2) делать что-либо бессмысленно, потому что "черти" всё равно победят;
3) но вот "когда мы придём к власти", тогда сразу всё будет хорошо.
Судя по всему, к власти "патриотов" должны привести силы небесные — сойдут на землю ангелы и переставят их кровати вместе со спящими их обитателями прямо в Кремль. Вот тогда моментально и наступит счастье, описываемое теми самыми вышеупомянутыми тремя концепциями, которые выработаны сложным мыслительным процессом "патриотического лагеря" 1990-х. То есть гнилой имперской отрыжкой, не имеющей отношения к реальным интересам реальных русских людей.
К счастью для нас всех, ангелы на такое не пойдут. А вот с конкурирующей фирмой "патриоты" уже сейчас вполне готовы наладить контакты (почитайте их продвинутую литературу про "христианство — жидовскую религию рабов"). Я думаю, скоро про них на Западе будут снимать фильмы в жанре "хоррор", к вящей славе.
При этом "патриоты" постоянно ноют, что их не пускают "во власть" (жуткий фразеологический оборот 1990-х, который очень не люблю). Помилуйте, да кто ж нормальный пустит "во власть" людей, обещающих откусить голову американскому президенту на первом же саммите? Тем не менее, я встречал на своём извилистом пути десятки "патентованных патриотов", и каждый из них обязательно хотел кого-нибудь повесить или что-нибудь разбомбить. На этом его фантазии заканчивались. При этом он жаловался, что "власти ему ничего сделать не дают" (а тут сразу вспоминалась знаменитая максима "Вех" про штыки).
Итак, будем категоричны. "Национальная мысль" в том виде, который сейчас считается "мэйнстримным", заслужила двойку по всем предметам. "Патриотическое движение" в своей основе представляет собой всего лишь реакцию советской бюрократии (в широком смысле) на происходящее. Реакция эта более чем неадекватна. Она нереалистична и опасна в смысле политических перспектив, она сводится к банальному паникёрству на уровне эмоций, она пользуется неприемлемым языком для выражения идей и, что главное — она вообще не настроена на какую-либо конструктивную работу (предел мечтаний — ещё раз публично поныть про "оккупантов" или "жидов"). По-моему, тут уже прорисовываются некие штрихи, полезные для понимания истинной природы "патриотического движения". Но об этом — немного позже.
Чуть-чуть позитива
К счастью, обычный путь развития нации — без псевдоимперских костылей и неадекватных взбрыков — пока ещё сохраняется. На этом пути только-только началось какое-то осмысленное движение. Я имею в виду русскую правозащитную деятельность (прежде всего — деятельность Русского Общественного Движения). Сколько бы ни кричали больные на голову "русские либералы" о "несправедливом деле Багдасаряна — Иванниковой", суть в том, что тема этнической преступности, наконец, поставлена. Поставлена и тема ангажированности правоохранительных органов. Это, впрочем, только самые-самые первые шаги.
Национальному движению, на мой взгляд, требуется не очень много. Но это существенные вещи. А именно: 1) никогда не провозглашать недостижимых целей; 2) не поддаваться на провокации; 3) учиться цивилизованно вести дискуссию; 4) учиться использовать существующие общественные механизмы для достижения своих целей; 5) ну, и вспомнить пресловутый ленинский принцип — "знать массу, знать настроения" — следовательно, правильно вести пропаганду. Только и всего
Цивилизованность во всём, открытость и рациональность — вот то, что может гарантировать движению успех. Ну и реализм, конечно. Следует помнить простую вещь: русские — стихийные либералы, индивидуалисты. В исторической перспективе это достаточно опасно, ибо они всегда будут проигрывать организованным нациям. Поэтому немного "коммунальности" им бы совсем не помешало. Но это совсем не значит, что мы должны создавать у себя аулы и сицилийскую мафию.
И ещё. Надо усвоить, что история русского народа никогда не сводима к конкретному политическому режиму, экономической системе и даже (не побоюсь это сказать открыто) к культуре "Пушкина-Толстого-Достоевского". Если что-то из упомянутого реально мешает национальному развитию, его следует временно отправить в запасники (но ни в коем случае не выбрасывать — в жизни всё пригодится!).
Вероятно, тогда наш патриотизм уже не будет восприниматься как термин, обязательно требующий кавычек. Родина — слишком хорошее слово, чтобы отдавать его "патриотам".
Истоки "патриотизма". Картинка из 1990 г.
Помнится, в июне 1990 г. я оказался в эпицентре одной сценки, простите за избитый каламбур, "достойной пера Достоевского". Мы, группа только что закончивших институт молодых людей, решили съездить в Новгород. За впечатлениями…
И вот, осмотрев новгородский кремль, мы вышли из ворот к Волхову. Перед нами простирался знаменитый мост, на котором (точнее, на месте которого) когда-то происходили знаменитые драки на кулачках. Рядом продавали искусственные берестяные грамоты.
Тут-то, почти у самой стены, дополняя местные красоты, расположились три мужика с бутылкой водки (как сейчас помню) "Имбирной" и одним стаканом на всех. Вид у них был соответствующий, они что-то оживлённо и нарочито громко обсуждали довольно пьяными голосами.
И здесь же, рядом, стояла экскурсия — группа немецких дедушек и бабушек, приехавших посмотреть, как в России проходит die Perestrojka-Umgestaltung. Перед ними на очень хорошем немецком выступал экскурсовод с характерной внешностью, весьма далёкой от привычных этнических типов Среднерусской возвышенности.
Когда пьяные мужики стали орать особенно громко, одна немецкая бабушка тихо выразила недовольство. И тогда экскурсовод произнёс замечательную короткую речь, которую я запомнил на всю жизнь.
В русском переводе она звучала примерно следующим образом:
"Ничего не сделаешь, это типичные русские. Им, в общем, нет никакого дела до архитектурных памятников и культуры как таковой. Они этим не интересуются. Вы можете убедиться, что после войны здесь всё восстановлено Советской властью, которая охраняет нашу культуру, наши древности от этих современных варваров".
На вопрос, все ли русские такие, экскурсовод ответил, что, мол "большинство русских, не имеющих высшего образования, ведёт себя именно так".
Тогда это всё вызвало у меня тихое возмущение. Я, правда, не стал ввязываться в дискуссию — счёл себя не настолько хорошо знающим немецкий. Но определённые выводы для себя сделал.
Теперь эта история всё больше кажется мне какой-то "разыгранной пьеской". В самом деле, вокруг ходили толпы вполне нормальных, трезвых, хорошо одетых людей, и три алкаша, сидевшие прямо под стеной, были как раз исключением. Более того, они были странным исключением. Почему-то их не прогоняла милиция, да и немцев подвели прямо вплотную к этому чуду русской природы. И водка ведь тогда продавалась не на каждом шагу…
Насмотревшись на политтехнологии, "чёрный пиар", "медиа-киллерство" и прочие штучки 1990-х гг., я постоянно ловлю себя на мысли — а не было ли это небольшой спланированной информационной операцией на излёте "перестройки"? Чтобы показать немецким пенсионерам, кто в доме хозяин?
А, размышляя о дальнейшей судьбе "типичных русских" с дефицитной бутылкой, я теперь думаю — уже не отправились ли они потом всем скопом в "патриоты"? Если так, то, судя по всему, их карьера на этом поприще оказалась вполне успешной. И пока что продолжается.
Может, они за это время уже и "до генералов доросли", как говорится…
В. Нифонтов
http://www.apn.ru/publications/article9869.htm
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |