Надо признать, что им, упомянутым выше силам, замена вполне удалась. Более того – в кои-то веки можно говорить не только об удачном механизме перехвата власти, но и о весьма грамотном подборе персоналии. Как бы мы не относились к Путину, приходится согласиться с расхожим мнением, что на фоне Ельцина он выглядит просто-таки великолепно. На фоне других глав государства, из тех, кого помнит большинство россиян – Хрущёва, Брежнева, Андропова, Горбачёва – ВВП тоже поражает своей адекватностью и соответствием расхожему выражению «государственный деятель». Если даже опустить те аспекты его деятельности, которые не относятся напрямую к теме данной статьи – а это экономика, строительство гражданского общества, борьба с преступностью и коррупцией и т. п. – необходимо констатировать, что за годы своего президентства ему удалось добиться многого. Удалось консолидировать и выстроить под себя власть, причём, все её ветви, включая и неформальные, типа СМИ; удалось добиться реальной, а не дутой, популярности у электората, и сейчас его «базовый голосовой капитал» составляет не менее 70 процентов; удалось реанимировать спецслужбы, которые, возможно, ещё не очень хорошо «ловят мышей» в Чечне, но уж в пределах МКАД даже камни пересчитали, не то что потенциальных оппозиционеров.
Всё, сказанное выше, на мой взгляд, вполне обосновывает одно из базовых моих утверждений – Путин располагает (по крайней мере, на данный момент), достаточным потенциалом для того, чтобы удержать власть в своих руках. Перед ним нет выбора «смогу – не смогу» - есть только выбор «удержать – отпустить». И то, что сейчас обсуждается, на полном серьёзе, кандидатура наиболее вероятного преемника Путина; то, что де-факто идут «праймериз» между наиболее вероятными кандидатами на пост президента России, С. Ивановым и Д. Медведевым, казалось бы, явно и безоговорочно свидетельствует о том, что в 2008 году нас ожидает вполне реальная передача власти.
Однако…
Месяца три назад, когда я только-только собрался писать статью, посвящённую этой теме, было одно, весьма существенное отличие от той ситуации, которая складывается сейчас. Претендентов было много, но вероятных – только один. Было ощущение, что аналитики, пытающиеся распутать этот узел, просто отрабатывают редакционные авансы, ибо фигуры, сопоставимой по значимости с фигурой министра обороны, оборонного же вице-премьера, соратника Путина С. Иванова, не было и в помине. И действительно – что должны были думать аналитики о кандидате, занимающем столь важный пост, имеющем больше экранного времени, чем даже сам премьер-министр, причём, иногда позволяющем себе выступать с поздравительными обращениями к народу (в основном, на праздники, связанные с армией – 23 февраля, 9 мая), весьма напоминающими поздравительные новогодние обращения Президента? Да одного только последнего обстоятельства, принимая во внимание нашу «византийскость», было достаточно, чтобы сделать однозначный и непоколебимый вывод – следующим после Путина президентом РФ будет Иванов, и произойдёт это именно в 2008. И все попытки политологов найти тут какую-то интригу, других серьёзных игроков и кандидатов казались (да и были таковыми на самом деле) попыткой немного замутить воду, чтобы потом было сподручнее в ней рыбку половить. У меня до сих пор вызывают умиление наивные рассуждения о том, что последнего слова ещё не сказал Полтавченко, представитель Президента в Центральном округе, или попытки напялить виртуальную корону на маковку Миронова, спикера Совета Федерации. Бедные политологи, как им тогда, наверное, было трудно и скучно…
И тут – бац! Медведев! Вице-премьер! Брошенный на «национальные проекты»! Каждый день показываемый по телевизору! Молодой, образованный, «близкий к телу»! Медведев, у которого за спиной шлейф газпромовских успехов и, что немаловажно, газпромовских же капиталов!!! Преемник? Он?! Он!!!
