Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко впервые за десятилетие изоляции выступил с международной трибуны перед руководителями ведущих мировых держав. На саммите ОБСЕ в Астане белорусский лидер раскритиковал деятельность этой организации и невысоко оценил само мероприятие.
«Организация нуждается в серьезнейшей модернизации», – заявил Александр Лукашенко с трибуны ОБСЕ. По его мнению, «для превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию» необходимо принять ее устав. «Иначе многие из прозвучавших предложений о новых задачах организации останутся повисшими в воздухе, как и предыдущие», убежден белорусский лидер, считающий, что за те 11 лет, которые прошли со времени проведения предыдущего саммита, «записать в актив нам нечего».
Как следовало из выступления Лукашенко, в ближайшее время ОБСЕ стоило бы сосредоточиться на создании единой системы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, реализации инициатив по противодействию торговле людьми, а также на сотрудничестве в сфере энергобезопасности. «Натерпевшийся» от России с ее постоянно дорожающими энергоносителями, Лукашенко уверен, что в современном мире большая часть стратегических вызовов сосредоточена в экономико-экологической и энергетической областях. Для того чтобы их нивелировать, он считает необходимым разработать и утвердить ключевые принципы сотрудничества в сфере энергобезопасности, которые бы приводили к общему знаменателю интересы производителей, транзитеров и потребителей.
Белорусский президент не мог не озвучить с высокой трибуны то, что он неустанно повторяет в течение последнего десятилетия у себя в стране, выстраивая отношения с офисом ОБСЕ. Эта международная организация слишком увлеклась правозащитной тематикой, особенно применительно к избирательной. «ОБСЕ порой является некой дубиной в чьих-то руках в предвыборный период того или иного государства», – вспомнил белорусский лидер о наболевшем. При этом неких единых «универсальных» стандартов, по которым бы оценивались выборы во всех странах, ОБСЕ не выработала, и эту недоработку, по мнению Лукашенко, нужно также срочно исправить.
Напомним, что еще несколько лет назад конфликт властей Белоруссии с минским офисом ОБСЕ носил настолько открытый характер, что в конце 2008 года под вопросом было продление его мандата. Под давлением властей офису пришлось снизить почти до нуля свою правозащитную деятельность, что позволило сохранить присутствие в Белоруссии.
Выстраивая внешнеполитические отношения, белорусский президент готов идти на любые формы сотрудничества, великодушно обсуждать любые темы, кроме соблюдения демократических стандартов в его стране. Любые попытки напомнить бессменному белорусскому президенту о том, что в XXI веке стандартом являются сменяемость власти, свобода СМИ и выражение мнений, наличие политических свобод, расцениваются как вмешательство во внутренние дела страны и являются сигналом к прекращению контактов.
Нельзя не заметить, что Александр Лукашенко при этом хорошо знает, что и кому можно предложить, чтобы собеседник забыл об особенностях политического устройства Белоруссии. Один из примеров такого политического торга имел место в ходе саммита ОБСЕ в Астане. В его первый день Белоруссия и США в лице министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова и государственного секретаря Хиллари Клинтон приняли совместное заявление о приверженности своих двух стран делу ядерной безопасности и ядерного нераспространения. Такое стало возможным в связи с тем, что Сергей Мартынов объявил о решении его страны ликвидировать все запасы высокообогащенного урана к следующему саммиту по ядерной безопасности в 2012 году. После этого Белоруссия не только удостоилась похвалы США, но и была приглашена на вышеупомянутый саммит. В свою очередь, это не только факт вовлеченности Белоруссии в важные мировые процессы, но и успех внешней политики Александра Лукашенко.
Напомним, что отношения Белоруссии с США не складывались даже после того, как ЕС, пожелавший вывести Белоруссию из сферы влияния России, смягчил свою позицию, приостановил действие визовых санкций, пригласил страну в «Восточное партнерство» и возобновил контакты на высшем уровне. США свою позицию по отношению к Минску не смягчили, несмотря на многочисленные усилия белорусской дипломатии.
Хиллари Клинтон, конечно же, вспомнила о правах человека и выразила надежду на прогресс и в сфере демократии и прав человека, но это замечание потерялось в общем ликовании по поводу единодушия в сфере ядерной безопасности. Мало кто из наблюдателей заметил и пресс-релиз Еврокомиссии, обнародованный 1 декабря, в первый день работы саммита. В документе приводится текст выступления еврокомиссара по расширению ЕС и европейской политике соседства Штефана Фюле в Колумбийском университете Нью-Йорка. В нем в очередной раз названы условия дальнейшего сотрудничества с Белоруссией. Это отсутствие политических заключенных, реформа Избирательного кодекса, свобода прессы и неправительственных организаций, отмена смертной казни. Однако наблюдатели в Минске полагают, что это лишь попытка сохранить «хорошую мину при плохой игре» и сделать реверанс в сторону белорусской оппозиции, оставшейся наконец-то один на один с «последним диктатором Европы».
А. Ходасевич
http://www.ng.ru/printed/248570