Неонацистские группировки есть во всех европейских странах, в США и в России. До недавнего времени считалось, что их нет и не может быть только в одной стране «цивилизованного» мира – в Израиле. Но 10 сентября мировые СМИ передали сообщение, которое сами они характеризовали как шоковое. В Израиле была арестована группа молодых людей (возрастом от 16 до 21 года) – выходцев из стран СНГ, которые, как утверждали те же СМИ, «были неонацистами по убеждениям». Они занимались избиениями гастарбайтеров из Азии, ортодоксальных религиозных евреев, гомосексуалистов и представителей «левых» молодежных субкультур, прежде всего панков. Молодые люди брили головы, подобно европейским и российским коричневым скинхедам, разрисовывали стены синагог свастиками, делали себе наколки «88» (что означает «Heil Hitler!», так как «H» является 8 буквой латинского алфавита), позировали перед веб-камерами, вскидывая руки в нацистском приветствии. При обыске у них обнаружили неонацистскую агитационную литературу, записи немецких ультраправых рок-групп, мундиры офицеров «СС», а также взрывчатку, при помощи которой они планировали взорвать панковскую дискотеку.
Нет недостатка в возгласах о том, что перед нами совершено абсурдная ситуация. Но не будем идти на поводу у эмоций. Разумеется, дико и противоестественно, когда еврей с развитым национальным самосознанием всерьез считает себя гитлеровцем и ведет себя соответствующим образом. Но кто нам сказал, что граждане современного Израиля, и тем более подростки, обладают этим самым национальным самосознанием и что арестованные «неонацисты», действительно, убежденные гитлеровцы?
Журналисты и идеологи, раздувающие эту сенсацию – не знаю уж, сознательно или нет, – не замечают разницы между политическими убеждениями и молодежной субкультурой, каковой является движение «коричневых скинхедов», к которому и принадлежали арестованные израильские юноши. А между тем это очень важно, ведь без такого разграничения мы неправильно истолкуем поведение указанных молодых людей.
Политические убеждения суть сознательный выбор человека. Они требуют серьезного чтения определенной литературы, внутренней духовной и душевной борьбы, работы ума по выстраиванию идеологических конструкций и их защиты от критики оппонентов. При этом, конечно, всякая идеология тяготеет к универсализму и в идеале предполагает и соответствующий образ жизни, эстетические предпочтения и даже стиль одежды, но все же внешнее для серьезного сторонника политической идеологии — не главное. Существуют люди, которые разделяют идеи Адольфа Гитлера и вовсе не бреют головы, не делают татуировки «88», не слушают тяжелый рок. Напротив, сплошь и рядом сегодня встречаются идейные нацисты, которые работают в офисах или в научных центрах, носят строгие костюмы и «металлическим группам» предпочитают Вивальди и Баха. Так, в последнее время ультраправые идеи стали популярными среди молодой научной интеллигенции из российских мегаполисов. Зайдите на форум любого крупного российского университета и посмотрите, что пишут аспиранты и молодые преподаватели о русском вопросе и о кавказцах или сопоставьте число нацистских сайтов в Интернете и статистику реальной численности неонацистов в России – и все станет ясно. Тем не менее, этих убежденных нацистов – программистов, политологов, математиков по специальности — вы не отличите в толпе по внешнему виду. Потому что это люди взрослые, неонацизм для них не игра, а жизненная позиция, для них важна не внешность, а внутреннее содержание. Это, кстати, еще одно важное отличие людей с политическими убеждениями, они далеко не подростки, как минимум, им за 25, а то и за 30, они – сложившиеся личности. Пожалуй, такой нацизм еще опаснее и злее, чем выходки подростков-скинхедов, но только вот он гораздо меньше замечается нашими СМИ.
Что же касается скинхедов, то это подростки и молодые люди, зачастую несовершеннолетние. Они не имеют собственных убеждений, потому что в силу юношеских максимализма, стадности, некритичности мышления принимают за убеждения стереотипы массового сознания. Для них не столь важно: каковы на самом деле идеи нацизма, важнее для них стиль одежды или музыкальное направление или просто возможность выплеснуть агрессию, находясь в компании и чувствуя себя защищенным. Конечно, такие парни сразу бросаются в глаза, и мало кому в голову приходит, что это – игра, подражание «взрослым» рок-музыкантам и отрицательным героям боевиков (многие из которых идеологами Голливуда конструируются «под нацистов»). Большинство из этих подростков и «Мою борьбу» никогда не открывали, а кто такой Шопенгауэр вообще не знают и слова такого произнести не могут, не говоря уже о других «авторитетах» нацистской идеологии. Естественно, такие подростки-скинхеды слабо знакомы с расовой «теорией», согласно которой они принадлежат к «низшей» и «вырожденческой» расе, несмотря на то, что они сами евреями себя не считают и даже не принадлежат к таковым по еврейскому ортодоксальному закону (согласно нацистским критериям человеком «с испорченной кровью» считался всякий, у кого в роду был хоть еврей вплоть до поколения двухсотлетней давности). И, между прочим, не такой уж это уникальный случай, когда скинхедами становятся те, кто уж совсем не подходит к «арийскому идеалу». Всякий, кто путешествует по Интернету, читал, наверное, интервью со скинхедами из нацрегионов России. Там боевиками и даже лидерами скин-группировок, призывающих к очищению русской крови, становятся татары, башкиры и даже … кавказцы-полукровки. Мне самому приходилось читать интервью со скином, которой был по отцу грузин и доказывал, что если он по матери русский, то может быть «русским наци»…
Но позволительно задаться вопросом: разве они не понимали, что для подростков-евреев даже в качестве игры это выглядит кощунственно и дико? Тут, думается, мы подошли к самому главному – к разгадке этого феномена, затронувшего, как мы сказали, не только Израиль, но и Россию. Израильские скинхеды не чувствовали себя евреями, они ощущали себя представителями общезападной молодежной субкультуры (захватившей отчасти и Россию) одним из элементов которой является скин-движение. Он считали, что в общем-то ничем не отличаются от молодых людей из Германии, Великобритании, Франции, России, которые тоже выбривают головы и бьют гастарбайтеров. Специалистами давно уже замечено, что скин-движение – результат глобализации, оно возникает лишь в странах, которые подверглись сильному влиянию культуры современного Запада. Известный исследователь молодежных субкультур М. Вершинин пишет: ««Скинхеды», «неонацисты», «красные», «анархисты», «антиглобалисты», «рэпперы» — все они представители европейской и американской культуры».
Но нам возразят: Израиль — еврейское национальное государство, чья цель – сохранение и развитие национального своеобразия еврейского народа. Как же можно говорить о таком уровне западного культурного влияния в Израиле, что молодые израильтяне даже утеряли связь с национальным самоощущением? В действительности, тут никакого парадокса нет. Еще русский философ-консерватор XIX века К.Н. Леонтьев заметил, что как только какой-нибудь малый народ заявит о создании национального государства для сохранения национальной самобытности, тут же на этой самобытности можно ставить крест. Через несколько десятилетий обретший «суверенитет» народ превратится в копию общеевропейского среднего класса, обуржуазится, переняв самые дурные привычки масс-культуры Запада. «Движение современного политического национализма есть не что иное, как видоизмененное только в приемах распространение космополитической демократизации» — так пишет Леонтьев в книге со знаковым названием «Национальная политика как орудие всемирной революции». Разгадка этого парадокса проста: модель национального государства является естественной и органичной только для наций Европы, которыми она и была порождена, для всех остальных «национальное государство» по европейскому образцу антинационально. Леонтьев приводит в пример Болгарию, которая, по его замечанию, имела больше черт самобытности в эпоху турецкого владычества и которая превратилась в задворки Европы после «обретения независимости».
То же самое, полагаем, касается и еврейского национального государства – Израиля. Оппозиционный израильский публицист Влад Ривлин пишет об этом: «…В культурном плане Израиль все больше отгораживается от мировой культуры, копируя наиболее уродливые черты американской поп культуры…» (Влад Ривлин Нужен ли евреям Израиль? Лефт. Ру). Действительно, в современном Израиле есть все, чем гордится «продвинутая» общезападная культура, – гей-парады, панк-движение, феминистские комитеты. Солдаты израильской армии, как было видно по кадрам израильско-ливанской войны, лихо мажут себе лица перед боем сажей, прямо как американские коммандос. Подростки слушают слащавые песенки в стиле западной попсы. В то же время Израиль уничтожает самобытную, многообразную культуру еврейского этноса, который в период рассеяния жил во многих странах и впитывал их культурное влияние. Израиль – это плавильный котел, в котором переплавляются различные еврейские субэтносы — европейские, азиатские, русские, кавказские евреи, теряя свою уникальную культуру (а многие из этих субэтносов имели даже собственную литературную традицию, не говоря уже о ментальном и бытовом своеобразии, так, здесь можно привести в пример литературу на идише, которая практически уже погибла под натиском иврита). Создается искусственная конструкция – еврейская, израильская нация по лекалам западных наций и, прежде всего, США. Тяготение Израиля к США имеет не только политическую, но и культурную подоплеку, элита современного Израиля интуитивно ощущает близость этих двух культурных конструкций: Израиль стал для мировой еврейской диаспоры, объединяющей десятки еврейских субэтносов, тем же, чем США стали для Европы, – плацдармом для космополитического этносмесительного эксперимента (и, кстати, израильтяне вытесняют местное арабское население точно так же, как белые американцы вытесняли индейцев). Почему бы в таком Израиле, повторяющем зады американского и европейского космополитического масс-культа, не возникнуть своим скинхедам?
На этот можно было бы и закончить, если бы не один нюанс: новоявленные израильские скинхеды были по происхождению «русскими евреями», они говорили по-русски, считали себя частью России, а не Израиля, хотя реально давно уже от России оторвались (и даже, как свидетельствует видеосъемка, избивая ортодоксальных евреев, они требовали от них извинений перед «великим русским народом»). Исходя из этого, российские либеральные СМИ – от Рен-ТВ до «Эха Москвы» — не устают намекать, что это не еврейская, а «русская проблема»: мол, ребята, пожив в России, так пропитались «присущим русским» антисемитизмом, что даже позабыли, что они какие-никакие, а евреи.
На самом деле пресловутый русский антисемитизм — не более чем миф. В Европе и в США антисемитизма намного больше, потому там и принимаются такие жестокие законы против ксенофобии. Что же касается пресловутых дореволюционных погромов в России, то они происходили на Украине и в Молдавии, а в местах же компактного проживания русских идеи антисемитизма особой поддержки не встречали. Наоборот, русские обладают редким свойством сочувствия и сострадания к другим народам, редким умением тактично сосуществовать с ними. Не случайно же после революции многие евреи настолько сблизились с русскими, что даже ассимилировались.
Дело тут не в российской ментальности, а в положение выходцев из России в самом Израиле (которое впечатляюще живописуется, например, в упомянутой статье В. Ривлина «Нужен ли евреям Израиль?»). Не секрет, что евреи, приехавшие в Израиль из России, в отличие от, например, от евреев из Европы и США и тем более от евреев, уже родившихся в Израиле, рассматриваются как граждане второго сорта. Им труднее получить хорошую работу, сделать государственную карьеру, зато попасть на оккупированные территории, где жизнь крайне опасна, – легче легкого. Бывшие профессора и доценты работают водопроводчиками и шоферами. Их не спасает даже искренний национализм и арабофобия (как известно, «бывшие русские» в Израиле являются, как правило, приверженцами крайне правых израильских партий, что вполне объяснимо: для неофита естественно стараться быть «святее папы римского»).
Даже в телерепортажах о «израильских неонацистах» промелькнул намек на это. По Рен-ТВ показывали одноклассников арестованных подростков, и они прямо говорили, что и к ребятам, которые «стали неонацистами», и вообще к «русским» население их городка относилось негативно, так что «не любить евреев», если под таковыми понимать «полноценных граждан Израиля» — а самих этих ребят окружающие «настоящими евреями» не считали, – прямо скажем, им было за что. Естественно, это не оправдывает их преступные действия, но это их хотя бы отчасти объясняет.
Итак, теперь мы можем попытаться ответить на вопрос, который задавали в самом начале. Арестованные в Израиле подростки не являются неонацистами, как характеризуют их СМИ, превратившие этот арест в сенсацию. Думается, в силу невеликого возраста и недостаточного образования у них вообще нет четких продуманных политических взглядов. Эти подростки – представители распространенной на Западе и в современной постсоветской России молодежной субкультуры «коричневые скинхеды». Субкультура эта – такая же часть массовой культуры современного Запада, как панки и рэпперы, поп-музыка и компьютерные игры. Она появляется везде, куда дойдет глобализация по-американски, и в этом плане и Россия, и Израиль, являющиеся на данный момент культурными провинциями Америки, представляют для нее благодатную почву. Причем нельзя сказать, что эти подростки вовсе оторваны от еврейской культуры. Безусловно, они связаны с такой ее ветвью, как субкультура советских русскоговорящих евреев. Но они являются чужими для культуры Израиля, которая представляет собой искусственную конструкцию, образованную в результате ассимиляции всех живых еврейских субкультур. Кроме того, тут сказалась и дискриминация выходцев из бывшего СССР в Израиле.
Весь этот букет проблем «самой демократической страны на Ближнем Востоке», как называют Израиль западные СМИ, и породил феномен «израильского неонацизма».
Ростислав Романов
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |