19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Итоги девальвации

Валютно-курсовая политика Центрального банка России, кажется, начинает давать первые результаты. В самом начале года ЦБ РФ провозгласил курс на плавную девальвацию рубля, которая должна была увеличить стоимость импорта и повысить рублевую выручку от экспорта. Вследствие роста стоимости, спрос на импорт должен был снизиться, и в российском платежном балансе возникал необходимый запас прочности, достаточный, чтобы российские компании, обремененные внешними долгами, могли без больших проблем покупать валюту для их обслуживания.


Поначалу трудностей с обслуживанием внешних долгов было достаточно много, так как многие компании, вследствие внезапно разразившегося кризиса, лишились львиной доли доходов и, соответственно, не смогли обслуживать не только валютные, но и рублевые обязательства. Поэтому сначала Центробанк оказывал таким фирмам прямую финансовую помощь путем выдачи валютных кредитов, а позже, когда ситуация немного прояснилась, и стало понятно, что многие из них отделались только легким испугом, перешел к мерам косвенного регулирования спроса на валюту. И одной их этих  мер была плавная девальвация рубля.

Благодаря этой девальвации торговый и платежный баланс стал понемногу выправляться. Если в первом квартале 2009 года положительное сальдо торгового баланса составило $19 млрд., а платежного баланса по счету текущих операций – $9 млрд., то во втором квартале торговый баланс подрос до $24 млрд. ($7,6 млрд. – сальдо платежного баланса), а в третьем квартале торговое сальдо выросло до $31,4 млрд., а сальдо платежного баланса составило $15 млрд. Это, несомненно, успех проводимой политики, хотя в нем есть участие и мировых рынков: после провала в конце года цены на нефть и нефтепродукты снова пошли вверх и уже несколько месяцев колеблются в районе $70/барр. Что, конечно, увеличивает приток валюты и облегчает долговые платежи.

Тем не менее, полученные результаты еще далеки от идеала, так как, по нашим расчетам, произведенным на основе данных Центрального банка РФ,  для бесперебойного обслуживания внешних обязательств квартальное сальдо платежного баланса по счету текущих операций в среднем должно составлять $36 млрд. - $30 млрд. на погашение основного долга и $6 млрд. – на платежи процентов. Как можно видеть, этого мы еще не достигли, поэтому над многими заемщиками витает риск дефолта. Правда, они не стоят на месте и активно ведут переговоры с кредиторами, в результате чего или добиваются переноса сроков погашения долгов, или берут рублевые кредиты в российских банках, чтобы погасить срочные валютные обязательства.

Видимо, вследствие конвертации и конверсии долгов, а также из-за получения доступа к новым иностранным кредитам, в прошедшем квартале погашение внешних обязательств корпораций замедлилось, а потом сменилось ростом. Если  с начала января по начало апреля обязательства сократились с $481 до $447 млрд. (на $34 млрд.), то во втором квартале обязательства подскочили до $475 млрд. (после получения китайских кредитов «Транснефтью» и «Роснефтью»), а в третьем квартале внешние обязательства продолжили свой рост и составили $487 млрд. Правда, особой вины частных компаний в этом росте долга нет – в основном он был обеспечен за счет органов денежно-кредитного регулирования, принявших участие в распределении СДР (специальных прав заимствования), которое произвело МВФ в конце августа текущего года, и, соответственно, расширивших свою внешнюю задолженность.

Хотя конвертация старых валютных долгов в новые рублевые снижает, конечно, валютные риски, но сейчас, судя по ситуации на российском валютном рынке, этот риск стал меняться в обратную сторону. Если еще в августе и сентябре многие всерьез боялись ускорения девальвации рубля и переводили свободные активы из рублей в доллары, то теперь, кажется, пришло время для обратных операций. Курс доллара по отношению к рублю снижается, что делает рублевые активы снова привлекательными для инвестиций и повышает рискованность инвестиций в валюту.

В связи с этим снижением курса доллара к рублю не может не возникнуть вопрос, насколько длительным и серьезным оно может быть. Понятно, что в данный момент действуют случайные факторы, вроде относительно высоких цен на нефть, небольшого притока иностранных инвестиций на фондовый рынок и распродажи части накопленных ими ранее валютных активов банками и корпорациями. Но ведь это случайное совпадение факторов может перерасти в тенденцию, и надолго утащить доллар вниз. Тем более что чем дешевле иностранная валюта, тем легче компаниям-заемщикам будет обслуживать свои долги, а это пока первостепенная задача нашей экономической политики. Кроме того, укреплению желания повести доллар вниз может способствовать и такой фактор, как переоценка валютных активов компаний. Пока она у них отрицательная, из-за девальвации рубля, что приводит к убыткам в балансах. Но если рубль будет продолжать выправляться, то отрицательная оценка сможет смениться положительной, и убыток станет прибылью.

В общем, факторов, играющих за ревальвацию рубля, вполне достаточно, однако при этом не стоит забывать, что ограничение импорта как цель валютной политики тоже никуда не исчезло, а укрепление рубля приводит к расширению импорта, что нам было бы крайне нежелательно. Тем более что хотя сальдо платежного баланса нарастает, но и объем импорта, после резкого снижения в первом квартале, тоже потихоньку начинает восстанавливаться.

Несколько лучше ситуация с услугами. Хотя баланс обмена услугами с заграницей всегда не в нашу пользу (хотя бы потому, что граждане России предпочитают отдыхать на иностранных курортах), его отрицательное сальдо немного снизилось: за три квартала текущего года оно составило 14 млрд., а за аналогичный период прошлого года – 19 млрд. То же самое происходит и с балансом услуг труда. Его отрицательное сальдо снизилось с 11 млрд. до 6 млрд., что, конечно, является отражением затухания инвестиционных процессов на территории Российской Федерации, но, с другой стороны, высвобождает валюту для платежей по внешним долгам.

Поскольку валютно-долговая ситуация остается крайне неустойчивой, сейчас еще рано делать выводы об эффективности политики девальвации рубля, хотя первые позитивные результаты уже есть. Правда, год еще не закончился, и часть валютных доходов и расходов, которая еще не получена и не проплачена, может внести большие изменения в сложившуюся картину. Да и малопредсказуемые цены на нефть могут добавить несколько крупных мазков, так что никто эту картину потом не узнает. 

Г. Гриценко

http://polit.ru/author/2009/10/14/dev.html


0.071134090423584