28/02
23/02
22/02
17/02
15/02
13/02
11/02
08/02
07/02
04/02
02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
12/01
10/01
09/01
07/01
05/01
16/12
12/12
Архив материалов
 
Банк России и последствия

Если открыть новостные ленты, можно увидеть, что чуть ли единственное о чем говорят Президент и Председатель правительства, а также министры профильных комитетов и эксперты всех мастей - это необходимость иностранных инвестиций в Россию. То они растут, то они не растут, а то и вообще испарились. Совершенно очевидно, что кроме денег в страну приходят компетенции менеджмента, технологии и разделяются риски с инвесторами. В России можно много что производить и замещать импорт. Это не супер-технологии, по которым утрачены компетенции.

Возникает вопрос: почему нам так жизненно необходимы именно иностранные инвестиции? Ответ простой - Россия не может «создавать» деньги. Не может строить кредитный рынок и нормальную рыночную экономику. Не может кредитовать бизнес и население. Не может растить национальную бизнес-элиту и средний класс. Вот и получается, что единственный полноценный источник увеличения денежной массы в стране - валютная выручка субъектов экономики России.

Если источник денег в экономике - валюта, то основной вариант ее поступления является - условная «труба», т.е. экспорт нефтипродуктов нефтепереработкигаза, металлов, угля, переплавленного по «толлинговым» схемам алюминия (что по своей сути просто заслуга дешевой энергетики), биоресурсов, необработанной древесины, конечных продуктов и услуг. В большинстве своем, конечно, необработанные или в низкой степени обработки ресурсы. Первые три статьи поступления валюты составили в 2011 году ок. 65%. Второй вариант - займы и кредиты в валюте, полученные национальным частным бизнесом и Правительством РФ за границей. Третий - прямые иностранные инвестиции. Четвертый - ввоз валюты в страну западными банками, фондами и частными лицами для ее размещения на депозитах коммерческих банков в России. Все варианты, кроме первого, по своей сути только уменьшают денежную массу.

Валютная выручка экспортеров от продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ - основной способ увеличения денежной массы в стране. Он же максимально отвечает национальным интересам, по сравнению с другими - эти деньги не временные. Сама их суть не означает оттока капитала на Запад. Исходя из Закона о Банке России, чтобы в российской экономике появилось 310 рублей необходимо продать на экспорт реальных ресурсов и товаров, работ и услуг на 10 долларов США, т.е. оплатить США 100% своего внутреннего рублевого оборота своими ресурсами. Фактически - это отношения хозяина и раба. Ничто не мешает Банку России создавать рубль из «вохдуха», как это делает ФРС США, как это делал Госбанк СССР. Необходимо лишь соблюдать паритет между товарной и денежной массой, чтобы не разгонять инфляцию. Однако до 2009 года Банк России увеличивал денежную массу во внутреннем обороте России только через покупку иностранной валюты на ММВБ. Начиная с 2007 года Банк России начал активно скупать золото у Российских золотодобывающих компаний, вливая во внутренний оборот России рублевую наличность без увеличения валютных резервов. Без спонсирования США и стран ЕС.

Займы и кредиты, полученные частным российским бизнесом и государством за границей и ввезенные на территорию России. Все бы ничего, но кредит всегда выдается коммерческим банком на условиях возвратности и платности, кроме кредитов МВФ. Там задача иная - напихать столько, чтобы отдать не смогли, а затем манипулировать банкротом в интересах главных бенефициаров МВФ. Платить проценты по кредитам приходится из внутреннего оборота России. Т.е. для того, чтобы в экономике появились деньги, необходимо занять за границей валюту, привезти ее в Россию, продать ее Банку России и потом из внутреннего оборота «вытащить» рубли плюс проценты, обменять их на доллары и погасить задолженность западным кредиторам. Возникает совершенно идиотская ситуация: увеличивая - уменьшаем. Поэтому, чтобы сохранить объемы национальной валюты внутри экономики, необходимо, чтобы проект был ориентирован на экспорт и способствовал притоку валюты, а если его нет - то денежная масса во внутреннем обороте будет только сжиматься. Кроме этого, данный вариант характеризуется огромными валютными рисками для заемщика. Так, например, в начале 2008 года предприятия и коммерческие банки брали кредиты на Западе и при ввозе в Россию обменивали доллар на рубль по цене 24-25 рублей за доллар, а в 2009 возвращать пришлось уже по 34 - 36! Т.е. стоимость кредита возросла на 50%! А ведь еще необходимо было выплатить проценты. В итоге эти риски «легли» на заемщиков, которые в свою очередь перекладывали их на конечного покупателя. Банки в одностороннем порядке повышали ставки по действующим кредитным договорам в 1,5 - 2 раза. Экономика и так стагнирует в кризис, так тут еще кризис неплатежей, вызванный сжатием денежной массы + валютные риски все на тебя упали в виде процентных ставок. Как тут было экономике не упасть на четверть? Как тут не стать предметом для критики со стороны оппозиции?

Депозиты иностранных инвесторов на счетах коммерческих банков России. Ко всем недостаткам второго варианта тут есть еще один - по законам России депозиты могут быть отозваны вкладчиком в любой момент. Это, по сути - спекулятивные деньги. Временные. Короткие. Как только запахнет «жареным» или истечет срок договора вклада - они уйдут из страны. Денежную массу во внутреннем обороте этот вариант опять же в перспективе только уменьшает - «влитое» будет вылито еще и с процентами.

Прямые иностранные инвестиции, позволяют добиться не только притока капиталов, но также компетенций и технологий. Отрицательным моментом является то, что инвестор вывозит свои инвестиции и свою прибыль за границу в виде валюты (товаров/сырья), выкупая ее у ЦБ на ММВБ и уменьшая тем самым ЗВР ЦБ и рублевую денежную массу во внутреннем обороте страны. Т.е. если проект не ориентирован на экспорт и не приносит в страну валюты больше, чем вывозимая прибыль инвестора - денежная масса во внутреннем обороте пять же не растет за счет этого проекта, а наоборот - уменьшается.

Портфельные иностранные инвестиции, ничем иным, как спекулятивным капиталом в долгосрочной перспективе не являются и лишь уменьшают денежную массу за счет вывоза прибыли. Данный вариант может и увеличить кол-во денег в экономике, только если иностранные спекулянты проиграют на бирже национальным, однако объемы подобного - невелики. Один уже отметился: «Россия - враг, но бабки мне дороже» (с) Митт Ромни.

В итоге имеем, что единственный источник, кроме эмиссии, который действительно увеличивает внутреннюю денежную массу в экономике - валютная выручка экспортеров. Все остальные способы напрямую связаны с вывозом прибыли из страны, что денежную массу только уменьшает.

Высокая доля экспорта сырья в экономике России - прямое следствие не подчиненности Банка России Правительству РФ. Иначе как было Президенту и Правительству РФ поднимать жизненный уровень населения, если не постановкой под контроль нефтяных доходов в 2003 - 2004 гг.? Как, если не наращиванием экспорта нефти и газа? Как, если крупнейшая институциональная промышленность после приватизации 90-хх ушла в руки «Семьи» и олигархов? На какой элементной базе и при помощи каких рычагов это можно было делать? Провести деприватизацию с физическим уничтожением элит и back to USSR? Взять в заложники весь парламент и Совет Федерации, чтобы он проголосовал за нужный закон? Как снять сменить аппарат управления Банком России, если он тебе не подчиняется? Как заставить их делать то, что они не хотят?

Фактически было остановлено заключение новых соглашений о разделе продукции и пересмотрены уже действующие соглашения Сахалин-1 и Сахалин-2. Была изменена формула экспортных пошлин на нефть, против которых активно выступал ЮКОС. Были консолидированы продажи нефти на внешнем рынке через нефте-трейдера Gunvor. Я как то далек от мысли, что цену на нефть определяет сотня брокеров на NYMEX и ICE. Нефть - важнейший стратегический ресурс на планете и цена на нее - результат жестких политических договоренностей стран экспортеров и импортеров нефти. Это доказывает вся история цен на нефть и их зависимость от вполне конкретных политических решений и ситуаций, а также сам факт наличия такой структуры, как OPEC. Интересен и тот факт, что штаб-квартира OPEC находится не где-нибудь, а в Вене. Где Вена, и где нефть добывают?

Синий график - фактическая денежная масса (М2) с 01.01.97 по 01.08.12., руб.

Зеленый график - фактическая денежная база, руб.
Красный график - ЗВР Банка России, в рублях по курсу Банка России на конкретную дату с 01.01.97 по 01.08.12.

щдщшдщд

График с 01.01.97 по 01.09.09 показывает, что Банк России в этот период времени фактически занимался обменом валюты на рубль и обратно, проводя денежно-кредитную политику «currency board» и поддерживая курс доллара по отношению к рублю. Лишь с 01.09.09, что по «случайному» стечению обстоятельств произошло после понуждению Грузии к миру и последовавшим за этим финансовым кризисом, Банк России стал проводить политику в пользу национальной экономики. Показательным является и тот факт, что в то время, как ФРС и ЕЦБ просто заливали свои экономики ликвидностью, рублевая денежная масса в России сжималась, еще больше усугубляя последствия кризиса 2008 года.

После того, как в 2003 - 2004гг. Правительство РФ изменило налоговый и таможенный кодекс, доходы от «трубы» стали «оседать» в резервных фондах Правительства РФ (не путать с ЗВР ЦБ РФ). Стимулирование же производства и бизнеса не есть задача Банка России. Этим в такой системе отношений должно заниматься Правительство РФ, ссуживая под процент из своих Резервных фондов. Ростовщичество - вполне «достойное» занятие для руководства страны в свободное от работы время.

После того, как появились Фонды Правительства РФ запускаются механизмы кредитования реального сектора экономики через структуры ВТБ и ВЭБ. Создается Российский банк развития. Может быть, в том числе и поэтому так ополчился на ВТБ борец за справедливость г-н Навальный и его куратор-работодатель бывший юрист ЮКОСа - г-н Ивлев, у которого необъяснимая ненависть к ВТБ эшникам. Может потому, что ВТБ и ВЭБ - это суверенные банковские группы в выстраивании нового порядка и новой финансовой системы России? Может потому, что группа ВЭБ и ВТБ занимаются тем, чем не хочет заниматься Банк России - кредитовать реальный сектор экономики и способствовать переходу от сырьевой экономики к экономике высоких технологий и развитой инфраструктуры? Может быть потому, что эти банки мешают зарабатывать международным банкирам? С 2011 года заработала «дочка» Внешэкономбанка - Российский фонд прямых инвестиций с капиталом в $10 млрд. Фонд "ВЭБ-Инновации", созданный в начале 2012 года, занимается поддержкой инновационных компаний - резидентов "Сколково" и т.д.

Совсем недавно «коллега» Навального - блоггер «Drugoi», опубликовал весьма 

занимательный пост

 об истории с ВТБ. Можно еще вспомнить какой вой поднялся в оппозиционных СМИ и блогах, когда обсуждался вопрос о создании национальной платежной системы. Конечно лучше, когда финансы твоих сограждан контролируют товарищи из Вашингтона, чем твое собственное Правительство. США и Европа с этим справятся лучше, а мы будем обвинять в засилье теневой экономики собственных чиновников. Нормальная такая гражданская позиция.

Необходимо отметить, что начиная с 3 квартала 2008 года Банк России частично перестал быть собакой на сене и начал кредитовать банковскую систему (данные Банка России за 1999 - 2012гг.). Так, за период с 01.07.2008г. по настоящее время, Банк России увеличил долю кредитов банковскому сектору в валюте баланса с 0,38% (

ноль целых тридцать восемь сотых

) до 14,7%. Тем, кто хочет посмотреть структуру баланса ФРС - идти сюда. Боюсь представить, что происходило за кулисами власти осенью 2008 года и что для этого руководству страны пришлось сделать с теми, кто противодействовал данному развитию событий начиная с 1991 года.

птьр

График

: структура валюты баланса Банка России за 1999 - 2012 годы.

Можно позволять расти и ВВП без увеличения рублевой денежной массы, но тогда придется ревальвировать рубль, повышая покупательскую способность валюты. Однако параллельно будет идти и негативный процесс - дорожащий рубль будет «убивать» свой экспорт и внутреннее производство, потому что импорт будет дешеветь. В общем, кругом одни «сдержки и противовесы». Хочешь расти - покупай больше валюты и делай богаче на реальные ресурсы иностранцев, эмитирующих свою валюту в нужных им размерах. Не хочешь делать богаче иностранцев - не растешь. Не просто же так Сталин не стал ратифицировать Бреттон - Вудские соглашения в декабре 1945 года, которые как раз и устанавливали подобные правила игры после Второй мировой Войны. В такой системе - победить в конкурентной борьбе наций было невозможно. Тот, кто печатает деньги всегда будет сильнее за счет того, кто их зарабатывает.

Финансовая система - не резиновая. Во все стороны не растянешь. Всегда должен быть баланс. Поэтому и поле для маневра у Президента и Правительства РФ в такой ситуации сильно ограничены. Они не контролируют ситуацию. Играют на своем поле по чужим правилам. Используют те рычаги, которыми реально располагают в данный момент: рост экспорта сырья и энергоносителей, т.е. того, подо что не против напечатать валюты Запад. Именно поэтому доля нефтяных и газовых долларов в экономике и, особенно, бюджете Правительства РФ от 45 до 50%. И когда г-н Немцов 

обвиняет

 в этом Президента и Правительство он, безусловно, не врет. Вопрос лишь в том, что он и не объясняет «почему». Я далек от мысли, что Немцов, Яшин, Навальный или Тютюкин смогут «уболтать» США и Европу отказаться от столь выгодного «сотрудничества». Я уж молчу про их компетенции в области госуправления, хотя может их боевая подруга Пирикова докажет обратное? Уж лучше за Паука с блэк-джеком и дефками.

Встает вопрос: какова же цена всего этого?

  1. В результате антигосударственной денежно-кредитной политики Банка России, Россия накопила внешнего долга на сумму ок. $600 млрд. Если учесть, что ставка рефинансирования ФРС и ЕЦБ от 0,5 до 1% и добавить туда риск и маржу коммерческого банка, то вряд ли получится средняя для России ставка ниже 5%. Итого на конец 2012 года примерно: 600*5% = $30 млрд. Сумма процентов постоянно растет и ежегодно выкачивается из России, уходя в карманы Западных банкиров. И так как валюту Россия получает за счет «трубы», то - это сумма ресурсов, которыми мы ежегодно «одариваем» США и Европу, а могли бы оставлять ее Российским банкам, которые бы потом ее реинвестировали в реальный сектор экономики страны. Ежегодно утекающая сумма процентов по внешнему долгу - это, между прочим, около 1,5% от ВВП России или 35% от его роста.
  2. До 2009 года весь внутренний оборот рубля Россия оплачивала Западу в виде поставок ресурсов и товаров через скупку валюты и конвертацию ее в рублевую денежную массу. После 2008 года, рост ЗВР практически остановился. А вот денежная масса постоянно растет. За это время Банк России профинансировал банковский сектор на сумму ок. 3 трлн. руб. и приобрел на внутреннем рынке около 430 тонн золота. Фактически - это сумма реальных товаров, ресурсов, работ и услуг, которые Россия не передала Западу в обмен на право выпускать свою национальную валюту.
  3. Объемы коррупционных схем в России по оценкам рукопожатной и независимой Transparency International оценивался в 2009 году в $300 млрд. Подозреваю, что с ростом стоимости нефти и национальных проектов в 2011 - 2012 гг. будет никак не меньше $350 - 400 млрд. в год.

Подобная убогая, с точки зрения национальных интересов, финансовая система, а, следовательно, и вся экономика, порождает и другие проблемы: коррупцию и серые схемы, которые ее обслуживают. Если желания превышают возможности - возникает откатно-взяточная схема, когда при ограниченном количестве денежной массы в обороте страны нужно получить желаемое количество реальных активов - земли, недвижимости, собственности госпредприятий и т.д. Именно потому, что в стране, по сути, только один источник денег - «труба», которая, пройдя через Банк России, потом раздваивается на госрасходы и расходы экспортеров, вокруг них и концентрируются борьба за ресурс. За активы. За объемы работ и контракты. За деньги.

Так как рынок кредита и капитала просто отсутствует ввиду отсутствия суверенного права на эмиссию денег Банком России, бизнес идет за кредитом на Запад. Кредит в иностранном банке получить может далеко не каждый. Как правило, только крупный бизнес, акции которого торгуются на биржах, что совсем не способствует развитию малого и среднего бизнеса, собственники которого и составляют средний класс. Кроме этого, Банк России устанавливает более высокие критерии (

норма резервирования

 и требования к обеспечению кредитов) оценки рисков для коммерческих банков по сравнению с Европой и США и тем самым снижает доступность бизнеса к заемным средствам. Однако, даже если компании удалось получить инвестиционный кредит сроком от 3 до 5 лет, она вряд ли получит отсрочку по погашению основного долга более 6 месяцев. Т.е. нагрузка на существующий бизнес существенно возрастает без наличия возврата инвестиций от проекта. Все это «тормозит» развитие средних и малых бизнес-проектов, которые просто не вызывают интереса для игроков крупного бизнеса. Дальше отсутствие конкуренции. Цены. Малое предложение новых рабочих мест в регионах и тд.

То, что изначально должно является лишь сопроводителем товаров в экономике, является малодоступным. В связи с тем, что деньги не являются товаром, а являются ресурсом, за доступ к ресурсу владельцу ресурса (центру распределения) необходимо заплатить ренту, взятку, откат. Но мало получить кредит, необходимо еще и заплатить немаленький процент за его пользование. Кредитование банковского сектора Банком России осуществляется слабо и делается это под совершенно дикие, по сравнению с ФРС и ЕЦБ проценты, а сам бизнес не торопится влезать в эту кабалу. Вместо того, чтобы создавать спрос на Российский рубль, Банк России создает спрос на евро и доллар, удерживая заградительную ставку рефинансирования и, по сути, кормит запад на сумму процентов по внешнему долгу. Банк России обеспечивает лишь ликвидность банковской системе и не кредитует ее «в длинную» (максимальный срок кредитования коммерческих банков Банком России - 1 год). Кто даст коммерческому банку гарантии, что выдав кредит бизнесу на 5 лет через год он сможет рефинансировать свои пассивы у Банка России вновь на год? В итоге кредитованием бизнеса из своих резервов вынуждено заниматься Правительство РФ через структуры Внешэкономбанка.

Так как денежная масса внутри страны не растет необходимыми темпами - без ревальвации национальной валюты не растет и ВВП. Не растут доходы бизнес-элиты. Не растет уровень их потребления и капиталы. Но ведь хочется, чтобы росло! Как следствие - крупные финансово-промышленные группы и бизнес-семьи начинают сталкиваться «лбами». Возникает конфликт интересов. Им «тесно» в слабо растущей экономике. Аппетит к доходам растет, а доходы не растут. В итоге, растет норма отката за распределение ресурса - конкурс среди бизнесменов за доступ к государственным расходам и контрактам с экспортерами - высокий. С ростом нормы «отката» снижается качество работ и услуг. В итоге дискомфорт испытывают все граждане.

прлрол

Но это еще половина беды. Разного рода номенклатурные элиты (фсбэшные, прокурорские, судейские, министерские, армейские и прочие) в борьбе за ресурс начинают конфликтовать. За доступ к государственным расходам. За власть. Прокуратура со Следственным комитетом давно бодаются. Почему? Борются за ресурс. За возможность «крышевать» игорный бизнес. Потом еще кто-то с кем-то начнет бороться. Идут постоянные межсословные и межклановые войны. Поляны для всех уже не хватает. А это уже риски стратегического порядка, связанные с расколом элит и национальной безопасностью.

В процессе борьбы конфликтующих сторон за доступ к ограниченным медленно растущим ресурсам появляются «сакральные жертвы» борьбы с коррупцией и кусок пирога «отъезжает» от слабого к сильному. Но, как и в любом бардаке, требуется, чтобы система общественных отношений была более-менее устойчивой. Чтобы все не передрались друг с другом в борьбе за ресурс. Для этого необходим арбитр, который будет регулировать систему распределения (доступа) к ресурсу и устанавливать правила игры. Забирать у того, кто берет много (госконтракты и откаты) и давать тому, кто обижен, а такие появляются постоянно. Кто-то скажет: вор должен сидеть в турьме. И он будет, безусловно, прав. Но, то вор, а, то равные тебе по влиянию. Да и не выход это. Попробуй объясни сотням из списка Forbes, что завтра в условиях ограниченного роста экономики и денежной массы им нужно пойти и начать конфликтовать на свободном рынке. Долго ты проживешь? Вряд ли. Уж как тебя «скинуть» и найти нужного арбитра - найдут точно. Можно даже не сомневаться. Боюсь только все это кончится снижением экспортных пошлин на нефть и всего, что можно и перетоку этих доходов в карманы бизнес-элиты. Или того хуже - дело до гражданской войны дойдет, когда кланы между собой сцепятся. В итоге Президент в такой системе должен не функции Президента исполнять, а выступать в роли смотрящего. Должен разруливать все конфликты, которые постоянно возникают в процессе борьбы за доступ к ресурсу. Мирить кланы между собой. Зачем нужна такая система? Не нужна. Но и поменять ее не дают. Слишком высока цена вопроса для Запада. Она не только ускоряет развитие России и дает ей больше суверенитета. Она лишает Запад немалого потока ресурсов за резаную бумагу.

Ко всем выше озвученным негативным тенденция необходимо добавить еще одну - инфляцию. Почти все деньги в стране - заемные средства, за пользование которыми необходимо платить проценты, те самые 5%. Эти проценты закладываются в цену товаров и услуг. Если инфляция в России по итогам 2011 года составила порядка 6,1%, а денежная масса страны почти вся - заемная, каждый может лично прикинуть, какая доля инфляции из 6,1% получается из-за того, что финансы страны не суверенны. При такой структуре финансов все усилия Правительства РФ, направленные на борьбу с инфляцией - «сизифов труд». Только заместив $585 млрд. внешнего долга кредитной денежной массой не обеспеченной валютными резервами под ставки, сопоставимые со ставками ФРС и ЕЦБ, можно уменьшить инфляцию до уровня ЕС и США. Для этого необходимо переподчинить Председателя и Совет директоров Банка России Правительству РФ. Некоторые одиозные личности уже высказались по этому поводу. По их мнению, лучше, когда Правительство РФ не управляет финансами страны, а страна платит сотни миллиардов долларов в год Западу и имеет громадное количество социальных и экономических проблем. Не берегут себя. Все о стране думают. Патриоты, что сказать…

Правительство РФ также постоянно критикуют за громадный отток капитала из страны. Мол, вот до чего страну довели! Капитал бежит из страны. Вот итог вашей стабильности. Очередной 

пасквиль 

штатного пресс-секретаря Навального и онолитега по всем вопросам - Наганова.

ывакп5

А если подумать: $585 млрд. - заемные деньги. Деньги заемные потому, что Банк России не кредитует бизнес и банковский сектор, и они идут за деньгами за границу. Деньги, которые составляют львиную долю денежной массы страны. Деньги платные. 

Добавим 

к этому вывоз прибыли иностранных инвесторов и возврат прямых инвестиций. 

Добавим 

прибыли, зарабатываемые иностранными торговыми сетями и производителями импортированных товаров. 

Добавим 

прибыли, заработанные и вывозимые иностранными портфельными инвесторами (фондовый рынок). 

Добавим 

«грязные» деньги чиновников. Это десятки миллиардов долларов в год. Чужие деньги в Россию пришли, поработали и должны уйти. Причем уйти, естественно, в большем объеме, чем пришли. Как не быть оттоку при таком соотношении собственных и заемных средств во внутреннем экономическом обороте страны?

По причине отсутствия суверенной экономической и финансовой системы, невозможно бороться и с 

теневой экономикой

. Более того, «обналичка» - это просто часть системы, обслуживающей господствующий класс. При существующей структуре экономики эта часть просто обязана существовать. ИФНС разрабатывает определенные мероприятия по выявлению и пресечению, но что толку, если финансы не контролируются Правительством? Можно лишь попытаться договориться, выдать рекомендации и пошипеть от злости, но руководству Банка России на это наплевать. У него другие задачи. Обеспечить спрос на доллар и евро и вложить резервы в облигации правительств этих стран. Теневая экономика прямо влияет на уровень коррупции более низкого уровня. С «черных» обналиченных денег платятся взятки, откаты, происходит отток коррупционных капиталов за границу. Фирмы - «одновневки» снижают эффективность исполнения государственного бюджета и убивают желание бизнесменов честно платить налоги. Зачем, если конкурент пользуется этим и получает конкурентные преимущества?

Существующее положение дел с экономикой и финансами непосредственно влияет и на коррупцию. Коррупция в России - это системная вещь. Хотя и коррупцией ее назвать в полном смысле этого слова нельзя. Это не коррупция - это нечто другое. В коррупционной сделке участвует два лица. Дающий и берущий. В России и дающий, и берущий - часто одно лицо. В России власть и крупный бизнес - это единое целое. Власть, в большей степени, используется чиновниками для обогащения самих себя, чем для предоставления услуг бизнесменам. Мелкая бытовая коррупция - лишь следствие. Человек идет в чиновники потому, что его мотивация - деньги. Он знает, что там он будет ближе к источнику денег в экономике - государственным расходам или активам.

Эффективно бороться с этим явлением в России можно будет лишь, когда появится суверенная финансовая система, суверенный рынок капитала, суверенная экономика. Когда перед теми, кто присосался к ресурсу появится реальная альтернатива уйти в свободный рынок и развивать свои бизнесы, а возможность придумывать законы предоставить тем, кто готов служить государству за заработную плату. У бизнес-элиты должно появиться понимание того, что власть не единственное, что является источником роста, материального благополучия, успеха и прогресса. Когда это произойдет, руководству страны можно будет проводить политику разделения власти и бизнеса. Можно будет произвести то, о чем заявил Путин еще в 2000 году - бизнес и власть в одних руках находиться не должны. Власть можно будет «чистить» от коррупции более - менее спокойно. Но сначала у бизнес-элиты должно появиться понимание того, что стратегическое планирование и управление экономикой вернулось в руки Правительства РФ и «труба» - не единственный источник денег в стране. Начать подобные процессы сегодня - означает спровоцировать борьбу элит за ресурс на свободном рынке.

Отсутствие возможности заработать на свободном рынке ведет к тому, что государство имеет социальные проблемы в виде семейственности во власти. Поэтому социальные лифты застряли на верхнем этаже и не опускаются вниз за новыми пассажирами, которые уже неистово крутят глобус в поисках подходящего места для иммиграции. Поэтому существует проблема честности выборов, ибо отступать элите некуда - перспективы бизнеса в таком экономическом окружении находятся под вопросом. Поэтому и изгаляются ТИК-и как могут - тащат нужных кандидатов, проплативших мандаты. Избиратель выбирает одного кандидата, а он уступает место другому, у которого шансов просто не было. Поэтому когда Гарри Кимович Каспаров так палится - он, черт возьми, прав. Только вот объяснять «почему», он не торопится. Уйдет Путин - тогда и заживем! Уверен так и будет.

То же самое происходит и вне власти. В госкорпорациях. Попал в теплое место - сидишь до последнего, пока твой начальник на пенсию не уйдет. Да и не факт, что когда тот уйдет на пенсию на его место его сын или внук не сядет. Карьерного роста нет годами, а креативный класс крутит глобус и бунтует на улице - душно ему. А все почему? Экономика не растет. Рабочие места с большими доходами не создаются. Новые бизнесы появляются со скрипом.

В логике «кто владеет активами - тот управляет» совершенно понятно и то, что происходило все «нулевые». Если элиту 90-хх не уничтожить под корень, а лишь отодвинуть от власти, необходимо вырастить новую национальную элиту, которая бы хоть немного уравновешивала прозападные элиты 90-хх, у которых дети, жены и капиталы на Западе. Как создать национальную элиту за короткие сроки? В условиях, когда экономика растет только за счет «трубы», ответ очевиден - дать доступ к госрасходам и «трубе», оказывать административное содействие. Можно этого и не делать, только пройдет совсем немного времени и ситуация вернется на круги своя. А стоило ли тогда устраивать весь сыр-бор? Проще было «добить» лошадь, а не давать ей сено.

С возвратом стратегического управления в руки Правительства РФ экономика России избавится от своего многолетнего «бича», когда каждые 4 - 6 лет все замирает, ибо бизнесы завязаны на конкретных чиновников, у которых есть доступ к госрасходам или расходам экспортеров. Замирают инвестиционные циклы, а когда оживают - задача вполне тривиальна - необходимо осуществить проект не за 7-10 лет, как на Западе, а за 3 года. Инвестиционный цикл сокращается вместе с циклом жизни проекта. Это «тянет» за собой и цены - между выборами необходимо «отбить» инвестиции и заработать приемлемую норму прибыли. Вдруг у тебя доступа к ресурсу не будет после очередных выборов? Суверенная экономика в первую очередь в интересах самих элит. Зачем каждые 4 - 6 лет трястись, как осиновый лист? Зачем постоянно платить взятки, откаты, покупать мандаты? Одного не так давно уже размандатили. И бизнеса уже нет. Где взять гарантии роста и сохранения капиталов при смене политической крыши? Их нет. Поэтому нужно быть самому политической крышей своему бизнесу. И делать это максимально долго. Не правильнее ли будет построить жизнеспособную надежную для всех систему?

Появление суверенной финансовой системы, суверенной экономики, суверенной денежной единицы означает появление у элиты понимание того, что теперь действительно она в консенсусе с Правительством и обществом, определяет стратегию развития экономики и рост своих бизнесов. Только тогда можно будет производить «разделение властей». Политическая элита (менеджеры) будет заниматься политикой. Бизнес-элита, владеющая институциональными активами будет предлагать свое видение перспективы научно-технического прогресса, производства и финансировать политические партии. Обе стороны политического процесса (бизнес-элита и народ) смогут безболезненно уничтожать метастазы власти в виде чиновников, не способных соблюдать правила приличия и законы. Политическая система получит возможность самоочищаться. Сегодня же ей приходится решать сложную диллему: одной рукой нужно «монетизировать» политическую власть и ресурс, с другой стороны быть унтер-офицерской вдовой. Это полностью противоречит принципам устойчивости систем. Система не может успешно бороться сама с собой. Она либо погибает, либо видоизменяется. Остается надеяться на то, что видоизмениться ей помогут недавние августовские инициативы. В том числе самого Банка России.

Обязательно посмотрите (особенно с 15:40 по 17:30) интервью Дерипаски в студии Эксперт-ТВ с множеством «почему?». Обратите внимание, как два больших дяди и эксперта ставят вопросы и отвечают на них, как Дерипаска обосновывает денежно-кредитную политику Банка России низкой компетенцией его руководства и фактически признает Кудрина тупее студента третьего курса ПТУ. Вот такие вот у нас, министры финансов-птушники…

http://tskgml.livejournal.com/15796.html


0.13305377960205