Интернет против Телеэкрана, 03.08.2014
Что происходило в Минске во время выборов
Вечерний митинг противников нынешней власти в центре Минска был столь широко разрекламирован телевидением, а также местными правоохранительными органами, чьё руководство из стремления подчеркнуть собственную значимость явно хватило через край в раздувании угрозы возможного "кровопролития" и "беспорядков", что пропустить его просто не позволяла совесть.

Поскольку все зарубежные телеканалы на протяжении последних двух дней убедительно доказывали, что "на площадь никого не пустят" и "движение транспорта будет скорректировано", а белорусские этих предположений не опровергали, было некоторым сюрпризом обнаружить: люди и машины движутся по главному проспекту столицы без всяких помех. Более того, милиционеров на улице практически нет, разве что периодически попадаются сотрудники ДПС. Ожидание увидеть массу номадирующего по центру столицы народа тоже не оправдалось: уже в двухстах метрах от Октябрьской площади количество пешеходов измеряется единицами.

Мы подходим без пяти восемь. Битый час приходится развлекаться полемикой с другими зеваками, собравшимися посмотреть на обещанные безобразия. Несколько тысяч вооружённых бело-красно-белыми, а также жёлто-синими (украинскими) и красно-чёрными (предположительно символика группы поддержки из Львова) флагами людей легко уместились по другую сторону проспекта, не заняв и половины отведённого им места. Поблизости крутятся пару гаишников с громкоговорителями, назойливо рекомендующих не заходить на проезжую часть. Впрочем, туда никто особо и не рвётся, разве один чудак с флагом под смех окружающих ухитрился забраться на спину рейсового автобуса и зайцем прокатиться полостановки.

Спадар Милинкевич, накануне торжественно назначивший мероприятие по "спасению демократии" на 20.00, появляется в десятом часу. Его пребывание на трибуне (точнее, ступеньках близлежащего здания, исполненного в греческом стиле) и выступлением-то назвать трудно. Пару минут он сыплет банальностями (наподобие "они считают нас быдлом, а мы – свободные люди"), затем умолкает. Но позвольте? – кто-то из толпы вспоминает, зачем они здесь вообще собрались, – а как же "альтернативные итоги выборов"? "Публика требует разоблачения!", как говорил булгаковский герой.

Александр Милинкевич вновь берёт мегафон... говорить что-то надо, но что? Зачитывать результаты проведённых "неправительственными организациями" опросов избирателей на выходе из участков для голосования, которые два дня назад привезли из Киева? Так их ещё позавчера огласил по ТВ глава белорусского КГБ (вот здесь браво – сработали отлично, не то что с комическим признанием какого-то задержанного, якобы намеревавшегося отравить систему водоснабжения путём подбрасывания туда дохлых мышей; мышь, её ведь ещё изловить надобно)! Да и как прозвучит заявление о безусловной победе над Батькой и 53-х процентах полученных голосов пред ликом собрания, едва ли насчитывающего 6-8 тысяч вместе с украинцами (каждый третий стяг на площади – их) и активистами движения "Яблоко"?! Призвать к штурму милицейских кордонов? Но вблизи не видно ни одного милиционера!

"Единому кандидату" остаётся лишь объявить о том, что по официальным данным за Александра Лукашенко проголосовали 83 процента и деланно бодрым голосом добавить, мол, "в ходе выборов были допущены многочисленные нарушения". Впервые наблюдается нечто похожее на всплеск энтузиазма. Однако оратор (если его можно так назвать) не в силах развить мини-успех связными умозаключениями или экспансивными призывами. Вместо этого он в унисон с толпой принимается кричать: "Жыве Беларусь!". Через полминуты скандирует только сам Милинкевич, остальные умолкают.

Временное оживление в стане европейских корреспондентов сменяется окончательным разочарованием. Уже к половине десятого добрая четверть митингующих расходится по домам. Куда-то уходит и трио англоязычных наблюдателей ОБСЕ, спасаясь от затянувшейся полемики с парой подвыпивших оппозиционеров. Судя по реплике, что цедит сквозь зубы им вслед один из парней: "Нафига вы, чурки, вообще к нам приехали", – услышать желаемое от этих европейцев им так и не удалось. Если какие-то перегибы в избирательной кампании и имели место, они в глаза не бросаются. В отличие от малочисленности собравшихся на площади и всепоглощающего уныния на их лицах...

Мегафон прибирает к рукам какой-то человек из свиты Милинкевича: "Кто за то, чтобы избрать Александра Владимировича председателем движения..." Какого именно движения – толком не разобрать. Голосовать, очевидно, предлагается по методу древних спартиатов: криками и бряцаньем мечей. Отсутствие оных волеизъявлению явно препятствует – поднятого шума не хватило бы даже для утверждения в должности смотрителя голубятни. Мегафон возвращается в руки лидера оппозиции, к которому между тем присоединились Александр Козулин и предводитель одной из двух белорусских компартий Александр Калякин, но тут, за считанные минуты до 22.00, на город неожиданно налетает поистине шквальный вихрь снега. Ветер столь силён, что в десяти-пятнадцати шагах ничего не видно и не слышно. Уникальное явление даже по меркам января! Невинно пострадавшие от гнева Зевса, мы покидаем лобное место в поисках относительного укрытия. То же самое делают и предводители сборища. Финита ля комедия...

Утром мы узнаём официальные результаты. За Лукашенко проголосовало 82,6 процента, Милинкевич остановился на отметке 6%, Сергей Гайдукевич из ЛДП набрал 3,5, Козулин – 2,3 процента. Репортажи белорусского ТВ на сей раз заслуживают похвалы: они колко и мастерски высмеивают горемык-оппозиционеров. Как и руководители силовых ведомств, журналисты стали мудрее и расчётливей. И это внушает не меньший оптимизм, чем цифры, подведшие итог 19 марта. Кстати, ни одной ноты протеста в ЦентрИзбирком не поступило. Двенадцать с лишним тысяч белорусов, проживающих за рубежом, солидарны с соотечественниками: 81 процент – в пользу действующего президента. Тоже важный момент, между прочим.

 

Хочется верить, что у сегодняшнего триумфатора не наступит головокружения от успехов, а вкусив плодов победы, их семечками он распорядится рачительно. Впереди ещё немало суровых испытаний. И Александру Григорьевичу тоже надо ещё чуть-чуть прибавить...

 

 

Игорь Музыка, Минск


0.068089962005615