Интернет против Телеэкрана, 26.05.2018
Чили: Пиночет и демократия

Недавние выступления старшеклассников и студентов в Чили - результат, как ни странно, реформ горячо любимого нашими демократами А. Пиночета Угарте. Генеральские реформы затронули все сферы жизни страны. Госсектор, создававшийся почти столетие, был за несколько лет распродан по дешевке транснациональным корпорациям и местным нуворишам; только медь хунта оставила армии, т.е. самой себе. Цены на все товары устанавливались "рынком", только цена рабочей силы - террором хунты. Капиталисты получили право увольнять трудящихся без всяких ограничений. Трудящиеся утратили практически все завоевания, в том числе 8-часовой рабочий день и право на забастовку. Государственное социальное обеспечение вообще отменили, а трудящихся заставили отчислять часть зарплаты в приватизированный пенсионный фонд.

В последний день 17-летнего правления, 9 марта 1990 года, диктатор подписал "Органический конституционный закон об образовании" (ОКЗО) - естественно, в духе свободы, демократии и рынка. В результате страна оказалась на одном из последних мест в мире по уровню образования, и сами старшеклассники признают, что они гораздо менее образованны, чем их сверстники до установления демократического правления хунты.

В чем же заключались генеральские реформы в сфере образования?

Во-первых, система образования была по возможности приватизирована. Частные школы существовали и прежде, но это были платные школы для детей богатых родителей. Теперь появились частные субсидируемые школы. Создавались они следующим образом. Кто-то получал в наследство большой полуразвалившийся дом, долго думал, что с ним делать, и наконец решал разместить в нем школу. До самого последнего времени для этого не нужно было ничего, кроме некоего числа учеников; чем больше число, тем значительнее субсидия. Только с 2002 года появились условия: директор школы должен иметь диплом и не иметь судимости. При этом почему-то считается, что если государство вкладывает в государственные школы больше, чем в субсидии частным школам, то оно ведет нечестную конкурентную борьбу, и это ему строго запрещено пиночетовским законом. Частникам же не запрещается ни вкладывать что-то еще, ни разворовывать государственные субсидии - никакого контроля над такими школами, в том числе финансового, не существует. Все это правые называют свободой образования.

Во-вторых, школы из государственного были переданы в муниципальное ведение и финансирование. Большинство муниципалитетов финансировать школы как следует не могут. Результат понятен.

Далее, по окончании школы ученики должны сдавать единый государственный экзамен - "экзамен университетского отбора" (ЭУО). Экзамен этот платный. Право поступления в вуз дает определенный проходной балл, причем чем выше оплачивается работа по данной специальности, тем проходной балл выше (на вершине этой лестницы - юристы, внизу - учителя). Естественно, более высокие баллы получают выпускники частных платных школ, богатых муниципальных и немногих уцелевших государственных; у закончивших частные субсидируемые школы и большинство муниципальных нет никаких шансов.

Поскольку закон об образовании конституционный, изменить или отменить его можно только конституционным большинством в Конгрессе в две трети плюс один голос. Такого большинства правящая с 1990 г. коалиция "Демократическое согласие" (христианские демократы и социалисты - бывшие непримиримые враги, объединившиеся ради мирного перехода к "демократии") не имела, не имеет и вряд ли будет иметь. Более трети мест принадлежит верным последователям Пиночета из "Независимого демократического союза" и ультраправым другого оттенка из партии "Национальное возрождение". Президенты и министры от "Согласия" один за другим убеждали народ, что с ОКЗО сделать ничего нельзя, можно только проводить реформы в его рамках.

Нельзя сказать, что за годы "демократии" ничего не делалось. Ассигнования на образование увеличили в три-четыре раза, хотя и это меньше, чем выделяло государство до Пиночета; но до школьников и учителей мало что доходило, почти все поглощал школьный бизнес. Пытаясь навести хоть какой-то порядок, правительство потребовало, чтобы школьники и учителя были заняты полный учебный день; но при нищенской оплате труда, вынуждающей учителя тянуть полторы-две ставки, это сущее издевательство, ведущее только к перегрузке и учеников и педагогов, к дальнейшему снижению качества обучения.

Так продолжалось 16 лет. Именно столько нынешним старшеклассникам, ровесникам демократии в пиночетовском наморднике. Это поколение решило полагаться не на парламентские дебаты, а на самих себя.

Еще в 2001 году была создана Координационная Ассамблея учащихся средних школ (КАУСШ), но до сих пор она не подавала особо активных признаков жизни. Сейчас же школьники выступили с активным протестом.

Вот как развивались события.

4 мая. В Сантьяго де Чили учащиеся средних школ провели демонстрацию у Министерства Образования, требуя отменить плату за ЭУО и за школьный проездной билет. Манифестация была подавлена, около 600 задержанных.

5 мая. Министр образования Мартин Силич (Martin Zilic) встретился с представителями КАУСШ и обещал дать ответ на их требования к 11 мая.

10 мая. Старшеклассники провели общенациональную акцию протеста, требуя бесплатного проездного билета без ограничений во времени, бесплатного ЭУО, пересмотра системы "полного учебного дня". Ответом властей были репрессии: полицией арестовано более 1 200 человек. КАУСШ на данный момент объединяет около 60 школ.

11 мая. Встреча старшеклассников с Силичем, на которой вырабатывается договоренность о неограниченном пользовании школьным проездным билетом.

15 мая. Ассамблея учащихся подписывает протокол о соглашении с Транспортным субсекретариатом о неограниченном пользовании школьным проездным билетом. Представители КАУСШ напоминают, что еще не выполнены остальные пункты их требований: бесплатный проезд на транспорте и пересмотр системы "полного учебного дня". Правительство обещает бесплатные экзамены для 40% наименее состоятельных, учащиеся требуют как минимум для 60%; правительство готово пойти на это, а также повысить стипендии с 11 до 30 тыс. песо. Правительство просит три месяца, чтобы изучить требования, в частности бесплатный проезд на транспорте.

17 мая. Учащиеся назначают новые протестные выступления на 18 мая. Правительство в ответ решает прервать переговоры. Ведущая правая ежедневная газета "Эль Меркурио" в редакционной статье утверждает, что "решение, принятое властью, разумно".

18 мая. Призыв к новой общенациональной акции протеста. Правительство не разрешает ее. Чтобы избежать инцидентов, КАУСШ создает группы безопасности, носящие белые ленты как знак различия. Репрессии были жестокими, особенно пострадали студенты, укрывшихся на факультете Права Университета Чили; всего по стране было задержано почти 700 человек.

19 мая. Начинается занятие учебных заведений бастующими. Первыми заняты Национальный институт и Прикладной лицей. Учащиеся бывшей школы им. Швейцарской Конфедерации присоединяются к забастовке, а учащиеся Лицея №1 им. Хавьеры Каррера, собравшись на ассамблею, обсуждают присоединение. От президента Мичеле Бачелет требуют официально высказать свою позицию не позже 21 мая. Правительство заявляет, что конфликт использует в политических целях Коммунистическая партия Чили (КПЧ). Ассамблея учащихся отвечает, что среди ее руководителей есть и члены блока "Демократическое согласие" и что ее решения - "результат суверенных решений учащихся"; она призывает преподавателей поддержать учеников.

22 мая. Национальный Институт объявляет бессрочную забастовку. Лаббе, мэр города Провиденсия, пиночетист из партии НДС, приказывает очистить от забастовщиков Лицей им. Хосе Викторино Ластарриа и отключить воду и электричество; учащиеся вновь занимают лицей и начинают переговоры с мэром. Забастовка и занятие Лицея им. М. Сервантеса.

23 мая. К забастовке присоединяется Лицей им. Кармелы Карвахаль. После Ластарриа, бывшей Швейцарской Конфедерации и Национального института это уже четвертое из известных учебных заведений Сантьяго. Движение распространяется на провинцию. Протестуя против того, что М. Бачелет не высказалась 21 мая по вопросам кризиса образования и их требований, учащиеся выдвинули так называемые фундаментальные требования: пересмотр ОКЗО, системы "полного учебного дня" и муниципализации учебных заведений. Они потребовали создания комиссии из преподавателей, учащихся, парламентариев и экспертов наподобие комиссии по реформе системы социального обеспечения. Бачелет заявила, что не вступит в переговоры под давлением.

24 мая. М. Силич призывает к диалогу, но только с теми учащимися, которые не участвуют в забастовке и в занятии школ; объявляет о создании Совета Чили по Образованию. Сообщается, что в Сантьяго охвачены волнениями 14 учебных заведений и 25 тыс. учащихся (по другим данным, уже 22 школы и 36 тыс. учащихся). Сообщается, что Ассамблея Учащихся объединяет 67 школ. Парламентарии блока "Согласие" высказываются за пересмотр такого отвратительного наследия диктатуры, как ОКЗО. Мэр города Ла Флорида Салакетт (Zalaquett), принадлежащий к НДС, в качестве председателя Комиссии по образованию при Ассоциации муниципалитетов требует положить конец занятию школ и забастовкам, "поступить по-мужски" и начать расследование. А. Траверсо, функционер "Согласия", ответственный за образование в столице, тоже требует вмешательства, подтвердив распоряжение Лаббе о насильственном выдворении забастовщиков. Католическая церковь в лице викария по образованию предлагает посредничество в переговорах. Волнения в V Регионе и занятие ряда школ с участием родителей.

25 мая. Учащиеся назначают на 30 мая новый общенациональный день протеста: национальную забастовку учащихся средних школ, которая должна проводиться благоразумно, без демонстраций. Они получают поддержку Конфедерации Студентов Чили (КОНФЕЧ) и Единого профцентра трудящихся (КУТ), ассоциаций и центров родителей и доверенных лиц. Ассамблея учащихся заявляет, что не откажется от массовых выступлений до тех пор, пока не получит конкретного ответа на свои требования, а для этого необходимы совместные форумы с правом принятия решений. Число занятых и бастующих школ уже превышает 40 с более чем 70 тыс. учащихся. К забастовке подключаются первые частные субсидируемые учебные заведения. Отмечены демонстрации в различных муниципалитетах Сантьяго, а также в Икике, Вальпараисо, Ранкагуа и Консепсьоне; более 60 их участников арестовано. Бачелет говорит о новой реформе образования. Правительство соглашается на переговоры с протестующими учащимися по фундаментальным темам, включая ОКЗО.

26 мая. Партии блока "Согласие" выражают М. Силичу поддержку, но настаивают на проведении "широкого, без всяких исключений, диалога с учащимися". Намечено заседание политического руководства, на котором будет сделана попытка возобновить диалог. Сообщается, что с 29 мая за диалог с учащимися вместо министра М. Силича отвечает его заместитель Пилар Ромагера. Эта запоздалая инициатива за день до общенациональной забастовки преследует цель расстроить ее. СМИ типа "Эль Меркурио" заявляют, что Ла Монеда берет ситуацию под контроль, хотя в то же время НДС в ходе предвыборной кампании заявляет, что учащиеся взяли верх над правительством. Правые меняют позицию: НДС заявляет о поддержке некоторых требований учащихся - с опозданием выступает за бесплатный ЭУО, когда в повестке дня уже стоят ОКЗО, муниципализация и полный учебный день. Первая частная школа, Альтамира, присоединяется к забастовке.

27 мая. Движением охвачено уже более 100 учебных заведений и более 120 тыс. учащихся. Силич в беседе с журналистами признает, что речь идет о "протесте против чилийского общества в целом". К забастовке в массовом порядке присоединяются технические и промышленные учебные заведения в провинции.

28 мая. В протестах по всей Чили участвуют уже 200 учебных заведений и более чем 280 тыс. учащихся,. "Эль Меркурио" начинает печатать серию заметок, предостерегая против попыток возврата к "государственному образованию". Сообщается, что КАУСШ объединяет уже более 90 учебных заведений.

29 мая. Сенаторы встречаются с учащимися с целью получить список их требований. Во время встречи все политические блоки выражают им поддержку. На встречу с замминистра Ромагерой в Министерство образования пришли сотни учащихся, но из 74 их представителей приняты были только 12; посланцев провинций туда не пустили. Учащиеся ушли со встречи, расценив это как неуважение: участвовать в дискуссии приглашали всех. Прежде чем высказать свое мнение, для оценки ситуации собрали ассамблею с участием более 2000 учащихся в Лицее Апликасьон. В этот день массовые выступления и стихийные ассамблеи проводились по всему Сантьяго и остальной стране. Коллегия преподавателей и Федерация студентов Чили призывают учащихся средних школ к общенациональной забастовке. НДС вновь меняет позицию и заявляет, что готов к дискуссии по ОКЗО. Учащиеся решают требовать деловых переговоров, в итоге которых должны быть подписаны обязательства провести преобразования. Начинают говорить о краткосрочной (экономические требования) и долгосрочной повестке дня (требования фундаментальных преобразований). В события вмешиваются предприниматели сферы образования: Федерация учреждений частного образования призывает правительство употребить власть, чтобы остановить эскалацию борьбы, Национальная корпорация частных школ выражает обеспокоенность, Ассоциация начального образования предупреждает, что менять нынешнее законодательство надо осторожно, чтобы не повредить частному образованию. Бачелет делает жест поддержки Силича, приглашая его в президентскую поездку по регионам. Сообщается, что пока только 27 лицеев заняты учащимися или бастуют, хотя другие присоединяются к подготовке общенациональной забастовки. Ассамблея учащихся реорганизуется, назначив официальных представителей по географическому принципу: север, юг, запад и восток.

30 мая. В забастовку включились более 900 учебных заведений и 800 тыс. учащихся (более 80% учащихся средних школ) 11 из 13 регионов Чили. Кроме того, более 100 тыс. студентов университетов занимают здания, бастуют и проводят акции солидарности. Демонстрации разгонялись так жестоко, что пришлось признать так называемые "эксцессы"; всего было около 700 задержанных. В то же время, в Национальной Библиотеке прошел диалог, на этот раз, по требованию учащихся, с Силичем. СМИ говорят о первом национальном кризисе, с которым столкнулось правительство. Все партии в растерянности. Все говорят об ошибках правительства. "Эль Меркурио" называет день забастовки "критическим днем", "негативным прецедентом" и даже говорит, что возобладал "климат беззакония"; днем позже, подводя итоги, газета будет говорить о "глубочайшем кризисе национального масштаба", изменившем национальную повестку дня, что означает "сигнал тревоги для нашей институциональной системы". Депутаты блока "Согласие" заявляют, что необходимо лучше обеспечить право на образование. НДС, сделав очередной пируэт, заявляет, что прежде, чем говорить об изменении ОКЗО, надо обсудить другие вопросы и что его реформу он не расценивает как приоритетную. Ассамблея учащихся заявляет, что предложения правительства, высказанные за столом переговоров, не удовлетворяют их требований и что они будут продолжать как переговоры, так и забастовки и занятие школ. В первый раз выступают предприниматели как класс, устами президента Общества поощрения промышленности Б. Филиппи предлагая превратить кризис в возможность продвинуть реформу системы образования, которая и по их мнению переживает кризис. Принимается решение, что урегулированием кризиса займется Политический комитет Ла Монеды, выведя его за пределы исключительно одного ведомства.

31 мая. За чрезмерные репрессии отстраняется от должности начальник Специальных сил карабинеров. Бачелет вновь обращается к стране, объявив об этом решении и назвав требования учащихся "справедливыми и законными". Правые в ярости. "Эль Меркурио" заявляет, что свобода образования в опасности. В ходе диалога учащиеся предупреждают, что если не получат ответ на свои требования к 2 июня, то назначат на 5 июня социальную забастовку. Тема бесплатного проезда уступила место фундаментальным темам. Однако, никаких требований, кроме реформ системы образования, учащиеся не выдвинули; в свою очередь, профсоюзы не сочли возможным в ходе "социальной забастовки" рисковать рабочими местами. КУТ выступает с заявлением, что не присоединится к забастовке, однако проведет акции солидарности. Федерация учителей и некоторые профсоюзы заявляют о поддержке забастовки. Правые предлагают обратиться с запросом к Силичу. СМИ начинают говорить о расхождениях внутри Ассамблеи учащихся из-за различной политической принадлежности ее представителей, что те отрицают.

1 июня. Агрессивные действия хозяев частных школ, защищающих свою частную собственность. Федерация учреждений частного образования заявляет о прекращении занятий (своего рода локаут, т.е. хозяйская забастовка), если не будет гарантирована безопасность. Новое выступление патроната: председатель Конфедерации предпринимателей Сомервилле предлагает создать комиссию. Вечером Бачелет, выступая по национальному телевидению, впервые говорит о "реформе качества", которая началась бы с создания Совета консультантов при президенте для представления в парламент предложений и законопроекта о реформе ОКЗО. За этим явно стоит намерение расстроить социальную забастовку, намеченную на 5 июня. По информации СМИ, незадолго до этого она встретилась с руководством КУТ, заявившим, что не забастует, хотя и выразившим солидарность с учащимися, а днем министр внутренних дел А. Сальдивар встречался с руководством КПЧ, которое призвало стороны смягчить позиции. Распространено письмо специального докладчика по праву на образование Комиссии ООН по правам человека; он выражает обеспокоенность репрессиями и ссылается на декларации ООН о праве на образование и бесплатности начального и среднего образования. "Эль Меркурио" перепечатала статью британского еженедельника "Экономист", где события названы "самым крупным проявлением гражданского неповиновения с 1990 г."

3 июня. Ассамблея учащихся преобразована в Национальную ассамблею учащихся средних школ. Циркулируют слухи о расколе Ассамблеи и стараниях расколоть ее. Учащиеся отвечают лозунгом "Ни разделенных, ни уставших". Новое изменение позиции НДС: он готов был бы пересмотреть ОКЗО, если это не затронет свободу образования. Правительство квалифицирует свои предложения как максимально возможные, как свое последнее слово, не подлежащее изменениям, и заявляет, что будет проводить реформу независимо от того, состоится забастовка или нет.

4 июня. В аналитических статьях о "реформе качества" журналисты начинают говорить о более гибком порядке работы преподавателей (изменить Учительский статут и т.д.), об углублении децентрализации (еще больше муниципализации), увеличении субсидий (одного из главных источников прибыли предпринимателей в сфере образования). Создается также общественное мнение в пользу репрессий: в связи с участием в собрании по координации социальной забастовки представителей Патриотического фронта Мануэля Родригеса заговорили о сторонниках насилия, об использовании движения в политических целях и т.п. с целью запугать, приписать ему преступный характер и попытаться расстроить социальную забастовку. Учащиеся отвергли эти попытки.

5 июня. Социальная забастовка развивается, по крайней мере как новая общенациональная забастовка более чем 650 000 учащихся средних школ и около 400 000 студентов университетов. Примерно миллион учащихся по всей Чили не вышли на занятия. Профсоюзы приняли участие в акции, но, за исключением Коллегии преподавателей, не забастовали, если не считать кратковременных остановок работы (на час с утра - некоторые работники здравоохранения и чиновники Министерства образования). Бачелет заявляет, что в забастовке не было необходимости. Согласно опросам, 87% согласно с выступлениями, хотя 61% считает объявленные Бачелет меры шагом вперед.

6 июня. Представители Ассамблеи заявляют, что согласована принципиальная основа соглашения - обязательство реформы ОКЗО, подлежащее утверждению Ассамблеей. Сообщается, что лицей Ластарриа готов прекратить занятие помещений, что послужит началом активной кампании по расколу Национальной ассамблеи, хотя и не достигнет этой цели полностью. Бачелет вносит в Конгресс законопроект о конституционной реформе, обеспечивающей право на образование. Группа учащихся занимает помещение ЮНЕСКО, что способствует ослаблению Национальной ассамблеи как организации в тот самый момент, когда усиливаются попытки расколоть ее, хотя она демонстрирует свою жизнеспособность. Почти 2000 учащихся собираются на ассамблею - одну из самых многочисленных, - чтобы решить, как действовать дальше. Принято решение требовать доли общественных представителей в 50% + 1 в Совете консультантов и подписания Бачелет направленного ей письма с новыми требованиями. Правительство отвергает их.

7 июня. Правительство объявляет состав Совета консультантов. Он будет включать 74 лица. Из них 12 учащихся средних школ и университетов - 17% состава. Представители школьников уходят с заседания сената, где выступает Силич, протестуя против недостаточного внимания к их проблеме. Некоторые школы, явное меньшинство, начинают выходить из забастовки. Правые ставят вопрос о том, чтобы сделать Совет консультантов более узким и состоящим только из специалистов. "Диарио финансьеро" перепечатывает из британского еженедельника "Экономист" еще одну статью, где говорится, что "рост цен на медь -замаскированное благословение" и "будет все труднее сдерживать народные требования увеличить расходы... пример этого - недавняя двухнедельная забастовка учащихся средних школ с требованием увеличения расходов на образование".

8 июня. В ходе беспорядочной пресс-конференции представители Ассамблеи отвергают создание Совета консультантов.

9 июня. Национальная ассамблея объявляет об окончании выступлений и о том, что направит делегатов в Совет консультантов.

* * *

После окончания забастовки интервью кубинской газете "Juventud Rebelde" ("Повстанческая молодежь") дал Сесар Валенсуэла, представитель Ассамблеи учащихся средних школ Чили.

Ему недавно исполнилось 17, он учится в последнем выпускном классе, но говорит с убежденностью и уверенностью опытного борца.

- В чем состоит новый этап борьбы?

- Первый этап состоял в проведении массовых манифестаций, второй - в проведении бессрочных забастовок и захватах учебных заведений. Этап, который начинается сейчас, можно назвать информационным или дискуссионным, на этом этапе мы стремимся сами выработать проект закона, который бы изменил структуру чилийского образования.

- Первый этап состоял в проведении массовых манифестаций, второй - в проведении бессрочных забастовок и захватах учебных заведений. Этап, который начинается сейчас, можно назвать информационным или дискуссионным, на этом этапе мы стремимся сами выработать проект закона, который бы изменил структуру чилийского образования.

- Первый этап состоял в проведении массовых манифестаций, второй - в проведении бессрочных забастовок и захватах учебных заведений. Этап, который начинается сейчас, можно назвать информационным или дискуссионным, на этом этапе мы стремимся сами выработать проект закона, который бы изменил структуру чилийского образования.- В чем будут заключаться эти изменения?

- В государственном бюджете Чили нет статьи расходов на образование. Образование финансируется не государством, а органами местного самоуправления, которые у нас называются муниципалитетами...

- В государственном бюджете Чили нет статьи расходов на образование. Образование финансируется не государством, а органами местного самоуправления, которые у нас называются муниципалитетами...

- В государственном бюджете Чили нет статьи расходов на образование. Образование финансируется не государством, а органами местного самоуправления, которые у нас называются муниципалитетами...- Это связано с принятым при пиночетовском режиме Органическим Конституционным Законом об Образовании (ЛОСЕ), против которого вы выступаете?

- Точно. Это последний закон, который был принят Пиночетом. И он устанавливает среди прочего, что любой человек может открывать или закрывать образовательные учебные заведения, не имея при этом педагогического образования, так что учащиеся превращаются в простые экономические единицы. Муниципалитет только выделяет скудные суммы на каждого учащегося.

- Точно. Это последний закон, который был принят Пиночетом. И он устанавливает среди прочего, что любой человек может открывать или закрывать образовательные учебные заведения, не имея при этом педагогического образования, так что учащиеся превращаются в простые экономические единицы. Муниципалитет только выделяет скудные суммы на каждого учащегося.

- Точно. Это последний закон, который был принят Пиночетом. И он устанавливает среди прочего, что любой человек может открывать или закрывать образовательные учебные заведения, не имея при этом педагогического образования, так что учащиеся превращаются в простые экономические единицы. Муниципалитет только выделяет скудные суммы на каждого учащегося.- Как отразились на Вас эти три недели захватов школ, уличных столкновений?

- Без сомнения, это время, когда мы спали в плохих условиях, плохо питались, сказалось неимоверной усталостью. Но усталость не является препятствием для продолжения борьбы. Мы начинаем новый этап.

- Без сомнения, это время, когда мы спали в плохих условиях, плохо питались, сказалось неимоверной усталостью. Но усталость не является препятствием для продолжения борьбы. Мы начинаем новый этап.

- Без сомнения, это время, когда мы спали в плохих условиях, плохо питались, сказалось неимоверной усталостью. Но усталость не является препятствием для продолжения борьбы. Мы начинаем новый этап.- Как Вы оцениваете заявления президента Мичеле Бачелет по поводу ваших требований?

- Думаю, что президент открывает учащимся новые пути. Но этого еще недостаточно, и мы продолжим отстаивать наши требования.

- Думаю, что президент открывает учащимся новые пути. Но этого еще недостаточно, и мы продолжим отстаивать наши требования.

- Думаю, что президент открывает учащимся новые пути. Но этого еще недостаточно, и мы продолжим отстаивать наши требования.- Куда ведут эти "новые пути"?

- В любом случае, правительство само по себе неспособно внести изменения в те или иные законы. Это может сделать только парламент. И законодатели пошли на компромисс, согласившись выработать вместе с нами проект закона, который в будущем может быть ими принят.

- В любом случае, правительство само по себе неспособно внести изменения в те или иные законы. Это может сделать только парламент. И законодатели пошли на компромисс, согласившись выработать вместе с нами проект закона, который в будущем может быть ими принят.

- В любом случае, правительство само по себе неспособно внести изменения в те или иные законы. Это может сделать только парламент. И законодатели пошли на компромисс, согласившись выработать вместе с нами проект закона, который в будущем может быть ими принят.- Что даст новый закон?

- Мы бы хотели, чтобы образование было возвращено государству, непосредственно государству.

- Мы бы хотели, чтобы образование было возвращено государству, непосредственно государству.

- Мы бы хотели, чтобы образование было возвращено государству, непосредственно государству.- Какие требования нашли отклик у власти после трех недель протестов?

- Властями будут выданы школьные билеты для бесплатного проезда. 80 процентов наиболее бедных смогут бесплатно сдавать вступительные экзамены в вузы.

- Властями будут выданы школьные билеты для бесплатного проезда. 80 процентов наиболее бедных смогут бесплатно сдавать вступительные экзамены в вузы.

- Властями будут выданы школьные билеты для бесплатного проезда. 80 процентов наиболее бедных смогут бесплатно сдавать вступительные экзамены в вузы.- Когда смотришь сейчас на Чили, видишь ваш боевой настрой - самых молодых. Чем это объясняется?

- Из-за жесточайшей диктатуры несколько предшествующих поколений оказались слабыми. Появилось поколение конформистов с позицией "меня здесь нет, я ни при чем". Но мы - дети нового времени, мы родились во время демократии, и вот почему мы будем драться за то, что считаем справедливым.

- Из-за жесточайшей диктатуры несколько предшествующих поколений оказались слабыми. Появилось поколение конформистов с позицией "меня здесь нет, я ни при чем". Но мы - дети нового времени, мы родились во время демократии, и вот почему мы будем драться за то, что считаем справедливым.

- Из-за жесточайшей диктатуры несколько предшествующих поколений оказались слабыми. Появилось поколение конформистов с позицией "меня здесь нет, я ни при чем". Но мы - дети нового времени, мы родились во время демократии, и вот почему мы будем драться за то, что считаем справедливым.

А. Авантов

http://rksmb.ru/get.php?1124


0.06699800491333