Наука, как известно, штука внеморальная. Можно сочувствовать голодному волку, а можно – зайцу, которого он сейчас съест. Можно – но зоолог этим заниматься не станет, у него другая задача. И волк, и заяц для него просто объекты исследования.
То же самое относится и к наукам общественным. Историки, социологи и экономисты по должности обязаны быть беспристрастными. Если они ведут речь, например, о гибели советского строя, то от них требуется объективно разобраться: как именно это произошло, какие причины к этому привели, могло ли все случиться иначе – и если да, то почему не случилось. Но, по счастью, ученые у нас не все.
Обыватели, к числу которых себя относит и автор этих строк, все-таки стараются оценивать события с точки зрения морали. Рядовому гражданину скучны разговоры об «объективных процессах», ему подавай конкретный ответ: «Кто виноват?».
Думаю, и такой вопрос имеет право на существование – и на ответ тоже. И на него отвечают – все, кому не лень. Занятие, что ни говори, увлекательное – вроде как поиск убийцы в детективном романе. Вот только и проку в этом поиске примерно столько же, да и ответ дается во множестве вариантов. Виноваты евреи. Виноваты масоны. Виновата Америка. Виновата мировая закулиса (собственно, этот вариант является комбинацией двух предыдущих). Виновата предательская номенклатура. Виноваты бандиты…
Поглядим в зеркало
Такое количество ответов свидетельствует, что верного ответа до сих пор нет. Или же есть, просто мы по каким-то причинам не хотим его принимать. Скажем, неприятен нам этот ответ, обиден. Похоже, так оно и есть. Это такой детектив, в котором убийцей оказывается читатель.
Виновников гибели социализма в СССР много, но главная вина лежит на всех нас. У власти встали предатели? Пардон, а кто позволил им стать у власти? Партийная номенклатура зажирела и обуржуазилась? Опять-таки – кто позволил ей это сделать? Кто молчал в 1991 году, когда разваливали Советский Союз? И в 1993 – когда добивали советскую власть? Кто дал добро на приватизацию, приняв от власти ваучеры (и в данном случае совершенно не важно, получили ли мы за эти ваучеры хоть что-то)? Кто голосовал за Ельцина и Путина (опять-таки не важно – активно или пассивно)?
Ах, мы неорганизованны?
Но и в этом трудно усмотреть чью-то вину, кроме нашей. Не сумели сорганизоваться – вот и получили по заслугам. А заодно получили наши дети и внуки, в том числе еще не рожденные – по нашим заслугам. Деваться некуда, дорогой читатель. Виноватых много, но главные среди них – мы все. Народ. И имеем мы ровным счетом то, чего заслуживаем.
Рецидив народопоклонничества
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности – а мы его не видим. Не хотим видеть – но почему? Потому что он неприятен для нас? Думаю, что поэтому – но не только.
Есть и другие причины. Во-первых, в нас глубоко сидит советское воспитание. Нам со школы внушили, что народ всегда прав, что народ – это святое, а уж обвинять его в чем-то – просто кощунство (думается, сам советский строй унаследовал эту установку от дореволюционных интеллигентов).
А, собственно, почему? Народ – это не божество и не сверхъестественная сила, обладающая нечеловеческой мудростью и запредельно высокой моралью. Народ состоит из людей, которым, как известно, свойственно ошибаться и совершать не вполне достойные поступки. Почему же то же самое нельзя приложить и к народам?
Примеры из истории приводить не буду – читатель нынче пошел образованный, разберется и без меня. Другая причина – в том, что мы почему-то привыкли сознавать себя лишь пассивными субъектами по отношению к власти. Отсюда и недоумение: «Как это мы можем быть в чем-то виноваты? Это мы ж пострадали, мы – жертвы!».
А вариантов здесь может быть только два. Либо от народа что-то зависит, и он отвечает за свою судьбу. Тогда и в несчастьях ему винить некого, кроме себя. Либо – он лишь пассивная и безвольная масса. Конечно, она ни в чем виновата быть не может – но тогда и называться она должна не народом, а несколько иначе…
Назад – в сытые семидесятые?
Думается, такое сознание – и есть часть нашей вины. Мы отказались от ответственности за нашу общую судьбу, предоставили ее государству – и получили в результате господина Путина вкупе с олигархами, которым означенный господин предлагает делиться. И это, нам, кстати, еще повезло – вместо Путина мог бы быть и кто-то похуже. И мы бы его терпели – как терпим вот этого. В этом мы и виноваты – но не только в этом.
ы, к сожалению, забыли, для чего живем. Вспомните: по крайней мере, начиная с 60-х годов, мы представляли себе цель существования СССР (да-да, тот самый коммунизм) всего лишь как огромный бесплатный супермаркет (пусть и не зная такого слова). Постепенно для нас главным (а для многих – и единственным) критерием жизни стал уровень потребления.
Вспомните: почему наши сограждане тоскуют по советским (читай – брежневским) временам? Вот то-то и оно. Отсюда и легкость, с которой рухнул СССР. Пообещали нам изобилие («как на Западе») – и мы радостно, с песнями, создали монстра и усадили его себе на шею. Так он там с тех пор и сидит – и сам не слезет, уж будьте уверены.
Понять и исправить
Зачем я все это пишу? Уж конечно, не для того, чтобы подбавить безнадеги – ее хватает и без меня. Вина-то наша и вправду имеется, и нам от этого не уйти. А если ты виноват – нужно не каяться, не бить себя в грудь, а попытаться исправить сделанное.
Чтобы искупить вину, нужно уничтожить монстра – а для этого прежде всего устранить те источники его силы, которые находятся в нас самих. Речь прежде всего идет о том, чтобы каждому из нас принять на себя ответственность за судьбу страны и народа. А еще – понять, что живем мы в первую очередь не для потребления, а для труда на благо окружающих. Будет, конечно, трудно, но ничего невозможного в этом нет. Но, чтобы исправить свою вину, ее сначала нужно осознать.
И.Федосеев
оригинал материала
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |