Интернет против Телеэкрана, 09.07.2014
Социалистический ответ либеральной глобализации

Полтора десятилетия развитие человечества происходит в условиях глобализации, разменивающей национальные границы и подрывающей сложившиеся механизмы государственного регулирования экономики и социальной среды.

В том числе разрушению подвергаются институты социального государства, обеспечивавшие до последнего времени благополучное и стабильное развитие развитых демократий.

Современная глобализация направляется ультралиберальной идеологией, отвергающей социальные достижения, завоеванные социалистическим движением во многих странах мира. Социалистическому интернационалу брошен вызов, ответ на который тоже должен быть дан в глобальном масштабе. Либо вырвавшийся за пределы национальных ограничений капитал в погоне за сверхприбылями расколет человечество на враждующие социальные, национальные и религиозные группы, породив губительные конфликты, либо социалистическому движению удастся создать глобальные механизмы гармонизации социально-экономических отношений на началах социального партнерства, взаимного уважения, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, признания права каждого человека и каждого народа на достойную жизнь.

С крахом глобальной коммунистической системы и торжеством либеральной глобализации «конца истории» не наступило. Наоборот, разлагающее воздействие либеральной глобализации на национальные социально-культурные системы развивающихся стран вызвало оборонительную реакцию последних. Она выразилась в подъеме религиозного фундаментализма и появлении глобального терроризма. В свою очередь, демонтаж и ослабление институтов государственного регулирования под воздействием доктрины вульгарного либерализма и рыночного фундаментализма привели к примитивизации социально-культурной и экономической политики развитых государств. Это обернулось эрозией фундаментальных ценностей современного общества и регрессом многих составляющих его социальных групп. «Столкновение цивилизаций» перерастает в их нарастающий конфликт по всему фронту взаимоотношений.

Эрозия национально-государственных институтов существенно ослабила возможности преодоления экономических противоречий и разрешения вызываемых ими социальных конфликтов: между бедными и богатыми, образованными и неграмотными, законопослушными и не очень. Эти конфликты начинают приобретать глобальный характер без механизмов их разрешения. Они усугубляются мировоззренческими противоречиями, возникающими на религиозной или национально-культурной основе. В сочетании эти конфликты и противоречия порождают «гремучую смесь», способную взорваться в любой момент.

Либеральная глобализация глобализирует противоречия, разрешавшиеся ранее национальными институтами социального государства. С эрозией последних глобальные противоречия начинают взрывать социальную ткань развитых государств, неожиданно столкнувшихся с новыми социальными конфликтами. Дестабилизируется ядро современной мировой экономической системы, что чревато разрушением основ современного миропорядка. Для предотвращения глобального хаоса необходимы срочные меры упорядочивания и гармонизации социально-культурных и экономических отношений в мировом масштабе.

Принципы гармонизации глобальных социально-экономических отношений

Гармонизация может быть достигнута только на основе фундаментальных ценностей, разделяемых всеми основными культурно-цивилизационными общностями. К числу таких ценностей относятся принцип недискриминации (равенства людей) и декларируемая всеми конфессиями любовь к ближнему без разделения человечества на «своих» и «чужих». При таком понимании она может быть выражена в понятиях справедливости и ответственности в юридических формах прав и свобод граждан.

Понимание фундаментальной ценности человеческой личности и равенства прав всех людей вне зависимости от их вероисповедания, национальной, классовой и какой-либо еще принадлежности должно быть признано всеми конфессиями. Основанием для этого, во всяком случае, в монотеистических религиях, является понимание единства Бога и того, что каждое вероучение указывает к нему свою дорогу спасения человека, имеющую право на существование. Исходя из такого понимания, можно устранить принудительно-насильственные формы межрелигиозных и межнациональных конфликтов, перевести их в плоскость идеологически свободного выбора каждого человека. Для этого необходимо выработать правовые формы участия конфессий в общественном жизнеустройстве и разрешении социальных конфликтов. Определенный опыт в этом на уровне государственно-конфессиональных отношений накоплен Ватиканом, имеющим договорно-правовые отношения со многими государствами (конкордат).

Особое значение имеет установление правовых форм участия религиозных организаций в вопросах местного самоуправления, начального и среднего образования, а также в общественном контроле за СМИ. Государству следует обеспечить религиозным конфессиям доступ к электронным СМИ и их участие в обсуждении общественно-значимых проблем. В свою очередь, предоставление конфессиям законных прав на участие в выработке социально значимых государственных решений наложит на них обязанность удерживать поведение верующих в рамках законодательно установленных норм, исключающих насилие, принуждение, провоцирование социальных конфликтов, включая их крайние проявления в форме террористических актов, вандализма, погромов и пр.

Вовлечение конфессий в формирование социальной политики подведет под государственные решения нравственное основание. Это поможет обуздать дух вседозволенности и распущенности, доминирующий сегодня во властвующей элите развитых государств, восстановить понимание социальной ответственности власти перед обществом. Пошатнувшиеся сегодня ценности социального государства получат мощную идеологическую поддержку. Социальные гарантии на труд и достойную его оплату, на получение бесплатного образования и охрану здоровья, на жилище, обеспечение детей, инвалидов и стариков, а также на помощь нуждающимся будут защищаться не только социалистическими партиями, но и религиозными организациями. Примером такого подхода является социальная доктрина Русской православной церкви. В свою очередь, политическим партиям придется признать значение фундаментальных нравственных ограничений, защищающих основы человеческого бытия. В том числе принять необходимость запрета гомосексуализма, порнографии, наркоторговли и торговли людьми.

Вовлечение конфессий в формирование государственной политики даст также нравственно-идеологическое основание для предотвращения этно-национальных конфликтов и создаст предпосылки для перевода межнациональных противоречий в конструктивное русло. Эти противоречия возникают на основе ощущения несправедливого, угнетенного положения тех или иных национальных групп, когда они не находят отражения своих интересов в деятельности государственных политических институтов. В редких случаях совместного существования крупных национальных общин гармонизация их отношений может быть достигнута на основе национально-пропорционального представительства в органах власти (Малайзия) или национально-федеративного (конфедеративного) устройства (Евросоюз). Вовлечение же в разрешение межнациональных противоречий религиозных конфессий при условии участия последних в формировании социальной политики позволяет найти форму их конструктивного снятия посредством разнообразных инструментов государственной социальной политики.

Принцип недискриминации требует существенного ограничения свободы действия рыночных сил, постоянно порождающих дискриминацию большинства граждан по доступу к материальным благам. Либеральная глобализация подорвала возможности государств влиять на распределение национального дохода и богатства. Транснациональные корпорации получили возможности бесконтрольного перемещения ресурсов, ранее контролировавшихся государствами. Последние оказались вынуждены снижать степень социальной защищенности граждан, чтобы сохранять привлекательность своих экономик для инвесторов. Одновременно снизилась эффективность государственных социальных инвестиций, потребители которых получили свободу от национальной принадлежности. В результате началось бесконтрольное усиление дифференциации граждан по уровню доходов и обусловленной ею дискриминации по доступу к материальным благам. Для преодоления этих разрушительных тенденций необходимо ограничение возможностей ухода капитала от социальной ответственности, с одной стороны, и выравнивание издержек социальной политики национальных государств, с другой стороны.

Ограничение возможностей ухода капитала от социальной ответственности предполагает:

- ликвидацию оффшорных зон, позволяющих капиталу уходить от налоговых обязательств;

- признание права национальных государств регулировать трансграничное перемещение капитала.

Выравнивание социальных издержек различных государств может строиться только на основе формирования глобальных минимальных социальных стандартов на основе опережающего повышения уровня социального обеспечения населения относительно бедных стран, а не наоборот. Для этого должны заработать международные механизмы выравнивания уровня жизни населения, что предполагает создание соответствующих инструментов их финансирования.

Формирование глобальных механизмов социальной защиты

Для финансирования международных механизмов выравнивания уровня жизни населения может быть предложено введение налога на валютообменные операции в размере 0,01 от суммы трансакций. Этот налог (суммой до 5 трлн. долл.) может взиматься на основе соответствующего международного соглашения в рамках национальных налоговых законодательств и перечисляться в распоряжение уполномоченных международных организаций. В их числе – Красный крест (на цели предупреждения и преодоления последствий гуманитарных катастроф, вызванных стихийными бедствиями, войнами, эпидемиями и пр.); ВОЗ (на цели предотвращения эпидемий, снижения детской смертности, вакцинации населения и пр.); МОТ (на цели организации глобальной системы контроля за выполнением норм техники безопасности, соблюдением общепринятых норм трудового законодательства, включая оплату труда не ниже прожиточного минимума и запрет на использование детского и принудительного труда, трудовой миграцией); Мировой Банк (на цели организации строительства объектов социальной инфраструктуры (водоснабжение, дороги, канализация и пр.); ЮНИДО (на цели организации передачи технологий развивающимся странам; ЮНЕСКО (на цели поддержки международного сотрудничества в сфере науки, образования и культуры, защиты культурного наследия). Расходование этих средств должно вестись на основе соответствующих бюджетов, утверждение которых можно делегировать Генеральной Ассамблее ООН.

Должна быть создана также глобальная система защиты окружающей среды, финансируемая за счет ее загрязнителей. Для этого целесообразно заключить соответствующее международное соглашение, предусматривающее универсальные нормы штрафов за загрязнение окружающей среды с перечислением их на экологические цели в соответствии с национальным законодательством и под контролем уполномоченной международной организации. Часть этих средств должно ею централизовываться для проведения глобальных экологических мероприятий и организации мониторинга состояния окружающей среды. Альтернативный механизм может быть организован на основе оборота квот на загрязнение путем расширения и запуска механизмов Киотского протокола.

Принципиальное значение имеет создание глобальной системы ликвидации безграмотности и обеспечения доступа всех граждан планеты к информации и получению современного образования. Создание такой системы должно предусматривать унификацию минимальных требований к всеобщему начальному и среднему образованию с выделением дотаций на их достижение слаборазвитым странам за счет средств, собираемых посредством предложенного выше налога. Должна быть также создана доступная для участия всех граждан планеты система предоставления услуг высшего образования ведущими вузами развитых стран. Последние могли бы по своему усмотрению выделять квоты на прием иностранных студентов, набираемых по международному конкурсу с оплатой обучения из того же источника. Параллельно силами участвующих в этой системе вузов должна быть развернута глобальная система предоставления дистанционных образовательных услуг, открытая для всех граждан планеты со средним образованием на бесплатной основе. Создание и поддержание соответствующей информационной инфраструктуры может быть возложено на ЮНЕСКО и Мировой банк с финансированием из того же источника.

Стабилизация мировой экономики

Формирование глобальной системы выравнивания уровня жизни населения предполагает упорядочивание глобальных финансово-экономических отношений на основе принципа взаимной выгоды и добросовестной конкуренции, исключающей возможность монополизации тех или иных функций регулирования международного экономического обмена в чьих-либо частных или национальных интересах. Увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами, создающий угрозу развитию и самому существованию человечества, воспроизводится и поддерживается присвоением ряда функций международного экономического обмена национальными институтами ведущих государств, действующих исходя из их частных интересов. Они монополизировали эмиссию мировой валюты, используя эмиссионный доход в своих интересах и обеспечивая неограниченный доступ к кредиту своим банкам и корпорациям. Они монополизировали установление технических стандартов, поддерживая технологическое превосходство своей промышленности. Они навязали всему миру выгодные им правила международной торговли, заставив другие государства открыть свои рынки и резко ограничить собственные возможности влияния на конкурентоспособность национальных экономик.

Монополизация важнейших функций мирового экономического обмена поддерживается развитыми государствами посредством деятельности контролируемых ими глобальных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО, ВААП, МАГАТЭ, РКРТ и др.), и дает им возможность неэквивалентного перераспределения глобального дохода в свою пользу посредством доминирующего положения своих ТНК на основных сегментах мирового рынка. Дальнейшее поддержание сложившегося неэквивалентного режима международного экономического обмена закрывает большей части человечества возможности успешного социально-экономического развития и провоцирует угнетаемые общества на деструктивные действия по разрушению бесперспективного для них мирового порядка.

Обеспечение устойчивого и успешного для человечества в целом социально-экономического развития предполагает устранение монополизации функций международного экономического обмена в чьих-либо частных или национальных интересах. Кроме того, в интересах устойчивого развития человечества и гармонизации глобальных общественных отношений, устранения дискриминации в международном экономическом обмене могут вводиться его глобальные и национальные ограничения.

Ключевым механизмом международного экономического обмена является организация валютно-финансовых отношений. Главная угроза дестабилизации мировой экономики исходит сегодня от бесконтрольной эмиссии выполняющего функции мировой валюты американского доллара в целях обслуживания государственного долга США, принявшего форму глобальной финансовой пирамиды. Для предотвращения глобальной финансовой катастрофы необходимы срочные меры по формированию новой безопасной и эффективной архитектуры мировой валютно-финансовой системы, основанной на взаимовыгодном обмене национальных валют и исключающей присвоение глобального эмиссионного дохода в чьих-то частных или национальных интересах. Коммерческие банки, обслуживающие международный экономический обмен, должны быть обязаны проводить операции во всех национальных валютах. При этом курсы их обмена должны устанавливаться по процедуре, согласованной национальными банками в рамках соответствующего международного договора. При необходимости роль всеобщего эквивалента может играть золото, СДР МВФ или иные международные расчетные единицы. Соответственно должны быть изменены функции и система управления МВФ. На него могла бы быть возложена ответственность за мониторинг курсообразования национальных валют, а также роль эмитента мировой валюты, используемой для чрезвычайного кредитования временных дефицитов платежных балансов отдельных государств и их национальных банков в целях предотвращения региональных и мировых валютно-финансовых кризисов и поддержания стабильных условий международного экономического обмена. Совместно с Базельским институтом МВФ мог бы также выполнять функции глобального банковского надзора, устанавливая обязательные нормативы для всех коммерческих банков, обслуживающих международный экономический обмен. Для этого необходимо демократизировать систему управления МВФ, все государства-участники которого должны получить равные права. Это необходимо также для придания МВФ права исключать банки и государства, нарушающие установленные нормы валютно-финансовых отношений, из общей системы международных расчетов. Это позволит не только гарантировать устойчивость системы международного экономического обмена от произвола отдельных государств, но и защитить ее от валютных спекулянтов, а также закрыть оффшорные зоны, используемые для отмывания денег, финансирования международной преступности и ухода от налогов.

В целях выравнивания возможностей социально-экономического развития необходимо обеспечить свободный доступ развивающихся стран к новым технологиям при условии их отказа от использования получаемых технологий в военных целях. Государства, согласившиеся на это ограничение и открывшие доступ к информации о своих военных расходах, должны выводиться из-под ограничений международных режимов экспортного контроля. Им также должна оказываться помощь в получении необходимых для их развития новых технологий. Для этого должна быть резко активизирована деятельность ЮНИДО (в том числе по созданию соответствующей информационной сети) и Мирового банка. Последним должны предоставляться кредитные ресурсы, эмитируемые МВФ, для долгосрочного финансирования необходимых для развивающихся стран инвестиционных проектов освоения современных технологий и создания инфраструктуры. Доступ к этим ресурсам на тех же условиях рефинансирования должны получить также международные региональные банки развития.

В целях обеспечения добросовестной конкуренции необходимо ввести международный механизм пресечения злоупотреблений ТНК монопольным положением на рынке. Соответствующие функции антимонопольной политики могут быть возложены на ВТО на основе специального обязательного для всех государств-членов международного соглашения. Этим соглашением должны быть предусмотрены права субъектов международного экономического обмена требовать устранения злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны ТНК, а также компенсации вызванных ими потерь за счет введения соответствующих санкций. В число таких злоупотреблений, наряду с завышением или занижением цен, фальсификацией качества продукции и другими типичными примерами недобросовестной конкуренции должно входить занижение оплаты труда по отношению к региональному прожиточному минимуму, подтвержденному МОТ. В отношении естественных глобальных и региональных монополий должны быть установлены процедуры регулирования цен на разумном уровне.

В условиях неэквивалентного экономического обмена государствам должна быть оставлена достаточная свобода регулирования национальных экономик в целях выравнивания уровней социально-экономического развития. Наряду с принятыми в рамках ВТО механизмами защиты внутреннего рынка от недобросовестной внешней конкуренции, инструментами такого выравнивания являются разнообразные механизмы стимулирования НТП и государственной поддержки инновационной и инвестиционной активности; установление государственной монополии на использование природных ресурсов; введение норм валютного контроля в целях ограничения вывоза капитала и нейтрализации спекулятивных атак против национальной валюты; удержание под национальным контролем важнейших секторов национальной экономики; другие формы повышения национальной конкурентоспособности.

Особое значение имеет обеспечение добросовестной конкуренции в информационной сфере, включая средства массовой информации. Доступ в глобальное информационное пространство должен быть гарантирован всем жителям планеты в качестве, как потребителей, так и поставщиков информации. Для поддержания открытости этого рынка должны применяться жесткие антимонопольные ограничения, не позволяющие какой-либо стране или группе аффилированных лиц доминировать в глобальном информационном пространстве. Одновременно должны быть созданы благоприятные условия для свободного доступа на рынок информационных услуг представителям различных культур. Необходимую для этого поддержку может оказывать ЮНЕСКО за счет поступлений предложенного выше налога на валютообменные операции и платежей за доступ к ограниченным информационным ресурсам (часть которых, включая точки для запуска спутников связи на орбиту Земли, может быть предоставлена этой организации). Одновременно должны быть приняты международные нормы по пресечению распространения информации, угрожающей социальной стабильности (призывы к разжиганию религиозной и межнациональной розни, распространение наркотиков, торговля людьми, проституция и торговля оружием, различные сатанинские и тоталитарные секты и прочее).

Для соблюдения всеми участниками международного экономического обмена установленных международных и национальных норм должен действовать обязательный для всех режим санкций за их нарушение. Для этого должно быть заключено международное соглашение по исполнению судебных решений, выносимых в отношении участников международного экономического обмена вне зависимости от их национальной принадлежности. При этом необходимо предусмотреть возможность апелляции к международному суду, решение которого должно быть обязательным для исполнения всеми государствами.

Правовые и политические предпосылки глобальной социалистической альтернативы

Введение обязательных для всех участников международного экономического обмена норм и санкций за их нарушение (также как и санкций за нарушение норм национальных законодательств) предполагает примат международных соглашений над национальным законодательством. Государства, нарушающие этот принцип, должны ограничиваться в правах на участие в международном экономическом обмене. В частности, их национальная валюта не должна приниматься в международных расчетах, в отношении их резидентов могут применяться экономические санкции, их деятельность на мировом рынке может ограничиваться.

Главная проблема заключается в том, что одним из таких государств являются США. Ее решение предполагает согласованные действия других ведущих держав для оказания давления, необходимого для признания США презумпции международного права. Это давление подразумевает возможность применения санкций, наиболее действенной из которых может стать отказ от использования доллара в международных расчетах. В любом случае без установления формального равноправия всех государств полноценное функционирование охарактеризованных выше механизмов гармонизации глобальных общественных отношений невозможно.

Для реализации данных предложений по гармонизации глобальных общественных отношений необходима влиятельная транснациональная политическая сила. В качестве таковой может выступить международное объединение левых сил (прежде всего, организованных в Социнтерн), «зеленых», международных гуманитарных организаций. Необходимым условием осуществления этих предложений является поддержка со стороны духовного руководства мировых религий. Объединение усилий «левых», «зеленых» и религиозных сил требует выработки новой глобальной идеологии гармонизации общественных отношений на основе сочетания традиционных нравственных ценностей, принципов социальной справедливости и партнерства, понимания необходимости устойчивого развития человечества при сохранении разнообразия и упорядочивании ноосферы, соблюдения прав и свобод человека, норм международного права, действия механизмов добросовестной конкуренции и взаимовыгодного международного экономического обмена. Такой социально-консервативный синтез может быть выработан на серии представительных международных форумов, инициатором которых может стать Социнтерн. В последующем усилиями заинтересованных политических и общественных сил вопросы гармонизации глобальных общественных отношений на охарактеризованных выше началах глобальной ответственности, национальной конкурентоспособности и международной солидарности должны быть поставлены в повестку дня официальных международных переговоров. Вначале – ведущих государств мира, а затем – Генеральной Ассамблеи ООН.

Работа по формированию социально-консервативного синтеза должна вестись одновременно по нескольким направлениям с участием ведущих экспертов, пользующихся международным авторитетом:

- организация диалога между социалистическими (социал-демократическими) программами и социальными доктринами мировых религий;

- разработка предложений по формированию новой архитектуры глобальных финансово-экономических отношений;

- формирование условий обеспечения добросовестной конкуренции в международном экономическом обмене;

- создание механизмов выравнивания социальных издержек национальных государств посредством развертывания соответствующих глобальных программ под эгидой компетентных международных организаций за счет введения глобального налога на валютообменные операции;

- обеспечение условий для открытого международного технологического и информационного обмена.

С.Глазьев


0.052000045776367