Вступив в войну против СССР вместе с Германией, украинские националисты с первых же дней показали себя извергами, убийцами и мародёрами. Советские партизаны свидетельствовали, что почти у каждого убитого в бою или взятого в плен националиста они находили несколько золотых коронок от зубов.
Что же касается УПА, то поначалу так назывались отряды «Полесской Сечи», сформированные в начале войны Тарасом Бульбой-Боровцом. К осени 1943 года бандеровцам удалось оттеснить Боровца и «приватизировать» название УПА. Разразился конфликт. В одном из столкновений бандеровцы захватили в плен Анну Боровец, жену атамана. Её пытали, а потом убили, Боровец сбежал в Варшаву.
Взятый в плен член ОУН Иван Кутковец на допросе 1 февраля 1944 года показал: «Проживая на оккупированной территории, вращаясь среди националистов и участников УПА и исходя из личных наблюдений, я могу высказать свое мнение, что в УПА 60%, а то и больше, находятся мобилизованные, которые при удобном случае из УПА уйдут.
Мобилизация в УПА происходила следующим образом:
Находящийся в селе войсковик выделял из села по несколько человек для службы в УПА, преимущественно из лиц, служивших в Красной Армии или в польской, и эти лица повесткой вызывались в определённое место на сборный пункт.
Лиц, которые не являлись на сборный пункт, их СБ (Служба безопасности. – О.Н.) вылавливало и избивало шомполами. Неявившийся на сборный пункт получал в наказание 50 ударов шомполом.
Дезертиров из УПА избивали шомполами и отправляли в концентрационные лагеря, а более злостных – физически уничтожали. Из-за экономии патронов их душили, т.н. путом (петлёй, сделанной из веревки).
Крестьянина, который отказывался выполнять гужевое или какое-либо другое обязательство, наказывали 25 шомпольными ударами. В Гощанском районе нет ни одного села, где бы не было битых шомполами. В каждом селе 15–20 человек подвергались шомпольным наказаниям».
За отказ служить в УПА у родных «призывника» могли сжечь хату.
Командовал УПА сначала Клим Савур (Дмитрик Клячковский), а с ноября 1943 года – Роман Шухевич. Их воинство кормилось за счёт измученного войной местного населения. Невыплата дани оборачивалась для крестьян тяжёлыми последствиями.
Боевики УПА совершали диверсии, производили налёты на штабы, подразделения и транспортные средства Красной Армии и войск НКВД, убивали солдат, офицеров и партработников, охотились на поляков и евреев, вели националистическую пропаганду среди населения.
Собранными разведданными они делились с немцами, за что получали оружие и боеприпасы.
Боевики УПА смертельно ранили освободителя Киева генерала армии Николая Ватутина и убили легендарного советского разведчика Николая Кузнецова.
Отдельного разговора заслуживает тема, о которой не любят вспоминать ни в Польше, ни на Украине. Это – взаимная резня, произошедшая в 1943–1944 годах на Волыни между боевиками УПА и польской Армии Крайовой (АК).
Их интересы были взаимоисключающими. Поляки рассматривали земли Волыни и Галиции как неотъемлемую часть Польши и горели желанием восстановить на украинских землях полуколониальный режим, существовавший там до сентября 1939 года.
По верному замечанию наблюдателя, «обе враждующие стороны избрали не политическое, а биологическое решение проблемы». В результате с обеих сторон погибли десятки тысяч людей. Точное количество жертв волынской резни по сей день не выяснено.
Украинский политолог К. Бондаренко, признав, что волынская трагедия «относится к тем страницам украинской истории, о которых мы стараемся молчать либо говорить вполголоса», добавил: «Трудно сказать точно, кто же первым спровоцировал резню. Известно, что на католическое Рождество в 1942 году польский отряд напал на село Пересоповичи».
Уничтожение мирных жителей сопровождалось чудовищной жестокостью. Бандеровцы, имевшие явное численное превосходство над противником, в долгу не остались. Приход весны 1943 года был отмечен ими целой серией зверских расправ.
В марте в Антоновке Сарненского района бандеровцы схватили Юзефа Эйсмонта, привязали к столбу, выкололи глаза и живого перерезали пилой. В Костопольском районе боевики УПА похитили, изнасиловали и убили 18 польских девушек. Их тела сложили в один ряд, положив сверху ленту с надписью: «Так должны погибать ляшки».
30 апреля 1943 года генеральный комиссар Волыни и Подолии Хайнрих Шёне сообщил в рейхскомиссариат Украины о том, что в марте и апреле «было истреблено много польских семей, сожжены целые польские населённые пункты».
И до, и после освобождения Украины боевики ОУН-УПА обкладывали крестьян «данью», а лояльных Советской власти тружеников убивали.
«Пользуясь тактикой налётов, они сжигали и грабили помещения сельских Советов, школ, клубов, библиотек, магазинов, домов активистов, а то и целые сёла. В начале июля 1944 г. бандиты разграбили и сожгли свыше 100 сельских дворов в Новомилятинском районе. В Тернопольской области полностью было сожжено с. Гнильче Бережанского района. В с. Высокое Монастырищенского района в ночь на 22 сентября 1944 г. банда сожгла школу и 106 крестьянских дворов; во время пожара погибло 52 жителя. 6 февраля 1945 г. в с. Барыш Бучачского района бандиты сожгли 212 крестьянских дворов, убили и сожгли 98 жителей», – писал известный львовский историк В. Масловский.
Трагическая судьба Масловского, детально изучавшего «подвиги» боевиков УПА, свидетельствует о том, что зверства украинских националистов – отнюдь не «предания старины глубокой». 26 октября 1999 года учёного нашли умирающим в подъезде его дома. Смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы и перелома шейного участка позвоночника.
Версия, что профессор по неосторожности сам свалился в лестничный пролёт, пролетел несколько этажей и разбился, представляется убедительной только для его врагов и их покровителей во властных структурах. Судя по всему, расстаться с жизнью историку УПА помогли.
Примечательно и то, что трагедия произошла через 50 лет после того, как там же во Львове 24 октября 1949 года националист М. Стахур зверски убил писателя Я. Галана, создавшего героические образы советских патриотов.
Жутким и кровавым получился полувековой юбилей…
С момента гибели Масловского минуло 13 лет. Однако львовские власти не спешат делиться свежей информацией о ходе расследования обстоятельств его гибели. Им не до этого – они спешно «пекут» учебники истории, где сказано, что «УПА и Бандера – герои».
Олег Назаров доктор исторических наук | © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |