Запад для России – символ ценностей, к которым стремится Россия. Но, так как мы идеалистическая цивилизация, наша планка высока – и Запад часто просто не выдерживает искренности наших требований и силы нашего стремления к совершенству.
Конечно, я говорю не о наших руководителях – мы знаем их уровень и не питаем иллюзий, - но об общем разочаровании в Западе. Если еще недавно мы вслед за Бродским удивлялись, что по-английски можно сказать глупость, то сейчас россияне все чаще удивляются, что по-английски ее можно не сказать – по крайней мере, по вопросам, связанным с Россией. Возможно, господа послы говорили здесь по-русски и по этой причине тоже.
Системных проблем у Запада две, и они тесно связаны.
Прежде всего, наша страна уступила Западу глобальное лидерство, усомнившись в своей правоте, и предоставила ему в монопольное использование функции глобального полицейского и глобального регулятора рынков, которые раньше исполнялись нами совместно, хотя и в борьбе.
Но глобальный полицейский не может быть одновременно и коммерсантом, а Когда права человека превращаются в простой инструмент обеспечения коммерческих интересов, это дискредитирует не только коммерческие интересы, но и само понятие прав человека.
Отсюда вторая проблема: под сурдинку разговоров о демократии и глобализации сложился мировой порядок, в котором две трети человечества лишены возможности развития.
Глобальная реклама насаждает западные стандарты потребления в мире, все большая часть которого лишается глобальными монополиями, ведущими эту рекламу, возможности достижения этих стандартов.
Это создает колоссальную и растущую напряженность. Это главное противоречие современного мира: оно определяет все его развитие, в том числе во многом - и отношения России и Запада, включая чисто экономические отношения.
Эти проблемы существуют со стороны Запада, но и себя грех забывать.
Главное содержание 15 лет российских реформ – неуклонное и последовательное освобождение правящей бюрократии от всякой ответственности перед кем бы то ни было и от всякого контроля, в том числе и со стороны российского общества.
Полное освобождение российской бюрократии, полная ее эмансипация от российского общества достигнута.
Результат этой бюрократической революции – формирование качественно новой системы, в которой коммерческие олигархи, то есть бизнесмены, добывавшие деньги при помощи грабежа государства, заменены олигархами силовыми. Они находятся в значительной степени внутри государства, контролируют многие его структуры и добывают деньги за счет грабежа при помощи этих государственных структур общества, в том числе и бизнеса. Распространенное мнение, что главным регулятором российской экономики является Генпрокуратура, представляется не очень сильным преувеличением.
Вообще говоря, укрепление рубля недопустимо потому, что оно подрывает единственные либеральные ценности, доступные путинской бюрократии, - покупательные способности доллара и евро.
Конечно, экономическое сотрудничество с Западом будет развиваться, но есть три системные сложности, которые мы, я надеюсь, будем успешно решать. Боюсь, правда, что решать их мы будем в ходе изменения всего мирового порядка из-за ослабления глобального монополизма, вызванного сменой господствующего технологического базиса, - а такие изменения редко бывают прогнозируемыми и часто – весьма болезненными.
Первая проблема заключается в том, что российский частный бизнес помещен между молотом и наковальней. С одной стороны, идет огосударствление, причем не только в явной и открытой, но и в скрытой, неофициальной, теневой форме.
С другой стороны, идет экспансия международного бизнеса, в первую очередь западного. Причина - не столько относительное благополучие России, сколько то, что административное давление на западный бизнес на порядок слабее, чем на российский.
И одна и та же компания, один и тот же завод может быть убыточной в собственности российского предпринимателя и баснословно прибыльной в собственности западного предпринимателя – просто потому, что западные правительства защищают своих бизнесменов, и им приходится платить на порядок меньше взяток, чем российским бизнесменам.
Экспансия иностранного бизнеса не безобидна. Революция случилась, напомню, в том числе и потому, что 70% ключевых отраслей промышленности принадлежало иностранным инвесторам, - и, когда грянул гром, они, вместо того, чтобы лечь с пулеметом перед заводоуправлением, преспокойно списали потери на убытки и уехали заниматься бизнесом в более фешенебельные места.
Вторая проблема отношений России с Западом заключается в концепции так называемого «конструктивного изоляционизма», по-видимому, возобладавшего в нашем руководстве. Ее можно кратко определить примерно так: «Мы будем делать, что хотим, а вы это будете терпеть».
Эта концепция не только чрезмерно усугубляет культурные барьеры и вызывает взаимные подозрения, разочарования и обвинения. Есть опасения, что она чревата третьей приватизацией или, если угодно, третьим переделом собственности, в ходе которого российская правящая бюрократия будет захватывать собственность и, самое главное, недра России не прямо, а выступая в виде западных компаний, используя репутацию Запада и международное право для прикрытия захвата собственности. При этом значительную часть контроля за российскими ресурсами придется отдавать Западу в качестве «платы за прикрытие» и вообще согласия на эту операцию.
Хочу предостеречь: в случае прямого владения Запад не удержит российские ресурсы просто потому, что, лишенная прибылей от их использования, Россия не может существовать. Она не может долго жить в полупридушенном состоянии и либо разрушится – и тогда эти ресурсы будут отобраны другими участниками глобальной конкуренции, в частности, Китаем, - либо начнет восстанавливаться и тогда вернет себе эти ресурсы. И будет очень горько, если при этом придется вырывать их из рук наших цивилизованных западных партнеров, поневоле обижая их.
Третья проблема отношений России и Запада заключается в том, что модернизация России требует ее выхода на высокотехнологичный уровень. А повышение степени обработки экспортной продукции «при прочих равных условиях» отнимает эту добавленную стоимость у ее современных производителей, то есть в первую очередь у Запада.
Выход России на высокотехнологичные деньги лишит Запад колоссальных денег – и вопрос о том, как будет компенсироваться этот ущерб, - а я верю, что он так или иначе будет компенсирован, и западная цивилизация, воспрявшая на костях нашей страны, не погибнет, - остается открытым. А модернизация России все плотнее встает в повестку дня.
Политическая и экономическая система, создаваемая в нашей стране, при всей своей грубости и несовершенстве является вполне адекватным инструментом авторитарной модернизации, - а другой в России, при ее сегодняшнем и завтрашнем состоянии, не может и быть.
Конечно, сегодня этот инструмент используется в ненадлежащих целях – для обогащения и административного удовлетворения отдельных создающих его деятелей, и в целом это напоминает попытку вывинчивания шурупа при помощи, например, молотка.
Но я верю в демократию, то есть в практическое воплощение интересов и воли народов, - и, соответственно, верю в то, что создаваемый сегодня инструмент авторитарной модернизации России уже через несколько лет начнет эффективно использоваться по прямому назначению.
И пути решения проблем, порождаемых нашим возрождением в отношениях с Западом, надо начинать искать уже сейчас, так как опоздание может привести к негативным последствиям как для нас, так и для наших уважаемых партнеров.
М.Делягин
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |