ФИГУРАНТЫ упомянутой телепередачи — небезызвестные писатель Ерофеев, политологи Мигранян и Бунин, др., а также «свежая голова» — адвокат Астахов (идеолог движения «За Путина»).
Зритель получил возможность услышать такие оценки президентского правления последних восьми лет, которые претендовали на роль этико-философских (!) обобщений: «Он, Путин, обеспечил нам свободу частной жизни», «в это время мы почувствовали своё достоинство», «он вернул нас в нашу страну, восстановил связь времен», «с ним большинство России связывает свои надежды на уверенное будущее». Все участники интеллектуального застолья приняли за аксиому, что впечатляющая победа «Единой России» на думских выборах-2007 — дело само собой разумеющееся. По этой причине рассматривались варианты: как распорядится Путин своей сокрушительной победой до и после президентских выборов? в каком качестве он будет выступать, чтобы гарантировать незыблемость проводимого им курса, — национального лидера, подобно Дэн Сяопину в Китае, или...?
Тема будущего Путина ещё более углубленно, с
выходом на проблему партийно-политического строительства в России, рассматривалась и на следующий день, в воскресенье 18 ноября, в телепередаче «Что делать» с её ведущим В.Третьяковым. Здесь поднимались на такие политологические высоты, как «Путин и его преемник», «Путин и правительство», «Путин и Государственная дума», «Путин и Совет безопасности». И опять-таки всё сводилось к тому, что курс, проводимый последние восемь лет, должен быть сохранён. Конечно же, во имя России, её исторического будущего.
Правда, случилось выпадение из философствующего оптимизма, когда Третьяков — Бог знает почему, очевиднее всего, по старой журналистской привычке — решил обострить разговор: а в чём, собственно, заключаются гарантии того, что Путин сохранит свой высокий рейтинг в общественном сознании после того, как перестанет быть президентом?
И тут политолог Макаренко — опять же Бог знает почему — проговорился: есть два столпа рейтинга — госмонополия на телевидение и высокие цены на нефть. Но все как-то быстро согласились, что эти два столпа в ближайшей исторической перспективе никак не исчезнут. И разговор опять потёк по проторенному руслу политической футурологии. Чем-то разговор этот напоминал обмен мнениями двух русских мужиков в «Мёртвых душах» Н.Гоголя, что, глядючи на рессорную бричку Чичикова, задались следующими вопросами: «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился».
По сути дела, таким он был на телепередачах, в субботу у Познера, в воскресенье у Третьякова и в то же воскресенье ещё и у Соловьева. И там главным оказался сакраментальный вопрос: а сможет ли современная России обойтись без Путина? Ответ у всех один: нет, не сможет. А в дальнейшем? А в дальнейшем, когда реализуется всё, намеченное Путиным, сможет. Но не сейчас. Сейчас нет ему альтернативы — отец нации!
И всё же философские бдения завзятых политологов существенно отличались от разговора гоголевских русских мужиков. Последние говорили о колесе, ничуть не думая, что с ним станется, если не доедет оно до Казани. Что до наших интеллектуалов, то речь они вели о судьбе России, озабоченные тем, чтобы она не изменилась с уходом Путина из Кремля. Поэтому-то они внушали себе и телезрителю: он, уходя, должен остаться. Они сознательно шли на обман памяти — выделяли только то, что, по их мнению, выгодно отличает путинское время от ельцинского: своевременную выплату зарплат и пенсий, прекращение войны в Чечне (с передачей власти клану Кадырова, о чём, правда, не говорилось), пресловутые нацпроекты. И ни слова о трагедии российского, русского в первую очередь, народа: о его вымирании по миллиону в год, о миллионах безработных и бездомных, о массовой детской беспризорности, о духовной деградации населения, о коррупции и бандитизме, ставших национальным бедствием. Ни слова о том, что является признаками уже надвигающейся национальной катастрофы.
Мизерные зарплаты, пенсии, пособия и надбавки — подачки к ним при безудержном росте инфляции и цен — да, при Ельцине и этого не было. Теперь вот появилась пресловутая путинская стабильность, но лишь как средство кратковременной оттяжки катастрофы — не более. Его наши интеллектуалы выдают за средство развития. Десять лет назад они возносили до небес Ельцина, а сегодня отдают его на растерзание народу, благо в народной памяти живы страшные времена царя Бориса. Пусть народ его судит и да перейдёт назревающий гнев с живого, ныне здравствующего, президента на мёртвого. Чем не урок социальной справедливости?! Так создаётся иллюзия правды, иллюзия справедливого настоящего. Обманутая память всё примет, со всем согласится. Тем более если переакцентировать внимание с ужасающего роста цен на хлеб, молоко, мясо на интригующий сюжет с ближайшим будущим Путина.
ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ обман памяти, нужно непременно вызвать расстройство восприятия слов-символов. В психологии такое расстройство называется словесной слепотой. «Россия», «родина», «народ», «земля-кормилица». «труд», «душа», «совесть» — всё это те слова-символы, без коих память умирает и наступает духовная слепота. Что сталось с этими словами у нас? Они практически исчезли из теле- и радиовещания. Слово «бизнес» вытеснило слово «труд». Земля перестала быть кормилицей: громадные пространства пахотной земли годами не знают пахоты. Вместо слова «земля» появилось слово «сотка» с её баснословной стоимостью в Сочи. Отсюда: земля — это деньги от её продажи.
Словосочетание «нефтедоллары» у всех на слуху, а о совести — гробовое молчание. К народу власть обращается только перед выборами, да и то называет его чаще всего электоратом. Вместо русского народа у нас русскоязычное население. Но не только умолчание слов-символов, их подмена — причина расстройства их восприятия. Главная причина — искажение их смысла с искажением многовекового жизнеустройства великого народа: частное, индивидуалистическое подавляет общее, коллективное, советское.
Самое великое для нас слово-символ «Россия» лишилось объединяющего смысла для всех её населяющих людей. Есть Россия олигархическая, чиновничье-бюрократическая, криминальная, и есть Россия трудовая, ограбленная и обманутая, но страшная для первой России пробуждением сознания её народа, его чести и достоинства.
Интеллектуальный бомонд, что собрался у Познера, Третьякова и Соловьёва, вёл разговоры с телезрителями в расчёте на их словесную и духовную слепоту. Ни одного упоминания об олигархически-бюрократической России и России громадного эксплуатируемого большинства. Внушалась как абсолютная истина: Россия — это Путин. И речь шла о моральной ответственности нового президента и нового правительства, нет, не перед народом, а перед Путиным. Он — демиург. Не страдая ни ложной, ни какой-нибудь скромностью, прямо и открыто сказал в Красноярске простодушным рабочим: если проголосуете за «Единую Россию», то есть окажете мне доверие, то я найду способы моральной ответственности передо мной всех, кто будет управлять страной. Иными словами: проголосуете за меня, а дальше вопрос техники — я всё смогу, всё решу. В излиянии чувств подобострастного восторга собравшиеся в Твери инициаторы движения «За Путина» открыли для себя и для всех абсолютную истину: Путин — это наше всё. При этом не прозвучало ни одного слова-символа трагедии России в путинские времена: «космостанция «Мир», «Курск», «Норд-Ост», «Беслан»... Ни одного из этих слов мы не услышали на интеллектуальных посиделках у Познера, Третьякова, Соловьёва. Да и не услышим. Некому их произносить там. В круг избранных (отобранных) не пустят ни Валентина Распутина, ни Жореса Алфёрова, ни Сергея Кара-Мурзу. Они прервали бы цепь лицемерия, неизбежного при обмане памяти, создании иллюзии оптимистического настоящего и вырастающего из него прекрасного будущего. Как нельзя кстати вспомнить сегодня размышления М.Е.Салтыкова-Щедрина о лицемерии. Он писал в «Господах Головлёвых»: «Лицемерие... составляет, так сказать, принадлежность «хороших манер» и почти всегда имеет яркую политическую или социальную окраску. Есть лицемеры религии, лицемеры общественных основ, собственности, семейства, государственности, а в последнее время народились даже лицемеры «порядка». Разве не слышим мы сегодня: Путин это стабильность, это порядок! Но последуем дальше за мыслью великого сатирика: «Ежели этого рода лицемерие и нельзя назвать убеждением, то, во всяком случае, это — знамя, кругом которого собираются люди, которые находят расчёт полицемерить именно тем, а не иным способом». Да не о сегодняшнем ли дне это сказано, когда Путин стал знаменем всех лицемеров?! И вот ещё, что мы находим чрезвычайно современное у М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Они лицемерят сознательно, в смысле своего знамени, то есть и сами знают, что они лицемеры, да сверх того «знают», что это другим небезызвестно». Знают, но не могут удержаться(!). Лицемерят друг перед другом у всех на виду. Нет у них другого выхода, как только лицемерить — правда для них смерти подобна. Не это ли один из признаков начавшегося кризиса власти?
Путин — это стабильность? Путин — это порядок? Стабильность и порядок для кого, в чьих интересах — вот вопрос вопросов. В России под флагом приватизации общенародная собственность стоимостью триллион долларов и неоцененные природные ресурсы были «проданы» частным лицам всего за 5 миллиардов долларов (А.С.Панарин. Искушение глобализмом. М. 2000 г., с. 129). Есть ли основание для пересмотра результатов приватизационных сделок на чубайсовских аукционах? Безусловно. Что делает Путин? Он добивается через послушное ему большинство в Госдуме («единороссовское» большинство) сокращения срока давности для привлечения к суду за незаконные сделки с десяти до трёх лет. Кому нужен такой порядок? Комментарии излишни. Знают ли это, и не только это (?!), обслуживающие власть главные телефигуранты, всё те же бунины, миграняны, сорокины? Знают и потому лицемерят, собравшись вокруг знамени Путина. Идут на обман памяти телезрителей сознательно, когда говорят о стремлении своего героя к социальной стабильности, консолидации общества (это при зияющей-то пропасти между бедными и сверхбогатыми?).
ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ повальное лицемерие политических телезвёзд, их желание представить цепляющегося за власть президента безупречным моралистом? Страхом, патологическим страхом перед неотвратимостью возмездия за то социальное зло, которое они годами выдавали за благо. Они достаточно профессиональны, чтобы не знать о полевении социального настроения, чтобы не знать, что идея национализации олигархической собственности витает в воздухе. Они страшатся правды как огня, который испепелит их. Страх роднит их с Путиным. Сколько бы ни купался он во «всенародной» телелюбви к нему, не от хорошей жизни решился возглавить список «Единой России». Главный телегерой настоящего времени прямо признался, что ему дозарезу необходимо конституционное большинство в Думе, а у «Единой России» сил на это не хватит. А что если не получится конституционного большинства? Тогда как дым от ветра рассеется гарантия монополии олигархической власти. В этом вся причина телепсихоза: за Путина! за Путина! за Путина!
Давимая страхом власть давит страхом на народ: не проголосуешь за Путина, жди беды, что была в девяностые годы. Что же это за стабильность, которая вся сошлась на одном человеке, не утруждающем себя мучениями совести?! Страх обрушивается на людей, живущих в состоянии тревоги вот уже почти двадцать лет — что будет завтра? Страх внушается не только с телеэкрана, но и в будничной жизни: не будет нужного процента голосов за Путина, вопрос о финансировании предприятия, школы, больницы останется открытым. Что — нет этого? Внушение массового страха — также признак начавшегося кризиса власти. Власть стремится сохранить себя ценой пирровой победы, но что последует за ней?.. Власть окажется напротив ещё раз обманутого народа. В конце концов, как это уже было в истории, люди обратят свои взоры к тем, кто свободен от страха, кто, не страшась усталости, говорил правду, не обманывал людской памяти, кто предупреждал об опасности социальной демагогии и социальных иллюзий, кто не заигрывал с народом и мужественно пробивался к его сознанию через его духовную слепоту, — к коммунистам.
Но произойдёт это только в том случае, если они, коммунисты, уже сейчас, на данных выборах, будут настойчивее, чем прежде, учиться побеждать политических противников силой ума, совести, организованности и сплочённости, силой правды и реалистического подхода к определению судьбы России. Будут ещё и ещё раз учиться разоблачать «друзей народа», то обряжающихся в одежды с красными перьями (социалисты от Миронова), то громче других кричащих о любви к русскому народу, которого десять лет назад однозначно убеждали, что он обретёт счастье, как только русский солдат омоет ноги в Индийском океане.
Коммунисты завоюют в конечном итоге большинство, если уже сейчас на их стороне окажутся не просто люди труда, а люди достоинства, чести и мужества, люди мыслящие и совестливые. Они помогут большинству восстановить историческую память и воспринять незамутнённый имитаторами любви к родине и борьбы за социальную справедливость смысл великих слов-символов: «Россия», «труд», «народовластие», «социализм».
Что же касается интеллектуальной телеэлиты, то она уже двадцать лет кряду поёт: «Горбачёву нет альтернативы!», «Ельцину нет альтернативы!», «Путину нет альтернативы!». Как только услышишь это её «нет альтернативы», так считай, близка кончина очередного временщика. В чём, пожалуй, польза от этой элиты для думающего человека. С паршивой овцы...
Юрий БЕЛОВ
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2031
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |