14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
Архив материалов
 
В центре нового конфликта - Кипр

К экономическим проблемам Европейского Союза добавилось резкое обострение отношений Брюсселя с одним из официальных кандидатов на вступление в ЕС – Турцией. Анкара пригрозила «заморозить все отношения с ЕС», если председательство в нём в июле 2012 года перейдет к Кипру. Еврокомиссия пока воздерживается от официальных комментариев, но в Брюсселе напоминают, что Евросоюз уже потребовал от Турции «не угрожать Кипру». Анкара и Никосия оказались почти на грани войны из-за разработки месторождений углеводородов в спорных районах кипрского шельфа. Обе стороны угрожают друг другу жесткими «ответными мерами», а турецкий министр энергетики Турции Танер Йылдыз даже намекнул на возможность использования турецких военных кораблей [1].

На первый взгляд новый конфликт возник на пустом месте. До начала председательства Кипра еще почти год, к тому же вряд ли еврочиновники пересмотрят планы ротации председательства в угоду одному из кандидатов. Однако же у конфликта есть корни. И Кипр, и Турция в последнее время активизировали деятельность по разработке углеводородов на островном шельфе. Президент Кипра Димитрис Христофиас объявил о решении правительства страны уже в первой половине октября провести пробное бурение шельфа в «пределах своей исключительной экономической зоны». Работы собирается вести базирующаяся в Техасе американская компания NobleEnergy. В ответ Анкара заявила о проведении собственного разграничения шельфа с «Турецкой Республикой Северного Кипра» (её признаёт одна Турция) на спорных территориях с привлечением норвежского судна BergenSurveyor. Конфликт интересов может выйти на уровень НАТО… По словам Танера Йылдыза, «согласно существующему соглашению по континентальному шельфу, TPAO (турецкая нефтяная компания – П.И.) может начать разведывательные работы в районе Северного Кипра, разумеется, в связи с Кипром как целым». Последняя оговорка свидетельствует о возможности распространения турецких изысканий и на другие прибрежные районы Кипра – со всеми вытекающими отсюда и трудно предсказуемыми последствиями.

Со своей стороны официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас потребовал от Турции «отказаться от любой изыскательской деятельности, создающей угрозу суверенным греческим правам в регионе» [2]. Провокационным актом, находящимся «в противоречии с международными правовыми нормами», назвало действия Турции и министерство иностранных дел Кипра [3]. А спецпредставитель генсека ООН Лиза Баттенхайм призвала все стороны «решить данный вопрос мирным путем» [4].

Однако дело не только в прибрежном шельфе. В последнее время наблюдается беспрецедентный рост внешнеполитической активности Анкары на целом ряде направлений. Первой ласточкой стало решение Турции выступить посредником в урегулировании иранской ядерной проблемы. Вслед за этим последовало ухудшение отношений с Израилем – традиционным союзником Анкары в противостоянии курдам и исламским режимам. А «арабская весна» и связанные с ней массовые беспорядки предоставили Турции возможность принять деятельное участие в перекройке «Большого Ближнего Востока». Если же учесть, что от позиции Анкары во многом зависят перспективы карабахского урегулирования и реализация ряда крупных энергетических проектов, вряд ли стоит удивляться стремлению турецкого руководства «повысить ставки» в геополитической борьбе. И в ближайшее время можно ожидать только ужесточения позиции Анкары по кипрскому вопросу.

Евросоюз во многом оказался заложником собственных просчетов. Он принял в 2004 году в свои ряды Кипр как единое государство, но без достижения предварительного соглашения между греками-киприотами и турками-киприотами и даже без одобрения обеими общинами мирного плана тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана. Думали, что решить проблему разделенного с 1974 года Кипра удастся уже в рамках ЕС. Однако расчет не оправдался, как не оправдываются надежды европейской дипломатии на урегулирование других проблем Юго-Восточной Европы – в Косове, в Боснии и Герцеговине.

Турция на словах поддерживает идею воссоединения Кипра, но обставляет это условиями, неприемлемыми для Никосии. В частности, речь идет о сохранении на острове турецкой армии и легализации переселенцев из самой Турции, насчитывающих до 100 тысяч человек. Эти положения входили в «план Аннана», но были отвергнуты греками-киприотами на референдуме в преддверии вступления Кипра в ЕС [5]. Ведь их принятие означает невозможность возращения в свои дома беженцев из числа греков-киприотов, резкое изменение демографической ситуации на острове в пользу турок и даже перспективу превращения Кипра в военный протекторат Анкары. Вместе с тем Турция наряду с Великобританией и Грецией с 1960 года остается международным «гарантом» Кипра, имея мандат ООН. Так что достичь урегулирования без учета ее интересов невозможно.

И еще один важный фактор. Объективно конфликт между Брюсселем и Анкарой выгоден обеим сторонам. Евросоюз получает удобный повод окончательно дезавуировать прежние обещания принять Анкару в свои ряды, и без того повисшие в воздухе из-за сопротивления Франции, Греции и других государств-членов ЕС. Примирительный жест в адрес находящейся на грани дефолта Греции также не будет лишним. А Турция, со своей стороны, сможет «перевести стрелки» на брюссельскую бюрократию, которая, мол, не желает считаться со страной, имеющей 70 миллионов населения, и действует вразрез с ее национальными интересами. Министр финансов Турции Мехмет Шимшек уже намекнул, что «определенные круги» в его стране начинают ставить под сомнение «историю со вступлением в ЕС», длящуюся не одно десятилетие. Новое обострение отношений по линии Турция – ЕС позволит и Брюсселю, и Анкаре сохранить лицо. Проигравшим в любом случае окажется Кипр, обрекаемый на роль заложника обостряющихся геополитических схваток.

Петр ИСКЕНДЕРОВ

http://www.fondsk.ru/news/2011/09/19/v-centre-novogo-konflikta-kipr.html

[1] AFP 190928 GMT SEP 11

[2] AFP 160757 GMT SEP 11

[3] AFP 161901 GMT SEP 11

[4] REUTERS 1354 160911 GMT

[5] http://www.zypern.cc/extras/annan-plan-for-cyprus-2004.pdf


0.13900995254517