15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
"Рустово побоище"

Вечером 28 мая 1987 г. возле Кремля совершил посадку спортивный самолёт марки «Cessna - 172B». Уже само по себе это было необычным фактом. Но когда вокруг самолёта стали собираться зеваки и к нему бросились ошарашенные милиционеры и работники КГБ, в кабине самолёта оказался ничего не понимающий по - русски немецкий лётчик - любитель Матиас Руст.

И нужно же было такому случиться, что в этот самый момент совершенно случайно возле Кремля оказался английский турист с кинокамерой, который, как будто зная, что произойдёт далее, заснял не только посадку самолёта М. Руста на Красной площади, но и его подлёт.

В тот же вечер заместитель председателя КГБ СССР, начальник Второго главного управления генерал - полковник И.А. Маркелов распорядился начать расследование этого происшествия. Его поручили начальнику Следственного отдела КГБ СССР Леониду Ивановичу Баркову.

Следствие прошло очень быстро. Уже 2 августа 1987 г. М. Руст предстал перед советским судом и 4 сентября был приговорён к четырём годам лишения свободы, но 3 августа 1988 г. амнистирован и освобождён.

К сожалению, как материалы этого расследования, так и материалы суда над М. Рустом до сих пор остаются нам недоступны. Поэтому восстановить картину произошедшего непросто.

Первоначально получила распространение версия, будто бы наши средства ПВО проморгали этот полёт. Потом стало известно, что самолёт М. Руста был своевременно засечён. 29 - го московское радио сообщило о том, что «Cessna - 172B» нарушила воздушное пространство в районе Кохтла - Ярве.

Согласно первым сообщениям, вылетев из Хельсинки, самолёт М. Руста через Эстонию вышел на железную дорогу Ленинград - Москва и далее до столицы следовал вдоль этого пути. Затем появилась информация, что маршрут его полёта был совершенно иным: Хельсинки - Кохтла - Ярве - Гдов - Псков - Дно. Далее источники расходятся. Одни авторы утверждают, что после Дно самолёт исчез с локаторов и был обнаружен только под Москвой, другие, что его маршрут пролегал через Старую Руссу, Осташков и Торжок. По данным Следственного отдела КГБ СССР, весь путь Матиаса Руста составлял около 900 км 74У, из них 718 км над советской территорией.

На то, когда М. Руст вылетел из Хельсинки, есть несколько точек зрения. По одной версии, он поднялся в воздух в 12.10 по местному или же в 13.10 по московскому времени, подругой - в 13.15, по третьей - в 13.21, по четвёртой - в 13.30.

Ещё больший разброс данных о времени приземления самолёта в Москве. Из воспоминаний уже упоминавшегося начальника Следственного отдела КГБ СССР Л.И. Баркова явствует, что М. Руст приземлился в 18.45. По свидетельству бывшего начальника штаба ПВО генерала . И. Мальцева, посадка произошла «в 18.55». Командовавший противоракетной и противокосмической обороной страны генерал В.М. Красковский утверждает, что в это время «часы на Спасской башне Кремля показывали 19 часов 10 минут». Репортаж на страницах «Русской мысли» относил этот эпизод к 19.30.

Чему же верить? 

Если исходить из того, что, по имеющимся сведениям, около 18.30 самолёт М. Руста находился в районе Ходынского поля, вероятнее всего, посадка произошла около 18.45. Но поскольку первоначально стражи правопорядка решили, что «идёт съёмка какого - то фильма», поэтому обратили внимание на это ЧП «только через полчаса». В этом, наверное, и заключается объяснение отмеченного выше разнобоя со временем приземления самолёта - нарушителя.

Таким образом, самолёт М. Руста находился в воздухе примерно пять с половиной часов.

«В 13.10, получив разрешение, Матиас произвёл взлёт и направился по запланированному маршруту, - читаем мы на сайте «Военно - космическая оборона». - Через 20 минут полёта Руст доложил диспетчеру, что на борту у него порядок и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолёт в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80–100 м. Этот запланированный манёвр должен был обеспечить надёжный выход самолёта из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полёта. На этой высоте Матиас направился в расчётную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки - Москва. Развернув самолёт в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат г. Кохтла - Ярве с его дымами, которые видны за 100 километров) и сверив показания радиокомпаса с расчётными, Матиас лёг на «боевой курс».

Как докладывали в ЦК КПСС Ф. Бобков и А. Рекунков, самолёт - нарушитель «в 14 час. 45 мин. пересёк границу воздушного пространства СССР над Финским заливом, а в 14 час. 56 мин. - береговую линию в районе города Кохтла - Ярве». Однако появившиеся с тех пор в печати сведения дают несколько иной хронометраж.

«Самолёт Руста, - отмечал бывший начальник Главного штаба противовоздушной обороны Советской армии генерал - полковник И. Мальцев, - для РЛС ничем от остальных не отличался и поэтому был классифицирован не как нарушитель государственной границы (таких сведений от пограничников мы не получали), а как нарушитель режима полётов. Обнаружили его 28 мая в 14 часов 10 минут близ эстонского посёлка Локса, то есть уже над нашей территорией».

По другим данным, «дежурное подразделение ПВО в районе эстонского городка Кохтла - Ярве» обнаружило самолёт - нарушитель на «воздушной трассе Хельсинки - Москва» «в 14.00», но сообщение об этом поступило «на автоматизированный командный пункт части в 14.10» после переговоров «с гражданскими диспетчерами». И только «в 14.18 окончательно удалось установить, что советских гражданских самолётов в этом районе нет».

Только тогда «командир 14 - й дивизии ПВО принял решение классифицировать самолёт как иностранный самолёт - нарушитель, пошли доклады наверх - на командный пункт 60 - й армии ПВО в Ленинград. Объявили готовность номер один всем дежурным силам». «В воздух была поднята пара истребителей». 

В 14.29 лётчик, старший лейтенант Пучнин, доложил, что в разрыве облаков наблюдал спортивный самолёт белого цвета, типа Як - 12, с тёмной полосой вдоль фюзеляжа. Это было уже в районе города Гдов.

Начальник штаба Таллинской бригады ПВО полковник Владимир Тишевский утверждает, что в зоне действия его бригады самолёт М. Руста был засечён оператором РЛС рядовым Дильматомбетовым в 14.29, т.е. когда он уже подлетал к Гдову, о чём он сразу же сообщил на командный пункт, где в это время несли дежурство полковник Иван Карпец и майор Иван Чёрных. Однако они передали эту информацию дальше только в 14.45 и только в 14.46 зафиксировали факт нарушения границы.

Сравните с запиской Ф. Бобкова и А. Рекункова. 

Заметив истребитель, М. Руст пошёл на снижение. 

По свидетельству генерала И. Мальцева, «снижение проходило на стыке зон обнаружения двух радиолокационных подразделений, и на период до 1 минуты на локаторах Руст не наблюдался». В результате «в 14.30 цель была потеряна». «Однако трасса полёта в автоматизированной системе оставалась устойчивой». В 14.31 «объект» снова был обнаружен. В 15.00 он находился в районе Пскова, в 15.30 - в районе станции Дно, после чего, видимо, опять был потерян.

Поскольку в 15.30 самолёт был в районе станции Дно, первые 400 км с поправкой на обманный манёвр он преодолел примерно за 2 часа, что даёт около 200 км в час.

Если бы далее он летел с той же скоростью, остальные 510 км можно было преодолеть за 2 часа 35 минут, между тем самолёт затратил на это расстояние 3 часа 20 минут. Получается, что на втором этапе маршрута он летел с меньшей скоростью, чем первоначально - около 150 км.

В связи с этим возникла версия, что по пути следования самолёт сделал промежуточную посадку, с чем и было связано его исчезновение с радаров.

Подобная версия появилась почти сразу же, как только М. Руст был задержан. Причём появилась не в нашей стране, а за рубежом. Журналист М. Тимм из германского журнала «Бунте» обратил внимание на два факта. Оказывается, из Хельсинки М. Руст вылетел в зелёной рубашке и джинсах, а в Москве вышел из самолёта в красном комбинезоне. В Хельсинки на борту его самолёта фигурировал только знак гамбургского аэроклуба, в Москве люди могли увидеть наклеенное на стабилизатор хвостового оперения изображение перечёркнутой атомной бомбы.

Какова могла быть цель посадки? Существуют два объяснения: или М. Руст высадил из самолёта человека, который помогал ему перелететь границу, или же посадка была нужна для дозаправки.

Ответ на вопрос, был ли в кабине самолёта кто - то ещё, кроме М. Руста, мог дать лётчик истребителя, который поднимался для его перехвата. В своих воспоминаниях В. Барков даже не упоминает, допрашивался ли он. Однако у первой версии есть одно «но»: если М. Руст не мог без сопровождения преодолеть первую половину пути, как он мог сделать это на финишном отрезке своего маршрута?

Что касается дозаправки, то здесь тоже существуют две версии. По одной из них, на борту самолёта были дополнительные баки с бензином, по другой - баки с бензином были заранее приготовлены в месте посадки.

Между тем версии о дозаправке противоречит тот факт, что ёмкость баков «Cessna - l72B» - 240 л, которые позволяли, по одним данным, преодолеть расстояние в 1500 км, по другим - 1600 км.

