Интернет против Телеэкрана, 15.07.2014
Патернализм и либерализм: выбор
Кузьменко В.

В данной статье будет рассмотрено отношение человека к государству и человека с государством. Несмотря на всю субъективность данного вопроса, автор берет на себя смелость провести сравнительный анализ двух актуальных на сегодня схем общественного устройства (которые и являются базой для построения государства) - либерального и традиционного (патернального) общества.

Цель этого рассмотрения – попробовать разобраться, в каком собственно государстве мы хотим жить, и какое государство даст нам возможность жить так, как мы хотим.

Система ценностей
Начнем с анализа системы ценностей и приоритетов, присущей каждому человеку. Для удобства последующего рассмотрения сразу будем разбивать их на группы.

Биологически в человеческом существе заложены два основных инстинкта, которые зачастую определяют основные ценности и в современном обществе. Это инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Следствием первого из этих двух инстинктов является стремление к поиску безопасного, комфортабельного и «сытого» места для жизни. Следствие второго инстинкта очевидно. Итак, биологически заложенными ценностями являются:

  1. «Чтобы жить безопасно было»
  2. «Чтобы всегда была еда, чтобы жить в тепле и уюте»
  3. «Чтобы рядом была вторая половина, и чтоб можно было спокойно растить детей»

Это и есть основные и первичные ценности, неизменные на протяжении всей истории человечества. Более того, эти ценности являются универсальными для всех людей вне зависимости от расовой, культурной и религиозной принадлежности. Отнесем их к первой группе ценностей.

Далее, следующими инстинктами, определяющими систему ценностей, являются инстинкты социальные. Под социальными инстинктами будем понимать определенную модель поведения, присущую большинству людей, опять же вне зависимости от расовой, культурной и религиозной принадлежности. Фактически, таких инстинкта всего два – это «стадный инстинкт» и инстинкт превосходства. Следствием этих инстинктов добавляем еще две универсальные ценности:

  1. Жить в обществе
  2. Жить-быть не хуже всех, а по возможности – лучше многих

Слова «быть» и «жить» написаны через дефис, так как приоритет одного над другим и критерии оценки качества житья-бытья уже определяются культурой и религией, то есть мировоззрением. Эти ценности отнесем ко второй группе.

И, наконец, следующим фактором, определяющим систему ценностей, является мировоззрение человека, которое формируется культурой (воспитанием, окружающим обществом), религией, жизненным опытом и может меняться на протяжении жизни человека. Мировоззрение и мироощущение и в современном обществе сильно зависят от расовой и национальной принадлежности, от культуры и веры, в общем, от цивилизации, к которой относится конкретный человек.

Выделим основные ценности, обусловленные мировоззрением, в либеральном и традиционном обществе:

В либеральном обществе это свобода, неприкосновенность и равенство.

В традиционном обществе – общее дело, справедливость и воля.

Отнесем их к третьей группе.

Конечно, вопрос об определении ценностей весьма субъективен и неоднозначен и может быть подвергнут сильной критике. Введенные определения отражают точку зрения автора и далее будут раскрыты более полно.

Анализ
Теперь рассмотрим, какую роль играет государство в обеспечении первой группы ценностей, как воспринимается и реализуется вторая группа и какой смысл вкладывается в определения третьей группы в либеральной и традиционной (патернальной) модели. Для ясности определим, что рассмотрены будут именно идеальные модели, а не конкретные реализации в конкретных государствах.

Либеральное общество.

Первая группа ценностей:

  1. «Чтобы жить безопасно было»

В либеральном обществе открыто декларируется гуманистический принцип священности и бесценности человеческой жизни. Однако применяется и действует этот принцип только в критических ситуациях как то катастрофы, захват заложников, преследование преступников, военные действия и т.п., то есть в случае прямой угрозы для жизни. В случае со здравоохранением этот принцип уже не работает, так как в либеральной модели медицинские услуги, как и все прочие, являются платными. Соответственно, больной человек, будучи неплатежеспособным, не может себе позволить обратиться к хорошему врачу, что элементарно может привести к его смерти. И такой случай считается в принципе нормальным. То есть при отсутствии прямой угрозы для жизни государство в эту жизнь не вмешивается. Также в качестве примера можно привести основную функцию полиции в либеральном государстве – правоохранение, то есть охрана и защита прав человека. Обеспечение порядка и безопасности граждан стоит на втором месте и реализуется в той мере, в которой соответствует правам человека, в том числе и правам преступника.

  1. «Чтобы всегда была еда, чтобы жить в тепле и уюте»

В «чистой» либеральной модели обеспечение едой, жильем и другими средствами первой необходимости полностью лежит на самом человеке. Что заработал – то и имеешь. Однако в реальности государство обычно предоставляет гражданам, не способным по какой-либо причине обеспечить себя, так называемый социальный пакет, обеспечивающий минимальный набор условий для жизни. Следует заметить, что даже простое нежелание человека работать (прикрытое каким-либо официальным поводом) и при этом отсутствие у него какой-либо собственности и сбережений обычно уже является достаточным обоснованием для получения соцпакета.

  1. «Чтобы рядом была вторая половина, и чтоб можно было спокойно растить детей»

В либеральном обществе воспитание детей является личным делом родителей. Вмешательство государства возможно только в случае ущемления прав ребенка. Соответственно, и образование не считается обязательным, а является личным делом родителей ребенка и их достатка.

Вторая группа ценностей:

  1. Жить в обществе

В либеральной модели общество представляется в «атомизированном» виде, то есть как группа независимых друг от друга индивидуумов, каждый их которых преследует собственные цели и интересы. Взаимоотношения между людьми строятся по принципу сделки. Наглядным примером реализации этого принципа являются брачные контракты. Государство не вмешивается в жизнь общества, основная его функция – обеспечение выполнения действующих законов и соблюдение прав человека.

  1. Жить-быть не хуже всех, а по возможности – лучше многих

Мерилом успеха в либеральном обществе служит личное благосостояние. То есть инстинкт превосходства действует в виде «жить лучше», в лучшем доме, в окружении лучших вещей и т.п. Принцип «быть лучше» воспринимается как способность больше зарабатывать и быстрее увеличивать свое благосостояние. «Он лучше меня, поскольку он сумел больше заработать, работая так же, как я» - типичный пример. Способность «крутиться», умение зарабатывать деньги и отстаивать свои интересы является основным критерием успешности.

Третья группа ценностей:

Свобода – свобода личности и свобода совести. Разрешено все, что не запрещено. Можно все, что не противоречит закону. Все равно, что у тебя на душе. Все равно, кто ты такой. Пока ты чист перед законом – ты свободен. Принцип «свобода от» - фактически от всего.

Неприкосновенность – неприкосновенность частной собственности. Если это твое – то делай с ним что хочешь, и никто не вправе тебе указывать. Неприкосновенность прав человека. Ты знаешь свои права, и не дай бог кому на них покуситься – в любом случае закон будет на твой стороне. Неприкосновенность личной жизни. Как хочешь – так и живи, только другим не мешай.

Равенство – равенство правил игры. Закон для всех один и права есть у каждого. Нищий равен богачу, поскольку у него такие же права. Все равны всем…и никто никого не равнее. А насчет неравенства возможностей – так это кто сколько заработать сумел.

Традиционное общество.

Первая группа ценностей:

  1. «Чтобы жить безопасно было»

В традиционном обществе общее дело ставится выше жизни отдельного человека.

Люди, которые сознательно жертвуют свою жизнь ради общего дела – герои. Вспомним про спартанцев и их царя Леонида… на эту тему можно приводить тысячи примеров. Героизм свойственен именно традиционному обществу.

Но бывают и случаи, когда жизни людей «размениваются» на общее дело. Пример – отказ в переговорах с террористами, взявшими заложников. Риск для жизни заложников существенно возрастает. Но общее дело требует, чтобы такое не повторялось впредь. И отказ в переговорах и в выполнении требований террористов действительно сильно уменьшают вероятность повторения подобных ситуаций.

То есть, можно констатировать, что в традиционном обществе жизнь человека ценится меньше в случае прямой угрозы. Однако в мирное время традиционное общество заботится о здоровье и жизни своих граждан. Именно в традиционном обществе появилось такое понятие как бесплатная всеобщая медицина. Также это видно на примере основной функции милиции – охрана порядка и безопасности граждан стоит на первом месте.

  1. «Чтобы всегда была еда, чтобы жить в тепле и уюте»

Традиционное общество заинтересовано в обеспечении всех своих граждан необходимыми для более ли менее нормальной жизни условиями и благами, так как человек, которому не нужно думать о хлебе насущном, может больше времени и сил посвятить общему делу – работе на благо общества. При этом действует принцип «от каждого по возможности, каждому по труду», то есть если человек усердно трудится и добивается значимых результатов, он будет обеспечен за счет общества большими благами, чем тот, кто работает «от звонка до звонка» и не прилагает особых усилий. «Нерадивые» граждане также обеспечиваются минимально необходимыми условиями для жизни, однако какая-либо работа является обязательной для всех.

  1. «Чтобы рядом была вторая половина, и чтоб можно было спокойно растить детей»

Семья – это основная ячейка общества. И в традиционной модели семье и детям уделяется много внимания. Здоровая и крепкая семья это залог будущего, залог здоровья и развития, так как именно в семье хранится и передается следующим поколениям основная ценность традиционного общества – культура и традиции, жизненные приоритеты и нравственность. Также большое внимание уделяется всеобщему качественному образованию, в котором кроме наук заложена и нравственная модель.

Вторая группа ценностей:

  1. Жить в обществе

Каждый человек в традиционном обществе считается членом одной общей большой «семьи». И отношения человек – общество строятся именно по принципу семьи. Семья всегда поможет, если понадобится, но при этом каждый член семьи должен трудиться и заботится об общем благе. Государство при этом выполняет функцию как-бы совета старейшин и патриарха, который следит за тем, чтобы семья крепла и развивалась, регулирует внутрисемейные отношения и разбирает сложные ситуации.

  1. Жить-быть не хуже всех, а по возможности – лучше многих

В традиционном обществе основным мерилом успешности каждого человека служит его вклад в общее дело, его работа и достижения. Материальная сторона при этом является второстепенной. Государство само награждает достойных граждан всеми необходимыми благами. Для традиционного общества характерна сословность и четкая внутренняя организация. Каждому основному направлению деятельности соответствует определенное сословие – военное, научное, промышленное, купеческое, чиновнечье – и в каждом сословии есть своя внутренняя иерархия. Материальное положение человека зависит от его положения на определенной ступеньке в иерархии, которое, в свою очередь, зависит от его трудовых успехов и достижений.

Третья группа ценностей:

Общее дело – это глобальная цель всего народа, которая, на самом деле, выражается в двух словах: сохранение и развитие. Сохранение народа как такового, как цивилизации, и возможность развития по своему пути. В разное время эта глобальная цель требует разных действий, то есть локализуется в определенных задачах.

Справедливость – да воздастся каждому по заслугам. Жить по правде, по совести. Судить честно, по делам, а не по словам. Равные возможности развития для всех, дабы каждый смог найти и занять свое место.

Воля – «свобода для». Свобода выбора своего места и своего пути. Осознанная ответственность за свой выбор и свои действия.

Заключение
Конечно, идеальных обществ и государств в природе не существует. Каждое либеральное общество в той или иной степени несет в себе черты традиционного, и наоборот. Для разных людей актуальны разные ценности, и всегда находились как те, для кого свое превыше всего, так и те, кто отдавал все ради общего дела. Разница в принципах – либо «один за всех и все за одного», либо «каждый сам за себя». Но, как показывает исторический опыт, общество и семья всегда сильнее одиночки. Развиваясь как народ, как цивилизация, мы оставим свой мир своим детям, и может быть они сделают его лучше. Будучи «каждый сам за себя» удобнее и проще удовлетворять свои потребности и желания, но рано или поздно все мы смертны. Так что выбирать – нам.


0.052831888198853