Интернет против Телеэкрана, 04.08.2014
Возвращение труда. Часть 2
Крупнов Ю.

Образовывает только образцовый труд

 

Выражение «трудовое воспитание» стало не только привычным, но и опасным. И дело здесь, прежде всего, в том, что при этом пропадает, как бы «растворяется» главное в проблеме труда — везде и в образовании в частности: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства.

Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встроенная в систему социально–экономических отношений! И речь идёт не только о «труде», как разбиралось выше, киллера или проститутки, которые вместе с подобными им занятиями в последние годы запросто подводят под категории работы и труда, уравнивая с трудом учителя или врача.

Профанация трудового воспитания и антивоспитание осуществляются тогда, когда детей принуждают к примитивному и малоосмысленному труду.

Красноречивый пример — вот что пишет в специально открытый им форум в Интернете на тему «Трудовое воспитание» в современной школе» некто Bivshii: «Иду мимо бывшей 109 школы (сейчас — какая–то гимназия). У школы стоят дети и пытаются убрать грязь и пыль с асфальта (НЕЗАСТЫВШУЮ!!!) штыковыми лопатами и граблями. Кто–то отказывается, на них учитель орёт. Берите лом, метите плац. Вот такие то ли уроки труда, то ли уборка территории. Я такого даже в армии не видел. Господи, и туда пойдёт учиться мой сын... Как вы относитесь к урокам труда вообще? И к такому долбо...зму в частности? На мой взгляд, труд ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬСЯ!!! Если дети выполняют работу дворника, значит пусть получат по шоколадке. (Утрирую)» (28.11.02 16:39, — www.forum–volgograd.ru/thread/4342.html ).

Немало сил приложил к объяснению неправильного употребления выражения «трудовое воспитание» А.С. Макаренко.

В тезисах к лекциям для работников Наркомпроса (1938 г.) Антон Семёнович в качестве одного из, как он определял, «искривлений» в советской педагогике выделял этический фетишизм: «Ошибка типа этического фетишизма заключается в том, что и средство, и метод ставятся рядом с понятием, этическое содержание которого не вызывает сомнения. Вот это самое стояние рядом и считается аргументом достаточным и не подлежащим контролю. Такие ошибки совершаются нашей педагогической мыслью. Сюда нужно отнести многие попытки организовать так называемое трудовое воспитание. Соседство такого понятия, как труд, оказывалось достаточным, чтобы быть уверенным в спасительности многих средств, собственно говоря, никакого отношения к труду не имеющих».

Сам Макаренко в центр своей образовательной системы ставил передовой и предельно сложный на данный момент труд. Те же фотоаппараты «ФЭД», которые по немецкой лицензии стала выпускать коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, требовали в то время очень высокого уровня организации труда. Сегодня этому примерно соответствует, наверное, или завод по производству оригинальных компьютеров, или создание сетевой компании.

Показателен этот подход к выбору труда у Макаренко.

Так, когда Наркомпрос ему в 1925 году предложил организовать колонии в Запорожье, то в разработанном им с колонистами детальном плане (ныне его бы назвали «бизнес–планом») предусматривалось, что на новом месте колония имени Горького станет мощным мясо–молочным и птицеводческим хозяйством с правом экспорта своей продукции в зарубежные страны, прежде всего, в Англию.

И этот исходный замах при проектировании новой колонии является обязательным, поскольку, опять повторим, воспитывать и образовывать может исключительно образцовый труд, то есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими на данный момент. Именно образцовость определяет социально–культурный и возвышающий уровень труда, что и делает его образовательным.

Очень точно в этом плане описывала тип труда в Кардымовском детском доме, построенном по макаренковскому принципу школы–хозяйства, «Учительская газета» за 15 марта 1947 года: «Марк Романович Малявко [директор] — горячий сторонник того, чтобы при детских домах было свое хозяйство. Но оно должно быть обязательно образцовым. Если коллектив не в состоянии умело вести хозяйство, пусть лучше не заводит его. Лучше совсем не иметь пасеки, чем иметь плохую. Если разводить сад, так только хороший. Если держать корову, то только породистую. Кардымовский детский дом в отношении собственной продовольственной базы — полная чаша. Но его земельный участок, по сравнению с земельными угодьями других детских домов, просто маленький. И если детский дом собирает всегда обильный урожай, то только потому, что ведет полевые работы по последнему слову агротехнической науки (многопольный севооборот, удобрения и пр.). Иначе нельзя, раз в поле работают дети. Нельзя допустить, чтобы они усваивали дедовские приемы хлеборобства. То же самое и в отношении скотного двора. Свиньи у кардымовцев породистые, овцы тонкорунные, дойные коровы симментальские. Уход за скотом тоже только абсолютно правильный.

И так здесь во всем!».

Это — ключевой момент. Ещё раз: «Но оно [хозяйство] должно быть обязательно образцовым. Если коллектив не в состоянии умело вести хозяйство, пусть лучше не заводит его».

Что означает образцовость, как задать критерии образцовости труда?

Прежде всего, это должен быть труд по понятию (см. выше).

Этот труд должен быть передовым и самообеспечивающим, то есть отвечающим следующим критериям:

·        Наукоёмкость,

·        Высокий уровень организации,

·        В качестве субъекта имеющий общность (сообщество),

·        Создающий высокое мировое качество жизни,

·        Персонально организованный,

·        Имеющий высокую рентабельность,

·        Требующий высококвалифицированной рабочей силы.

Чрезвычайно интересно посмотреть, как создавал образцовость труда в своих колониях А.С. Макаренко.

В основу организуемого им труда А.С. Макаренко клал главное в труде — сам труд, т.е. направленность на развитие систем деятельности и систематическое духовное усилие на собственное развитие.

Показательно, что производство в коммуне им. Дзержинского было им организовано не просто в качестве передового, но уникального и опережающего, внеконкурентного, поскольку продукция имела самую высокую точность в СССР в то время. Макаренко писал так: «Труд, дисциплина, быт, образовательная работа, будущее воспитанника и воспитателя — все это должно располагаться по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального основного фактора — экономического прогресса всей страны…».

Уже на первом этапе своей хозяйственно–воспитательной деятельности он учил воспитанников не только зарабатывать деньги, но рачительно распоряжаться ими, формировал у них разумные потребности. Важно было не только хорошо питаться, но и направлять средства на совершенствование учебного процесса, создание культурной среды. «Мы уже имели возможность не только хорошо есть и одеваться, — вспоминал А.С.Макаренко, — но и усиленно пополнять наше школьное хозяйство, библиотеку, имели возможность построить и оборудовать хорошую сцену; мы за эти деньги приобрели инструменты для духового оркестра, киноаппарат, все то, что в 20–х годах мы не могли иметь ни по какой смете» [6, с.182].

Интересным является опыт распоряжения заработком воспитанников. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания коммунара. Причитающийся после вычетов заработок воспитаннику А.С.Макаренко вместе с советом командиров распределял следующим образом: одна четвертая часть денег отчислялась на содержание младших членов коммуны; другая четверть поступала в сберкассу на имя воспитанника для накопления средств ко времени выхода его из коммуны; восьмая часть заработка передавалась в распоряжение совета командиров на различные виды товарищеской взаимопомощи и для премирования, в частности на выплату дополнительной стипендии бывшим коммунарам, обучающимся в высших учебных заведениях, на выдачу «приданного» каждому коммунару, выпускаемому из коммуны, и единовременного пособия тем воспитанникам, которые поступали в вуз, а также на организацию походов и других культурных мероприятий. Остальные деньги, в размере трех восьмых месячного заработка, составляли карманные деньги воспитанника, которые хранились в кассе коммуны и выдавались коммунару в необходимых ему случаях.

Деятельности А.С.Макаренко свойственны были динамизм, устремленность в будущее, непрерывное усложнение задач, которые он ставил перед воспитанниками. Это в полной мере относится и к экономической деятельности учреждений, которыми он руководил. Если в колонии им. М.Горького хозяйство было построено исключительно вокруг сельского труда, то после объединения с Куряжем в колонии было организовано производство промышленного типа — деревообделочная мастерская с хорошими станками. Колония изготовляла в значительных количествах ульи особой конструкции, зарядные ящики, мебель и другие изделия по заказам. В коммуне им. Дзержинского было налажено высокотехнологичное промышленное производство.

А.С.Макаренко строил хозяйство на основе хозрасчёта и высокой рентабельности производства.

Так, уже в течение первых двух лет колонии им. М. Горького удалось организовать рентабельное сельскохозяйственное производство животноводческого направления. «В колонии имени Горького просто из–за нужды я торопился перейти к производству. Это было производство сельскохозяйственное. В условиях детских коммун сельское хозяйство почти всегда является убыточным. Мне удалось в течение двух лет, и только благодаря исключительным знаниям и уменью агронома Н. Э. Фере, прийти к рентабельному хозяйству, и не к зерновому, а к животноводческому».

Для достижения рентабельности Макаренко стремился к высокой производительности труда и делал всё возможное для того, чтобы оборудовать хозяйство по последнему слову техники. Именно благодаря внедрению передовых методов ведения хозяйства, снабженного кормовой базой, оно вскоре начало приносить большой доход и позволило жить более или менее зажиточно.

Причём, производство в коммуне было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Годовой баланс производства коммуны на 1.01.1934 г. составлял 63 млн. рублей, а годовая прибыль — 4,5 млн. рублей. Производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» имело государственное значение, так как освободило государство от ввоза иностранной продукции на 1,5 млн. рублей золотом в год.

Макаренко подходил к функционированию колонии с точным экономическим расчетом, в основе которого была направленность на постоянное повышение производительности труда. Так, производственная программа завода в коммуне им. Дзержинского успешно выполнялась именно благодаря реализации этого фактора, для чего в коммуне хорошо была поставлена работа тарифно–нормировочного бюро, в состав которого входили воспитанники. На основе тщательного изучения производства, возможностей воспитанников устанавливались нормы выработки и расценки, которые вводились после рассмотрения и утверждения их советом командиров.

Важным этапом производства Макаренко совершенно справедливо считал планирование. Он довольно глубоко рассматривал этот вопрос, как с точки зрения педагогической, так и экономической значимости этого процесса. «Для непроизводственника трудно понять, что такое план на производстве. План заключается не только в том, сколько надо сделать столов и стульев. План — это тонкое кружево норм и отношений. Это кружево всяких деталей, это кружево всяких частей, движение от станка к станку». Он понимал, что значение плана заключается не только в определении количества выпускаемой продукции. В плане необходимо предусмотреть соотношение, взаимосвязь и взаимозависимость всех составных частей производства. Нужно предусмотреть и подачу материалов, и выдачу инструмента, и своевременное изготовление в разных цехах различных деталей, а также систему контроля. Кроме того, необходимо было учитывать связь с поставщиками.

Выбирая вид производства для коммуны, Макаренко определил для группы инженеров и педагогов следующие исходные позиции:

1. Производство должно готовить квалифицированных рабочих наиболее дефицитных профессий в современной машиностроительной промышленности — установщиков, наладчиков и инструкторов, обслуживающих массовое производство и станки со сложными настройками и приспособлениями. Предприятие должно быть оборудовано современными станками, так как это обеспечит его высокую производительность и рентабельность.

2. По этой же причине особое внимание должно быть уделено инструментальному отделу, готовящему весь специальный инструмент, приспособления и штампы.

3. Центром тяжести производственного обучения должна быть работа по наладке, так как рациональная эксплуатация современного оборудования зависит от умения наладить сложные станки.

4. Производство должно охватить широкий круг технологических процессов, для того чтобы воспитанники получили подготовку по широкому профилю производственных процессов, что обеспечивало их востребованность в будущем.

5. Характер объекта и масштаб производства должны обеспечить как организацию процесса по поточной системе, так и работы по предельным калибрам высокого класса точности, чтобы воспитанники получали высокую квалификацию по перспективным технологиям.

6. Изготовляемая продукция должна представлять цельный, законченный механизм и способствовать приобретению разнообразных профессиональных навыков.

7. Объект производства должен обеспечить содержательную работу по испытанию изготовленного материала лабораторным способом. Он должен представлять собой комбинацию двигателя и орудия.

8. Объект производства должен быть значительным по качеству, дефицитным для советского рынка и освобождающим от импорта, чем обеспечивался рынок сбыта товара.

В соответствии с этими требованиями был рассмотрен большой список объектов производства. Выбор пал на переносную электросверлилку типа «Петравиц», выпускаемую австрийской фирмой. Небольшой вес машины — всего около 5 кг — позволял легко переносить ее с места на место в зависимости от условий работы. Электросверлилка получила название ФД–1 (Феликс Дзержинский, серия № 1).

Далее А.С. Макаренко считал одним из основных условий правильной организации производства правильное разделение труда: «...И все–таки я убедился, что такое строгое разделение труда по отдельным мельчайшим процессам — полезная вещь. Когда смотришь на него в лоб расширенными зрачками, оно производит угнетающее впечатление, а когда рассматриваешь его во времени, оно ничего страшного не представляет. Конечно, каждый отдельный мальчик или девочка в каждый данный момент производит только одну операцию, которая, казалось бы, не дает никакой квалификации, но в течение нескольких лет, которые коммунар проводит в коммуне, он проходит через такое большое количество различных операций, переходя, наконец, к сложнейшим операциям — сборка и др., что он действительно делается очень квалифицированным работником, необходимым для широкого общественного производства, а не для кустарного».

Чтобы коммунары овладели навыками в нескольких операциях, практиковались так называемые сквозные отряды на производстве, которые «вели» одни и те же детали от начала до конца. Этот опыт Антон Семёнович рекомендовал для любого производства, преследующего учебные цели.

Макаренко отмечал, что работа в коммуне — это была работа уже на настоящем производстве, где был промфинплан, строгий порядок, в котором присутствовали все формы серьезного завода — планово–производственный и нормировочный отделы, стройная зависимость между всеми рабочими местами, очень строго разработанный перечень деталей, снабженный не только количеством выпускаемых деталей, но и нормами выпуска и нормами качества... Все это обеспечивало полную рентабельность производства, окупало не только себя, не только коммунарский коллектив в его бытовой жизни, но и приводило к накоплению, то есть это было настоящим производством.

Макаренко считал, что всякое сложное производство хорошо тем, что дает простор для удовлетворения вкусов и наклонностей воспитанников. В производстве ФЭДов был и большой чертежный цех, где работали несколько десятков чертежников, и плановый отдел, и контрольный отдел, и большой инструментальный цех, коммерческий отдел, поэтому каждый воспитанник действительно имел выбор для реализации своих интересов и наклонностей.

А.С.Макаренко совершенно справедливо считал, что для подготовки высококвалифицированного рабочего мало одних только трудовых навыков: необходима теоретическая подготовка для работы с высокотехнологичным оборудованием, а также экономические знания. Чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы специальные производственные кружки, которые охватывали всех коммунаров: кружок коммунального станка, материальный кружок (занимался изучением экономии материалов), кружок рационализации, кружок организаторов и кружок экономики производства. Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали своё производство и искали реальные пути его совершенствования, выявляли коммунаров — лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.

Большой интерес вызывал в коммуне кружок экономики производства. Он имел целью дать основы знаний по политэкономии, по проблемам экономического развития страны, по некоторым вопросам экономики производства коммуны, познакомить с вопросами себестоимости, калькуляции, с условиями договоров производства, выявить непроизводительные расходы заводов коммуны и причины, их порождающие. Участники этого кружка проводили экскурсии на другие производства. Их интересовало сравнительное изучение вопросов расценок и зарплаты, различных её систем.

Подобного рода деятельность позволяет однозначно рассматривать производство коммуны им. Дзержинского как передовое и обеспечивающее введение детей в образцовый труд.

Вообще, логика введения в образцовый труд всегда интересна и поражает своей простотой и глубиной. В качестве примера можно привести деятельность живущего ныне в Австралии предпринимателя Леонида Михайловича Губина, который не только активно помогает детскому дому при Храме Святителя Николая, расположенному в селе Коткишево Нейского района Костромской области, но и организует на базе этого детского дома, а также подобных структур в Астраханской области и в Республике Беларусь целую сеть детско–взрослых агрохозяйств (http://rspp.su/russ_prodovolstvie.htm ). Продукция будет экологически чистой и напрямую экспортироваться по ценам развитых стран на Запад (здесь помогает то, что Леонид Михайлович является владельцем компании по оптовым закупкам продовольствия Russian catering).

Своеобразным и перспективным также является ещё один «завод», который он собирается организовать вместе с детьми из детских домов, — питомник для выращивания породистых лаек. Л.М. Губин так поясняет, почему этот вид деятельности может считаться передовым, воспитательным и рентабельным: «Думаю, и ребятам будет интересно за ними ухаживать, и всё–таки какой–то доход будет. Сейчас многие из–за границы едут кататься на собачьих упряжках в Россию, а раньше в Канаду ездили, два дня такого, довольно интересного, развлечения стоят 1000 долларов. Мы можем сдавать лаек напрокат. Я сам увлекаюсь гонками на собачьих упряжках, поэтому хорошо знаю это дело» (http://hope.kotkishevo.ru/conception.html ).

На фоне какого–нибудь хай–тека разведение лаек может показаться чем–то даже несерьёзным. Но на самом деле, всё зависит от того, насколько образцовым станет этот труд. Из принципа образцовости и надо всегда исходить.


Детско–взрослые производства и академии

 

Сегодня необходимо интенсивно осваивать открытие А.С. Макаренко и на новых основаниях создавать систему школ–хозяйств или образовательных хозяйств.

Это следует делать в форме детско–взрослых производств и академий.

Детско–взрослое производство (ДВП) — это передовое наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности и в их описании, проектировании и перепроектировании, а для выполнения наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.

Формой ДВП может быть, в частности, научно–образовательно–промышленная группа (НОПГ), что требует привлечения научной организации и/или университета[7].

Соотношение «детскости» и «взрослости» в ДВП может быть разным. Интересно, что в колонии им. М. Горького А.С. Макаренко шел от «детскости» — т.е. сначала организовывал производство «силами подростков с постепенным подключением к нему взрослых (агронома, колёсного мастера, а в Куряже — мастеров швейного и столярного цехов). Такой же путь был вначале и в коммуне им. Дзержинского. Но настоящее производство электроинструмента и фотоаппаратов А.С.Макаренко в итоге организовал иначе: был построен завод (с полным штатом взрослого управления, инженерно–техническими отделами и вольнонаемными рабочими в пусковой период) и к нему постепенно подключались коммунары. В дальнейшем, как свидетельствуют официальные материалы из архива А.С.Макаренко, с ростом производственной квалификации коммунаров планомерно сократилось количество вольнонаемных инструкторов и рабочих на заводах коммуны, чем увеличивались доходы воспитанников коммуны за счет повышения их квалификации».

Для того, чтобы в детско–взрослых производствах обеспечивался действительно образцовый — т.е. самый передовой, высокорентабельный и правильно организованный — труд, необходима организация системы детско–взрослых академий.

Каждая академия занимается введением подростков в проблемы и процессы создания сфер приоритетного развития страны и мира. Примером может служить Детская ядерная академия (http://www.dqa.paideia.ru/), вокруг которой осуществляется складывание детско–взрослого сообщества построения и развития ядерной сферы и которая соединяет на основе проектной деятельности подростков разных регионов России и зарубежных стран с лучшими профессионалами ядерной сферы.

Такие академии должны быть созданы, как минимум, в следующих сферах (между прочим, выделенных министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в апреле 2005 года): ядерной и космической сферах, сфере биотехнологий, а также сферах машино– и энергостроения и научного приборостроения.

Для создания академий необходимо понимать, что наиболее ценные работники передовых сфер деятельности всегда определяют свой жизненный «вектор» и цель служения в подростковом возрасте и в обязательном общении с выдающимися лидерами и личностями.

Таким образом, речь идёт не о советской системе профориентации, когда задача состояла в том, чтобы помочь старшеклассникам выбрать профессию, а о принципиально иной системе, когда старшеклассника надо увлекать фундаментальными проблемами, проектными идеями и личностями. Только в этом случае возникает готовность и опыт служения — служить можно тому, что любишь и бесконечно уважаешь.

Именно для введения подростков в самые перспективные сферы деятельности, в новые, только ещё возникающие, нарождающиеся науки и практики создаются детско–взрослые академии.

В основе деятельности академий лежит инициирование и реализация подростками и молодыми людьми образовательных проектов. Слушатели академий участвуют в проектных олимпиадах (конкурсах) и предлагают свои проекты по проблемам сферы. Авторы лучших проектов становятся финалистами конкурсов и вводятся в общение с лучшими профессионалами сферы. При этом идёт непрерывная многообразная работа с каждым проектом и даже проектной инициативой каждого участвующего подростка.

Метод детско–взрослых академий является одним из ключевых элементов персонального образования.

Академии вместе с производствами и могут составлять основу НОПГ.

Имеется и опыт подобных групп в виде образовательных фирм, специфику которых определяют четыре базовых производственных процесса:

1) обучение. Его результат — способные, знающие и умеющие выпускники.

2) производство продукции, пользующейся спросом. Особенность производственного процесса здесь заключается в том, что учащиеся могут применять знания, полученные в процессе обучения. Кроме того, технологическое производство представляет для них живой образец современного предприятия. При этом учащиеся должны принимать участие не только в производстве продукции, но и в управлении этим предприятием: проводить маркетинговые исследования, вести бухгалтерский учет, осуществлять снабжение производственного процесса сырьем и комплектующими изделиями, планировать производственную деятельность и контролировать исполнение планов.

3) комплексные разработки перспективной продукции и технологии ее производства. В этом процессе могут также принимать участие молодые люди, способные к изобретательству, конструированию и проектированию.

4) воспитание, ориентированное на формирование мировоззрения учащихся и базовых ценностей, задающих культурный смысл жизни. Воспитание должно пронизывать перечисленные выше три базовых процесса.

В основу управления образовательной фирмой должны быть заложены следующие принципы:

1) принцип единоначалия. Руководитель образовательной фирмы — генеральный директор. Его заместители — главный бухгалтер, главный экономист и руководитель отдела стратегического планирования. Кроме того, генеральному директору подчиняются директоры соответствующих производств, каждый из которых отвечает за некоторый базовый процесс и руководит соответствующими службами, обеспечивающими нормальное протекание процессов. В состав этих служб входят бухгалтеры, экономисты, технологи, снабженцы.

2) принцип соорганизации процесса функционирования и развития. В распоряжении генерального директора находятся два органа — совет директоров и отдел стратегического планирования. Первый отвечает за нормальное функционирование образовательной фирмы, второй — за ее развитие (отделу придается особая служба — лаборатория комплексных разработок).

3) принцип опережающего реагирования на изменение окружающей cреды. Структура образовательной фирмы такова, что в ней закладывается содержательное противоречие между процессами развития и функционирования. Отдел стратегического планирования должен отслеживать внешнюю ситуацию, выявлять позитивные и негативные тенденции, предлагать варианты стратегических решений на переорганизацию процессов функционирования. Совет директоров — орган, призванный принимать и реализовывать стратегические решения. Особенность позиции каждого директора производства заключается в том, что он: руководитель соответствующих служб, отвечающих за конкретный производственный процесс; член совета директоров; эксперт отдела стратегического планирования.

