19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Россия, Англия, Китай

Предметно сравним серию русско-китайских и русско-английских договоров середины 19 века. С английской стороны берем Нанкинский договор 1842 года, Тяньцзинский договор 1858 года и Англо-китайскую мирную конвенцию 1860 года. С русской стороны берем Кульджинский договор 1851 года, Айгунский договор 1858 года, Тяньцзинский договор 1858 года, Пекинский договор 1860 года и Правила сухопутной торговли между Россией и Китаем 1862 года. Итак, основные условия:

1) Территориальные уступки (можно сравнить по карте) - Англия получила остров Гонконг и часть полуострова Коулун. - Россия получила Приморье и Приамурье (весь нынешний Приморский край, южная часть Хабаровского края, часть Благовещенской области)

2) Открытые для торговли китайские города и порты - Англия имела право торговли в Амое, Фучжоу, Нинбо, Шанхае, Гуанчжоу, Чифу, Инкоу, Сватоу, Тяньцзине, на островах Тайвань и Хайнань - Россия имела право торговли во всех городах и территориях, открытых для англичан. Плюс к этому Россия имела право торговли непосредственно в Пекине (англичане такого права не имели), в Кяхте, в Кульдже, в Чугучаке. Плюс русские предприниматели имели право торговать с китайцами в зоне 100 ли (около 45 километров) от российско-китайкой границы на территории Китая. Фактически вся российско-китайская граница была открыта для русской торговли.

3) Реки, открытые для судоходства - Для Англии - Янцзы - Для России - Сунгари

4) Льготы для граждан иностранных государств в Китае: Для Англии: - Беспрепятственное перемещение англичан по территории империи Цин - Защита собственности - Право экстерриториальности Для России: - Беспрепятственное перемещение русских по территории империи Цин - Защита собственности - Право экстерриториальности

5) Торговые льготы Для Англии:

- Легализация торговли опиумом в Китае

- Право нанимать китайцев-кули для работ во владениях Англии Для России: - Беспошлинная русская торговля в Монголии, а для купцов, проезжающих через Кяхту, и в самом Пекине - Для российской сухопутной торговли таможенная пошлина была на 1/3 меньше, чем для английской и иной морской торговли.

Напомню: всех своих уступок Англия добилась за 7 лет войн с Китаем, направив против него большие военные силы и потратив немало денег. Успехи России были результатом только одной умелой дипломатии, без затрат русской крови и денег. Так что вы там говорите: англичане?

В самом конце 19 века в Китае развернулась ожесточенная борьба западных держав за концессии на постройку железных дорог. К 1900 году результаты были следующие:

- Англия получила 9 концессий

- Россия получила 3 концессии - Франция получила 3 концессии -

Германия получила 2 концессии

- Бельгии досталась 1 концессия - США досталась 1 концессия

 

Казалось, бы англичане вчистую переиграли всех конкурентов, и прежде всего, Россию. Но не все так просто. Общая протяженность всех 19 запланированных железных дорог составляла порядка 10 тыс. километров. Из них на долю трех российских проектов - Китайско-Восточной железной дороги, Южно-Маньчжурской железной дороги и железной дороги Иркутск-Пекин (через Монголию) приходилось более 4,5 тыс. километров (то есть 45% общей протяженности). При этом франко-бельгийский консорциум выиграл право строительства железной дороги Пекин-Ханькоу, связавшей Северный, Центральный и Южный Китай. Совокупно Россия и ее союзница Франция к 1900 году контроливали около 2/3 протяженности строящихся и планируемых железных дорог Китая. А вот англичане со своими 9 железными дорогами на деле строили по большей части коротенькие ветки, максимум, на несколько сот километров - вроде дорог Шанхай-Нанкин, Гуанчжоу-Коулун, Шанхай-Нинбо, Шаньхайгуань-Инкоу.

P.S. Ну и ни одна другая страна не имела столь льготного статуса, как Россия в Китае. Полоса отчуждения КВЖД сквозь всю Маньчжурию, где постоянно находился многочисленный российский охранный корпус (ЕМНИП, около 30 тыс. человек) и де-факто действовала российская, а не китайская власть, - это уже было что особенное. Ни одна другая держава не имела для своих железных дорог в Китае ничего сопоставимого по статусу и размаху.

Алексей Черняев

(по материалам http://cherniaev.livejournal.com/)


0.18173289299011