Вот здесь-то и становится нужным образование, хорошее, качественное. Если мы элиминируем все жизненные факторы кроме уровня образования, то играет он роль или нет? Конечно же да! Поэтому в России пока еще родители всеми силами стараются дать своим чадам хорошее образование.
Борьба за выживание – универсальный закон природы. Никто ничего не принесет тебе на блюдечке. За свой жирный кусок нужно трудиться, или даже сражаться, а чаще всего и то и другое. В сегодняшней Америке очень немногие это понимают. При существующем изобилии и образе жизни пропадает потребность в борьбе за выживание. Складывается впечатление, что и так все есть, что так было всегда и так будет вечно. Что всего можно достичь без особого труда, ведь дают же в школе ни за что пятерку. А маме с папой дают пособие по безработице.
Возникает логичный вопрос – тогда почему они так хорошо живут? Причин здесь несколько. Самая главная лежит на поверхности – единственная сверхдержава мира попросту перераспределяет ресурсы третьих стран в свою пользу. Но это уже большая политика и отдельный разговор… Если же вернуться к теме нашей книги и посмотреть на американскую систему образования и на общественное жизнеустройство в целом, начинаешь понимать, что все у них очень умно устроено, и не так уж и плохо как может показаться на первый взгляд. Нужно только поменять точку зрения и смотреть на проблему не из школьного класса, а, например, из зала заседаний Сената. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить США с нашей страной.
В России выпускники средней школы получают неплохие по сравнению с американскими студентами знания. К тому же в последнее время все поголовно устремились в вузы и являются обладателями дипломов о высшем образовании. В результате мы имеем ситуацию, когда каждый считает себя умнее остальных. Амбиций у всех через край, а работать никто не хочет и не умеет. Эти амбициозные ребята и девчата идут туда, где можно сделать легкие деньги, много и сразу. Что при этом происходит со страной, в комментариях не нуждается. Теперь посмотрите на Америку, где основная масса о высшем образовании даже и не думает, и скажите, какая модель лучше?
К тому же в Америке те немногие родители, которые действительно обеспокоены будущим своих детей, все же имеют шансы дать им неплохое образование. Другое дело, что для этого нужно приложить усилия. Все дело как раз в том, что большинство родителей, включая благополучных белых, этим не сильно озабочено. Главное, что при этом абсолютно все довольны. Массы имеют работу и кусок хлеба. Безработные получают пособие, пляшут и поют песни. Более образованные и целеустремленные имеют возможность получить нечто большее, реализовать себя и чего-то достичь в этой жизни. Дать же абсолютно все каждому члену общества не может ни одно государство. Но важно то, что почти каждый гражданин в США чувствует себя по большому счету комфортно, каждый доволен страной, в которой живет.
А как же функционирует сама страна? - спросите вы. За счет чего Штаты достигли таких высот? Кто же выполняет квалифицированную работу? Здесь я вижу три составляющие.
Во-первых, не нужно забывать, что в школах есть очень умненькие и способные студенты. Это просто замечательные ребята. Причем помимо способностей и знаний в них прежде всего подкупают человеческие качества. Я не сомневаюсь, что у них прекрасное будущее. Вопрос в том, что доля таких учеников в общей массе очень мала. Да и они, как правило, не стремятся стать учеными или инженерами. Они идут в лучшем случае в медицину, а чаще всего - в бизнес, финансовый менеджмент или в юристы, то есть туда, где можно заработать большие деньги. Как вы сами понимаете, юристам не нужны ни дифференциальное исчисление, ни химия.
Потребность же в инженерах и научных работниках на сегодняшний день покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом, из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. Профессор – белый американец в сегодняшнем американском университете - большая редкость. Здесь популярна следующая шутка. Если ваш профессор разговаривает с акцентом, то вам повезло: это значит, у вас хороший профессор. Если сегодня заглянуть в университетскую аудиторию американского техничекого вуза, открывшаяся взору картина никак не будет напоминать знакомую по кинофильмам Америку. За редким исключением там не увидеть ни одного белого человека. Все сплошь азиаты.
И еще один очень важный фактор. Сегодня США держатся на специалистах, закончивших школу 20, 30, и даже 40 лет назад. Возраст трудоспособного населения в Америке намного больше, чем в России. Пенсионный возраст для обоих полов наступает в 65. А уж возраст руководящего звена тем более. Наиболее ответственные участки поручаются тем, кто от 50 до 65. Что будет со страной когда это поколение уйдет, и придет нынешнее, лично мне не ясно. Удастся ли коренным американцам удержать власть, занимаясь исключительно политикой, юриспруденцией и бизнесом? Как долго они смогут заставлять китайцев и индийцев вкалывать инженерами? Не скушают ли в конце концов морлоки беспечных элоев? Или Америка просто станет продолжением Китая? Или проект США попросту закроется?