Иначе говоря, образовательная фирма должна представлять собою единство процессов функционирования и развития, быть жизнеспособным развивающимся социальным организмом. Это достигается за счет таких средств управленческой деятельности, как прогнозы, проекты, программы деятельности и планы.

План деятельности коллектива фирмы представляет собой результат сложного процесса принятия управленческого решения. Ближайшая задача, стоящая перед руководителями образовательных учреждений, заключается в том, чтобы разрабатывать эффективные планы. Функции главного бухгалтера и экономиста — активно участвовать в разработке планов и способствовать их эффективной реализации.

Отметим также, что планирование и реализация плана предполагает особый организационный механизм: в планировании принимают участие все руководители базовых производств. Таким образом, созданный план есть результат коллективного творчества. Особое место в плане занимает время исполнения каждой работы, оснащенность необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, особые требования к качеству результатов труда.

Особенность деятельности образовательной фирмы заключается в том, она должна ставить задачу сама себе, так как никто «сверху» задачи для фирмы не ставит. Откуда же появляются управленческие задачи? — из анализа состояния cреды, в которой существует фирма. Такой средой для образовательных учреждений является множество видов социальной деятельности, существующее на данной территории.

Но тут мы попадаем в целый комплекс социально–экономических и политических проблем, которые требуют своих решений. Очевидно, что ни людей, ни денег, ни технологий и оборудования в образовательной системе сегодня нет в необходимых количествах и качествах. Но тогда возникает вопрос: «Можно ли в сегодняшних условиях создавать образовательные фирмы?»

Не только можно, но и жизненно необходимо. Но при этом надо отказаться от старого стереотипа тотальной реорганизации образовательных учреждений и концентрировать ресурс в малых масштабах.

Образование располагает:

– различными финансовыми инструментами, например, казначейскими обязательствами;

– правом активного законодательного оформления образовательных инвестиционных идей;

– рядом участков земли со старыми зданиями, которые надо перевести в его собственность;

– возможностью разрабатывать взаимовыгодные схемы совместной деятельности с промышленниками и банкирами;

– возможностью привлекать высокопрофессиональных специалистов, оказавшихся сегодня без работы, к проектированию образовательных фирм и к стратегическому планированию;

– возможностью создавать межрегиональные образовательные фирмы, тем самым аккумулируя ресурсы сразу нескольких областей и районов страны;

– возможностью складывать сеть образовательных фирм, которые будут представлять принципиально новую образовательную индустрию XXI века.

Интегративной формой — своего рода инкубатором или питомником образовательных фирм и основой сети научно–образовательно–промышленных групп и фирм мог бы стать специальный научно–образовательно–промышленный технопарк, в котором предполагается воспроизводить наиболее продвинутые технологии всех развитых стран (в том числе и России), делая одновременно эти технологии предметом разностороннего изучения и передачи в массовое производство.

В структуре технопарка было бы весьма уместно создать систему прорывных (мирового уровня) высокорентабельных микропроизводств, включающих современную типографию, банк, телекоммуникационную студию дуплексного телевидения, компьютерные разработческие производства, фрагменты образовательной индустрии. Все эти производства должны быть детско–взрослыми, образовательными, а не чисто коммерческими. Это означает, что в штат этих производств должны быть включены обучающиеся и зарабатывающие деньги дети, одновременно осмысляющие устройство этих производств. Учредителями–попечителями образовательных производств должны быть лучшие предприятия региона и известнейшие мировые фирмы, концерны, консорциумы, развёртывающие в технопарке авангардные производства.

Одним из важнейших секторов интеграции в системе технопарка должен стать сектор средств массовой информации, поскольку именно от работы СМИ будет во многом зависеть действенность выработанной стратегии общего профессионального образования

0.060887098312378