28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
Архив материалов
 
Москва наносит ответный удар

Отставка Лужкова — важная, но лишь первая победа Кремля в борьбе за Москву. Меж тем лояльные столичному градоначальнику московские чиновники и депутаты перешли в позиционное нападение. Мосгордума отрицательно отозвалась о медведевской инициативе переименования региональных парламентов. А спикер Мосгордумы Владимир Платонов и вовсе пригрозил неутверждением в Мосгордуме кремлевскому кандидату. Безвластие в Москве тогда затянется на месяцы, а система путинской «управляемой демократии» столкнется с вызовом серьезнее «дела ЮКОСа». Для победы Кремлю требуется расколоть внешне монолитную команду Лужкова, которая с отставкой мэра никуда не исчезла.

Вроде бы мелочь: 29 сентября на заседании Московской городской Думы было принято постановление «Об отзыве на проект федерального закона № 425191-5 „О внесении изменения в статью 4 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации““».

В законопроекте предлагается унифицировать наименования всех законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Как отметила редактор проекта постановления, депутат Татьяна Портнова (фракция ЕР), сегодня названия законодательных органов неразрывно связаны с историческими, национальными, культурологическими традициями регионов. Председатель МГД Владимир Платонов обратил внимание московских парламентариев на то, что общее название «законодательное собрание» не будет отражать полномочий органов власти, которые являются не только законодательными, но и представительными - таких, как Московская городская Дума.

Московская городская Дума приняла решение не поддерживать законопроект.

Законопроект внесен парламентом Астраханской области, однако за ним вполне видна кремлевская инициатива. Формально предложение унифицировать деятельность, численность и названия региональных парламентов высказал не Кремль, а Игорь Лебедев из ЛДПР на встрече с Дмитрием Медведевым в мае 2009 года. Однако Медведев согласился, что когда в одной территории — один депутат, а в другой — пять на то же количество избирателей, то это нарушает избирательные права граждан. «Мне тоже периодически кажется странноватым, когда каждая территория как хочет, так и именует свои органы власти»,— отметил он на предложение об унификации названий. Однако Медведев отметил, что необходимо сначала провести консультации с регионами. Таким образом, через две прокладки (ЛДПР и региональные парламенты) Кремль инициировал "переименовательный процесс", который может привести к более жесткому встраиванию региональных парламентов в вертикаль власти. Хотя может одним переименованием и ограничиться.

Таким же образом проводилась и кампания по унификации названий глав субъектов. Медведеву идея показалась правильной, но инициатива была отдана в регионы. Президенты Чечни и Ингушетии взяли под козырек («президент в России должен быть один», заявили Юнус-бек Евкуров и Рамзан Кадыров) и стали главами. Пока инициатива застопорилась на Татарстане, где к идее скептически отнесся нынешний президент Минниханов и бывший президент Шаймиев. Сегодня депутаты Бурятии не смогли внести поправки в конституцию республики. Теперь на пути переименования уже региональных парламентов в «законодательные собрания» встала Москва.

Реформы и полуреформы федеральной власти не первый раз наталкиваются на сопротивление столичных властей. В этом видится стремление уязвить федеральную власть и намекнуть ей на некоторую независимость и политический вес столицы. В марте МГД не понравилось предложенное президентом Дмитрием Медведевым универсализация численности региональных парламентов. Президентский законопроект (внесен в Госдуму в конце 2009 года) предусматривает, что число депутатов регионального парламента должна соответствовать численности избирателей. Для регионов с количеством избирателей более 2 миллионов «коридор» депутатских кресел в региональном парламенте устанавливается от 45 до 110 мандатов (см. подробнее «Посылание президента»). Законопроект, как и нынешняя унификация названий парламентов, касается Москвы, но не то чтобы напрямую затрагивает интересы столичных властей.

Однако на фоне отставки московского мэра и неявных перспектив прохождения кремлевского кандидата через процедуру утверждения московским парламентом отрицательная реакция Мосгордумы на любую кремлевскую инициативу — это сигнал. Вчера спикер Мосгордумы Владимир Платонов косвенно пригрозил не утвердить кремлевского кандидата на пост мэра Москвы. То есть, он всего лишь процитировал норму закона. «В законе определены предельные сроки. Например, президент вносит в парламент кандидатуру не позднее чем на 10-й день после представления ему кандидатов со стороны партий. То есть это может быть сделано и через день, и через два. Я уверен, что это будет сделано весьма оперативно», — сказал Платонов.

Владимир Платонов повторил, что МГД будет «внимательно рассматривать» представленную главой государства кандидатуру. Как отметил Платонов, что если кандидатура не будет одобрена депутатами, процедура согласования будет повторена, при этом президент может внести как новую, так и первоначальную кандидатуру. В том случае, если Мосгордума снова не утвердит ее, глава государства имеет право распустить парламент или продолжить консультации. Переводя на русский: «внести-то вы внесете, видим же, что суетитесь. А мы можем и не утвердить, вот тогда вы забегаете».

Если угроза спикера будет реализована, Москва рискует остаться с врио мэра Ресиным во главе вплоть до избрания нового состава московского парламента. А это тоже сложно - единый день голосования будет только в марте, да и досрочные выборы МГД - шаг рисковый. Случай с роспуском мятежного регионального парламента в политической практике России прецедентов пока не имеет и последствия слабо прогнозируемы. По крайней мере, это было бы плевком в лицо кремлевским чиновникам и ощутимый удар по практикам «управляемой демократии», вплоть до частичного отказа ручного управления региональными чиновниками.

Все заявления московских властей пока лишь призывают Кремль пойти на уступки в вопросе согласования преемника Лужкова на посту мэра Москвы со столичными элитами. Лужков обещает подать в Верховный суд в надежде опротестовать решение президента об отставке? Мэр, конечно, обижен, но в этом имеется и процедурный смысл. Процесс перехода Москвы под Кремль затягивается, фронт публичной борьбы расширяется.

Шумиха — не лучший фон для ведения победоносных политических захватов в России. Кремль теперь оказывается в положении не только переговорщика с неуступчивыми москвичами, но и обороняющим взятую высоту под названием «Лужков» от контратак москвичей. Здесь сгодятся и компроматные фильмы, и уголовные дела, которые вроде бы обещали уже собеседники «Коммерсанта» в разных уполномоченных на то органах. Более эффективной, правда, кажется прямая закупка лояльности москвичей в обмен на иммунитет (для подконтрольного бизнеса, для собственной политической судьбы, от уголовного преследования и прочих прелестей процесса раскассирования) и блага в виде постов, орденов etc. Не все же представители московской элиты безоглядно любят Лужкова.

 

 

Михаил Захаров

http://polit.ru/event/2010/09/29/moscow.html


0.12841296195984