И действительно, тот взлёт, который мы наблюдали в исполнении этого политика, явно не может быть случаен. Ни одному здравомыслящему человеку в России пояснять этот тезис не нужно. А значит, политологи с восторгом принялись препарировать изменившиеся в одночасье политические расклады, иностранные специалисты по России начали вычислять будущие парадигмы, бизнес-сообщество занялось оценкой рисков, а объединил всех главный вопрос – кто же действительно «рулит» Россией и чего, при таких рулевых, от неё ожидать…
Очень быстро большинство аналитиков сошлось во мнении, что «преемничество» Медведева – стратегический успех российских бизнес-структур (читай – олигархов), что Путин сделал окончательный выбор между силовиками, к которым склонялся раньше, и капиталом, причём, разумеется, именно в пользу последнего. Более того, вполне серьёзно говорится о том, что это не Путин склонился в пользу капитала, а капитал склонил Путина, в честном подковёрном сражении победив обнаглевших силовиков и поставив нынешнего президента перед фактом, который он не смог проигнорировать. Выводы и парадигмы пока ещё делаются и рассчитываются, но заметно, что самые квалифицированные и заинтересованные политологи и политики, а именно западные, таким развитием событий в России почти удовлетворены.
Однако мне - да простят меня все, кого это заденет! – хочется подкинуть в эту здоровенную бочку мёда маленькую, но чрезвычайно противную ложку дёгтя. Увы, но все эти расклады – говоря по-русски, полная чушь. И свидетельствуют они только об одном – кремлёвские политтехнологи знают своё дело и им удалось, по крайней мере, на ближайшие два года, пустить своих противников по ложному следу. Зачем им это нужно? А помните, я уже говорил о том, что Ельцина в своё время просто терпели, не предпринимая атак против него в надежде, что он и сам вот-вот отойдёт от дел? Так вот, сейчас пытаются искусственно создать аналогичную ситуацию, в расчёте на то, что активных действий со стороны США и их союзников против путинской России не будет именно потому, что она вот-вот перестанет быть путинской. Подставить вместо ВВП ложную цель, создать объект для приложения заведомо обречённых на провал усилий, а самим в это время в спокойной ситуации реализовывать другой, реальный сценарий развития событий.
А он, этот реальный сценарий, на мой взгляд, выглядит несколько иначе…
Прежде всего, никакой критики не выдерживает предположение, что Д Медведев является креатурой неких самостоятельных сил, завязанных на российский бизнес. Ещё более неправдоподобными, да просто смешными, можно назвать предположения, что эти силы вели некую борьбу с силовым блоком российского истеблишмента, к которому, кстати, изначально принадлежит и сам Путин. Для того, чтобы понять это, достаточно вспомнить, как жёстко, быстро и безоглядно поставил нынешний президент на место тех олигархов, которые реально пытались взять под контроль политическую ситуацию в стране после выборов 1999 года (читай, взять под контроль самого Путина) или только обозначили какие-то политические амбиции. Березовский и Гусинский, имевшие значительную поддержку за пределами России, выдворены из страны и находятся в списке разыскиваемых Интерполом лиц, а бедолага Ходорковский, видимо, понадеявшийся только на свои капиталы и едва обозначивший свои политические амбиции, теперь и вовсе в тюрьме. Таким образом, Путин ясно дал понять, что всякий, кто попытается его «поиметь», поимеет проблемы, несовместимые со свободой и статусом «олигарха». И это принесло свои плоды – вот уже несколько лет наши «акулы капитализма» дисциплинированно ходят по одной половице, да так, что эта половица и не скрипнет. Да и куда деваться: люди против них играют серьёзные, с младых ногтей обученные стрелять «на слух» аж с двух рук одновременно, так что половицами скрипеть себе дороже – армейские даже источник помех считают достойной целью. Так что все разговоры про то, что Д. Медведев представляет некие самостоятельные структуры, что он до определённой степени самоценный, независимый от Кремля политик, можно без сожаления выкинуть на свалку использованных пиар-шаблонов.
А если самостоятельных сил за ним нет, то остаётся только одно – кандидатура Д. Медведева нужна самому Кремлю, иначе его стремительного взлёта просто не объяснить. Так что же это за персона и чем он так приглянулся Путину и его политтехнологам в штатском? А вот это, видимо, тот вопрос, ответ на который позволяет нам приблизиться к пониманию сути задуманной Кремлём комбинации.
Все мои попытки узнать о Д. Медведеве что-нибудь такое, что выделяло бы его из ряда обычных, ничем не примечательных, мало что из себя представляющих чиновников увенчались полным провалом. Вероятно, именно потому, что ничего такого за ним и вовсе не числится. Питерский, юрист по образованию, успешная карьера в эру великих потрясений - сначала в родном Питере, а потом и в Москве. Хорошо исполнял функции, тонко чувствовал конъюнктуру, умел не выделяться, пока не выделили – как хотите, а таких можно в одной только Москве набрать не одну сотню. На сотрудника спецслужб тоже не похож – слишком уж на виду был всё время своей деятельности. Может, как водится, отчёты кураторам и писал, но этим тоже в своё время могли похвастаться миллионы. В особой личной дружбе с ВВП тоже не замечен. Сильных, влиятельных структур, которые могли бы назвать его «своим», за его спиной, как отмечалось, тоже нет. И по всему выходит, что именно его непритязательность, функциональность и политическая слабость и являются теми факторами, которые заставили путинских политтехнологов обратить на него внимание и остановить на нём свой выбор.
Кто-то резонно заметит – наверное, если человек добрался до таких высот, его никак нельзя назвать неспособным, нечестолюбивым, лишённым амбиций. И я бы с этим безоговорочно согласился, если бы не знал одного обстоятельства – примерно с 93-94 годов в ельцинской России наступила эра компроматного доверия. То есть, проще говоря, человеку, на которого не было хорошего компромата, не доверяли по определению, и назначение его на сколько-нибудь ответственный пост было просто невозможно. Хорошей иллюстрацией может служить история с бывшим Генпрокурором Скуратовым. Ведь работал же он, пока не пошёл на открытую конфронтацию с окружением Ельцина, хотя в ту пору кассета с его постельными страданиями уже была в распоряжении спецслужб. Что им мешало не дожидаться, когда он займёт позицию, несколько отличную от рекомендованной, и озаботиться его нравственностью сразу по её получении? А именно то и мешало, что он был удобен власти, пока существовала иллюзия его управляемости и послушности. А стоило ему взбунтоваться и отказаться «искать консенсус», как его тут же отстранили от власти, тем самым, минимизировав причинённый окружению Ельцина ущерб и, заодно, показав пример всем остальным «окомпромаченным».
Вероятно, уже в ту пору в России можно было сделать значительную и быструю карьеру только двумя путями – располагая компроматом на кого-то или дав кому-то компромат на себя. Немного утрируя, можно сказать, что самым простым способом достижения быстрого карьерного роста, особенно в политике и госуправлении, можно было добиться, засняв себя на видео совокупляющимся, к примеру, с собакой, и забросив это видео как можно «выше». Причём, желательно было, чтобы собака была кобелём, а самокомпрометируемый – под ним, а не над… Дальше всё зависело от того, насколько высоко это видео удалось вынести и как много людей было, в конечном итоге, о нём осведомлено. Если компромат дошёл по назначению, то уже в скором времени можно было ожидать стремительного карьерного роста – по той простой причине, что умных и грамотных пруд пруди, а верных не за совесть, а за страх всегда не хватает. Вообще, подобные методы «работы с кадрами» характерны именно для спецслужб, особенно тех, которые привыкли к нелегальной и агентурной работе во враждебном окружении. И не удивительно, что наша разведка, в середине девяностых узнавшая, что такое враждебное окружение в родной стране, была вынуждена использовать даже те методы из своего арсенала, которые обычно используют только против откровенно враждебных государств и разведок.
Вероятно – здесь мы вступаем в область допущений, поэтому постараемся, чтобы наша корректность была прямо пропорциональна нашей неосведомлённости – и стремительная карьера господина Медведева тоже опиралась на компромат. Если же принять как данность, что его собственные возможности по сбору такового были весьма невелики, если не сказать ничтожны, то остаётся лишь один вариант – когда-то подставился он сам. Разумеется, сейчас трудно сказать, какого рода это была информация. Да это, по большому счёту, и не важно: секс, извращения, коррупция – подходит абсолютно всё, что позволяет хозяевам компромата чувствовать себя абсолютными хозяевами положения. И если сейчас господину Медведеву «доверяют» даже президентское кресло, то можно не сомневаться – компромат на него не просто хороший, а убойный. Может быть, в прямом смысле слова….
И вот сейчас мы подходим к самому интересному. А для чего Кремлю, Путину такая зависимая фигура в качестве кандидата в президенты, потенциально – в качестве президента РФ? И тут же находим очень простой ответ – разумеется, для того, чтобы передача должности не сопровождалась передачей власти, чтобы ВВП и силы, которые за ним стоят, смогли бы сохранить в стране не просто влияние, а абсолютную, в сегодняшнем понимании этого слова, власть.
Кто-то может возразить – а что мешало этим силам сохранить власть, посадив в президентское кресло С. Иванова? Тот же силовик, разведчик, соратник В. Путина. Вероятно, разделяющий его взгляды. Что меняется для них в случае его прихода к власти? И я бы затруднился с ответом, если бы не включил в расклад такой фактор, как личные амбиции самого ВВП. Но такой фактор, я уверен, присутствует, и именно он и стал определяющим. Всё-таки, согласитесь, у президента России даже по Конституции достаточно полномочий для того, чтобы изменить ситуацию в любую сторону и сделать вчерашнего кумира если не изгоем, то…
Сильный, харизматичный, самостоятельный С. Иванов, за которым реальная поддержка армии и разведки, вряд ли стал бы послушным орудием в руках Путина, какими бы дружескими на самом деле ни были между ними отношения. Его приход, на самом деле, означал бы, что ВВП стал пенсионером, и постепенно его роль свелась бы к роли свадебного генерала или Главного Дзюдоиста всех времён и народов. Но устраивает ли это весьма ещё молодого, по политическим меркам, амбициозного, целеустремлённого, на деле доказавшего свою профпригодность Путина? Не думаю. А значит, в качестве кандидата в преемники ему лично гораздо больше нравится человек, к которому давно подобран ключик, привыкший к тому, что его постоянно дёргают за ниточки и, возможно, уже научившийся испытывать от этого некоторое удовольствие. То есть, Путину гораздо больше нравится Медведев, чем Иванов, и именно это и стало определяющим фактором при выборе кандидатуры «президента – 2008».
На самом деле, всё довольно просто. Как водится, все политические сложности сводятся к человеческим банальностям, а политология оказывается падчерицей психологии. И, тем не менее, рискну себя опровергнуть и сделать ещё одно смелое допущение – на самом деле всё не так просто, как кажется!
Выборы 2008 состоятся. В этом я не сомневаюсь. И Путина В. В. в качестве кандидата на них не будет. В этом я тоже почти уверен. Станет ли новым президентом Д. Медведев? Да, если не наделает глупостей и ему не найдут замену. Но вот во что я не верю, так это в то, что ВВП надолго отдаст бразды правления в его руки, сколь бы послушными и зависимыми они ни были.
Сейчас есть несколько предположений относительно того, как именно В. Путин будет управлять страной после 2008 года. В основном, аналитики сходятся на том, что он станет премьер-министром, а для его удобства законодательство страны и её Конституция будут подредактированы таким образом, чтобы этот пост перестал быть номинальным и получил бы некоторый реальный политический вес. Честно говоря, мне кажется, что это хороший, но идеалистический вариант. На самом деле всё будет немного проще и, как говорится, «сердитей».
Никто ничего редактировать не будет. Хотя бы потому, что реальный перенос властных полномочий от Кремля Правительству потребует не косметических правок, а серьёзных, радикальных изменений в действующей Конституции и законодательстве рангом пониже. За оставшиеся два года такую работу даже спланировать-то трудно, а уж проделать её, ничего не упустив, просто нереально. Поэтому подобный вариант можно назвать тупиковым – Путин хоть и зайдёт в этот тупичок, но долго там не задержится. Реальная же стратегия Кремля, тот самый сценарий, который разработан кремлёвскими политтехнологами, выглядят несколько иначе.
Если вкратце, это будет выглядеть следующим образом… В 2008 году состоятся относительно свободные (самому смешно, но что поделаешь))), демократические выборы Президента РФ. Победит на них, разумеется, тот, кому положено. Владимир Путин, как честный и безупречный политик, власть своему преемнику передаст, а сам займёт должность премьер-министра.
А вот дальше начнётся самое интересное. Все помнят о том, что Конституция РФ запрещает одному человеку занимать пост президента более двух раз подряд. Но мало кто помнит о том, что должность эту можно занимать какое угодно количество раз, лишь бы, как уже сказано, не более двух раз подряд. И тем более никто не обращает внимания на то, что в Конституции не записано, что каждый президент обязан занимать свой пост все четыре положенные ему по закону года. Как раз наоборот – если с главой государства что-то случилось, или он просто отказался от должности, премьер-министр временно занимает его пост, становится «И.О. президента», и на его же долю приходятся все хлопоты по организации и проведению следующих президентских выборов. Выборов, в которых Владимир Владимирович сможет участвовать уже на совершенно законных основаниях. И именно эта карта и будет, на мой взгляд, разыграна ВВП. Точнее, именно её он сейчас и держит в рукаве, готовясь к решающей сдаче.
Слабый, зависимый президент пробудет у власти очень недолго. Вероятно, несколько месяцев. Больше просто сам Путин не выдержит – нервы-то не железные, чего уж там. А потом… Нет, я не думаю, что с новым президентов случится что-то плохое и непоправимое. Всё-таки Путин не производит впечатления кровожадного человека. Скорее, выяснится, что Д. Медведев «болен». Тяжело болен. Настолько тяжело, что это, увы, не позволяет ему и дальше управлять государством. Ну, может быть, через несколько лет, после длительного и напряжённого лечения, но не раньше… Разумеется, в строгом соответствии с Конституцией РФ он отречётся от должности, а ВВП во второй раз в своей жизни станет «ИО Президента» РФ.
После этого, как уже говорилось, в таком же строгом соответствии с законом будут проведены очередные выборы, и не позднее весны 2009 года Владимир Владимирович Путин станет новым Президентом России. И останется таковым, вероятно, до 2017 года.
Даже не знаю, что тут уместнее крикнуть – «ура!» или «аминь»…Разумеется, прогнозы на события, которые должны произойти через два года, да ещё и России – вещь неблагодарная. Наверняка, многие в связи с этим вспомнят про гадание на кофейной гуще. Вероятно, в этом тоже будет некоторая доля истины.
Я же сейчас не стану заниматься расчётом вероятностей и вычислением процентных долей. В конце концов, политология – не математика, и всё самое интересное в ней всегда держалось на предположениях и допущениях. Мне интереснее другое – чего нам следует ожидать, если мои выкладки верны? Вообще, какие выводы напрашиваются? На мой взгляд, выводы достаточно просты. С одной стороны, радует, и даже весьма, что нынешняя власть не желает идти на откровенное нарушение Конституции. Это, всё-таки, тот случай, где даже самая лицемерная вежливость гораздо лучше откровенного хамства. Да и то, что власть вынуждена думать, прежде чем что-то предпринять, симптом весьма положительный. Даже закрадывается робкая надежда – а вдруг у нашей власти это войдёт в привычку? Наверное, это будет самая лучшая – и неожиданная при этом – привычка, приобретённая российской властью за весь период существования страны.
Очевидным негативным моментом, на мой взгляд, является упование на компромат, как на главное средство «стабилизации» внутриполитической ситуации в стране. Конечно, проволочные удавки компромата являются эффективным сдерживающим средством, но использование их в качестве приводных ремней – как минимум, сомнительно. В долгосрочном же плане это неминуемо приведёт к застою в политической и административной сферах, ибо перманентная асфиксия госаппарата никак не способствует инициативе и продуктивной работе государственной машины. Вообще, попытка заменить центростремительные процессы в обществе на конструкцию, скреплённую компроматной арматурой, вряд ли доведёт страну до добра. Такая конструкция, не спорю, может быть чрезвычайно прочной, но проблема в том, что и у неё есть слабое звено – тот узел, в котором все эти «удавки» сходятся. А в нашем случае это именно Кремль. И любая дестабилизация этого «узла» несёт в себе серьёзную угрозу для всей страны, в том числе и для её территориальной целостности.
Ну и ещё один штришок – конечно, Д. Медведева нельзя назвать человеком «Газпрома» или связанных с ним бизнес-структур. Но совместная работа, как говорится, способствует сближению, а мелочей в политике такого уровня не бывает. А значит, вероятность озвученного мною сценария мы сможем проверить уже, наверное, в 2007 году, когда «кремлёвские» на всякий случай решат почистить газпромовскую верхушку. Не думаю, опять-таки, что это приобретёт характер репрессий – не тот случай, чтобы своих бить. Скорее, можно ожидать «почётных ссылок» для наиболее влиятельных сейчас в «Газпроме» фигур. Пост посла на Украине уже занят, поэтому логично предположить, что А. Миллер станет послом в Германии. Таким образом продолжат традицию, начатую назначением Черномырдина, да и в свете назначения Г. Шрёдера «смотрящим» за строительством СЕГ (Северо-Европейского газопровода) это будет выглядеть более чем логично. Что же касается персоналий рангом поменьше, то на их счёт у меня точных прогнозов нет. Скорее всего, эту колоду просто хорошо перетасуют, временно, до возвращения ВВП в Кремль, выведя большинство персоналий в «оперативный резерв». Разумеется, после 2009 года никаких препятствий для их возвращения в большой бизнес не будет. Хотя и тут я могу ошибаться, чего уж там…Резюмируя изложенное выше, я рискну утверждать – безотносительно того, является ли В. Путин ключевой фигурой нынешней российской власти, или за ним тоже есть какая-то теневая команда, Кремль демонстрирует изрядный интеллектуальный потенциал, корректность по отношению к базовым положениям Конституции и готовность решать стоящие перед ним задачи с минимумом издержек для авторитета страны на международной арене. Это, конечно, вселяет некоторый оптимизм. Другое дело, что всё это укладывается в рамки пресловутой «византийской» модели, которая, признаться, изрядно уже надоела… Разумеется, можно сказать, что Путину просто не на кого оставить страну, но ответить на это можно очень просто – как раз в этом-то и заключается его главная недоработка. За минувшие годы ВВП и его команда, озабоченные внутриполитической стабильностью гораздо сильнее, чем созданием нормальных институтов гражданского общества, таких, в частности, как дееспособные и ответственные политические партии, оказались в окружении маргинальных и полумаргинальных политических объединений и лидеров, с которыми, конечно, удобно «решать вопросы», но которым действительно страшновато доверить страну.
Но это уже тема для другого исследования. Которое, быть может, однажды последует…
В. Кузовков
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |