Неделю назад в комитете сената США под председательством бывшего кандидата в президенты США Джозефа Байдена прошли слушания под названием «Нефть, олигархи и возможности: энергетика от Центральной Азии до Европы». Перед сенаторами выступили бывшие советники по национальной безопасности президента Джимми Картера и вице-президента Альберта Гора Збигнев Бжезински и Леон Фуерт, а также бывший аналитик радио «Свобода» Роман Купчински и директор Центра Евроазиатской политики и нститута Hudson Зейно Баран.
Это событие было практически проигнорировано российскими СМИ – и очень зря.
Слушания в сенате – это начало реализации положений принятой в США в начале апреля "Стратегии правоохранительной борьбы с международной организованной преступностью". Ее подписал Генеральный прокурор США. Перед разработкой стратегии Министерство юстиции и его партнеры в правоохранительных органах и спецслужбах провели всеобъемлющую оценку международной организованной преступности. Были определены восемь стратегических угроз:
1) члены международной организованной преступности (МОП) проникли на энергетический рынок и в другие стратегические секторы американской и мировой экономики. По мере роста потребностей США в энергии будет расти и сила тех, кто контролирует энергетические ресурсы;
2) члены МОП предоставляют организационно-техническую и иную поддержку террористам, иностранным разведкам и иностранным правительствам, которые преследуют интересы, резко враждебные интересам национальной безопасности США;
3) МОП занимается торговлей людьми и контрабандными товарами, осуществляя ввоз людей и продукции через границы США, нарушая безопасность границ, подрывая экономику США и угрожая здоровью и жизни тех, кто становится жертвами торговли людьми;
4) члены МОП используют американскую и международную финансовую систему для перемещения незаконно полученных доходов и средств, в том числе ежегодно перемещая миллиарды долларов незаконных средств через финансовую систему США. Чтобы иметь возможность продолжать эту практику, они стремятся подкупить финансовых и нефинансовых посредников по всему миру;
5) члены МОП используют киберпространство для нанесения ущерба лицам и инфраструктуре США, подрывая систему защиты личной информации, стабильность деловой и правительственной инфраструктуры, а также безопасность и платежеспособность рынков финансовых инвестиций;
6) члены МОП манипулируют фондовыми биржами, проводя сложные мошеннические операции, совершая кражи на миллиарды долларов у американских инвесторов, потребителей и государственных ведомств;
7) членам МОП удается подкупать государственных чиновников по всему миру, включая страны, представляющие стратегическую важность для США. И они продолжают изыскивать средства влияния – законные и незаконные – на американских государственных должностных лиц;
8) члены МОП прибегают к насилию и угрозам насилия, составляющим основу их влияния.
Russian made
Следует отметить, что по трем из восьми перечисленных угроз со стороны международной организованной преступности в Стратегии в качестве основных фигурантов выступают лица, так или иначе связанные с Россией.
Например, при описании угрозы № 1 - в энергетических и иных стратегических секторах экономики, – в Стратегии указан Семен Могилевич. Особо подчеркнуто, что по имеющимся в спецслужбах США сведениям, Могилевич и его преступное сообщество оказывают влияние на значительные сегменты газовой отрасли в некоторых странах бывшего СССР. В Стратегии позитивно оценивается арест Могилевича в России за уклонение от уплаты налогов. Но при этом подчеркнуто, что большая часть членов его преступной организации остаются на свободе.
Относительно угрозы № 2, которая заключается в предоставлении МОП организационно-технической и иной поддержки террористам, в Стратегии называется другой известный фигурант – Виктор Бут, которому в марте 2008-го было предъявлено обвинение в сговоре с целью продажи оружия на сумму в несколько миллионов долларов «Революционным вооруженным силам Колумбии», признанным Госдепартаментом США террористической организацией.
Интерес представляет и фигуранты по угрозе № 4, связанной с использованием МОП американской и международной финансовой системы для перемещения незаконно полученных средств. Помимо известного дела «Бэнк оф Нью-Йорк», которое всегда освещалось в американских СМИ как дело «русской мафии», в Стратегии приведено и более «свежее» дело Гарри Григоряна - российского гражданина, проживающего в США, который помог отмыть более 130 млн долларов для московского «Интеллект-банка». В августе 2005г. Григорян приговорен к 51 месяцу лишения свободы и уплате 17,4 млн долларов в качестве компенсации российскому государству.
Товарищи готовы приступить
Ценность Стратегии заключается не только в определении угроз со стороны МОП. Сформулированы четкие стратегические цели, среди которых главными являются следующие:
Цель 1: установить приоритетность и приступить к организации целенаправленных и интенсивных правоохранительных действий против членов и сообществ МОП. Для этого учреждается межведомственный комитет по выявлению и разработке членов и преступных сообществ МОП, представляющих наибольшую опасность для США. Этот же комитет будет осуществлять координацию расследований и судебных преследований этих объектов. Делается это для того, чтобы сконцентрировать правоохранительные, оперативно-разведывательные и иные ресурсы в деле ликвидации наиболее опасных международных преступных сообществ.
Цель 2: проводить целенаправленные, концентрированные операции в рамках национальной правоохранительной деятельности против объектов МОП. Для реализации этой цели сформированы команды прокурорских работников, следователей и аналитиков для разработки каждого из объектов МОП. Ставится задача уменьшить бюрократические препоны для реализации этой цели.
Цель 3: объединить усилия с иностранными коллегами для проведения внутренних и зарубежных совместных правоохранительных операций против угроз МОП. Эта цель предполагает создание оперативных спецгрупп с участием соответствующих иностранных органов в основных регионах мира для борьбы с угрозами МОП. Планируется направить опытных американских прокуроров за рубеж для координации совместных с иностранными ведомствами расследований и привлечению к суду членов международных преступных сообществ.
Цель 4: применять неправоохранительные меры по предотвращению деятельности МОП в США. Американскому правительству предлагается настойчиво применять весь арсенал действенных экономических, консульских и иных неправоохранительных средств против членов МОП, замораживать и арестовывать их активы, пресекать их попытки воспользоваться банками, предприятиями и стратегическими активами США.
Цель 5: добывать и увязывать воедино наиболее важную информацию об объектах МОП для подготовки и применения правоохранительных мер. Для этого создается межведомственная аналитическая группа, которая будет заниматься систематическим сбором, синтезом и распространением среди центральных органов и оперативных работников разведсведений по установленным объектам МОП, а также по новым угрозам и тенденциям МОП.
Как видим, «цели ясны, за работу, товарищи».
И «товарищи» уже принялись за работу. Можно предположить, что наработанный механизм воздействия на Россию через обвинение руководителей нашей страны в пособничестве «русской мафии» заработает в настоящее время еще с большим напором, чем в 90-е годы. Тем более, что борьба с мафией здесь только прикрытие для решения куда более значимых глобальных проблем, связанных с энергоносителями. Ведь заявил же на тех же слушаниях в сенате США председатель комитета по международным делам сената Джозеф Байден о необходимости выработки единой концепции противостояния Запада российской монополии на поставку энергоносителей в Европу. А «нестареющий друг России» Збигнев Бжезинский предложил конкретные меры по такому противодействию: необходимость обеспечения прямого доступа к руководителям среднеазиатских стран, которые, по его мнению, готовы выйти на мировой рынок; изучение возможности строительства трубопровода через Афганистан с выходом в Южную Европу; поддержка усилий Швеции, стран Балтии и Финляндии по блокированию строительства трубопровода «Северный поток», идущего из России в Германию.
Алгоритм действий
Что можно предпринять в ситуации такой атаки на «русскую мафию»?
Прежде всего, надо перейти от активной работы по защите «русской мафии» к борьбе с ней.сДля этого предложить американцам тесное сотрудничество в борьбе с международной организованной преступностью.сРазработать свою российскую Стратегию борьбы с оргпреступностью. Причем сделать это еще на более высоком уровне, чем американцы. Ни в коем случае не засекречивать эту Стратегию, не ставить на нее грифы «для служебного пользования», как это часто происходит в последнее время. Надо сместить акценты с борьбы с коррупцией на борьбу с организованной преступностью. Дело в том, что системная коррупция не может существовать без мафиозных структур. Коррупция является лишь составным элементом, инструментом мафии для получения сверхприбылей. Пока же у нас с коррупцией планируют бороться с помощью правового просвещения и разработки стимулов к антикоррупционному поведению. При этом ни слова не говорится об одновременном усилении борьбы с оргпреступностью.
И, конечно, никакая борьба с мафией и коррупцией не может осуществляться в условиях продолжающейся межклановой войны в правоохранительных органах и спецслужбах. Эта межклановая война дезавуирует саму суть антикоррупционной и антимафиозной деятельности
Владимир ОВЧИНСКИЙ, доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |