Начнем с определения, что есть государство. Не будем заглядывать в толковые словари и прочие умные книжки, попробуем дать определение «своими словами». Начнем с вводных определений:
Народ – группа людей, преимущественно проживающих на определенной территории, связанных общей историей, языком, культурой и происхождением. Принадлежность к народу конкретного человека определяется преимущественно его самоидентификацией и родственными связями.
Страна – целостное образование, совокупность народа, территории его проживания и способа самоорганизации. И, наконец, исходя их вводных определений Государство – созданная народом комплексная структура, основным предназначением которой является сохранение и поддержание сложившегося способа общественных взаимоотношений и порядка, а также защита страны от внешних угроз. Государство является неотъемлемой и неотчуждаемой частью страны и обязано действовать в интересах своего народа. Народ облекает государство доверием и наделяет высшей властью принятия решений и правом суда, своеобразным карт-бланшем фактически на любые действия и импредиктом, наказом действовать на благо страны. Действия государства фактически оцениваются народом по их результатам. Если результаты соответствуют «народной правде», то есть большинством народа оцениваются положительно, то «кредит доверия» продляется и увеличивается. Если же результаты не соответствую ожиданиям, то кредит доверия уменьшается. И когда кредит доверия полностью исчерпывается, происходит смена государственной системы мягким (внутренний переворот «малой кровью») либо жестким (революция) путем. Следует заметить, что народ оценивает действия государства не сразу, а в течение некоторого времени. Конкретные действия и их результаты долгое обсуждаются, осознаются, до тех пор, пока общее мнение не придет к какому-то конкретному вердикту. Но когда вердикт уже вынесен, он становится определяющим фактором дальнейшего развития исторических событий, и далее фактически не подлежит сильным изменениям или отмене.
Итак, основные функции государства по отношению к собственному народу – сохранение и поддержание порядка, и развитие благосостояния народа. Рассмотрим эти понятия более детально. Порядок – сложившаяся система общественных взаимоотношений и взаимодействий, опирающаяся на культуру народа и легитимированная его историей. Порядок включает в себя и территориальную целостность государства, и сложившийся жизненный уклад, и способ экономических и производственных взаимоотношений, и правовые нормы. В то же время порядок не является жестко закрепленными правилами, методами, регулирующими как надо жить и как когда поступать. Но порядок обязательно должен опираться на народную правду, на культуру и нравственность, этику, народа. Жить и действовать можно по-разному, разными способами, но главное, чтобы по правде. Способы и методы можно менять извне в директивном порядке, но вот правду, этику народа, изменить может только сам народ, и процесс этого изменения занимает десятки и сотни лет. То есть, фактически, порядок – это мера соответствия жизненного уклада и общественных взаимоотношений внутренней этике, культуре народа. И так как культура и этика у разных народов разная, то и порядок, как способ общественного устройства, тоже будет разным. Это неоднократно подтверждено историей, когда при установлении в разных странах вроде бы одной и той же политической системы все равно они со временем становятся все более и более различными, как в деталях, так и по существу. Для примера можно рассмотреть хотя бы современную Европу. Именно поэтому при попытке навязать какому-либо народу чужой, «более правильный», порядок, происходит либо адаптация этого порядка, либо его отчуждение вместе с его адептами. Благосостояние – уровень качества, благости жизни каждого человека. Благосостояние отнюдь не является тождественным богатству, потому как богатство и благость это по существу различные вещи, и богатство вовсе не гарантирует благость. Благость, качество жизни оценивается по-своему у разных народов и в разных культурах, в разных системах ценностей. Однако, наиболее общими факторами и критериями благосостояния для большинства народов и культур можно выделить возможность самореализации и возможность продолжения себя через семью и детей. Также можно выделить факторы, без которых благосостояние фактически невозможно – это пища, дом и здоровье. Если человек вынужден тратить все свое время на добычу хлеба насущного, если у него нет своей крыши над головой, и если он не может рассчитывать на помощь в случае недуга, то о какой самореализации, семье, а тем более благосостоянии может идти речь?
Теперь можно попробовать выделить основные тезисы идеального государства:
1. Государство действует только на благо и в интересах своего народа 2. Государство является хранителем культурного и материального достояния своего народа. 3. Государство является гарантом свободного культурного, духовного и материального развития своего народа. 4. Государство обязано обеспечивать суверенитет своей страны, неприкосновенность ее территории и материального достояния и право на свой путь развития. 5. Государство обязано обеспечивать порядок и справедливость внутри своей страны. 6. Государство должно обеспечить каждого своего гражданина хотя бы минимально необходимыми условиями для жизни. 7. Государство должно давать каждому своему гражданину возможность максимальной самореализации в рамках существующего порядка.
Как видно, все остальные пункты всего-навсего являются последовательной детализацией первого. Попробуем конкретизировать и адаптировать эти тезисы под нынешние реалии.
1. Для того, чтобы государство действительно действовало только на благо и в интересах своего народа оно должно управляться и контролироваться наиболее достойными людьми, делом доказавшими свой патриотизм и благомыслие. В качестве одного из вариантов достижения такого идеала можно предложить ограничение на выборность, то есть для того, чтобы быть избранным или назначенным на руководящую государственную должность человек должен всей своей предыдущей жизнью и конкретными поступками доказать, что он этого достоин. 2. С целью охраны культурного и материального достояния народа государство обязано иметь силовые структуры, необходимые и достаточные для охраны государственных границ от нелегального проникновения кого бы то ни было (как иностранцев, так и своих граждан, а также для отражения открытой внешней агрессии со стороны любой другой страны. Кроме того, государству необходим полный контроль над всеми связями официальных и неофициальных структур и лиц с официальными и неофициальными структурами и лицами других стран. Отсутствие такого контроля обязательно ведет к построению внутри страны структур влияния других стран, действующих в чужих интересах. Все взаимодействия с иностранными структурами и лицами должны быть абсолютно прозрачны. Если суть взаимодействия действительно не противоречит установленному порядку – никаких препятствий. Но если под прикрытием благих намерений преследуются противопорядочные цели и намерения – это недопустимо. 3. Для гарантированного обеспечения свободного культурного, духовного и материального развития своего народа государство должно предоставить всем своим гражданам не только равные права, но и равные возможности развития. Следовательно, государство обязано обеспечить всех своих граждан хотя бы минимально необходимыми условиями жизни, в том числе жильем, питанием и здравоохранением. Но при этом государство должно четко контролировать использование этих средств с целью недопущения иждивенчества. Кроме того, государство обязано дать всем своим граждан одинаковые возможности получения образования и выбора сферы деятельности, дабы каждый гражданин мог наиболее полно реализовать себя на благо своей страны. 4. На сегодняшний день особо актуальной является проблема сохранение народа как такового, его численности и его здоровья. Для решения этой проблемы государство обязано поддерживать и стимулировать рождаемость, а также уделять пристальное внимание воспитанию новых поколений. Здоровье и сохранение численности народа сегодня является безусловно приоритетной задачей государства и важнейшим показателем его деятельности. Поэтому государство должно материально и морально (создание положительного образа матери с ребенком) поддерживать материнство, особое внимание уделять женскому и детскому здоровью. А также контролировать систему дошкольного и школьного образования и воспитания с точки зрения охраны здоровья и нравственности. 5. И, наконец, хотелось бы затронуть вопрос отношений государство – человек с точки зрения личных свобод и прав. Государство не должно вмешиваться в личную жизнь и в свободный выбор своих граждан. Но в то же время государство обязано пресекать антигосударственную и антинародную деятельность своих граждан. Между этими двумя правилами можно и нужно найти правильный компромисс. В качестве одной из возможных идей можно предложить следующее. Каждый гражданин государства обладает признанными свободами и правами. Но, кроме этого, каждый гражданин обладает определенными обязанностями по отношению к своей стране и своему государству, и в первую очередь – обязанностью ответственности за свои слова и поступки. Если гражданин своими словами и своими поступками показывает свое пренебрежение общими ценностями, неуважение к существующему порядку и государству, безразличие или нелюбовь к своему народу, этот гражданин лишается гражданства, вместе с правом занимать какие-либо государственные должности, голосовать и избираться, выступать в СМИ, и ему может быть предложено покинуть территорию страны. Основная обязанность каждого гражданина – любить и уважать свой народ и свою страну и действовать только на ее благо. И только при соблюдении и выполнении этой обязанности гражданину гарантируются его установленные права. Гражданин может выступать в оппозиции к существующей государственной системе, может ее критиковать и может предпринимать установленные порядком действия по ее изменению. Но если человек не любит свою страну и свой народ, и тем более действует против них, он не достоин быть гражданином и подлежит изгнанию. Аналогичная схема действовала в античности, в древней Греции. Поученные тезисы описывают идеальное государство, к которому следует стремиться. Идеал в большинстве случаев не достижим, но стремление к идеалу – это путь развития. Конечно, если идеал верен… Если нет – значит нужно его править или искать новый.