К 2010 году планируется в два раза увеличить объёмы строительства жилья – с нынешних примерно 40 до 80 миллионов квадратных метров.
Формально задача выглядит хоть и впечатляющей, но решаемой. 80 миллионов – это то, сколько строители сдавали в РСФСР в последние годы Союза. По существу же за оставшиеся четыре года нынешней команде Путина и в полтора раза увеличить строительство не получится. Это скажет любой профессионал и эксперт, представляющий себе, что такое на практике рост массового строительства в два раза.
Во-первых, отсутствуют мощности по производству строительных материалов и возведению домов. Здесь ипотеками и стимулированиями не обойдёшься – нужно заводы строить и технику закупать.
Во-вторых, отсутствуют готовые, выделенные и оборудованные, участки под массовую застройку в 80 и даже 60 миллионов квадратных метров в год. Одно только первичное выделение участков (с разработкой и законодательным утверждением генпланов городов, с переводом земель под строительство, с административным урегулированием, с проектированием и утверждением проектов и т.п.) требует в нынешних условиях несколько лет – примерно столько, сколько выделяют под весь национальный проект. А про финансово-организационное, экономическое и инженерно-производственное обеспечение и говорить нечего.
Разрабатывая ипотеку, ни один высокий руководитель не удосужился задуматься, а откуда, собственно, возьмётся достаточное количество жилья? С трудом верится, что строителям тоже дадут низкие кредиты, чтобы они могли начать стройку в достаточных объёмах. А не выйдет ли наоборот, когда банки будут вынуждены в нашей псевдорыночной экономике компенсировать снижение ставки ипотечного кредита для потребителя повышением ставки кредита производственного, который и без того чрезвычайно высок и предельно короток?
Но тогда становится очевидным, что при отсутствии удваиваемых строительных мощностей ипотека не только не остановит роста цен на жильё, но и подстегнёт этот рост.
Ведь именно об этом ещё полтора года назад в Послании Федеральному собранию Российской Федерации говорил президент: «Строится мало… Чтобы рост спроса на жильё не привёл только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства».
Кто и где собирается в два раза увеличивать производительные силы в строительстве? Где и кто покажет пример «дебюрократизации» и обеспечения чаемых конкурентных условий?
И откуда вообще строители будут брать деньги на развитие, на двукратный рост? Реальность такова, что удвоение объёмов строительства жилья требует коренной реорганизации всего строительного комплекса и всей системы управления в стране, потому что это проект технологически-материальный, а не простое перечисление денег учителям или врачам. Невозможно строить в два раза больше по мановению указов и даже при условии финансовых вливаний – нужна новая жилищная и организационно-технологическая революция. Хрущёв делал её на основе КПД – крупнопанельного домостроения, Горбачёв и Юрий Петрович Баталин (последний советский председатель Госстроя) – через КПД и ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). А на чём собирается делать Путин – и с кем?
Этот проект в наших условиях может оказаться посложнее атомного или космического проектов. Для его реализации необходимо что-то вроде силового министерства. Но, очевидно, авторы национальных проектов этого просто не понимают. Они убеждены, что через «комплекс мер» всё само собой «получится».
Эта технолого-технократическая слабость отражает слабость общественно-организационную. Вдумайтесь, они цену жилищного сертификата для военных посчитать не смогли. А президенту, кстати, кто-то подсказал цифру (в 29 тысяч), которая чуть ли не в 2 раза выше официальной (19 тысяч). А ведь здесь ситуация просто сверхкомфортная, детская по сравнению с планом удвоения темпов строительства жилья. Что же те, кого Путин квалифицировал как «надувателей», сотворят с «Доступным жильём»?
Впрочем, спрашивать за грандиозный провал будет не с кого. Кто конкретно сегодня способен реализовать национальный проект в строительной сфере? Владимир Путин? Да, он, по Конституции, отвечает за всё. Но он собирается с 2008 года сменить вид деятельности. И будет иметь все основания вместе с нами требовать ответственности со следующего президента. Дмитрий Медведев? Но он «отвечает» сразу за четыре проекта. Да ещё помимо строительного, один из проектов – сельскохозяйственный, т.е. тот, на котором с 50-х годов «ломались» любые руководители. Владимир Яковлев, министр регионального развития? Но у него регионы, национальный вопрос и т.п. и т.д. и лишь одно агентство по строительству…
Кто же ответит за результаты? Где они, ответственные лица? Нет ответа.
Что же тогда такое – национальный проект «Доступное жильё»? Чья-то очередная кормушка?
Пока не поздно, необходимо основной акцент в проекте сделать на чрезвычайные усилия в развитии строительства и отправить в отставку тех, кто присосался к национальным проектам как к новой форме оприходования бюджета, его «распиливания» и перевода в офшор.
Впрочем, лучше, чем сам В.В. Путин, и не скажешь: «Нужно это надувательство прекратить немедленно».
Ю. Крупнов
оригинал материала http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg532005/Polosy/5_2.htm
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |