Главная внутренняя трудность современной макроэкономики это необеспеченность денег реальными ценностями, причём на фоне резкого ускорения и облегчения финансовых операций. В результате экономика всё более виртуализируется. Борьба доллара и евро усугубляется тем, что это война фантиков. Утята полагают, что со временем деньги вновь получат реальное наполнение, скорее всего энергетическое. То есть денежные единицы будут приравнены к калориям или ваттам. В экономике будущего производство будет всё более вымываться. Изготовление продукции станет совершенно тривиальным, решающее значение буду иметь только технология и затраченная на производство энергия. Причём энергия будет мгновенно доставляться в нужное место.
Но это всё взрослый мир и его проблемы. В РФ кризис имеет вторичное происхождение, но последствия его будут гораздо масштабнее.
Проблема в том, что мировой рынок энергоресурсов целиком контролируется западным консорциумом. Внутри его идёт какая-то борьба, но наружу сор не выносится. Финансовый кризис консорциум стремится компенсировать плановым обвалом цен на энергоносители. По мысли США и Европы, это сократит стоимость продукции и стимулирует производство. В принципе консорциум легко может довести стоимость нефти до 200 долларов или обрушить до 20. Это чисто договорная цена. Механизмы регулировки цен отточены до автоматизма.
Кроме того, под шумок кризиса идет структурная перестройка западной экономики. Например, именно сейчас приступили к демонтажу давно устаревшего автомобилестроения. Это допотопная отрасль, но отрасль с большим идеологическим наполнением. По уму её надо было развинтить двадцать лет назад, точно так же как угольную промышленность в развитых странах надо было демонтировать в 60-е, а не 80-е.
Финансовый кризис касается РФ лишь в той мере, в какой деньги нашего государства вложены в экономику Запада. Как известно, они там были размещены как раз накануне кризиса и как раз в наиболее пострадавших секторах (ипотека и т.д.). Но, в общем, это не так страшно. Дело не в сумме потерянных средств, а в том, что падение цен на энергоносители делает невозможным получение их в дальнейшем. То есть дешёвая нефть не стимулирует российскую экономику, а добивает её. Потому что за последние десять лет нефте- и газодобыча и стала российской экономикой. Больше ничего нет - все остальные отрасли вымыты или превратились в довесок (добыча прочих ресурсов и их первичная переработка).
В общем, это кранты. Ситуация напоминает вымывание кальция из костей и атрофию мышц при невесомости, а затем благополучное возвращение на Землю.
Но это ещё не всё. С точки зрения политического менеджмента, переход власти от Ельцина к Путину означал переход от форсмажорного управления людей абсолютно некомпетентных к управлению людей вполне адекватных, но не блещущих никакими способностями. Двоечников сменили троечники. В условиях благоприятной конъюнктуры это улучшило управляемость в разы. Но для кризисного управления нужны как минимум четвёрочники. Их нет, и не будет. Более того, двоечники на фоне горящей школы смотрелись бы гораздо лучше. Прыгать из окон и стоять на голове им не привыкать, так что минус обращается в плюс. Напомню, что из дефолта экономику России вывели как раз неадекватные ельциноиды.
Путинцы освоили использование пропагандистских ресурсов, простейшие финансовые операции, и откладывание денег на чёрный день. Но этого МАЛО.
Уже сейчас поведение Кремля поражает своей неадекватностью. Все мировые агентства говорят о катастрофическом положении. Вчера один из руководителей японской экономики сказал, что страна столкнулось с мощнейшим кризисом за последние сто лет, и ситуация такова, что ему остаётся только стоять на месте и молча смотреть на катастрофические убытки которые терпят крупнейшие фирмы.
Медведев же говорит: всё нормально, предсказуемо. Есть некоторые затруднения, это нормально, прирост в будущем году составит 2 процента, это не так много, как хотелось бы.
Вместо этого надо думать о подготовке к введению карточной системы, о быстрой девальвации рубля и о мгновенной заморозке всех непроизводительных трат. О Сочинской олимпиаде, Московском Сити и прочих объектах надо забыть как о страшном сне.
Но нельзя сказать, что не делается ничего. Быстро увеличивается состав внутренних войск, власти явно готовятся к подавлению массовых беспорядков.
Но, на мой взгляд, это тоже свидетельствует о непонимании всей сложности ситуации. Кризис может быть такой силы, что в стране потребуется введение чрезвычайного положения и передача власти регулярной армии. Армию же продолжают планомерно разрушать и дискредитировать.
Налицо парадоксальная ситуация. РФ за время путинского правления сделала семимильные шаги в сторону дальнейшей латиноамериканизации, которая последнее год приняла гротескные и совершенно буквальные формы (военные учения в Венесуэле, Бразилия без виз, Никарагуа-Абхазия и т.д.) Но в РФ крайне ослаблен эшелон стабильности латинского мира – элитная и дееспособная армия, способная в критический период взять власть у гражданских и вывести страну из тяжелого состояния. Напомню, что военные перевороты в Латинской Америке весьма редко носят резкий характер. Это в той или иной степени «договорные матчи», не приводящие к общей смене элиты и к изменению строя. Этого святого костыля в РФ нет. Если военные и попытаются захватить власть, путч, скорее всего, будет носить импровизационный и неуклюжий характер. Со всеми вытекающими последствиями.
Как это ни парадоксально, наиболее мягким и адекватным решением был бы относительно легальный переход власти к коммунистам. На волне возмущения они бы организовали несколько процессов над казнокрадами, но навряд ли завернули гайки больше, чем кегебисты. Думаю, наоборот, ослабили бы идеологическое давление. Кроме того, коммунисты сейчас единственная политическая сила, способная обеспечить легальное воссоединение исторического ядра России. Наконец, в контексте парламентского доминирования коммунистов возможно существование дееспособной социал-демократии. А это единственный вариант нормального политического пейзажа. Социал-демократия – это взрослая политическая партия с внятной идеологией, а не «хомячки», «белочки», «союзы рассерженных буратин» и прочие однодневные «общества чистых тарелок».
Что касается экономических мер для реального выхода из кризиса... Повлиять на рост цен на нефть мы всерьёз не можем, а Западу выгодно снижать цены до упора. Весьма вероятно, что настоящее снижение цен ещё не наступило, а то, что сейчас называют снижением, это будущая цена нефти после кризиса. Развитие наукоёмких отраслей в РФ – чистейший блеф и бред. Протекционизм по отношению к безнадёжно устаревшим остаткам промышленности (вроде «Автоваза») это паллиатив для Буркина-Фасо. Остаётся не стесняться и прямо переходить к экономике колониального типа – это единственный РЕАЛЬНЫЙ путь экономического роста для современной России. Когда корейцы или японцы будут строить автомобильные заводы во Владивостоке. Этого хватит лет на 10. А дальше на культуре можно будет стараться выползать. Может и получится. Но это надо иметь хоть какую-то экономику, пускай уродливую.
Наконец лично, - из эстетических соображений, - меня волнует вопрос: интересно, когда «начнётся», кегебисты убегут или не убегут? Мол, так и так, третьего дня Иван Никанорович Сидоров исчез из поля зрения. Прошла неделя – вынырнул в Южной Африке. Или будут честно на колокольне Ивана Великого отстреливаться? Может быть по всякому, потому как история такая вещь... Но чо-то не верится. Люди юркие, спортивные.