Одна из основных особенностей современной буржуазной демократии — это ее опора на механизмы манипуляции общественным мнением с целью удержать власть за той или иной политической или финансово-экономической группировкой. При этом под манипуляцией следует понимать скрытое, неявное управление сознанием людей, так чтобы они сами считали, что они принимают решения вполне самостоятельно и независимо от кого бы то ни было. Как правило, это достигается воздействием при помощи СМИ и наглядной рекламы на подсознание, использованием неумения людей критически мыслить, противостоять наплыву эмоций, тем или иным ассоциациям и т.д. (подробно механизмы манипуляции сознанием, применяемые современным «демократическим тоталитаризмом» разобраны и разоблачены в известной книге С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»). Не следует путать манипуляцию с обычной политической пропагандой, каковая была, например, в СССР; советская пропаганда, пускай даже и основывалась на неких силовых механизмах, но все же была обращена к сознанию человека, подразумевала свободный, рациональный выбор, тогда по ТВ никто не расписывал избирателям, какой славный, остроумный, и спортивный мужчина Л. И. Брежнев, если узнать его поближе, поболтать с ним «без галстука», о достоинствах советского строя говорили на политинформациях, используя рациональные аргументы, хотя и не всегда удачные (иначе не выросло бы поколение интеллигентов, променявших бесплатное образование, медицину, постоянную работу и устойчивую зарплату на инфляцию, нищенские заработки, беготню по трем работам, постоянную опасность оказаться выброшенным на улицу, быть убитым шпаной в подъезде, узнать, что твой ребенок наркоман, но зато … при «демократии», без «коммуняк»).
Итак, широкое и систематичное применение манипуляции сознанием — это характерная черта капиталистической демократии. Таким образом власть имущие при капитализме управляют народными массами как бы «не покушаясь» на их эфемерные «права и свободы личности». Тот же факт, что такое отношение к людям еще более оскорбительно и антигуманно, чем если бы их сажали в тюрьмы за политические убеждения, ведь мы имеем здесь в сущности, восприятие человека как неодушевленного предмета, мало кого занимает. Нынешняя демократия вошла в фарватер постмодернистского мировоззрения, где такие ценности как «человек» и «человечность» уже неактуальны.
Теперь с этими механизмами столкнулись и россияне. И если мы не научимся с ними эффективно бороться, нам грозит превращение в постмодернистское быдло, которое даже под прицелом американских ракет «выбирает Кока-Колу» (пример этому — те молодые люди в разбомбленном американцами Багдаде, которые, как было видно по кадрам Си-эн-эн, приветствовали вход американской морской пехоты).
2.
Одним из важных элементов манипуляционных технологий, особенно предвыборных, являются символы партий и движений. Они удобны своей доступностью для широких масс, быстротой действия на человека, силой «подсознательной накачки». Программу той или иной партии почти никто из избирателей читать не будет, лозунги вряд ли запомнят, тем более, у наших демократов лозунги похожи как близнецы-братья, а вот символ партии западет в память, а в силу того, что он влечет за собой, хочешь ты того, или не хочешь, цепь ассоциаций, образов, символ вообще становится эффективнейшим оружием. Однако, как гласит фундаментальный метод философии — диалектика, противоположности должны в основе своей совпадать. В нашем случае это значит, что сила политического символа обязательно при определенных условиях выступает и как его слабость. Ассоциации бывают ведь выгодные для политического заказчика и невыгодные, если противникам той или иной силы удастся активизировать невыгодные, то провал политической кампании предрешен. Вспомним какой эффект имело «размонтирование» символа НДР в одной из прошлых предвыборных битв, эндээровский «домик» стал выполнять совершенно противоположное назначение — не привлекать избирателей, а осуществлять контрагитацию — как только удалось активизировать другое, жаргонное, и совсем неожиданное для черномырдинских политтехнологов его значение — бандитская «крыша». Шутливые лозунги «Наш дом — Газпром» и «Коза-Ностра Россия», растиражированные прессой, просто уничтожили партию Черномырдина, так что она не преодолела даже пятипроцентный барьер. В принципе, то же самое можно вполне сделать и с нынешней «Единой Россией», которую пока официальные СМИ — так же как несколько лет назад и НДР — прочат в главные политические игроки на думских выборах-2003. Причем, сделано это должно быть открыто, со страниц патриотической «бумажной» и электронной печати, дабы все видели и знали, что патриоты России выступают не просто против той или иной политической группировки, а против режима, который манипулирует людьми и использует их как инструменты достижения своих целей, то есть не приемлют буржуазные и манипулятивные правила игры и предлагают играть по честному. Ниже я попытаюсь наметить в общих чертах механизм размонтирования символики «Единой России», в надежде, что этот почин будет подхвачен интеллектуалами — патриотами, и распространен не только на «ЕР», но и на другие буржуазные и прозападные партии.
3.
Итак, символ «Единой России» — это бурый медведь, изображенный на фоне карте России. Политтехнологический расчет ясен: медведь — зверь сильный, в лесу среди зверей он — хозяин, пусть он и простоват, зато справедлив. Кроме того, на символике «ЕР» медведь занимает значительную часть карты, видимо, это должно натолкнуть избирателя на мысль, что для других представителей «политической фауны» места уже не хватит (тем более, что есть и соответствующая поговорка о двух медведях, которым тесно в одной берлоге). Наконец, медведь часто ассоциируют с Россией (возьмем, например, выражение «русский медведь»). Избиратель, наблюдающий эту символику изо дня в день на рекламных плакатах, календариках, майках, телеэкранах, может думать о партии власти что угодно, но его подсознание независимо от его рациональных симпатий сделает или по крайней мере будет подталкивать его к «нужному выбору»: партия власти — истинно российская, патриотическая, обладающая властью по праву, сильная и стремящаяся к справедливости в стране. Поскольку же на самом деле за эти «лейблом» скрывается партия перевертышей-чиновников, которые позавчера были в КПСС, а вчера — в НДР, которые, короче говоря, стремятся лишь туда, где им самим теплее и сытнее, а слова о независимости и благосостоянии Отчизны для них лишь — словеса, пригодные для избирательных шоу, то тут мы имеем дело с обыкновенным блефом и надувательством, но в огромных размерах. Противостоять ему можно, если учитывать недостатки этой символики, которые ее создатели либо не учли, либо постарались обойти молчанием, так сказать, «дезактивировать». Активизировать их, тем самым, предупредив операцию по манипуляции, дав в руки людям оружие против нее — задача пропагандистской кампании оппозиции.
Прежде всего при этом следует указывать на, что медведь является символом России лишь в сознании людей Запада. Так, например, американцы, которые вообще славятся вопиющей малограмотностью, до сих пор в большинстве своем убеждены, что в России по улицам ходят медведи, и что русские люди круглый год шляются в ушанках, гнут подковы и дерутся друг с другом напропалую (для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть пару-другую голливудских фильмов на русские темы). Но впрочем, причина тут не малограмотности даже, а в устойчивом стереотипе; в поэмах Байрона тоже фигурирует медведь из России, которого водят на цепи. Само же русское национальное сознание, склонно видеть символ России вовсе не в медведе, и даже не в животном, а в растительном царстве. Это — березка, белая, хрупкая, женственная. Нельзя не заметить, что тема женственности вообще прослеживается во многих наших фундаментальных национальных символах: Родина-мать, Пресвятая Богородица, мать-сыра-земля, лебедушка и т.д. Это очень интересный факт, который, к сожалению, мало осознан и мало изучен: сами русские склонны видеть в своей стране начало женственное, открытое, чистое, отчасти даже беззащитное (Росия-мать, Русь-жена), а наши соседи с Запада воспринимают нас, наоборот как грубую, не считающуюся с жертвами, идущую напролом, мужскую силу («Русский Медведь»). Во многом наше непонимание с ними вызвано и тем, что мы воспринимаем друг друга по-разному.
Мы не будем сейчас углубляться в эту интереснейшую сферу, которую можно было бы назвать этногерменевтикой, ограничимся лишь замечанием, что в случае с символикой единороссов судьба сыграла с ними злую шутку. По сути, перед нами классический пример фрейдистской оговорки, когда человек случайно выдает свои истинные намерения и взгляды. Наши единороссы, на словах такие «русские-разрусские» и «патриотичные-распатриотичные», в действительности, чувствуют себя, скорее, людьми западными, мыслят в категориях западной ментальности и сквозь ее призму видят даже страну, в которой родились и живут. И не случайно, что их кумир и вождь — двуязычный «русиш патриот» В. В. Путин, который и по внешнему виду, и по манерам — вылитый европейский бюргер, скучный, расчетливый, аккуратный (даже пьяница и разрушитель Отечества Ельцин имел больше русских, национальных черт, пусть и искаженных и вульгаризированных донельзя).
Более того, в аутентично русском национальном сознании медведь как раз связан с ассоциациями, которые трудно назвать положительными. Заглянем в словарь В. И. Даля, на предмет того, в каких русских пословицах и поговорках фигурирует медведь. Ответ будет для единороссов малоутешительный, вот лишь некоторые из них: «Силен медведь, да в болоте лежит», «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы», «Медведь по корове съедает, да голоден бывает, кура по зерну клюет, да сыта живет», «Медведь всю зиму лапу сосет», «Медведь пляшет, а цыган деньги берет», «и медведя плясать учат», «Правит, как медведь в лесу дуги гнет, гнет — не парит, а переломит — не тужит». Как видим, народное сознание представляет медведя как гораздо менее симпатичный персонаж, чем хотелось бы нынешним политикам из «Единой России», использующим этот символ (и это еще одно свидетельство того, наши сановные «либерал-патриоты» так далеки от народа, что даже лишились чувства русского языка ), медведь здесь зверь, не по умному и не по хорошему сильный, прожорливый и вечно голодный, не умеющий себя обеспечить и сосущий всю зиму лапу, несмотря на свою внешнюю мощь, поддающийся дрессировке, и выставляемый на ярмарке в смешном виде — танцующем под музыку цыгана. Чем не портрет наших верных путинцев Грызлова, Володина и компании? Уверен, что какая-нибудь из приведенных поговорок, хоть: «медведь пляшет — цыган деньги собирает», если ее превратить в распространенный лозунг пропагандистской, антиправительственной кампании оппозиции, и если ее дополнить соответствующими комментариями (медведь Путин танцует под музыку Буша), карикатурами, роликами, может сыграть роль мощнейшего оружия (подобного слогану: «Коза-Ностра Россия», свалившего НДР в политическое небытие). Нужно уметь пользоваться оружием наших врагов, направляя его против них же. А победить «партию власти», как показал опыт прошлых предвыборных кампаний в России и в других постсоветских республиках — дело вполне посильное и выполнимое, были бы желание, силы и знание методов борьбы и слабости противника.