Интернет против Телеэкрана, 03.01.2018
Скинхеды: кто такие и кому нужны?
Вахитов Р.

1. Предисловие
В последнее время  и с  экранов телевизоров, и со страниц газет и журналов  много говорится о «скинхедах» (берем это слово в кавычки, так как реальная субкультура скинхедов сильно отличается от того их образа, который навязывают СМИ). Причем, из рассказов журналистов, больше направленных на разжигание эмоций, чем на правдивое и подробное разъяснение,  трудно понять: кто они такие, сколько их, какую реальную опасность они представляют для общества? Между тем, субкультура скинхедов довольно хорошо изучена российскими и зарубежными учеными – психологами, культурологами, социологами, политологами (вот только суждения этих специалистов в электронных СМИ не освещаются и широким массам не известны). В Интернете размещено немало подобного рода обстоятельных исследований. Назовем хотя бы работу М.В. Вершинина «Молодежные субкультуры: скинхеды», которая содержит подробный рассказ об истории и современном этапе развития скин-движения. Ознакомившись с ними не устаешь удивляться: как далек  тот образ скинхедов, которые создают СМИ от реальности и поневоле задаешь сакраментальный  вопрос: кому это выгодно?
 
2. Кто такие скинхеды?

Скинхеды (от английских слов skin head  - буквально: лысая голова) – направление в  западной, а затем и международной молодежной субкультуре, возникшее в 60-е годы ХХ века и существующее до сих пор. Следует сразу заметить, что субкультуры молодежи – это не политические и даже не идеологические организации, хотя иногда они и бывают связаны с отдельными партиями и движениями. Субкультура – это  своеобразный образ жизни, который предполагает  определенные модели поведения: стиль одежды, музыки, прически, свой жаргон, непонятный другим. Субкультуры возникают стихийно и как правило противопоставляют себя миру взрослых. Примеры субкультур, кроме скинхедов – хиппи, панки, реперы (поклонники музыки в стиле RAP («ритмическая американская поэзия»), «металлисты» (поклонники музыкального стиля «тяжелый металл»)  и т.д.) 


 Движение скинхедов имело несколько этапов, каждый из которых характеризовался своей спецификой. Первоначально скинхедами называли движение молодых людей, выходцев из рабочих кварталов, которые сами работали в доках или на заводах, а то и  обивали пороги бирж труда (послевоенный экономический кризис в Англии регулярно поставлял  все новых молодых людей для движения скинхедов). В отличии от других молодежных стихийных движений – например, стиляг,  они не стремились подражать одеждой и манерами молодежи буржуазных классов. Наоборот, скинхеды культивировали своеобразную «пролетарскую гордость», стремясь подчеркнуть, что они – дети  фабричных, заводских и портовых рабочих. Отсюда и короткая прическа - длинные волосы рабочим  носить небезопасно, может затянуть в станок, обязательные подтяжки и ботинки - как у английских докеров, страсть к «пролетарскому напитку»  пиву - тогда как «мажоры» или «хиппи» предпочитали крепкий алкоголь, марихуану и химические наркотики, культ «пролетарских видов спорта - прежде всего,  футбола (скинхеды и прославились  потасовками после футбольных матчей). Самая большая вольность, которую себе позволяли скинхеды – короткие юбки у своих подруг (скин-герлс), тоже просто и аккуратно одетых и коротко стриженных. Первые скинхеды слушали американскую музыку  в стиле   ритм-энд-блюз, затем – пришедшую с Ямайки музыку регги. Уже по этому видно, что первоначально скинхеды не имели ни малейших расовых предрассудков, ведь и то, и другое – музыка «цветных».  Более того, в рядах скинхедов 60-х было немало парней и девушек с черным цветом кожи!

 

Тогдашние скины были  в большинстве своем аполитичны. Если  они и проявляли интерес к политическим идеологиям, то, скорее, к левым, как и полагается представителям пролетарской молодежи.   Так, среди них была популярна татуировка с распятием, под которой была надпись: «Его распяли капиталисты». Те из скинов, кто все же участвовал в политике, отдавал предпочтение лейбористской партии как рабочей.    

 

В 70-е годы приходит вторая волна скин-движения. Немного изменяется одежда: теперь это джинсы и куртка американских летчиков, музыкальная мода – на место регги приходит панк,  музыка в стиле «Oil». Но самое главное, начинается политизация движения, оно раскалывается на правых, с которыми сегодня обычно отождествляют всех скинхедов (и совершенно ошибочно!) и левых.  Рождение правых или коричневых скинов было результатом усиленной пропаганды  в среде уличной молодежи английских ультраправых нелегальных  партий – прежде всего, «Национального фронта» и Британской национал-социалистской партии. Неонацисты из таких скинов начали формировать уличных бойцов неофашистских партий для драк с коммунистами и анархистами и для нападений на «цветных». Именно эти «новые скинхеды» стали наносить татуировки в виде свастики или кельтского креста, использовать нацистские приветствия, речевки расистского и антисемитского содержания. Поскольку своими действиями – избиениями и убийствами  черных и азиатов, они привлекали наибольшее внимание СМИ, их обыватель и принимал за скинхедов как таковых.
Гораздо меньше замечали  и замечают чуть позже возникшее левое крыло скинхедов – так называемых «красных скинов» (редскинс). При схожем внешнем виде – военизированная форма, короткая стрижка, они исповедуют анархо-коммунистические взгляды. Их лозунг: «скинхеды против  расизма и капитализма». У них часто бывают потасовки с коричневыми скинами и не всегда в пользу коричневых. Красные скины участвуют и в движении антиглобалистов, его уличные бойцы сражались на баррикадах в Сиэтле, в Генуе, в Давосе. Требования красных скинов – прекращение грабительской эксплуатации стран Третьего мира странами «золотого миллиарда» как минимум и мировая социалистическая революция как максимум. Естественно,  вступать в красные скинхеды могут не только люди с белым цветом кожи. Красные скины считают себя – и не без оснований – истинными продолжателями  движения скинхедов 60-х, так как видят в нем выражение энергии и мировидения пролетарской молодежи. «Коричневых скинов» они воспринимают как маргинальные группки, которые не имеют право присваивать себе имя и внешнюю атрибутику скинхедов.
К красным скинам близки   SHARP-скины (SkinHeads Against Racial Prejudice - «скинхэды против расовых предрассудков»), движение, возникшее в Нью-Йорке в 80-х годах. Не будучи анархо-коммунистами, они выступают также против расизма, за равноправие всех народов.      

 

Надо заметить, что классические, аполитичные скинхеды, «зубры» 60-х годов и  их молодые сторонники тоже не признали ультраправых и  стали их называть не иначе как  «бонхеды» («костяные головы», или в вольном переводе – «тупоголовые», «безмозглые»). Специалисты по молодежным субкультурам также считают, что между бонхедами и скинхедами нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды (так для молодежных субкультур наиболее важным атрибутом является любимая музыка, но бонхеды и скинхеды слушают разную музыку: бонхеды – тяжелый металл, скинхеды – регги или Oil-панк). Поэтому не случаен вывод специалистов, что бонхеды – это искусственно сформированное и чужеродное направление в движении скинхедов, тогда как настоящее скинхеды, как и полагается молодежной субкультуре, возникли стихийно (М. Вершинин). Кстати, среди специалистов понятие «скинхед» принято применять ко всей этой молодежной субкультуре,  а тех, кого СМИ называют «скинхедами», то есть неонацистов именуют бонхедами.   


 В России скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В отличии от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и похлеще, тоже был), а под влиянием западной масс-культуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и комбезы, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и русских, то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом или флагом американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России представлены также все направления скинов. Есть красные скины  (они даже выпускают свой журнал – «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете – «Redskins.ru»), есть скины–антифашисты (которые неоднократно организовывали скин-секьюрити – своеобразную скиновскую охрану концертов реперов – извечных врагов неонацистов). Но про них мало кому известно. Официальное  телевидение РФ, как и на Западе, на словах выступающее против расизма и неонацизма, старательно замалчивает существование скинхедов-антифашистов и фактически своими сюжетами «пиарит» бонхедов…

 

Одежда, взгляды, любимая музыка  российских скинхедов – все это повторяет западные образцы. Единственное отличие – российские бонхеды считают арийскими нациями не только народы зарубежной Европы и англо-саксонское белое население США, но и славян и в частности русских (увы, им неизвестно, что их западные «братья по расе» с такими выводами абсолютно не согласны и относятся к славянам как к «расово неполноценным»). Точно также как и на Западе российских бонхедов «опекают» «взрослые» ультраправые организации вроде Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь превратить их в своих штурмовиков. Естественно, часть бонхедов вливается в ряды ультраправых организаций, но бон-движение как таковое остается все же достаточно автономным образованием.

 

Российские скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой организации. Они представляют собой совокупность  разрозненных и не связанных между собой групп (в среднем по 10-15 человек в каждой), которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается  распитием пива и слушанием тяжелого рока и также легко распадаются, как и возникают.  Правда, в ноябре 2002 года в столице  бонхеды пытались произвести российский съезд, приуроченный в дню рождения культовой фигуры западных коричневых скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400 человек), но эта попытка была пресечена милицией. Количество бонхедов в России вообще невелико. По данным 2003 года их было 15 000 человек на всю Россию, на 7 – миллионную Москву – около 5 000, в Санкт-Петербурге – около 3 000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно, выросло, но не принципиально и вряд ли превышает 20 000 по России). Как правило,  бонхеды у нас   учащиеся старших классов школ, ПТУ, реже – вузов. Подавляющее большинство – так называемые «пионеры», уличные боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны только на то, чтоб пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и устраивать драки. Без идеологов движения они не представляют большой опасности, потому что сам по себе их пыл  может легко рассеяться и движение распадется. Идеологов и лидеров бонхедов  не больше нескольких сотен. В Москве их не более ста. Они выпускают самиздатовские журналы («Под ноль», «Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают Интернет-сайты, готовят и распространяют учебные пособия по уличным дракам. Показательны названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть», а также цитаты из них: «…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит — ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест… …а заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».  

 

Следует также отметить, что в основном  бонхеды сгруппированы в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге (там находится около 90% коричневых скинов). Свои акции они проводят регулярно, но на фоне общей криминальной статистики, совершаемые ими преступления – как говорится, капля в море (что, естественно, не отменяет необходимости нравственного осуждения каждого такого деяния, тем более, что для родственников и близких пострадавших эта статистика – слабое утешение). Это видно, например, по данным сайта Полит.Ру («Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 году (ежегодный отчет информационно-аналитического центра «Сова»)») За весь  2005 год бонхедами (которых аналитики-антифашисты неверно именуют скинхедами)  было совершено 366  избиений, приведших к ранениям и 28 убийств. В то же время по данным электронных СМИ («статья «Криминальная Россия» на сайте Пермского отделения КПРФ) согласно докладу генпрокурора Устинова об уровне преступности в стране, в 2005 году в Российской Федерации было совершено около 30 000 убийств (необходимо заметить, что реально их было, конечно, больше:  как утверждают электронные СМИ,  регистрируется меньше половины преступлений). Итак, из 30 000 убийств, совершенных в РФ в 2005 году (по данным МВД, которые явно заниженные) лишь 28 совершены «скинхедами» (по данным правозащитников, которые заинтересованы, напротив, в завышении «градуса» экстремизма). Это составляет около одной тысячной доли процента – величина, которую социологи  как правило не учитывают в силу ее  статистической ничтожности (она входит в так называемый «процент погрешности»). Тем не менее, эта тысячная доля процента постоянно находится в поле зрения СМИ, тогда как все остальные преступления не то, чтобы замалчиваются, но и особо их никто не «пиарит».

 

3. Скинхеды в кривом зеркале СМИ
Итак, реальность такова, что:
- скинхеды  неоднородны и включают в себя и совершенно аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки;
- скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно, как уже говорилось, предполагает  образ жизни (может показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами  опровергает этот тезис, но это не так.  Для пояснения можно привести такой пример:  субкультура хиппи не исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что  наркомафия и движение хиппи – фактически одно и то же);
-  скинхеды  не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок, музыка – главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее создателей,  скин-движение возникает стихийно, из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи;
- бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличии от, например, черносотенцев, которые, действительно, пытаются возродить русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности – порождение пересадки  на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб»,  не услышали бы «черный металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит сам их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками  на английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и англоязычных,  наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не было областей с  чернокожим населением и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней;
- бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых  по иным, неидеологическим причинам.
СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:       
          - Скинхедов представляют  исключительно как неофашистов самого примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ изображают   пьяных подростков,  тупо орущих нацистские лозунги и оскорбления в адрес не-белых, все это журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и  армейские ботинки и могут даже не быть бритыми (!), таким образом, скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании красных  скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий непрофессионализм либо сознательное замалчивание фактов;
          -    СМИ не делают различий между членами радикальных националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены  организации Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие  форму NSDAP, подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало – короткие прически);
          - скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной для общества силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто  боевиками-неонацистами при  этом не приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио в разы превышает  те цифры, которые мы находим в Интернете, в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным субкультурам  и даже в докладах правозащитников.    
Из всего этого очевидна совершенная правота М. Вершинина, который утвержал, что СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, создают из движения скинхедов – разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо подросткового явления политический жупел.
Мы бы к этому лишь добавили, что такая политика СМИ не только вводит общество в заблуждение, но и способствует количественному росту таких «скинхедов», какими их изображают СМИ. Расписывая зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие себя «борцами с фашизмом»,  формируют такой образ скинхеда, что он оказывается наиболее привлекательным для подростков, к которым «взрослый мир» повернут не самой приятной и лучшей своей стороной. «Скинхеды» изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми, они могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если их и арестует милиция, они якобы отделаются «легким испугом». Что же касается осуждения негуманности и ксенофобии «скинов», то это термины «взрослого», чуждого для них  мира, к тому же провозглашаемые журналистами-либералами, защитниками того режима, что не принес рабочим и их детям мало хорошего. Итак, итогом борьбы со скинхедами либеральных СМИ становятся подражательные действия со стороны  молодежи, которая обо всем узнает из передач телевидения. Раньше они были просто «гопниками», пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь, посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» – таких, какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры» заканчиваются кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию, с еще большим воодушевлением принимаются за разоблачения скинхедов и все  повторяется…

 

4. Кому это выгодно?
Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького и управляемого, но очень шумного и одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти силы напрямую «заказывают» журналистам лживые и провокационные сюжеты о «скинхедах». Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как  в советские времена, а с внутренней самоцензурой журналистов -    работники СМИ заранее знают: что хотят их новые хозяева и стараются им угодить, создавая все новые и новые идеологические мифы. Но как бы то ни было без поддержки определенного сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением центральных СМ не проводятся.
Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы русского национализма:
Прежде всего, это наиболее русофобские и  агрессивно настроенные круги на Западе,  и главным образом в США. Картинки с русскими подростками, вскидывающими руки в нацистском приветствии, полученные с наших либеральных каналов  – очень   хорошая иллюстрация для тех западных политиков, которые до сих пор  паразитируют на мифе времен холодной войны о России – империи зла,  и мечтают окончательно добить наиболее крупный обломок СССР – нынешнюю Российскую Федерацию.
Далее, это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать на теме «русского фашизма». Ведь во-первых, это отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ как последнего  оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным порывом  как можно больше  чаще поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно совершено иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».
          Внутрироссийским  националистам и сепаратистам также только на руку истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта – отделение от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более, смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской компании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и Басаева).
И, как бы это парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как и всякое государство, он не заинтересован, чтоб общественный порядок «раскачивали» банды подростков-неонацистов, но он заинтересован в том, чтобы такое ощущение создавалось у обывателей. Тем больше обыватели будут ценить  Путина и его «единоросов», которые хоть не идеальны, но все же лучше фашистского беспредела.
Таким образом, как ни смотри, всем  раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением народа России.  Но вышеназванным игрокам  политической «шахматной доски» дела до народа нет.          


0.31665301322937