостаточно глубоким. Может быть, дело в форме интервью, предлагающей мало возможностей для обстоятельного изложения сути вопроса и требующей более спонтанной реакции. Может быть, дело в сложности и многослойности самого предмета обсуждения. В любом случае остается чувство неудовлетворенности достигнутым результатом. Если представлять себе портрет кризиса в виде живописного полотна с многофигурной композицией, то видишь, что здесь не полностью прорисованы лица, не полностью распределен свет, не до конца сделаны тени и рефлексы. Словом, это скорее не портрет, а эскизы к портрету кризиса.
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |