Интернет против Телеэкрана, 09.07.2014
Пираты XXI века

Рейдерство в последний год стало едва ли не самой популярной темой в СМИ. При этом не все понимают, что это такое. Хотя по сути термина – рейдерство означает захват того, что тебе не принадлежит.

 

КТО СМЕЛ, ТОТ И…

 

 

Рейдерство у нас изображают то невинной забавой неопытных бизнесменов, то изощрённой технологией респектабельных слияний и поглощений различных предприятий и коммерческих структур. Однако на самом деле рейдеры – это нынешние пираты, пираты XXI века. И рейды, которые они проводят, служат лишь корыстной выгоде частных лиц – за счёт общества и государства. Вот только два примера рейдерства, ставшие широко известными благодаря прессе.


Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий (ОАО «НИИЭМИ» – о нём «ЛГ» уже писала в ‹ 36) выполнял множество закрытых работ, обеспечивающих национальную безопасность нашей страны. К тому же всегда был высокорентабельным предприятием. В феврале 2004 года все здания этого института, расположенные в центре Москвы, были захвачены рейдерами с использованием всего арсенала бандитских приёмов. В дальнейшем захватчики обманным путём похитили акции ОАО «НИИЭМИ» и установили контроль над реестром акционеров общества. Результат таков: ныне коллектив института выдворен с территории, которую он занимал более 75 лет, а ценное научное и производственное оборудование уничтожено или приведено в негодность. Но захватчики и далее продолжают планомерно уничтожать ОАО «НИИЭМИ». С этой целью они официально оформили перевод института в Новосибирск, намеренно создали кредиторскую задолженность и инициировали процедуру банкротства.


По фактам действий рейдеров по захвату ОАО «НИИЭМИ» более двух лет назад возбуждено уголовное дело. На данный момент полностью раскрыта схема совершения преступления, установлено, что группой рейдеров руководят некие граждане Палихата и Троценко. И что? Ничего. Гражданин Палихата даже завёл себе сайт в модном ныне Живом Журнале (ник – palihata), где с откровенной издёвкой описывает то, как его разоблачают.


Или другой пример, который привёл Георгий Васильевич Самодуров, президент Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции«СТАНКОИНСТРУМЕНТ».


В мире есть два завода, которые занимаются производством станков для приборных подшипников: Санкт-Петербургский прецензионного станкостроения и американская фирма «Браянд». В прошлом году фирма «Чайка Плаза» приобрела питерский завод под маркой прихода эффективного собственника. За половину года распродано всё технологическое оборудование. Промышленные корпуса разрушены, на этом месте планируется строить гостиничный комплекс.


Таких случаев сейчас можно привести сотни. Рейдерство, с особой силой вспыхнув в столичных городах, теперь зашагало в регионы. Стало общефедеральной бедой…

«БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ»


Одна высокотиражная газета недавно опубликовала статью под заголовком «Осторожно: «чёрные» рейдеры». Из этого следует, что рейдеры бывают не только «чёрными», но и «белыми», т.е. «хорошими», буквально «белыми и пушистыми».
Разделение рейдерства на чёрное или белое проводится сегодня везде и всеми. И это уже не просто парадокс, а диагноз.
В подобном разведении важно очевидное признание рейдерства как нормы. В основе лежит представление о том, что рейдерство и есть способ существования двуногих – примерно так же, как по Энгельсу жизнь является способом существования белковых тел.


У страны буквально исчезло понимание того, что богатство можно накапливать, не деля или отнимая, а созидая.
Везде в мире нормальным и даже банальным является понимание, согласно которому смыслом экономики является, как, к примеру, пять лет назад заметил мимоходом обозреватель либеральной «Нью-Йорк таймс» Томас Фридман, «создание нового национального богатства». А у нас за последние двадцать лет укоренилось прямо противоположное понимание: экономика – это правильно отнять.
Процветает романтика рейдерства. Интернет забит сайтами и форумами, где совсем юные создания пылко обсуждают технологию атак и захватов, с придыханием рассказывают о лидерах, сыплют названиями ЧОПов, АО, ЗАО, ООО, подразделений силовых структур и прочим антуражем ставшего едва ли не бытовым явлением рейдерства.
Перед нами неожиданно возникшее крайне опасное социальное явление. Может быть, самое опасное явление нашей общественной жизни.
Оно порождено тем, что легкомысленные разговоры про собственность, первоначальное накопление и рынок, который, мол, всё расставит по своим местам и, наконец, приснопамятная приватизация – всё это окончательно искорёжило и убило понятие собственности в России.
Показательно, что взрыв рейдерства и превращение его в норму жизни происходят как раз в момент, когда мы «празднуем» пятнадцатилетний юбилей российской приватизации.
Сегодня уже очевидно, что от неё не выиграл никто. Промышленность по-прежнему лежит на боку, экономика даже с учётом заоблачных цен на нефть едва достигает 70% от уровня позднего СССР.

ИЗ КАКОГО СОРА?
«А что вы хотели?» – спросят коммунисты. Частная собственность, она всегда такая. «Но что вы хотели?» – удивятся либералы. Настоящая частная собственность из ещё более жуткой грязи растёт. И приведут известные строки Анны Ахматовой. В итоге у левых и правых получается одно и то же: собственность – зло.
Любая собственность является, прямо по Прудону, кражей, добытой нечестным путём. Отсюда и любой собственник, следовательно, и предприниматель уже по определению является нечестным и нечистоплотным человеком. Следовательно, все кошки серы.
Подобная позиция доминирует среди населения и среди тех, кто стоит на переднем крае борьбы с общественным злом, – силовиков.


Но это абсолютно неправильный подход к проблеме собственности, который, между прочим, прекрасно используют наши «стратегические партнёры». В октябре прошлого года по всемирному британскому каналу BBC был показан документальный фильм Property to Die For – «Собственность, за которую приходится умирать».
В фильме утверждается, что в России собственность абсолютно незащищена и государство в лице силовых министерств, налоговых органов и чиновников является орудием в руках неизвестных людей. Общая направленность фильма, основанного на реальных событиях и достоверной информации, следует из слов одной из потерпевших в самом конце фильма: «Человек здесь не может чувствовать себя человеком, потому что само понятие человеческого достоинства здесь убито окончательно».


В ненаучной трактовке главная мысль британского фильма проста: эти русские никогда людьми не были и не будут.
Что можно на это ответить по существу? Что собственность всегда была и будет честной. Что она только честной быть и может – если она собственность. Собственность – то, что задумано и создано тобой самим.


Выдающийся немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте называл это собственностью на деятельность.
Собственность была и в СССР. Каждый без каких-либо сомнений скажет, что Королёв и группа более секретных товарищей были собственниками космического проекта. Да, государство – но в личностной форме. То же самое касается и собственников советской атомной бомбы.

АНОНИМНАЯ ВЛАСТЬ
Ключевой момент, обусловивший вспышку рейдерской чумы, состоит в равнодушии государства, или, правильнее, почти его отсутствии в решении вопросов собственности.
Государство до сих пор боится принципиально разобраться в том, что на деле произошло в ходе приватизации, кем и как она была в целом проведена. Государство до сих пор боится громко сказать, что государственная собственность не является по определению менее эффективной. Государство не хочет замечать того, что происходит с тысячами предприятий и НИИ, атомизированных и распылённых ещё в последние годы СССР.
Придумана и уникальная отговорка: государство и экономика должны быть отделены. Поэтому каждый раз, когда указываешь на страшные итоги невмешательства государства, слышишь в ответ: «А что? Это спор хозяйствующих субъектов. Разве государство может вмешиваться?»
Возникает ощущение, что наше государство объявится лишь в тот момент, когда в газетах появится объявление типа: «В центре Москвы продаётся имущественный комплекс площадью 46 га. Огорожен древней стеной с зубцами. Многочисленные культурные и культовые сооружения. Начальная цена – миллиард».
Между тем отсутствие государства в экономике означает действенное присутствие в экономике антигосударства. Свято место пусто не бывает. Антигосударство и есть та сила, которая осёдлывает госмашину, коррумпирует власть и в конечном счёте делает государство в значительной мере пиратским или бандитским. Некоторые сегодня начинают говорить о существовании теневой или анонимной власти, альтернативной официальной.
И вряд ли эта теневая власть долго будет сидеть в тени, терпеть власть на свету.

СОБСТВЕННОСТЬ НАВЕКИ
Сегодня пора наконец назвать вещи своими именами.
Что приватизация 1990-х в своей основе была пиратской. Что из пиратской приватизации и разграбления страны никакой новой реальной экономики никогда не появится. Что основой развития может являться только честно созидаемое и открыто присваиваемое богатство.
Рейдерство обозначает отсутствие в стране идеологии развития, т.е. практической способности проектировать и организовывать новые системы деятельности, прежде всего промышленность.
Взрыву рейдерства может быть противопоставлено только одно: решимость государства чётко ставить амбициозные цели и задачи развития и привлекать под их реализацию самых талантливых и мужественных молодых ребят. И пообещать им законную в веках собственность на то, что они сами создадут, заработают своим гениальным трудолюбием.


И главное, не обманывать их. Иначе они пойдут в рейдеры. И осудить их при этом будет уже непросто.


 Ю. Крупнов,

Председатель Организационного комитета по подготовке созыву и проведению учредительного съезда ПАРТИИ РАЗВИТИЯ


0.049803972244263