19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Балто-Черноморский коридор развития

 

Балто-Черноморский коридор развития – это проект создания в Восточной и Центральной Европе зоны опережающего инфраструктурно-промышленного развития и самостоятельного субъекта мирового развития как способ долгосрочной военной, политической и социально-экономической стабилизации региона.
Ликвидация «санитарного кордона» между Европой и Россией возможна на основе опережающего промышленного развития региона – Балто-Черноморского коридора развития – и наделения его ответственной мировой ролью. Балто-Черноморский коридор развития должен стать регионом стабильности и процветания, напрямую заинтересованным в снижении конфронтации между Россией и Западной Европой и углублении их взаимодействия. Только в этом случае будет обеспечена безопасность России и в то же время наступит конец «лимитрофной» судьбы центральноевропейских стран (от Прибалтики и Польши до Сербии, Болгарии и Греции), на протяжении своей истории не раз бывших разменной монетой или полем боя в противостоянии «востока» и «запада».
Формирование Балто-Черноморского коридора развития (БЧКР) является единственной разумной альтернативой «Восточному партнерству» – уже запущенному проекту Евросоюза, направленному на окончательное оформление «санитарного кордона». Неестественность «Восточного партнерства», соединяющего куски совершенно разных регионов (Кавказа и Центральной Европы), выдает примитивную и в то же время опасную стержневую идею этого проекта – создание инфраструктуры транспортировки среднеазиатских энергоресурсов в обход России («игра на трубах»). Реализация данной инициативы не позволит решить ни одну из действительно острых проблем двух указанных регионов.
Чтобы стабилизировать Кавказ необходимо не вырывать три постсоветские республики из регионального контекста, включая их в единое экономическое пространство с Украиной, Молдовой и ЕС, а формировать устойчивую архитектуру экономического развития и военно-политической стабильности в рамках Большого Кавказа. Без согласования позиций всех субъектов в регионе массовое создание перспективных рабочих мест в регионе невозможно. А без этого – невозможна и социально-политическая стабильность Кавказа.
Та же ситуация – с Центральной Европой. Без промышленного развития всех стран региона, образующих в совокупности более чем 100-миллионный рынок, экономическое, культурное и социально-демографическое развитие стран, входящих в него, будет невозможно.
Главным инструментом формирования Балто-Черноморского коридора развития является его опережающее энергетическое развитие и включение в трансконтинентальные транспортные магистрали.
Как бы парадоксально это ни звучало, именно обеспечение энергетической независимости стран региона позволит снять конфликтность в трехсторонних отношениях ЕС, стран региона и России. В настоящий момент фактически завершено формирование важнейшего с данной точки зрения узла региональных энергетических противоречий – украинско-польско-белорусско-прибалтийского. Суть ситуации здесь состоит в том, что состоявшееся закрытие Игналинской АЭС в Литве оставило Вильнюс и Ригу без главного источника электроэнергии. Поэтому для обеспечения их энергобезопасности необходим импорт электроэнергии с украинских АЭС через территорию Беларуси. Это временное увеличение значимости республики в региональном контексте может быть использовано для ускоренного строительства на западе Беларуси одной или двух АЭС на сверхльготных условиях (целевой государственный кредит под 2–3%). Одновременно необходимо будет заключение договора между Беларусью с одной стороны, Литвой и Латвией – с другой – о гарантированных поставках электроэнергии с белорусских АЭС по фиксированной низкой цене (с рентабельностью 5–10%) в обмен на отказ Литвы от строительства новой АЭС на своей территории. Кроме того, Литва и Латвия должны быть приглашены к созданию вокруг АЭС промышленных кластеров, что требует отдельной проработки.
Аналогичный подход может быть применен в отношениях с Польшей. Здесь правительство планирует возведение к 2020 году двух АЭС (в Подлясье и Поморье) для уменьшения доли «грязной» электроэнергии каменноугольных ТЭЦ в своем энергобалансе. При этом поляки согласились бы получать все преимущества от атомной энергетики и не беря на себя многочисленные заботы по строительству АЭС. Это открывает возможность реализовать проект строительства АЭС на границе с Польшей для экспорта в эту страну электроэнергии. При одновременной реализации проекта, заключенного с компанией «Kulchik Holdings» по строительству каменноугольной ТЭЦ в Беларуси польским горнякам будет обеспечен стабильный сбыт продукции. Таким образом, Беларусь сможет строить взаимоотношения с Польшей на более прочных позициях.
Реализация указанных проектов предполагает последующее создание вокруг очагов дешевой электроэнергии кластеров промышленного развития, основанных на привлечении немецких, российских и иных технологий. На первом этапе дешевая электроэнергия должна стать главным конкурентным преимуществом центральноевропейских стран с точки зрения реализации в них промышленных проектов.
Данные проекты должны быть ориентированы как на внутренний рынок региона (для чего необходимо создание соответствующей нормативной базы между первичными участниками БЧКР), так и на внешние, глобальные рынки.
Отдельным направлением промышленного развития региона должны стать проекты, связанные с фундаментальными исследованиями, направленными на решение задачи по строительству «евразийского сухопутного моста», связывающего Европу с Южной Азией и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Они обеспечат масштабный и продолжительный спрос на широкую номенклатуру товаров промышленного производства, что и составит основу уникальной специализации и конкурентоспособности БЧКР в мировом распределении труда. Кроме того, это обеспечит практическую ориентированность работы сохранившихся в Беларуси уникальных научных школ, которые в новых условиях смогут, наконец, стать реальной производительной силой.
При этом стартовой площадкой и лидером Балто-Черноморского коридора развития может и должна стать Беларусь как часть Союзного государства Беларуси и России. Польша, включенная в ЕС, слишком связана обязательствами в рамках этой организации. Украина поражена глубоким кризисом и в значительной степени утратила дееспособность. Только Беларусь в союзе с Россией имеет организационные и политические возможности продвигать такую инициативу.
Мегапроект «евразийского сухопутного моста», (как в его энергетической, так и в транспортной составляющей), безусловно, зависит от воли большого количества государств, внешних по отношению к региону (Китай, Индия, Япония, Турция, страны Средней Азии, Монголия, Пакистан). Ведь финансирование мероприятий подобного масштаба, потребует, прежде всего, создания специальных финансовых инструментов, независимых от глобальных спекулятивных валютных рынков.
Однако данное обстоятельство может стать не препятствием, а благоприятным фактором развития региона. Продвижение проекта трансъевразийских магистралей должно лечь в основу общей политической повестки дня стран Центральной и Восточной Европы. Именно такая – долгоиграющая и амбициозная – повестка дня нужна сегодня Беларуси для действительно активизации внешней политики и ухода из губительного поля геополитических альтернатив.
Что же касается двусторонних белорусско-российских отношений, то им, прежде всего, должна быть придана необходимая как в плане идеологической направленности, так и в плане организации политического процесса, конкретика. С одной стороны, необходимо на обозримое будущее отказаться от перспективы слияния двух стран, предполагающего лишение одной или обеих из них суверенитета. Акцент должен быть сделан на реализацию совместных крупных проектов (в том числе – тех, которые уже обозначены выше) и сотрудничество в ключевых, приоритетных областях (например, по принципу двусторонней президентской комиссии Медведева-Обамы в отношениях России и США). Это сотрудничество на государственном уровне должно быть дополнено активизацией общественных структур в обсуждении конкретных вопросов повестки дня двусторонней интеграции. Если Беларусь и может оказать большую услугу России, то именно в этой сфере – вырвав ее из националистического сознания и подтолкнув к обсуждению действительно сложных вопросов о судьбе постсоветского пространства, Евразии и всего мира в случае продолжения попыток превратить РФ в обычное национальное государство. С другой стороны, выработанный формат максимально плотной белорусско-российской интеграции (при сохранении суверенных прав сторон), на наш взгляд, может быть расширен включением в него Южной Осетии и Абхазии, а позже – и других желающих стран. Суверенная Беларусь невозможна без сильной и суверенной России, несущей ответственность за судьбу не только Северной Евразии, но и всего мира. Однако развитие России и восстановление ее мировой роли может начаться с Беларуси.
 

 


0.1766939163208