Добытая «хактивистами» Wikileaks дипломатическая переписка Госдепартамента США по всему миру в неожиданном свете представила «культурный» конфликт Москвы и Таллина по поводу сноса «Бронзового солдата» в 2007 году. Как следует из отчетов американских дипломатов в Вашингтон, снос памятника был санкционирован из США: конфликт с русскими («а они такие!») неизбежен, а поэтому его надо инициировать, когда это удобно. Депеши продемонстрировали и то, как встраивалась Эстония в ЕС в качестве «пятой колонны» США в Европе – как перед тем Польша и другие страны бывшего «Варшавского блока».
Данные расследований Wikileaks обнародовала «Комсомольская правда». Как пишет издание, до документов добрался аккредитованный среди «хактивистов» израильский журналист Исраэль Шамир.
В конфиденциальной депеше от 17 апреля 2007 года, временный поверенный в делах США в Эстонии Джефф Голдстейн предупреждал свое руководство: «Хотя новое правительство обязалось следовать прагматическим курсом в отношениях с Россией, такие чувствительные вопросы, как судьба Бронзового Солдата, памятника Второй мировой войны советского периода, затруднят прогресс в этой области».
«Желание нового правительства выстроить более спокойные взаимоотношения с Москвой, вероятно, потерпит неудачу из-за их планов снести памятник, а также из-за их планов уравнивания преступлений коммунизма и нацизма в своей пропаганде. Демонтаж Бронзового Солдата, весьма вероятно, вызовет бурную реакцию Москвы. Партия реформ – это движущая сила демонтажа Бронзового Солдата, – пишет диппредставитель. – Наши собеседники из Партии реформ сравнивали свои планы.
Относительно статуи, а также относительно преступлений, совершенных при коммунистах в целом, с операцией «вскрытия гнойника», болезненной, но необходимой для здоровья нации. Один ведущий лидер Партии реформ сказал нам не для цитирования: «Не было бы статуи, Москва нашла бы другую зацепку, за что нас критиковать. Такие уж они, эти русские».
Это замечание не вызвало возражений у американского диппредставителя. Из его депеши следует, что Партия реформ склонна к фатализму: конфликт с русскими неизбежен, а поэтому его надо инициировать, когда это удобно, не дожидаясь укрепления России.
Правительство Эстонии полностью осознает, что снос памятника вызовет эскалацию напряжения в отношениях с Россией, но готово пойти на это, отмечает Голдстейн в депеше от 26 апреля.
Правительственные чиновники убеждают американцев, что снятие памятника – чисто внутреннее дело Эстонии, и в то же время подчеркивают, что надеются на защиту Америки, Европы и НАТО. «Отступать они не могут – за это придется платить слишком высокую политическую цену», – делается вывод в секретной депеше из посольства США, отправленной за несколько часов до демонтажа монумента.
6 апреля вечером состоялась демонстрация в защиту памятника, в которой участвовали тысячи человек – в основном русскоязычная молодежь. Против мирной демонстрации была брошена полиция. В очередной телеграмме Голдстейн пишет, что только после насильственного разгона демонстрации в окна полетели камни и были разгромлены винные лавки. Вероятность дальнейших беспорядков велика, эстонские этнические националисты могут вмешаться, и это опорочит репутацию Эстонии за рубежом. В 3.40 утра чрезвычайная комиссия правительства приказала снести памятник. По мнению правительства, говорится в телеграмме, лишь немногие местные русские озабочены этой темой, а поэтому, по словам советника премьера по внешней политике, нет и попыток договориться с русской общиной. Президент Ильвес выступил с жесткой речью, призвав к порядку «тех, кто хочет жить в Европе». Американский дипломат заметил в своей депеше, что это был намек на русских в Эстонии.
Еще в одной конфиденциальной депеше дипломат сообщил, что Эстония не боится перебоев поставок нефтепродуктов из России, так как они идут на реэкспорт. Для своих нужд Эстония получает нефтепродукты из Литвы и Финляндии.
Американский посол в Москве встретился с заместителем министра иностранных дел Денисовым и сказал ему, что перебои с поставками на политической почве будут крайне враждебно восприняты американским и европейским общественным мнением. Это сильные, почти не дипломатические выражения, предназначенные ограничить возможность России влиять на ход событий с помощью имеющихся у нее средств. Американский посол в Москве дал инструкции своим коллегам из стран Евросоюза, чтобы те повторили его слова и на саммите Россия – ЕС в Самаре, назначенном на 17 – 18 мая 2007 года.
8 и 9 мая 2007 года ряд эстонских высших официальных лиц посетили посольство США в Таллине и поблагодарили Соединенные Штаты за их поддержку. Временный поверенный Голдстейн в очередной депеше информирует Вашингтон об этой встрече. «Премьер-министр Ансип сказал, что русские ведут себя ужасно. Они нападают не только на соседей, но и на всех». А министр обороны Эстонии в беседе с послом льстиво заявил, что «американцы лучше понимают, что происходит в России, чем европейцы... У Европы – сложная история, и европейцы не могут действовать как один человек по критически важным вопросам, в частности по России».
Голдстейн приводит признания министров обороны и иностранных дел Эстонии в том, что правительство не смогло найти общий язык с русскоязычными жителями страны. Правительство пыталось обучить их эстонскому вместо того, чтобы говорить с ними по-русски, и эта стратегия оказалась неуспешной.
И все же официальный Таллин был вознагражден – президент Ильвес получил приглашение в Вашингтон на встречу с президентом Бушем.
Спустя три недели после переноса Бронзового Солдата, когда ситуация немного успокоилась, Голдстейн направил в госдепартамент телеграмму, в которой попытался оценить последствия этих событий. Он констатирует, что торговля с Россией нарушена, эстонский бизнес пострадал от сбоя в передвижении поездов и грузовиков. Количество поездов упало с 32 до 16, и, если это продлится, писал посол, придется увольнять рабочих и повышать плату за проезд.
В секретной депеше TALLINN 000114б, посланной через два года после событий с Бронзовым Солдатом, американцы рисуют грустную картину страны, обуянной паранойей. Они, правда, не упоминают, что сами потворствовали ей, поддерживая самых ярых антироссийских политиков.
Американский посол пишет, что грузинская война 2008 года укрепила эстонских военных в мысли, что Россия представляет главную опасность. Он отмечает, что, после того как был снесен Бронзовый Солдат, в отношениях между Россией и Эстонией наступил «ледниковый период». Эстонцы активно поддержали Грузию во время ее войны с Россией за Осетию. В частных беседах эстонские официальные лица не верят в возможность улучшить отношения с Россией. Так считает даже Март Волмер, директор русского отдела эстонского МИДа, который заявил американцам: «Нереалистично стремиться к хорошим отношениям с Россией».
Американский посол пишет, что эстонцы оторвались от других стран Евросоюза и изолировали себя. Другие страны, в частности Франция, не понимают и не принимают их позиции, и эстонцы осознают это. Влиятельный член парламента Марко Михкельсон выразил сожаление, что Евросоюз больше думает, как бы не изолировать Россию, чем как помочь молодым демократиям. Посол США заключает в отчете на родину 2009 года, что позиция Эстонии основана на почти параноидальном ожидании «близящейся русской атаки».
Таллин-Вашингтон
Алексей Усов
http://www.nr2.ru/policy/313322.html