В то же время любой человек, знающий, что такое авиация, понимает, что посадить самолёт на совершенно незнакомое, нелётное поле - рискованная вещь, так как малейшая ямка или кочка могут привести к аварии. Но тогда следует признать, что кто - то в СССР должен был готовить место посадки для М. Руста.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на целый ряд странностей.

По утверждению В.М. Чебрикова, «наши зенитчики 10 раз брали Руста на «мушку... Но команды на настоящий выстрел они не имели, потому что главнокомандующий ПВО узнал о Русте уже тогда, когда тот подруливал к Спасской башне».

Как это могло получиться? 

«Детальное расследование показало, - вспоминал С.Ф. Ахромеев, - что самолёт Руста службой радиолокационного наблюдения был обнаружен на малой высоте, а также обнаружен и поднятым в воздух самолётом - перехватчиком ПВО. Его полёт мог быть своевременно пресечён ещё в районе границы. Далее происходит, по крайней мере, для меня, необъяснимое. Вся информация о нарушителе была доложена командующему армией ПВО Ленинградского региона (генералу Г.А. Кромину - А.О.). Он этой информации не поверил, главкому войск ПВО и на Центральный командный пункт ничего не доложил, цель (самолёт Руста) с контроля снял. В ходе длительного расследования командующий вразумительного объяснения своему решению, совершенно недопустимому для руководителя ПВО, так и не дал».

Однако свидетельство маршала находится в противоречии с показаниями начальника Главного штаба ПВО генерала И. Мальцева. По утверждению последнего, когда в 15.30 самолёт снова был потерян, «командующий 6 - й армией доложил в Москву, что цель 8255 - плотная стая птиц». Из этого вытекают вывод, что к тому времени информация о неопознанном объекте уже была доложена на Центральный пункт ПВО страны и ей присвоен номер.

Имеются сведения, что ещё раньше о том, что «в границах соединения находится неопознанная цель», что её «три раза наблюдали локационно» и один раз «визуально», «командующий Ленинградской армии ПВО генерал - майор Кромин сообщил оперативному дежурному Московского округа ПВО генерал - майору В. Резниченко».

Поэтому или маршала С.Ф. Ахромеева подвела память, или его неправильно информировали, или же он сознательно искажал картину происходившего, чтобы отвести подозрения от кого - то в Москве.

Ещё более странная история разыгралась несколькими часами позже. По утверждению генерал - майора В. Резниченко, в тот самый момент, когда самолёт М. Руста подлетел к Москве, неожиданно был получен приказ главнокомандующего войсками ПВО отключить автоматизированную систему управления ПВО для проведения профилактических работ.

Бросается в глаза и другой факт. Дело в том, что одним из самых уязвимых место ПВО является граница между отдельными локационными зонами. По свидетельству генерала И. Мальцева, «цель была потеряна, потому что сплошное радиолокационное поле было только в узкой полосе вдоль границы, дальше шли мёртвые зоны, и Руст почему - то выбирал для полёта именно их».

Но откуда немецкий лётчик - любитель мог знать о границах подобных «мёртвых зон»?

Это тем более странно, что, по утверждению уже упоминавшегося начальника штаба Таллинской дивизии ПВО полковника В. Тишевского, в системе ПВО того времени существовало правило, на основании которого через каждые 24 часа производилось изменение границ подобных зон. Между тем 27 мая 1987 г. такая команда не была дана, и 28 мая продолжали действовать границы локационных зон, установленные накануне.

В таком случае получается, что перед вылетом из Хельсинки М. Руст получил информацию о границах «мёртвых» локационных зон. То, что её можно было получить из СССР, не вызывает сомнения. Весь вопрос заключается только в том, через кого? Исходя из этого В. Тишевский сделал вывод, что к организации полёта М. Руста были причастны спецслужбы, вероятнее всего, КГБ СССР.

Косвенно о причастности советских спецслужб к этой истории свидетельствуют воспоминания бывшего следователя КГБ СССР Л.И. Баркова, который в 1987 г. занимался этим делом и, как явствует из его воспоминаний, сделал всё, чтобы свести его к «детской шалости».

Закончив расследование, следственный отдел КГБ СССР пришёл к выводу, что история с М. Рустом была результатом его неуравновешенного характера, поэтому предложил передать нарушителя границы властям ФРГ, чтобы они освидетельствовали его психически и затем поступили по результатам этого освидетельствования.

Это предложение в виде специальной записки было направлено в ЦК КПСС. «Копию записки, - пишет Л.И. Барков, - мне удалось завизировать у руководителей разведки, контрразведки и других управлений, с которыми мы взаимодействовали по делу. Эти службы с нашими предложениями согласились. Записка в ЦК КПСС была подготовлена за подписями председателя КГБ Чебрикова и Генерального прокурора Александра Михайловича Рекункова».

Можно было бы понять, если бы такое решение исходило от Министерства иностранных дел. Но оно исходило от двух учреждений, которые обязаны были стоять на страже закона. Нарушение законов было налицо. Поэтому если у следствия существовали сомнения насчёт психического здоровья подследственного, оно обязано было поставить вопрос о проведении его медицинского обследования и в зависимости от этого предложить суду: или принять решение о принудительном лечении, или же о наказании обвиняемого.

Поэтому можно со стопроцентной уверенностью утверждать: поскольку решение следственного отдела находилось в противоречии и с законами, и с интересами государства, оно имело вынужденный характер. Но кто мог оказать на него давление? Только председатель КГБ СССР. Именно он позднее хлопотал о досрочном освобождении М. Руста [786].

Но В.М. Чебриков не был либералом. Что же могло заставить его пойти на подобный либерализм?

Как утверждал позднее бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Пётр Дейнекин, «нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза».

А вот мнение бывшего полковника КГБ СССР Игоря Морозова: «Это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачёва».

Генерал - майор С. Мельников в беседе с А. Карауловым сообщил: «Я разговаривал с Крючковым в доверительной обстановке, и Крючков сказал, что он «лично готовил эту операцию по указанию Горбачёва».

Поскольку В.А. Крючков вплоть до своей смерти не опроверг это свидетельство, а М.С. Горбачёв молчит до сих пор, оно заслуживает доверия.

Следует отметить, что провокация М. Руста была приурочена к двум событиям. 28 мая страна отмечала День пограничника, а М.С. Горбачёв и министр обороны С.Л. Соколов находились в Берлине на заседании Политического консультативного комитета стран Варшавского договора.

Этот факт хорошо известен. Менее известно, что на этом заседании была принята декларация, получившая название Берлинской, в которой организация Варшавского договора не только объявила о пересмотре своей военной доктрины, но и призвала к одновременному роспуску ОВД и НАТО.

8 мая, накануне берлинской встречи, вопрос «О военной доктрине стран ОВД» был вынесен на заседание Политбюро. Как явствует из развернувшихся на нём прений, речь шла о сокращении советских войск в странах Восточной Европы, т.е. о частичном выводе их оттуда. Против этого категорически выступил министр обороны С.Л. Соколов. «Вывод войск, - заявил он, - был бы политической ошибкой». Имеются сведения, что министр обороны находился в оппозиции к М.С. Горбачёву и по такому важному вопросу, как разоружение.

30 мая 1987 г. состоялось заседание Политбюро, на котором было принято решение об отставке С.Л. Соколова. Новым министром обороны стал Дмитрий Тимофеевич Язов.

«Как - то пополудни, в первых числах июня, - вспоминал помощник Е.К. Лигачёва В. Легостаев, - в моём кабинете, по обычаю неожиданно, возник Яковлев. К тому времени он уже успел стать членом Политбюро, близким генсеку. Широкое, грубо прочерченное лицо А.Н. светилось торжествующей улыбкой. Он пребывал в откровенно приподнятом, почти праздничном расположении духа. Прямо с порога, победно выставив перед собой ладони, выпалил: «Во! Все руки в крови! По локти!» Из последовавших затем возбуждённых пояснений выяснилось, что мой гость возвращается с очередного заседания Политбюро, на котором проводились кадровые разборки в связи с делом Руста. Было принято решение о смещении со своих постов ряда высших советских военачальников. Итоги этого заседания и привели Яковлева в столь восторженное победоносное состояние. Его руки были «в крови» поверженных супостатов».

«А затем, - вспоминает О. Гриневский, - постепенно началась чистка. К концу 1988 года были заменены все заместители министра обороны за исключением двоих, все первые заместители начальника Генерального штаба, командующий и начальник штаба Вооружённых сил Варшавского договора, все командующие групп войск и флотов, а также командующие военных округов Советского Союза».

«По данным американских спецов внимательно следивших за ситуацией, - писал В. Легостаев, - «под Руста» было смещено не только руководство Войск ПВО во главе с маршалом авиации Колдуновым, но и министр обороны маршал Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна Горбачёвской чистки достигла по меньшей мере уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и ещё ниже».

А.С. Черняев утверждает, что в отставку было отправлено 150 генералов. По свидетельству О. Гриневского, своих постов лишились около 300 генералов и офицеров. М.С. Горбачёв пишет, что «на пенсию отправили 1200 генералов».

Кто - то назвал эту кадровую чистку «Рустовым побоищем».

Островский А.В. отрывок из книги «Глупость или измена? Расследование гибели СССР»



0.32348895072937