28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
Архив материалов
 
«Крупнейшие компании необходимо сохранить за государством»

Владимира Путина и его сторонников обвиняют чуть ли не в диктатуре, стеснении прав и свобод, торможении рыночных механизмов. Но не путинцы, а либеральные фундаменталисты-гайдаровцы не разработали института защиты прав собственности, независимой судебной системы, правил игры, которые государство устанавливает для бизнеса. «Неформальная экономика» – наследие 90-х. Представители либерального направления за годы реформ укоренились в структурах исполнительной власти, научной среде, сфере высшего образования. Не удивительно, что начато беспрецедентное давление на правительство России. При одобрении чиновников в верхах и согласованной пиар-поддержке либерального «экспертного сообщества» осуществляется накат на государственные корпорации.

Рвущиеся к власти либеральные фундаменталисты совершенно не учитывают опыт стран с развитой экономикой. Так, в Норвегии все нефтегазовые активы, электроэнергетика, металлургия, лесная промышленность принадлежат государству. При этом дефицит бюджета страны закреплён на уровне 4% ВВП. Покрывается он за счёт размещения средств государственного пенсионного фонда «Глобал» практически по всему миру. Экономическое благополучие достигнуто благодаря тому, что сырьевая и обрабатывающая промышленность Норвегии принадлежит государству.

Я не вижу никаких предпосылок необходимости приватизации крупных национальных компаний и в России. Это есть смысл делать, если федеральная доля составляет менее 50% в акционерном обществе. То есть там, где нет контроля со стороны государства. Если его доля в стратегических компаниях превышает 25% акций, для приватизации необходимо решение специальной правительственной комиссии, возглавляемой премьер-министром. Потому-то либералы и добиваются создания непременно «оранжевого» правительства.

Как показывает опыт производственной деятельности «большой четвёрки» в нефтяном секторе, принадлежащие частному сектору структуры демонстрируют уменьшение отчислений в госбюджет. Если «Роснефть» по итогам 2010 года заплатила 10,4 миллиарда долларов налогов, то «Лукойл», выручка которого значительно больше, – 9 миллиардов.

Виктор Бочаров, безусловно, прав, что по существующим в мировой финансовой системе правилам любая крупная российская компания, переданная в частные руки и реинкорпорированная за рубежом, рано или поздно будет выведена из-под контроля государства. Офшорные холдинги не подотчётны правительству РФ, их дела не разбираются в наших судах, они платят значительно меньше налогов в федеральный бюджет. Примером того, как Россия фактически лишилась алюминиевой промышленности, может служить история с мировым лидером в этой отрасли – компанией «Русал». Зарегистрированная на острове Джерси, она за прошлый год добилась лишь однопроцентного экономического роста – при том, что в мире отрасль прибавила 8%.

Можно сделать вывод и о том, что государство частично лишилось контроля над недрами. Так, в структуре ТНК-BP есть ТНК-холдинг, владеющий «Самотлорнефтегазом», «Варьеганнефтегазом» и другими АО. Но фактически 95% добывающих активов принадлежит кипрской компании, через которую осуществляется реализация нефти и газа со всех месторождений ТНК-BP.

Либеральные фундаменталисты хорошо понимают, что Владимир Путин доведёт до конца программу социально-экономической модернизации страны. Осуществить эти планы помешал финансово-экономический кризис. В президентство Путина федеральные доходы выросли в восемь с лишним раз, что позволило оживить прозябавшие производства и науку, спасти от безденежья армию и ВПК, расплатиться по внешним долгам, поддержать социальную сферу. Новое президентство Путина принесёт ещё более ощутимые результаты народу, о котором господа либеральные фундаменталисты думают меньше всего.

Им не терпится завершить «идеологическую» приватизацию –  передать в ближайшие два года в частные руки таких «китов» российской экономики, как РЖД, «Аэрофлот», Объединённую зерновую компанию, «Роснефть», ФСК, «Совкомфлот», «РусГидро», «Уралвагонзавод»… Полагаю, автор статьи недалёк от истины, когда пишет, что при таком сценарии «рано или поздно их постигнет судьба выведенных в офшоры фирм, чьи названия теперь пишутся на латинице».

Новому правительству нужно будет принять незамедлительные меры. Прежде всего – соответствующие нормативные акты, согласно которым отечественные активы с валютой баланса 50–100 миллионов рублей не могут принадлежать офшорным компаниям. Необходимо сохранить за государством те крупнейшие компании, которые приносят ему существенную экономическую выгоду.

Никита Кричевский

http://file-rf.ru/context/1534


0.47989583015442