Вектор империи всегда направлен в будущее.
Копья в небо!..
Эдуард Лимонов в своей книге "Другая Россия" сделал ряд очень верных и метких выводов. Внимательному читателю иногда удается их разглядеть сквозь нестройное повествование о сифилисе, хипповских промискуитетных коммунах и кочевых нацболах будущего. В частности, Лимонов заметил, что не было в истории ни одной реставрации, которая бы принесла пользу своей стране. Пользу приносили только революции, а реставрации – восстановление "сакральной монаршей власти", "традиционного уклада жизни", "духовности" и тому подобное всегда было периодом унылого фарисейства, слабости и подхалимства на фоне общего государственного и национального упадка. Убогие Бурбоны после торжества гениального Наполеона – типичная реставрация и консерватизм.
Лимонов прав. Но он забыл об одной нетипичной реставрации. А именно о Реставрации Мэйдзи.
…Япония, как известно, тоже империя. Формально. Император в Японии, конечно, был и есть, но действительно править страной ему удавалось довольно редко. Японией, поделенной на многочисленные, связанные сложными вассальными обязательствами кланы, правило бакуфу – военное правительство, проще говоря "хунта". Вооруженные острыми мечами и мощными луками самураи формально признавали себя "всего лишь скромными слугами Его Императорского Величества". Когда эти "скромные слуги" становились ленивыми (отращивали животы, мало упражнялись с мечом и луком) им на смену приходили другие самураи - такие же "скромные слуги", стремящиеся всего-то "вырвать императора из рук плохих советников", а из голов плохих советников сделать хорошие украшения для императорского дворца. Ибо что еще делать с плохим советником, который к тому же, разжирев на государственных харчах, разучился стрелять из лука и фехтовать?
Так и жили. Основная часть истории Японии – внутренние феодальные войны. Император иногда пытался перехватить власть самостоятельно, но получалось это у него плохо. В основном, он прибывал в роли эдакого павлина - знамени под которым воевали друг с другом феодалы.
Благодаря тому, что японцам было совсем не скучно играть промеж собой, на континент они вылезали довольно редко – то есть "имперскость" свою они демонстрировали крайне неохотно. Собственно, единственно массированной вылазкой японцев в Средние века была Корейская война, после которой японцы сидели тише мыши на своих островах вплоть до 1853-го. Писали стихи, рубились на дуэлях и т.д.
Из полной изоляции их вырвали бравые "ковбои" Мэттью Пэрри, пригрозив пушечками. Оказалось, что сегунат Токугава прогнил окончательно. В частности, выяснилось, что большая часть самурайских войск существует только номинально, поэтому закидать пушечки трупами было проблематично. Пришлось открыть порты...
Однако, именно после этого болезненного пробуждения от "традиционалистско-изоляционистского сна под сенью сакуры" Япония получила сыграть свою потрясающую роль на международной арене. При этом, проявила себя она именно как империя. Случилось этого благодаря Реставрации [перехода реальной власти в руки императора] Мэйдзи.
Правительство императора Мэйдзи (Муцухито) взяло жесткий курс на модернизацию страны, нещадно ломало трещавшую по швам гнилую феодальную систему. Была создана новая регулярная армия из крестьян, которым веками было запрещено носить оружие. В рекордно короткие сроки из феодального анахронизма он выковал нацию. "Принял с катаной, оставил с линкором".
Причем, делалось все по передовым западным образцам. Для этого страну наводнили западные специалистами, а молодые японцы наводнили собой ведущие мировые университеты. Плодами модернизации стали и основные свободы, парламент, отмена запрета на торговлю землей, создание либеральной партии Японии и отмена всех "плохих обычаев прошлого". Дошло до того, что запретили самураям носить железки, и вообще упразднил их как сословие, лишив тем самым государственной пайки риса (о, какой ужас!).
Справедливости ради стоит отметить, что умные самураи сразу поняли, что к чему. Ии Наосукэ, ставший в 1858 году главной правительства (тайра) пытался спасти сегунат – шел нас сближение с императорским двором, проводил постепенную модернизацию. Через два года его убили японские традиционалисты с забавным названием "сиси" (это у них, нехристей, означает "львы"). И спасать сегунат стало просто некому. После этого по Японии прокатилась череда восстаний. Но нынешний национальный герой Японии Сакамото Рема (первым сменивший меч на револьвер) сумел объединить сторонников императора. Чехарда закончилась в 1869-ом, когда войска нового императора Мейдзи разгромили войска сторонников сегуна.
Что интересно, императорскими войсками командовал Сайго Такамори, который впоследствии не смог смириться с упразднением самурайского сословия и возглавил малоперспективное восстание. Будучи уже тяжело раненым в последней самоубийственной атаке на порядки новой имперской армии он совершил харакири и остался в истории как "последний самурай".
Надо заметить, что такие героические ревнители традиций тоже совершенно необходимы. В отличие от оплывших жиром занудных российских "консерваторов", они могут показать пример по-настоящему, в хорошем смысле, традиционного духа – духа, который не должен умереть в процессе модернизации. Сменив меч на револьвер, а кимоно на костюм, самурай не должен перестать быть самураем. Видимо, поэтому в Токио стоит памятник Сайго Такамори. И, честно говоря, бывает немного "обидно за державу", когда читаешь о Такамори или о Юкио Мисима, показавших пример воинского духа, тогда как наши "ревнители традиций" гоняют гей-парады, тычут палкой в изображение Мадонны и кидают свиные головы в грузинское посольство. Впрочем, в разумно организованном обществе и таким можно найти применение – например, как средство давления на тех, кто понимает свободу, как право вести себя по-свински (вроде организаторов того же гей-парада) – мол, "успокойтесь, не то спустим с цепи… этих, с хоругвиями". В конце концов, они могут послужить наглядным пособием, демонстрирующим тот негативный аспект традиционности, который должен отмереть ("будешь плохо учиться – вырастешь хоругвеносцем!").
…Новое правительство Мейдзи стремительно ломало устои, модернизироватьо общество и государство. В качестве примера для подражания рассматривали в основном Британскую империю и США. Россию, в период правления "реставратора", "контрреформатора" и "централизатора" Александра III, рассматривалась скорее как пример того, "как жить не надо". И не ошиблись.
Можно сказать, что Мэйдзи проводил в Японии своего рода "оранжевую революцию". Американцы вскоре получили повод сожалеть о том, что обменяли свои передовые технологии на веера, мечи и напудренных японских шлюх. В начале 20-го века японцы сумели одержать победу над огромной Российской империей, а в середине того же века смачно умыли ряшку и самим американцам при Перл-Харборе.
Российская империя в те времена наглухо завязла в тисках "плохих обычаев прошлого", что и привело ее в итоге к разрушительному взрыву. В сущности, деятельность "консерваторов", желавших "подморозить общество" оказала пресловутому германскому Генштабу куда большую услугу, чем все революционеры вместе взятые.
Кузькина Мать и вечный барин
Некоторые могут усмотреть в моих словах оголтелый патриотизм (того разряда, что ставит Кузькину Мать превыше жизней граждан). Поспешу успокоить – я вовсе не призываю к войне во имя имперских амбиций и Кузькиной Матери.
Современные империи вообще не воюют. Кузькина Мать нынче разрослась до таких масштабов, что ее массированное применение чревато для нашей хрупкой планеты слишком серьезными последствиями.
Сегодня инструменты неоколониализма, в первую очередь, экономические и политические, во вторую – шпионские, и только в самую последнюю очередь – военные. Причем если страна прибегает к военному вмешательству – значит, первые две партии проиграны ею в чистую и остается только биться в истерике, прибегая к грубой силе. Можно играть мускулами, иногда на грани фола, но никто не заинтересован в серьезных конфликтах. А конфликты маленькие для империи упражнение – необременительные и полезные упражнения (разумеется, заниматься такими упражнениями должны только те, кому оное занятие по нраву - то есть, боевые части должна комплектоваться исключительно на добровольной основе).
Некоторые могут возразить, что критерием цивилизованной страны является вовсе не военная мощь, длинна и толщина Кузькиной Матери, а высокий уровень жизни, чистота и качество ватерклозетов. Это, действительно, так. Но дело в том, что одно является закономерным продолжением другого. Только в стране, обладающей экономической, политической и военной мощью, возможен высокий уровень жизни и свободы. И только страна с высоким уровнем жизни и свободы может обладать экономической, политической и военной мощью. СССР обладал военной мощью, но имел изрядные проблемы с уровнем жизни и свободы. Итог плачевный - проигрыш в Холодной Войне с разгромным счетом.
Возможно, дело в "элите". Вот интересная схема, которая проиллюстрирует мои дальнейшие выводы. Распределение доходов в развитых странах и РФ - соотношение доходов 20% наиболее богатых к доходам 20% наиболее бедных (данные World Resources Institute (WRI) за 2000 год):
Russian Federation -10,5
United States - 8,4
United Kingdom - 7,2
Canada-5,8
France-5,6
Germany - 4,3
Japan - 3,4
Это чтобы читатель понял, что именно у нас называют "стабильностью". Уже тогда – шесть лет назад – российский "коэффициент расслоения" более, чем втрое превышал японский. Можете себе представить, насколько он вырос за период путинского правления – времени, когда очень богатые становились несметно богатыми, а бедные лишались последнего (льгот, пособий, съеденных инфляцией реальных доходов и пр.).
…Сразу за РФ идут США (вспоминаем про девушек в одинаковых платьях). Тут все прозрачно. Культ денег и успеха. Общество в США едва ли не официально делится на "лузеров" и "виннеров" в соответствии с доходной ведомостью. Это их идеология.
В РФ, которую скроили по американским лекалам но по "Черкизовским стандартам" (мешок на жопе), тоже должна быть идеология, которая оправдывает такую запредельную разницу в доходах. И она есть!
Дело в том, что "элиту" у нас традиционно понимают в контексте "рысаки, цыгане, водка" – "барин развлекаться изволит". "Элита" в РФ – это причастность к "денежным потокам", присутствие в месте, где "пилят бабло" или гребут его совковой лопатой и при этом ничего не делают. Потом это самое "бабло" просаживается на "элитарные" удовольствие – кокаин, силиконовых шлюх и спортивные автомобили.
Увы, когда японцы читали "Хагакурэ" заражаясь "комплексом служения", российская аристократия читала "Манифест о вольности дворянской", заражаясь "комплексом вечного барина". Во времена СССР аристократия пошла "под нож", а барин остался. Как известно, элита РФ и большинства бывших союзных республик – наследница советской номенклатуры, успевшей за это время разложиться в хлам..
Глядя на микроскопический "коэффициент расслоения" Японии, стоит вспомнить о том, что правительство Мэйдзи, принявшее решение о ликвидации самураев "как класса", само почти целиком состояло из самураев. Упразднив сословия, разрушив всю феодальную систему, эти люди не просто переступили через сложившиеся веками феодальные предрассудки - они лишили себя, свои кланы, кланы своих вассалов реальных доходов привилегий (как бы сказали в современной РФ, "бабла"). Они сумели понять, что является настоящим благом для их страны и переступили ради него через свое личное благо. Такой должна быть настоящая национальная элита.
"Элита" совдепо-россеянская уже растащила СССР на удельные княжества ради сохранения привилегий своего паразитического класса. Не постесняется растащить и РФ. А еще лучше просто продать, что называется "под корень". На этом фоне они любят по судачить о "монархии", "царе". Причем даже не абстрактно – о монархии, как идее - а чисто конкретно. Кто на трон вскарабкался – тот и царь. Единственно возможный "гарант суверенитета", понимаемого как "золотой ватерклозет для избранных".
В Японии, пока храбрые самураи сражались против "вестернизации", умные самураи органично влились в новое японское общество. Отправились в госаппарат, в полицию и армию, занялись бизнесом (многие японские корпорации – изначально формировались их самурайских кланов – "дзайбацу", ныне "кэйрецу"). Так, перестав быть привилегированным сословием, они составили костяк новой Японии, доказав при этом свое право на аристократизм.
А все, потому что настоящие качества аристократа - это честь, воля и образование, а вовсе не мечи, кони, усадьбы и государственная пайка риса ("рысаки, цыгане, водка" и прочее "ваше-с благородие-с" во вкусе Никиты Михалкова). Настоящие аристократы останутся таковыми и в обществе, где формально все равны и никаких аристократов нет. Причем именно в таком обществе настоящий аристократизм будет по-настоящему ценен и востребован. Именно в таком аристократизме следует искать настоящую традицию, а не в мечах/веерах или бородах/кокошниках (и тому подобном пыльном хламе).
Те же кто сегодня сетует на "бездуховную современность", "богомерзкий модерн/постмодерн", "поганую дерьмократию" которые, видите ли, не дают им, "аристократам духа" и "прирожденным кшатриям", занять подобающее высокое место в человеческом муравейнике - это не аристократы, а шваль, отбросы. Их мечта - аристократично ковырять в носу, пока крепостные нарезают полосками сочащуюся слезой оленину.
Причем в стране-колонии, такой как нынешняя Россия, мечта эта вполне осуществима.
Западные хозяева кровно заинтересованы в том, чтобы у руля их колонии стояли самые глупые, ленивые, вороватые и бездарные из дикарей, а вовсе не аристократы.
Не скрою, раньше политика Мэйдзи казалась мне грубым и бессмысленным насилием – в духе Петра I, обрезавшего бороды боярам. Но теперь я понимаю, что все это было совершенно необходимо. Если бы не Мэйдзи – Япония осталась бы периферийной колонией, варварской диковинкой, с которой можно заключать дикие торговые договоры, пугать пушечками и кормить опиумом (как делали с Китаем). А если бы не Петр I, Россия никода не стала бы империей. Именно он - создатель империи, а не любимый "евразийцами" Иван Грозный, оставивший страну в глубочайшем кризисе.
Поэтому "западничество", "модернизация", "вестернизация" (если угодно "оранжевая революция") – это вовсе не "продажа традиций за доллары", это единственный способ не быть "варварской диковинкой", "местом сбыта опиума" (в нашем случае "энергетической сверхдержавой"), кормом для плотоядного Запада. Это единственный способ встать на одну доску с западными странами, играть с ними на равных. Быть империей, а не колонией.
Глупо при этом надеяться на то, что Запад предоставит нам возможность стать его полноправным партнером и конкурентом. Эту возможность придется выдирать у Запада когтями и зубами. Ведь Запад, как и прежде, заинтересован в колониях, и совсем не заинтересован в том, чтобы эти колонии заимствовали у него передовые технологии. Западу выгодна исключительно "частичная модернизация" кололинии – псевдомодернизация туземных "элит". Оптимальная для Запада модель - это когда выродившаяся "элита" раз в месяц ездит в "цивилизованный мир", проведать своих детей в Гарварде, а население... люто ненавидит "аморальный Запад" и носит какую-нибудь паранджу-хиджаб или хоругвь, напоминающую Веселого Роджера! Такая колония всегда будет питать Запад ресурсами и никогда не выйдет на его уровень.
Империя Начала или "Русская дача"?
Современная Япония - один из мировых лидеров. Там правит либеральная партия, но порядки там такие, что гайдзину (иностранцу) проблематично купить мобильный телефон. Бани города Отару украшают таблички "гайдзинам вход воспрещен", некоторые бары престижного токийского района Роппонги тоже могут похвастаться такими табличками.
Помните какой "антифашистский" хай поднялся, когда хозяина одного из московских заведений заподозрили в попытке оградить себя от клиентов-кавказцев (позднее выяснилось, что это - банальная "утка")? Его чуть живьем не сожрали, назвали "фашистом" и т.д. А вот Японцы, проигравшие во Второй Мировой могут позволить себе подобное.
Титульная нация "страны победительницы фашизма" – русские - даже не упоминается в Конституции РФ. А в Японии свободно продаются футболки с надписью no gaijin allowed. Вот получу гонорар за эту статью и непременно закажу себе такую футболку - буду в ней ходить в тот самый злополучный столичный бар.
Япония мононациональная страна, проводящая крайне жесткую миграционную политику, но японская массовая культура заполонила весь мир (анимэ, японский хоррор, Кензо и Ямомото).
Есть в Японии и силы самообороны, сознанные в обход послевоенного запрета на вооруженные силы. Еще один "последний самурай" Юкио Мисима захватил со своими соратниками из "Щита" командующего одной из таких баз в его же кабинете, призывал японцев вспомнить самурайские ценности, а затем совершил харакири "во славу императора".
Императора в Японии никто не отменял. После войны он написал чистосердечное признание в том, что он де не Бог, и его оставили в покое. Писателя Мисима это очень волновало, он хотел вернуть императору его божественный статус.
Есть давняя японская традиция. Если самурай не может донести до властей нечто, по его мнению, важное, у него есть последний способ обратить на себя внимание – пролить свою кровью. Незадолго до русско-японской войны один японец совершил харакири, чтобы донести до императора свое пожелание - взять более жесткий курс в отношениях с Россией. Что-то мне подсказывает, что жест Мисима тоже не остался незамеченным…
Есть в районе Роппонги бордель под названием "Русская дача" - там работают исключительно русские девушки. Боюсь, что в скором времени мы – русские - можем оказаться в одном большом азиатско-европейском борделе, с администрацией в лице номенклатуры РФ. Если мы не проведем "вестернизацию" и "модернизацию", не уступающей по масштабам петровской, ничего другого нам не светит...
Ничто не помешало Мейдзи "реставрировать" нетрадиционную для Японской Империи прямую власть императора и начать проводить имперскую внешнюю политику. Россию также не должна тяготить негативная инерция веков. Как остроумно заметил Вадим Штепа: если был воссоздан Израиль, которого не было 2000 лет (и неизвестно был ли вообще), то, что мешает воссоздать, например, Гиперборею? Перефразирую его вопрос: что нам мешает провести, например, Новгородскую Реставрацию, под знаменем прогрессивных имперских ценностей и преемственности вековым традициям свободной Северной Руси?
Имперские ценности всегда прогрессивны. Эффективность является их главным критерием. Если такие вещи как свобода, демократия, открытая экономика без государства в роли "главного бизнесмена", самоуправление на местах, контрактная (добровольная) армия приводят страну к процветанию – значит это имперские ценности. Если такие вещи как религиозное мракобесие и гиперцентрализм опускают страну на цивилизационное дно, превращая в дойную корову для развитых стран – это не имперские ценности, а ценности колонии.
Путь настоящей империи предельно ясен - отделить настоящее прогрессивное имперство от псевдоимперства религиозного мракобесия и квасного традиционализма. Возродить традиции настоящего аристократизма - одинаковые и для самураев и для европейского дворянства и для русских дружинников. В противовес бюрократическому и вырожденческому "барству". Противопоставить трухлявой Империи Конца новаторскую Империю Начала.
Слава Империи!
Михаил Пожарский
http://www.nazlobu.ru/publications/article999.htm
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |