Скажу два слова о том, почему именно авианосцы. До авианосцев, в первой половине XX века на море господствовали крупные артиллерийские корабли, то есть линкоры. Однако они оказались уязвимы для бомб и торпед, оружия, носителем которого являлся самолет. В принципе торпеды применялись и с надводных кораблей, но выход в торпедную атаку предполагал все же вход в зону артиллерийского огня линкоров, что практически являлось самоубийством. Эсминцы, главные носители торпедного оружия, развивались параллельно с линкорами с конца XIX века и сами по себе никакой угрозой их господству не являлись.
Что касается самолетов, то все было бы хорошо, но доминированию этого вида оружия естественным пределом служила небольшая по морским меркам дальность полета. Причем простое повышение этой характеристики не являлось решением проблемы – действия на большую дальность имеют большой лаг по времени, что с одной стороны затрудняет ведение разведки, а с другой дает противнику время выйти из-под удара. Ведь в случае, если наши ударные самолеты будут в полете несколько часов, эскадра противника за это время может покрыть более сотни километров!
Поэтому сам по себе самолет в войне на море является оружием, если позволите, береговой обороны. Решением явились авианосцы. Они дали самолету неограниченную дальность. Во время Второй мировой войны соединения авианосцев легко расправлялись с эскадрами линкоров.
Впрочем еще раньше, во время Первой мировой у линкоров появился новый грозный противник – подводные лодки. Но на них мы подробнее остановимся в соответствующем разделе. Пока же отметим, что являясь для надводных кораблей более чем реальной угрозой, сами подводные лодки достичь господства на море не в состоянии.
Итак, силой, дающей доминирование на морях и океанах, являются на сегодняшний день авианосцы. Давайте сравним, как обстоит дело с этим компонентом морского могущества в США и остальном мире.
В настоящее время на вооружении американского флота находятся авианосцы двух классов – "Энтерпрайз" и "Нимиц".
Единственный корабль класса "Энтерпрайз" стал первым в мире атомным авианосцем. Он вступил в строй 1961-м году. Монополию на атомные авианосцы США сохраняли на протяжении 40 лет! Кстати пожилой возраст некоторых американских авианосцев не должен никого вводить в заблуждение. Все корабли периодически подвергаются серьезному ремонту и модернизации. Тот же «Энтерпрайз» проходил эту процедуру два раза, в 1979-82 годах и в 1991-94-м, причем последний раз была заменена активная зона реактора. Менее масштабные работы проводились в 1997-м и 2002-м годах.
Основную ударную силу американских ВМФ составляют в настоящее время авианосцы класса "Честер Нимиц". Строительство серии, состоящей из десяти (!) кораблей началось 22 июня 1968 года, и завершилось совсем недавно, 11 января 2009-го, вводом в строй последнего корабля серии «Джордж Буш». Думаю это рекорд всех времен и народов.
В принципе корабль, проекту которого исполнилось уже 40 лет считается как правило безнадежно устаревшим. Однако авианосцы не совсем обычные корабли. Когда супруга командира английского авианосца "Фьюриес" увидела предмет забот своего благоверного, она разочарованно воскликнула, - "Мой муж командует плавучим гаражом!"
В этих словах большая доля истины. Главным оружием авианосца являются самолеты, и именно их совершенство определяет его боевую мощь. Сам же корабль должен лишь обеспечивать им оптимальные условия применения. Поэтому авианосцы стареют медленно.
При этом "Джордж Буш" не является, естественно, точной копией "Нимица". Со временем в проект вносились изменения, внедрявшиеся в ходе модернизаций и на уже действующих кораблях.
Таким образом у дядюшки Сэма имеется в настоящий момент 11 авианосцев. У остального мира 10. Вкратце перечислим их.
Флагманом этого самого "остального мира", является французский "Шарль де Голль", единственный неамериканский атомный авианосец. Первоначально французы планировали построить два таких корабля, с целью заменить в боевом составе флота пару авианосцев с традиционной силовой установкой "Клемансо" и "Фош". Иметь хотя бы два авианосца необходимо, чтобы сохранять авианосную компоненту на вооружении флота в те периоды, когда один из кораблей будет проходить ремонт и модернизацию.
Однако такая программа оказалась Франции не по зубам. И де Голль остался в гордом одиночестве.
Вторым по силе действующим авианосцем является, с оговорками, наш "Адмирал Кузнецов". Корабль является глубокой модернизацией авианесущих крейсеров проекта 1134, о которых я уже писал, однако способен нести самолеты с нормальным взлетом и посадкой. Он должен был стать переходным типом к действительно серьезным авианосцам с атомной силовой установкой класса "Ульяновск". Единственным кораблям, которые теоретически могли бы составить конкуренцию американским авианосцам.
Этой парой и закрывается в настоящий момент список кораблей, способных нести сопоставимые с американскими боевые машины, - "Рафаль" и Су-33 соответственно. Все остальные авианосцы за полутора исключениями, на которых остановлюсь ниже, рассчитаны на самолеты вертикального взлета, - различные модификации "Харриера". Для завоевания господства в воздухе эти самолеты не годятся.
Следующей по силе авианосной державой является… Думали Англия? Ошибочка вышла! С вводом в строй в позапрошлом году авианосца "Кавур" таковой стала Италия.
Интересно, что при монархии одноименный линейный корабль назывался "Конти ди Кавур", но при республике княжеского титула старик Кавур лишился :). Этот авианосец создавался под американские F-35, но пока несет все те же "Xарриеры".
Есть у итальянцев и еще один авианосец - "Джузеппе Гарибальди":
Так, кто у нас идет дальше? Пожалуй Бразилия. Их "Сан Пауло" есть не что иное, как прошедший восстановительный ремонт французский "Фош".
Этот корабль также способен нести самолеты с обычным взлетом и посадкой. Но на данный момент таковые представлены лишь штурмовиками A-4 "Скайхок" американского производства. Скайхоки поступили на вооружение американского флота аж в 1956-м году! И хотя текущая модификация A-4KU сильно отличается от своего прародителя, круг задач, которые могут решать эти самолеты, весьма ограничен.
Ну вот. Добрались и до Англии. Бывшая владычица морей располагает в настоящий момент парой авианосцев класса "Инвинсибл".
Ничем не примечательные и на данный момент уже весьма пожилые корабли, способные нести лишь небольшое число "вертикалок" - "Харриеров".
Одним авианосцем примерно такого же класса - "Принц Астурии" располагает Испания.
Вообще испанский "принц", пара англичан и итальянский "Гарибальди" очень близки по концепции и характеристикам и являют собой достаточно устоявшийся тип европейского "бюджетного" авианосца 80-х рассчитанного на английские СВВП "Харриер". Боевая ценность этих кораблей сомнительна, скорее их предназначение это поднятие престижа и демонстрация флага. Впрочем в локальных конфликтах значение таких единиц может сильно возрасти, чему пример английский "Инвинсибл" в паре с еще более старым "Гермесом", к которому мы сейчас вернемся, отлично отработавший во время фолклендского конфликта.
Теперь о "Гермесе". Этот корабль, заложенный еще в суровые годы мировой войны, 21 июня 1944 года, нынче называется "Вираат" и являет собой красу и гордость ВМС Индии.
Рассчитанный когда то на самолеты с горизонтальным взлетом он несет теперь только "Харриеры" и вертолеты. Собственно таким образом его лихорадочными темпами переоборудовали как раз во время фолклендского кризиса, в 1982-м.
Последним членом клуба авианосных держав, куда когда то также входили такие страны, как Япония, Аргентина, Голландия, Канада, Австралия, является… ни за что не догадаетесь, если не знаете :). Таиланд. "Чакри Нарубет" это слегка уменьшенная, построенная в Испании копия "Принца Астурии".
Впрочем эксплуатация авианосца для бюджета таиландских ВМС является неподъемной ношей, и возможность обеспечивать реальные операции палубных самолетов для этого корабля на сегодняшний день под вопросом.
Теперь давайте подведем некоторые количественные итоги. Основные данные о авианосных кораблях я свел в таблицу:
| Страна | Построен | Водоизме- щение, тонн | Мощность, л.с. | Скорость | Экипаж | Личный состав авиакрыла | Само- летов | Прим |
С Ш А | |||||||||
Энтерпрайз | США | Ноябрь 1961 | 92,325 | 280,000 | 33,6 | 5,828 | 1,800 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Честер Нимиц | США | Май 1975 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Дуайт Эйзенхауэр | США | Октябрь 1977 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Карл Винсон | США | Март 1982 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Теодор Рузвельт | США | Октябрь 1986 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Авраам Линкольн | США | Ноябрь 1989 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Джордж Вашингтон | США | Июль 1992 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Джон Стеннис | США | Декабрь 1995 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Гарри Трумэн | США | Июль 1998 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Рональд Рейган | США | Июль 2003 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Джордж Буш | США | Январь 2009 | 103,000 | 260,000 | 30 | 5,680 | 2,480 | 66 | F/A-18 Хорнет, вертолеты |
Итого |
|
| 1,122,325 | 2,880,000 | 30,33 | 62,628 | 26,600 | 726 |
|
О с т а л ь н о й м и р | |||||||||
Вираат | Индия | Ноябрь 1959 | 28,700 | 76,000 | 28 | 1,350 | 143 | 28 | Харриер, вертолеты |
Сан Пауло | Бразилия | Июль 1963 | 32,800 | 126,000 | 32 | 1,920 | 582 | 39 | A-4KU Скайхок, вертолеты |
Илластриес | Англия | Июнь 1982 | 20,700 | 97,000 | 28 | 1,000 | 350 | 20 | Харриер, вертолеты |
Арк Ройал | Англия | Июль 1985 | 20,700 | 97,000 | 28 | 1,000 | 350 | 20 | Харриер, вертолеты |
Джузеппе Гарибальди | Италия | Сентябрь 1985 | 13,850 | 82,000 | 30 | 630 | 100 | 16 | Харриер, вертолеты |
Принц Астурии | Испания | Май 1988 | 16,700 | 46,400 | 26 | 763 | 230 | 29 | Харриер, вертолеты |
Адмирал Кузнецов | Россия | Январь 1991 | 55,000 | 200,000 | 32 | 2,626 | 626 | 41 | Су-33, вертолеты |
Чакри Нарубет | Таиланд | Август 1997 | 11,485 | 55,450 | 26,4 | 675 | 146 | 15 | Харриер, вертолеты |
Шарль де Голль | Франция | Май 2001 | 42,000 | 82,000 | 27 | 1,950 | 610 | 40 | Рафаль, вертолеты |
Кавур | Италия | Март 2008 | 27,910 | 88,000 | 28 | 1,119 | 203 | 24 | Харриер, вертолеты |
Итого |
|
| 269,845 | 949,850 | 28,54 | 13,033 | 3,340 | 272 |
|
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы помним, в период своего расцвета Британская империя, - империя, над которой никогда не заходило солнце, включавшая Индию, Канаду, Австралию, Южную Африку, не считая многого, многого другого, имевшая население больше 400 миллионов человек и это еще в XIX веке. Имея все это, Британская империя в области строительства флота ориентировалась на Two Power Standart. То есть ее флот должен был быть более сильным, чем два следующих по силе флота вместе взятые. С этим Британия справлялась более или менее успешно. За это англичан считали мировыми гегемонами. Именно тогда родился термин "мировой жандарм". Период с 1815 по 1914 год называют "веком Англии". Короче Two Power Standart считается чуть ли не стандартом доминирования.
Но давайте взглянем как обстоят дела в настоящий момент. Я взял на себя смелость сопоставить основные цифры, отражающие состояние авианосных флотов в виде диаграмм:
Как видим, Британской империи никогда и не снилось то положение, которое сейчас занимают США. Они не просто сильнее всех остальных вместе взятых, они сильнее несопоставимо. Причем это преимущество намного больше, чем это могут отобразить цифры. Реальный опыт ведения широкомасштабных боевых действий с применением авианосцев имеют лишь две страны – США и Япония. Имели, потому что Япония свой опыт утратила. Правда Япония строит пару кораблей, которые некоторые даже называют авианосцами, один из которых, - "Хиуга", даже уже вошел в строй. Но на самом деле это вертолетоносцы чисто противолодочной направленности.
Причем США свой опыт постоянно развивали. Их авианосцы редко стоят без дела. Даже когда нет подходящего конфликта (а это бывает редко), авианосцы часто бывают в море, полеты идут постоянно. Остальные страны в этой области можно сказать слепые котята по сравнению с американцами.
Далее, все американские авианосцы атомные, а у остального мира такой только один. Почему это так важно? Очень просто. Современные самолеты весьма прожорливы. Им нужно очень много горючего. А неатомный авианосец вынужден нести запас топлива еще и для самого себя. Поэтому неатомный "Кити Хок", водоизмещением 83,960 тонн нес 5,882 тонны авиационного топлива, а атомный 89,600-тонный "Энтерпрайз" 8,500 тонн. При одинаковом составе авиакрыла. Таким образом неатомный авианосец будет обладать лишь ограниченными боевыми возможностями по сравнению с атомным. Это еще в том, конечно, случае, если он будет размером с "Кити Хок". Однако ничего подобного у остального мира пока нет.
То же касается и личного состава авиакрыльев. Посмотрите, каково здесь преимущество США. Оно подавляющее. Почему? Потому, что американцы готовы к полномасштабной войне на море. Их корабли могут обеспечивать интенсивное использование своих авиационных группировок в течение длительного времени. Именно для этого их самолеты обеспечены солидными запасами горючего и вооружения, а экипажи готовы поддерживать боеспособность сложной техники, осуществлять ее обслуживание и необходимый ремонт.
Самое интересное, что экономическая мощь США не выглядит при этом такой уж подавляющей на фоне остальных авианосных держав. ВВП Америки составляет $14,2 трлн. против $12,7 трлн. у остальных. Странно, неправда ли? Если отмести всякого рода конспирологию, то рациональная основа такого положения дел может быть вот какая. Каждая из стран по отдельности все равно не в состоянии выставить силы, способные противостоять американцам. А если так, их авианосцы, в случае конфликта с Америкой, все равно будут уничтожены безо всякой пользы. Поэтому нету и смысла строить корабли, рассчитанные на противостояние американским. В случае же локального конфликта грозной силой будут и те авианосцы, что имеются в наличии.
Остается конечно вопрос, как прагматичные американцы отбивают бабки, потраченные на гипертрофированное строительство флота? Не будем сейчас задаваться целью ответить на этот вопрос, факт состоит в том, что авианосцы без дела стоят редко :).
В любом случае теперь Вы лучше представляете, что за реалии стоят за разговорами об однополярном мире, новом мировом порядке, короче всем тем, что подразумевает термин Pax Americana.
Впрочем неправильно было бы завершить на этом разговор, не наметив тенденции развития авианосных сил в ближайшем будущем.
Ну с США все более или менее ясно. Американский слон набрал обороты и будет и дальше ломить с той же силой и в том же направлении.
Будущее авианосных сил связано с перспективным авианосцем CVX. Первый корабль этого класса "Джеральд Форд" начат постройкой на верфи кампании Нортроп-Грумман в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния 11 августа 2005 года. Объект солидный, со спутника должен быть виден хорошо. Погуглите, посмотрите, как там идут дела, нам расскажете ;). Авианосец планируется ввести в строй в 2013-м году, в аккурат перед олимпиадой в Сочи. Всего запланировано к постройке 5 кораблей. В характеристиках CVX нет ничего выдающегося, по сравнению с предшественниками. Водоизмещение до 112 тысяч тонн, скорость 30 узлов и способность принимать и обслуживать авиакрыло численностью до 80 самолетов и вертолетов.
Следует сказать, что срок службы американских авианосцев сразу планируется 50 лет. Но может быть и расширен. Поэтому Авианосцы "Нимиц" и CVX будут определять лицо американского флота едва ли не на века вперед. Последний, 5-й из CVX на сегодняшний день планируется вывести из боевого состава в 2079-м :).
Это что касается Америки. А вот остальной мир похоже просыпается. Первой ласточкой после долгого застоя стал итальянский "Кавур", о котором мы уже упоминали. Но главным шагом вперед будет конечно английская сладкая парочка "Куин Элизабет" и "Принц Уэльский". 65-тысячетонные корабли, впрочем, будут оснащены лишь обычной силовой установкой. Давно отмечается желание обзавестись авианосцем Китая. Индия получит корабль примерно сопоставимый с "Адмиралом Кузнецовым". Испания строит "Хуан Карлос I". Впрочем, говорить о переломе в пользу остального мира не приходится. Большинство из новых авианосцев строится под американский F-35. Он, конечно, выведет возможности небольших кораблей на совершенно новый уровень, но будет все же проигрывать самолетам с нормальным взлетом и посадкой.
Естественно, флот состоит не из одних только авианосцев. Если будет возможность, мы еще поговорим и о подводных лодках, и об эскортных силах. Кроме того, ядерное и ракетное оружие ставят под сомнение возможность доминировать на морях с помощью одного флота. И все же постулат "кто владеет морем, тот правит миром" пока никто не отменял. А морем владеют, и будут продолжать владеть в обозримом будущем, американские авианосцы.
http://oldadmiral.livejournal.com/20604.html?thread=3075708
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |