Интернет против Телеэкрана, 02.08.2014
Во что превратится Грузия?
Миронин С.

23 ноября 2008 г. исполняется 5 лет со дня так называемой «Революция роз» в Грузии, первой попытке использовать технологию «бархатных революций» на территории бывшего СССР. В нашей книге мы подробно разобрали методологию таких революций [1]. Не прошло и пяти лет, как мы увидели результаты этой революции в виде геноцида осетинского народа. Недавно живодерская суть грузинских выкормышей Саакашвили была показана по российскому телевидению. Кстати, в Грузии сроки трансформации "Революции роз" в фашиствующий милитаризм как раз сравнимы с таковыми у Гитлера. Напомню, что, придя к власти в 1933 году, Гитлер уже через те же 5 лет, в 1938 году оккупировал Чехию.

 

Что же произошло в Грузии тогда, в 2003 году? Здесь всего за полтора года силы деидеологизированной оппозиции в Грузии на деньги Запада создали единую массовую организацию «Национальное движение Кмара», численность которой достигла примерно 20 000 членов. Михаил Саакашвили (тогда лидер этой организации) и Зураб Жвания (спикер парламента) договорились с руководством сербской «бархатной революции» об организации тренингов по политическим технологиям для 1500 членов своего движения. В апреле 2003 года была создана молодежная группа, которая осваивала и адаптировала к грузинским условиям подходы и приемы, испытанные в кампании сербского «Отпора» [2]. В ноябре 2003 г. революционеры начали действовать и всего за три недели уже к 23 ноября 2003 г. ненасильственная «революция роз» в Грузии одержала победу.

 

Дело происходило так: молодые люди, взявшись за руки, устанавливали блокаду государственных учреждений, врывались в здание парламента и требовали перемен. Тысячи людей держали в руках не автоматы и арматурные прутья, а букеты роз. За ними благожелательно наблюдал Запад («весь мир»).

 

Напомню краткую хронику событий. 2 ноября 2003 г. в Грузии прошли парламентские выборы. Неправительственные организации, наблюдавшие за выборами, заявили о многочисленных нарушениях, но ЦИК признал выборы состоявшимися. Телекомпания «Рустави-2» сообщила, что по данным «опросов на выходе» победил блок Саакашвили «Национальное движение». ЦИК сообщил о победе проправительственного блока «За новую Грузию». Той же ночью в Тбилиси прошли первые митинги оппозиции.

 

На следующий день 3 ноября лидеры оппозиционных партий провели встречу, после которой обратились к гражданам с призывом не признавать официальные итоги голосования. На митинге в Тбилиси был выдвинут ультиматум властям с требованием признать поражение. Митинги оппозиции по всей стране продолжались несколько дней.

 

9 ноября Шеварднадзе встретился с лидерами оппозиции, но к соглашению они не пришли.

 

12 ноября, на 10-й день после выборов, блок «За новую Грузию» заявил о готовности уступить победу оппозиции, но переговоры между конфликтующими сторонами были сорваны.

 

18 ноября в Тбилиси прошла акция сторонников Шеварднадзе.

 

20 ноября ЦИК вновь объявил итоги выборов: проправительственные силы значительно опередили оппозицию. Последняя назвала это «издевательством» и отказалась от мест в парламенте.

 

21 ноября Госдепартамент США официально объявил результаты выборов в Грузии сфальсифицированными, а российский МИД призвал граждан Грузии проявить выдержку и не допустить насилия. Как только Госдепартамент США объявил, что не признает официально объявленные результаты выборов в Грузии, обыватели, как стая рыб по неявному сигналу, метнулись в стан «революционеров».

 

22 ноября на митинг оппозиции в Тбилиси вышло около 50 тыс. человек. Митингующие, руководимые Саакашвили с букетом роз в руках, ворвались на первое заседание нового парламента во время выступления Шеварднадзе. Крики «Уйди в отставку!» заставили его сначала покинуть трибуну, а затем уехать из парламента и укрыться в своей резиденции.

 

Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе объявила себя и. о. президента, Шеварднадзе ответил введением чрезвычайного положения.

 

В ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные здания. При посредничестве главы МИД России Игоря Иванова прошли переговоры Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил о своей отставке [3]. В январе 2004 г. на президентских выборах "демократ" Саакашвили получил 96% голосов.

 

После переголосования на парламентских выборах (суд аннулировал результаты выборов по партийным спискам) барьер преодолело только объединение бывших оппозиционеров во главе с Саакашвили, Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе.

 

Государственный переворот (иначе эти события классифицировать нельзя) в Грузии финансировал Запад. "Московский комсомолец" опубликовал документ, показывающий как финансировалась "Кмара" через грузинский фонд Сороса, в преддверии парламентских выборов 2003 г. [4, 5].

 

«Новое» руководство Грузии ускорило приватизацию оставшихся объектов всенародной собственности. С приходом «новой» власти произошло дальнейшее ухудшение экономического положения Грузии: резко возросло число безработных [6], на 20-30 % выросли цены на потребительские товары. Например, 1 кг мяса стоил в январе 2005 г. 3-3,5 доллара, сыр - 3-4,2 доллара - при средней зарплате 38,8 доллара. По официальной статистике за год прожиточный минимум одного работающего возрос с 65 и 80,5 долл. США. «Розовая революция» не снизила темпов исхода грузинского населения из страны в поисках средств выживания. Более того, количество желающих покинуть страну возросло [7].

 

Последние, так называемые экономические успехи Саакашвили (грузинская экономика росла на 10% в 2006 году, в 2007 году - на 12%. В 2008 г. году было бы 11% [8]) базируются на внешних заимствованиях и на монополизации наркотрафика. Прошла информация о том, что Саакашвили добился того, что основной поток наркотиков из Афганистана идет через Грузию, где создана масса финансовых лавочек, банков, фирм-однодневок, где идет отмывка. И там даже в Кобулети у них стоит нарколаборатория. И всех воров в законе, кто работал с наркотиками в Грузии, Саакашвили выдавил из Грузии и взял производство наркотиков под свой контроль.

 

Саакашвили пошел на радикальное ухудшение исторических  добрососедских связей с и Россией. Русофобия в Грузии давно возведена на уровень государственной политики, что и показала недавняя пятидневная война. Грузинские СМИ соревнуются между собой в том, кто больше выльет грязи на грузино-российские взаимоотношения. И задает тон русофобии никто иной, как Саакашвили. И буквально сразу же после прихода к власти Саакашвили стал готовиться к войне. Он готовился несколько лет и достиг больших успехов в данном направлении. Вооружал армию, оснащал ее самым современным из доступного оружием [9].

 

Так, кто же такой Михаил Саакашвили? О нем написаны тысячи страниц журналистского текста и почти нет аналитических работ.

 

ПОЧУВСТВУЙТЕ СХОДСТВО

 

Сразу скажу, куда я клоню. Мне кажется, что сейчас в Грузии идет перерождение страны в фашистскую диктатуру. И не надо говорить о прошедших выборах и демократии. Гитлер провел в Германии 5 референдумов и все их выиграл с подавляющим преимуществом.

 

Ну что вы придумываете, замашет руками возмущенный читатель. Грузинский, как и русский, народы имеют иммунитет против фашизма, они против него боролись... Действительно, вроде бы иммунитет есть, да и ментальность грузин вроде бы не совместима с фашистской. Но сейчас идет активное перевоспитание народа Грузии в духе ненависти ко всему русскому, несмотря на то, что именно Россия спасла грузинскую нацию от уничтожения турками и персами. Идет планомерное создание атомарного общества, найдены народы-враги - это русские, осетины и абхазцы, имеется харизматический лидер - Саакашвили. И, наконец, после 5 дневной воны одним из главных факторов политики Грузии станет реванш. Все это заставляет по-новому взглянуть на Саакашвили как на будущего фюрера грузинского народа. Но сначала о том, что такое фашизм.

 

ФАШИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДУБИНКА

 

Сейчас как раз развернулась жесткая идеологическая борьба за владение словом "фашизм". Задача здесь - перехватить у врага его дубинку.  Важно заставить людей думать в своей системе координат. Это уже полпобеды. Слово фашизм ассоциируется с двумя режимами, развязавшими Вторую мировую войну, которая унесла десятки миллионов жизней, и поэтому те поджигатели войны так ненавистны народам.

 

Тот, кто получит право на формулировку определения слова фашизм, получает огромное преимущество в идеологической борьбе. Поэтому марксисты сейчас относят к фашизму практически все буржуазные страны, называя их либо мелкобуржуазным фашизмом, либо классическим фашизмом, либо фашизмом-глобализмом. Другая сторона называет фашистами всех, кто имеет хоть какие-то националистические и в особенности антисемитские взгляды. Если есть проявление национализма, то сразу наклеивается ярлык фашиста. Не вспомните, как либералы обрушивали на Лидера коммунистов Г. Зюганова обвинения в фашизме из-за его национализма? А потом можно назвать новое явление информационный фашизм или постмодернистский фашизм. Главное, чтобы звучало слово-дубинка.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАШИЗМА

 

Удивительным выглядит то обстоятельство, что, несмотря на все беды и несчастья, которые уже принес фашизм России, стойко держится убеждение, что дать четкое определение фашизму невозможно, и что это такое было, неизвестно. Зачастую существующие определения фашизма сводятся к формуле: "Мы не фашисты, а фашисты те, кто нам не нравятся". При анализе фашизма ученые не всегда различают слова и дела фашистов. Одни обществоведы на основе антибуржуазной риторики фашистов рассматривают это движение как радикально антикапиталистическое. Другие, и это главным образом марксисты, считают, что фашизм приходит на помощь капитализму, когда тот испытывает трудности. Например, марксистские обществоведы в СССР считали фашизмом диктатуру монополистической буржуазии.

 

В марксизме общепринятым является определение фашизма, данное с трибуны VI Конгресса Коминтерна докладчиком по этому вопросу Георгием Димитровым: "фашизм есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала." В этом определении имеются следующие классификационные признаки: 1) открыто антикоммунистический и антисоциалистический характер власти; 2) террористическая насильственная тактика; 3) власть выражает интересы наиболее реакционных элементов финансового капитала; 4) диктаторский характер власти.

 

И хотя для такого определения были определенные основания, так как именно монополии Германии спасли нацистов от полного финансового краха в конце 1932 года [10], оно все-таки страдает упрощенством и раскрывает суть этого необычного общественно-политического явления. Такое определение приводит к тому, что фашистами объявляются Франко в Испании, Салазар в Португалии, Перон в Аргентине... По мнению марксистов, Япония была милитаристской, что будто бы никак не мешало ей быть также и фашистской. Все реакционное стали называть фашизмом. В конце 20-х-начала 30-х годов фашизм ассоциировался с такими явлениями, как режим Пилсудского в Польше, режим Хорти в Венгрии, режим Цанкова в Болгарии, режим Антонеску в Румынии, режим Салазара в Португалии. Позже к ним добавились фашистские режимы в Австрии, Греции, Испании, Литве, Латвии, Югославии, Эстонии, и еще десятке других европейских стран. Если пошушукать, то под такое определение попадают практические все правоконсервативные режимы.

 

По мнению С. Г. Кара Мурзы [11], фашизм - это припадок солидаризма в гражданском обществе. Сущность фашизма - не выверты и зверства нацизма, не геноцид евреев и цыган, а сама уверенность, что человечество не едино, а подразделяется на сорта, на высшие и низшие "расы". Обоснование этой уверенности сводится к тому, что человеческие ценности (идеалы, культурные установки) записаны в биологических структурах человека (генах) и передаются по наследству. Это - биологизация культуры". Фашисты отвергли деление людей на индивидов, наличие "пустоты" между ними... Стремление плотно сбиться в рой одинаковых людей достигло в фашизме крайнего выражения - все надели одинаковые коричневые рубашки. Они были символом: одна рубашка - одно тело". Однако такое объяснение сути фашизма страдает уже сверхупрошенством, выпячивая лишь одну черту данного движения.

 

Роджер Гриффин определяет фашизм так. "Фашизм - это род политической идеологии, чьим мифологическим ядром в различных преломлениях является палингенетическая форма популистского ультранационализма" ("палингенетический" - это связанный с революционным, радикальным возрождением, основанным на обращении к прошлому, на его идеализации и романтизации).

 

Вот еще два определения фашизма - одного из старейших российских исследователей фашизма Александра Галкина и влиятельного итальянского историка Эмилио Джентиле. (А. Галкин: "Фашизм - это правоконсервативный революционаризм, пытающийся, не считаясь с жертвами, с социальной ценой, снять реальные противоречия общества, разрушив все то, что воспринимается им как препоны к сохранению и возрождению специфически понимаемых извечных основ бытия". Вы что-нибудь поняли? Я нет.

 

А теперь определение Э. Джентиле. "Фашизм - это современный политический феномен, которому присущи национализм, революционность, антилиберализм и антимарксизм. Фашизм принимает форму военизированной партии, которая придерживается тоталитарной концепции политики и государства. Идеология фашизма основывается на мифе - мужественном и антигедонистическом; этот миф сакрализируется в форме политической религии, утверждающей абсолютный примат нации, которая понимается как этнически однородное органическое сообщество, иерархически входящее в корпоративное государство. Такое государство при помощи военных действий стремится к славе, могуществу и победе во имя создания нового порядка и новой цивилизации." Под это определение можно подвести любой правоконсервативный режим.

 

Определение фашизма, взятое мною из Интернета гласит: "Фашизм - политическое движение, основанное на: 1) признании интеллектуального, правового, культурного и пр. неравенства наций, рас, социальных групп и пр. по врожденным признакам - цвет кожи, национальность, антропологические особенности, психофизиологические факторы и т.д., и разделение их по одному или нескольким признакам на «низшие» и «высшие»; 2) утверждении необходимости и полезности господства «высших» над «низшими»; 3) невозможность ликвидации различий, приводящих к такому делению; 4) признании необходимости создания формальной и устойчивой структуры, закрепляющей такое положение вещей, в виде иерархии, возглавляемой духовным лидером - «вождем» (не обязательно физически одним человеком)". За исключением последнего пункта под это определение подходит любая западная страна.

 

А вот еще одно: "Фашизм - это идеология мирового господства Запада, обосновывающая желательность и необходимость такого господства уникальной биологически обусловленной способностью западной "арийской" расы к созданию культуры, технологии и государства." Если взять на вооружение данное определение, то надо отнести к фашистам средневековых тевтонов, которые обосновывали свое право на господство уникальной способностью к развитию государства и технологий. Они шли насаждать католичество. Наполеон, в отличие от Гитлера, не объяснял право Запада на мировое господство биологическим превосходством западной расы. Монголы тем более не изображали себя "расой создателей культуры" и цели "нести культуру" покоренным народам не ставили. Их интересовала дань, а культуру они, в отличие от фашистов и тевтонов, не трогали.

 

Как видим, сколько людей, столько и мнений. Я попытался сам написать определение фашизма и понял, что кратко фашизм определить невозможно. Требуется кропотливое объяснение сути - настолько фашизм подвержен мимикрии.

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

 

Чтобы понять суть фашизма, надо сделать краткий обзор моделей общества (подробнее см. [12]). Я не буду использовать принятые термины для описания обществ, они затасканы и многозначны. Я попробую создать собственную классификацию обществ, чтобы был более понятен мой вывод. Сначала о том, что отличает человеческое общество от сообществ животных. Это культура в широком смысле слова.

 

Петров [13] понимает под словом культура информацию "накопленную предшественниками и закрепленную в социальных институтах опыта совместной жизни, разделения труда, обмена, познания, обогащения социальных структур и трудовых навыков новым знанием" Однако, чтобы не спорить с любителями чистоты терминологии, Петров вместо слова культура использует слово социальный код. Вот и я буду использовать термин социальный код.

 

Социальный код наследуется внегенетически. Человек получает его после рождения путем усвоения принятых в обществе традиций и накопленных там знаний. В последние годы стала популярной гипотеза о вертикальном и горизонтальном наследовании социокода [14]. До возникновения школы наследование (передача) социокода основывается на обучении детей родителями или реже родственниками (вертикальное и косое наследование). Поскольку законы и правила поведения в таком обществе передаются разными людьми и на основе разного понимания, то правила жизни оказываются достаточно разными даже в пределах одной территории. Закон не может предусмотреть все варианты, и общество живет на основе традиций или традиционного права. Поэтому такое общество носит название традиционного.

 

В традиционном обществе из-за того, что передача социокода происходит либо внутри одной семьи (вертикальное наследование социокода), либо внутри одной группы (косое наследование социокода) существенное распространение имеет традиционное право, которое понимается по-разному в разных группах. Традиционное общество структурировано разными видами традиционного права. Как бензобак, разделенный перегородками. Нет больших потоков жидкости при встряхивании. Поэтому управление из центра опосредуется через центры управления на местах.

 

Повсеместное распространение школы знаменует переход традиционного общества в законоединое (чаще всего его называют гражданским исходя из предположения, что закон становится универсальным для всех граждан и традиционное право исчезает). Школа синхронизирует и унифицирует передачу социокода от одного поколения к другому. На основе массовой школы единые законы жизни распространяются на всех жителей государства. Универсальность закона означает, что все граждане подчинены непосредственно одному центру управления.

 

В России до начала культурной революции тридцатых годов двадцатого века существовало традиционное русское иерархическое общество, на это накладывало свой отпечаток наличие многонациональности в стране и толерантность к другим культурам. Русское общество еще только стало отходить от традиционности, когда в его жизнь была массово внедрена школа.

 

Законоединое общество может быть нескольких типов. Первый тип - так называемое гражданское общество Запада. В нем наряду с универсализацией и сихронизацией передачи и введением горизонтальной передачи социокода существует универсальный измеритель веса граждан в виде цифры его денежного дохода. Кроме западнистского (гражданского) типа законоединого общества существует коммунальный тип законоединого общества. Наиболее четко черты такого общества прослеживались в советском обществе СССР. Характерными чертами такого общества являются универсализация и синхронизация горизонтального наследования социокода, однако единый измеритель граждан отсутствовал, и существовала множественность шкал. Поэтому требовались органы управления поведением граждан на местах и в особенности в производственных коллективах [15].

 

Особый тип законоединого общества развивалось в Японии, но в последние годы агрессивная культура Запада привело к тому, что оно все больше приобретает западнистские черты. По тому же пути идут Китай и Вьетнам. Что из этого получится, не ясно.

 

Переход от традиционного к гражданскому обществу происходил по-разному в разных странах Запада. В Голландии он сопровождался национально-освободительной революцией буржуазного типа. В Англии и Франции была просто буржуазная революция (Я пока не пытаюсь пересмотреть терминологию и классификацию революций). В некоторых странах Европы обошлось без революций (Швеция, Дания, Бельгия, Швейцария). Другие - прошли через Гражданские войны (Греция и Испания) или через долгие периоды диктатуры консерваторов (Португалия).

 

Западнистский тип общественных отношений, по словам А. Зиновьева, приобретает доминирующее значение только в отдельных странах Запада, не отменяя коммунальные отношения. Коммунальные отношения, став господствующими, вытесняют западнистские. От себя добавлю, что западнистские социальные отношения прорастают внутрь коммунальных через властную элиту.

 

В двух странах Европы переход от традиционного общества к законоединому растянулся на долгие годы и прошел через революции особого типа, революций фашистского типа. Это Германия и Италия. Вот на этот путь следует обратить самое пристальное внимание. Почему? Да потому, что нечто похожее сейчас происходит в Грузии. Конечно, формы там несколько иные, да и геополитическая обстановка другая, но давайте присмотримся внимательнее...

 

СУТЬ ФАШИЗМА

 

Сначала, несколько слов о сути фашизма. Лучше всего суть фашизма разобрали Пакстон [16] и Друккер [17]. Фашистские движения называли себя по-разному. Муссолини изобрел термин фашизм. В Германии был популярен термин национал-социализм, который позднее преобразовали в нацизм. Термин национальный социализм был изобретен французом Маурицием Барресом в 1896 году.

 

Я буду использовать общепринятый термин фашизм. Сначала я попробую дать словесное описание фашизма, а потом разберу диагностические признаки. Фашизм есть способ превращения общества в толпу и способ синхронизации толпы для целей лидера. Это невозможно сделать с обществом незападного типа из-за множества неформальных связей. Первая ступень фашизма - разорвать традиционные связи между людьми и подчиниться общим идеям. Поэтому фашизм есть высшая степень атомизации общества.

 

Фашизм - это разрушение органических связей народа между поколениями в разрезе семьи, это атомизация народа через разрыв связей между поколениями в семьях. Символы фашизма: в эпоху средневековья - дети, уходящие за звуками дудочки, в XX веке - отряды «гитлерюгенд».

 

Фашизм есть явление, связанное с проникновением западной культуры в традиционное или коммунальное общество. Без атомизации не может быть фашизма. Фашизм есть потеря последних перегородок традиционного общества на основе подчинении нации лидеру, а не закону, как вода в цистерне без перегородок. Свойством фашизма является не солидаризм, а создание общества-толпы и потом тотальная манипуляция толпой.

 

Нормальное общество разделено и связано множеством перегородок, неформальных связей. Фашизм основан на том, что все перегородки убираются и все оказываются объединены лишь одним лидером. Если проводить аналогию, то нормальное общество как бензобак, разделенный магниевыми перегородками, которые не дают бензину вспыхнуть при ударе, фашистское общество - это бензобак без магниевых перегородок, и такое общество легко взрывается войной, как взрывается подобный бензобак при ударе.

 

Атомарная суть фашизма маскируется его основной идей - национальное единение во имя борьбы с внешним врагом. Но трудно примирить богатеньких и бедных. Никто не объединится с наглым "эксплуататором". А богатый не захочет объединяться с "быдлом". Без крайней необходимости, без войны. Для этого нужна война. Во время войны весь народ объединяется вокруг государства, внутренние противоречия забываются. Поэтому закономерный результат фашизма - это война. Мирный фашизм, без войны - это розовые мечты, маниловщина. И Италия, и Германия (а сейчас Грузия) в конечном итоге скатились к войне.

 

Фашистское государство основано на манипуляции сознанием народа с достижением синхронности действия людей на основе харизматического лидера и борьбы против искусственно выбранного внутреннего или внешнего врага.

 

Кроме того, фашизм - это элитаризм и государствоцентризм, в котором элита правит заманипулированной массой, которая практически не участвует в политике за исключением ритуализованной поддержки идей элиты. Но сначала фашистской элите надо взять власть. Взятие власти фашизмом есть результат временного раскола или ослабления элиты западнистского атомизирующегося общества.

 

Он возникает в последней стадии, в переходный период от традиционного общества в гражданское, в момент, когда резко повышается уровень атомизации обществ, но когда элита еще не консолидировалась и не владеет методами управляемой демократии. Без атомизации не может быть фашизма. После создания атомарного общества нация становится предрасположенной к фашизму.

 

Фашизм чаще поражает атомизированную нацию в момент, когда элиты между собой ещё не договорились. Но для этого нужно наличие нескольких центров конкурирующих между собой элит. Поэтому он чаще возникает в тот момент переходного периода, когда резко повышается уровень атомизации обществ, но когда элита еще не консолидировалась и не владеет методами управляемой демократии, а точнее развитыми формами манипуляции сознанием.

 

Почему же тогда Запад не скатывается к фашизму? Да потому, что элита на Западе пришла к консенсусу о необходимости постоянной смены лидеров общества. Обжегшись на фашизме и поняв суть фашизма, Запад быстро нашел противоядие - управляемую демократию и консолидацию элиты. Вспомните, как тихо и без объяснений ушли Тэтчер, Блэр в Великобритании, Коль в Германии. Идет постоянная ротация элит даже на уровне компартий (вспомните наших несменяемых Зюганова, Жириновского...

 

Фашизм победил в Италии и Германии, государствах, ставших едиными государствами сравнительно недавно, где элиты еще не пришли к консенсусу. Пришел он там из центров, оппозиционных столицам. Фашизм имел шансы в Бельгии, в достаточно искусственном и недавно созданном государственном образовании. Фашистская мутация проявилась в Испании  во Франции, но в первом случае победе фашизма помешал Франко,  консервативный католик (как известно, в Германии фашизм преследовал католичество).  А во втором - элита имела один центр власти - Париж. По той же причине (наличие лишь одного центра властной элиты) не прошел свой фашизм в Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии - потребовалась внешняя прививка фашизма. Фашизм не имел шансов в Англии и Голландии, где элита давно пришла к консенсусу.

 

Итак, фашизм есть форма общественной синхронизации атомарного общества, приводящей к его национальной агрессивности, в условиях отсутствия консенсуса элит.

 

ДИАГНОСТИКА ФАШИЗМА

 

Фашизм особенно трудно классифицировать в терминах левый-правый (может и не надо классифицировать?) Но для чего-то нужны классификации? Для того чтобы отнести то или иное явление к определенной группе явлений, а затем, зная свойства и поведение последней группы и классифицировав данный феномен, можно прогнозировать будущее поведение данного феномена. Поэтому слишком расширительное определение фашизма малопродуктивно. Но нельзя впадать и в другую крайность, считая, что признаков схожести между фашистскими государствами и движениями нет. Это не так хотя бы потому, что фашистские группы возникли не только в Германии или Италии, но и во многих других странах.

 

Какие же классификационные признаки позволяют отнести движение к категории фашистских?

 

ИДЕОЛОГИЯ ФАШИЗМА

 

Можно утверждать, что вначале развития идеология фашизма есть отсутствие идеологии. Это не только отсутствие позитивной программы, но и сверхпостоянное подчеркивание своего отрицания всего прошлого. В момент возникновения фашизма в Европе доминировали три главные общественные движения. 1. Консерватизм. 2. Либерализм. 3. Коммунизм. Фашисты последовательно выступили против всех.

 

Есть несколько свидетельств самого Муссолини, который хвастался, что фашизм пришел к власти, не имея положительной программ, политики и системы. Муссолини писал в постулатах фашистской программы в мае 1920 года. "Мы не чувствуем себя связанными ни с одной особенной доктринерской формой."

 

Муссолини и имитирующий его Гитлер пытались нажить политический капитал из самого факта отсутствия позитивной программы. Муссолини провозгласил, что человек делает историю. Он имел в виду, что поступки предшествуют идеям и что революция логически предшествует развитию новых идей и новых экономических порядков. Фашистская революция, поступок, имела место без предваряющего ее развития позитивной теории нового социально-экономического порядка.

 

Только постфактум была создана так называемая фашистская идеология. Гитлер вынужден был изобрести новое общество. Хотя Гитлер и выпустил программу партии из 25 пунктов, но она была невыполнима. Даже поклонения старым немецким богам, нордическому совершенному человеку, корпоративному государству, состоящему из самоуправляемых сословий и героической семьи, так и остались в книгах.

 

Хотя у фашизма нет позитивной программы, зато у него есть масса негативных - фашизм продвинулся существенно глубже в отрицании прошлого, чем какие либо предыдущие политические движения, потому что отрицание есть его главная политическая платформа. Фашизм не только опровергает все старые идеи, но и отрицает в первый раз за всю историю Европейский цивилизации, основы на которых прежняя политическая и социальная система была построена: оправдание социальной и политсистемы и авторитета/полномочий, основанных на ней как единственное средство быть хорошим индивидуумом подверженным ему.

 

Самое интересное, что массы в своем большинстве не интересовались этими концепциями и идеями. Даже на самом хорошо организованном массовом митинге фашистов не обнаруживалось не малейшего энтузиазма по отношению ко всем этим идеям.

 

ФАШИЗМ И ТОЛПА

 

Фашизм характеризуется широким использованием манипуляции сознанием как метода подчинения масс лидеру. Вы думаете, при Гитлере в его рейхе СМИ только про ненависть к евреям и неполноценность славян обывателям с утра до ночи талдычили? "Что вы! Вспомните: нация-то была образцово-цивилизованная! И музыка возвышенная неустанно звучала, и архитектура в трепет вгоняла величественностью, и литература с кинематографом семейные добродетели и воинский героизм на недосягаемую высоту поднимали. Радио в руках фашистских идеологов было оружием пострашнее автоматов. Можно сказать, что фашизм есть мыльный пузырь на теле толпы. Обычно период, когда возможно возникновение фашизма, соответствует стадии всеобщего и полного избирательного права".

 

Массы поддержали фашизм не потому, что поверили в его обещания, которые могли бы служить позитивным кредо фашизма, но именно потому, что они не верили во все эти обещания [18]. Парадоксально, но массы верили в фашизм, несмотря на отсутствие у них веры в возможность реализации обещаний фашистов. Экономически фашизм - это когда продавцам обещается повышение цен на продаваемые ими товары, а покупателям - понижение, и все верят и смеются.

 

Другой чертой фашизма является его антиолигархическая риторика и будто бы его враждебность дикому капитализму. Вспомните, партия фашистов Германии называлась национал-социалистическая партия Германии. Однако, придя к власти, фашисты практически не реализуют свои антибуржуазные угрозы. Напротив, они активно борются с коммунистами и социалистами.

 

КСЕНОФОБИЯ

 

Можно, конечно, считать идеологией фашизма ксенофобию - фашизм обязательно имеет внутреннего врага, пусть иногда и назначенного. В Италии это были словенцы и некие фармазоны, а в Германии - евреи, цыгане и католики. Ксенофобия не всегда проявляется в форме национализма. Национализм, может быть и умеренным. Например, в Германии врагом считалась католики. Данный признак не всегда выражен в полной мере. Он должен попасть на удобренную почву фашистского лидера. Поэтому антисемитизм не является коренным признаком фашизма. Например, с 1922 по 1938 год находясь у власти, итальянский фашизм не имел признаков антисемитизма. 200 евреев принимали участие в марше Муссолини на Рим [19]. Если почва хорошо удобрена, то фашизм трансформируется в нацизм

 

НАЛИЧИЕ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

 

Фашизм не может быть без харизматического лидера. Лидеры фашистов чаще всего не профессиональные политики, а маргиналы. Государствоцентризм Муссолини и Франко - это поклонение единому тоталитарному государству и вождю как его воплощению. Фашисты оправдывают авторитет лидера ему одному приписываемой способностью разрешить кризис. Этот способ использовался в социализме, но совсем с другими целями.

 

Фашистских лидеров отличает решительность в крайних ситуациях - например, они начинают решительно действовать в ситуациях, когда намечается отход населения от их поддержки. Так действовал Муссолини, организовавший марш на Рим, и Гитлер, добившийся своего назначения канцлером у президента Германии.

 

ШТУРМОВЫЕ ОТРЯДЫ

 

Фашизм для продвижения во власть широко использует штурмовые отряды в униформе. С другой стороны, фашизм для оправдание насилия применяет риторику, проповедующая насилие и широко его использует. Фашизм не останавливается на практике перед нелегальными захватами власти. Постоянно идут попытки установления параллельной власти. Это и захват власти фашистами в Ферраре и Кремоне в Италии, путчи в Мюнхене.

 

ФАШИЗМ И ЭКОНОМИКА

 

Хотя фашизм отрицает концепцию экономического человека (при фашизме человек трудится, чтобы иметь не материальные, а духовные стимулы), он не отменяет институты рынка, хотя и существенно видоизменяет их. Муссолини, например, не хотел изменять существующие рыночные порядки. Гитлер тоже не хотел тоталитаризма. Он даже критиковал Вальтера Ратенау и его учеников за то, что они были приверженцами тоталитарной экономики, которая стала бы служанкой ее социальной структуры [20].

 

Когда Гитлер стал канцлером, он первым делом собрал руководителей ведущих промышленных предприятий Германии, включая печально известного Густава Круппа, и сообщил им, что раз они действуют в рамках корпоративной экономики, то будут подчиняться требованиям Рейха [21].

 

Особенностью фашизма является его сдвиг в сторону милитаризма после взятие им власти. Начинается вооружение нации. Это является производным отсутствия позитивной программы. (Ниже я покажу, что все это мы видим у Саакашвили).

 

По мнению П. Друккера [22], фашизм - это экономика недопотребления, что связано с резким увеличением инвестирования государства в военные программы. Кроме того, огромные инвестиции в военную промышленность приводят к рассасыванию безработицы. Потом наступает крах. Причина в том, что, не зная, как развивать общество, чтобы повысить уровень его благосостояния, лидеры фашизма принимают экстравагантные решения и, в конце концов, оказываются в кризисе. Чтобы остаться у власти фашизм ввергает страну в войну.

 

ФАШИЗМ И ГОСУДАРСТВО

 

При фашизме устанавливается тоталитарная организация общества. Фашистское государство отличает сверхцентрализация и тотальным контролем за каждым членом общества, за исключением самой высшей элиты. Сверхцентрализация может быть организована по-разному - либо через рейсхканцлера, либо путем духовного лидера дуче, который сам возглавляет большинство министерств. При этом фашисты отрицают необходимость обоснования своей власти.

 

Законы становятся формальными, а суды экстравагантными и бесполезными. Нацизм вобрал в себя всенародные опросы, как что-то родное и близкое. Бонз из имперской канцелярии поражала предсказуемость результата. Тем более, что по хитрости составления вопросов референдума нацистские идеологи не знали себе равных. Во второй половине 30-х годов референдумы шли в Германии бесконечной чередой.

 

Буржуазия в обеих фашистских странах была политически импотентная. Гитлера поддержали монополии Германии, которые терпели от нерегулируемого хаотического рынка в Германии наибольшие убытки. США сделали все, чтобы помочь взрасти фашизму в Германии. Фашистская власть не мешала американским корпорациям производить для расового союзника - Гитлера миллионы автомобилей, горы оружия и снабжать нефтью.

 

Добиваясь своих целей, фашисты легко идут на союзы - фашисты считали японцев низшей расой, но геополитически Япония была ценным союзником в войне против России.

 

КАК РАЗВИВАЛСЯ ФАШИЗМ

 

Фашизм - не застывшее явление. Он постоянно развивается, приспосабливаясь к ситуации в стране. Очень сложно разглядеть фашистское движение в зародыше, поскольку фашизм напоминает вирус СПИДа - он мимикрирует и постоянно меняется (мутирует), приспосабливаясь к обстановке, идя на компромиссы для того, чтобы захватить власть. Кроме того, фашизм не постоянен - каждый отдельный вид фашизма индивидуален, хотя и проходит определенные и схожие стадии развития.

 

Фашизм появился 23 марта 1919 года в Милане. Во время своего зарождения фашистское движение имело черты национализма, склонности к насильственным действиям, отрицанием компромисса в идеологии, но постоянными компромиссами в политике лишь бы прийти к власти, презрением к высшему обществу. 30 января 1933 года Гитлер стал рейсхканцелом, имея сходные воззрения.

 

Почему возник фашизм? После Первой мировой войны произошел резкий скачок в развитии законоединого общества западнистского типа. Избирающий контингент вырос в разы. Были предоставлены избирательные права всем и женщинам и молодежи и бедным. Возникла избирательная толпа. Первыми учуяли новую ситуацию Муссолини и Гитлер. Они поняли, что избирательная толпа беззащитна перед манипуляцией и, как и перед пропагандой. У толпы нет иммунитета перед ложью. В книге Пакстона [23] замечательно показано, что ростки фашизма возникли одновременно во всех странах Европы, где были даны избирательные права. Даже в Англии, но там уже народ был обучен и освоен другими элитными группами.

 

Фашиствующие умники сразу раскусили слабость государства, которое отдало власть во власть народа. Судьба фашизма затем была решена на основе случайностей. Где-то оказался слабоват лидер, где-то лидер хотел чистой модели и не шел на компромиссы, где-то вдруг оказался сильный контрлидер, который легко подавил фашизм, как в Венгрии, Румынии, Испании, Франции, Бельгии. Где-то не нашлось общественного слоя, который бы поставил на фашизм.

 

В двух странах сложилась ситуация, когда во главе течений оказались нужные для успеха люди. Они были достаточно умны, беспринципны и очень хотели власти любой ценой. И у них получилось. Причем получилось случайно. И в Италии и в Германии были моменты, когда фашистов можно было прихлопнуть как мух. Так сделали во Франции левые. Так сделали в Румынии и Испании правые. По сути, власть фашистам отдала в Италии и Германии тогдашняя элита, которая не имела иммунитета против фашизма. Она думала, что если они закончили университеты, то смогут переиграть на поле властных интриг Гитлера и Муссолини. Но их надежды оказались напрасными... На очереди третья страна, которая станет фашистской.

 

Оказалось, что толпа, оказавшись во власти демагогов обещаний и манипуляций над толпой, бессильна выйти из-под манипуляционного воздействия. В конце концов, выход обнаруживается только в военном поражении страны. Другого нет. Правда, оказался не проверенным еше один выход из-за смерти лидера. Режим легко воспроизводится, поскольку он цементирует массы на основе инстинктов толпы. При этом режим использует символы других общественных течений. Он как хамелеон.

 

Главное в фашизме отрицание. Отрицание коммунизма, элитаризма, консерватизма, всего. Одновременно они не знают, что делать. Они берут кое-что у левых и делают общественные фонды, которые широко рекламируются. Они несколько уменьшают потребление высших слоев, и тоже трубят об этом. Они создают свою собственную суперэлиту и имеют такие блага, которые прежней элите и не снились. Они всегда находят врагов. Без этого нельзя. Словенцы и фармазоны - в фашистской Италии, евреи, цыгане и католики - в нацистской Германии. Когда внутренний враг исчезает, его находят вне страны. После прихода к власти фашистов происходит радикализация движения и лидера уже не убрать. Он всегда имеет возможность "обратиться" к заманипулированным массам, которые его немедленно поддержат.

 

КАКИЕ УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ФАШИЗМА?

 

По мнению Пакстона [24], для возниконовения фашизма и его развития во властную силу, нужно 1) ощущение в обществе, что обычные социальные силы не способны разрешить ощущаемый (не всегда реальный) кризис власти. Следующим условием (2), способствующим возникновению и развитию фашистского движения, является умение овладеть толпой за счет введения технологий манипуляции сознанием и новых лозунгов.  Далее. Толпа должна проявить готовность быть манипулируемой (3). Наконец, для успеха движения фашистского типа нужна общегосударственная цель (4). В случае Грузии - это реванш.

 

НЕОФАШИЗМ

 

Фашизм возник 89 лет назад и, естественно, что за это время общество изменилось. Неофашизм напоминает вирус СПИДа. Он постоянно мутирует. Из-за того, что фашизму свойственна мимикрия, его очень трудно разглядеть в зародыше особенно в нынешнее время. Поэтому иногда, обжегшись на молоке, лучше подуть на воду. Новизна нынешней ситуации и в том, что акции неофашистов происходят в другой обстановке, они действуют либо во время перевыборов, либо после разгона парламента. Отличия старого и нового фашизма состоят в технике манипуляции. Сейчас методика более умная и мягкая, с большим использованием технических средств.

 

А НЕ ФАШИЗМ ЛИ ЭТО?

 

Давайте теперь сопоставим описанные мной черты фашизма с чертами Грузии, возглавляемой Саакашвили. Черты национализма, склонность к насильственным действиям, отрицанием компромисса в отношении к власти, но постоянными компромиссами в политике лишь бы прийти к власти, презрение к высшему обществу - все эти черты наличествуют и у Саакашвили. Если чуть глубже охарактеризовать сущность позиции Саакашвили, то окажется, что, как и у фашистов, у Саакашвили нет определенной идеологии. Он и не социалист, он и не либерал, он и не рыночник. Вспомним его политику преференций своим, да нашим. Его завывания о демократии ни о чем не говорят. Саакашвили не имеет позитивной программы и четкой идеологии. Как и в Италии, Германии он обещает все и всем. Саакашвили, как и Гитлер - националист с вкраплениями нацизма. Саакашвили - харизматический лидер и очень любит власть. Отношение к нему в странах бывшего СССР варьирует между двумя позициями - обожание (как у его кума Ющенко) или ненависть (как у русских). Третьего не дано. Саакашвили находит свою опору в основном в толпе, в безликой массе. Саакашвили широко пользуется манипуляцией общества. Харизматические фашистские лидеры были маргиналами. Во многом таким же маргиналом является и Саакашвили. Он, как и Гитлер, строит свою власть на основе личной преданности. Фашистские лидеры были решительны. Сходным образом Саакашвили решительно начал войну с Ю.Осетией.

 

Можно выделить еще несколько общих черт в развитии фашизма в Италии и Германии и ситуации в Грузии.

 

1. Саакашвили, как и Гитлер, правит в стране, где общество трансформируется из коммунального в западнистское.

 

2. Приход к власти фашистов произошел тогда, когда возникла новая ситуация, война, или разрушение империи. Саакашвили пришел в момент раскола Грузии на 4 разные образования. И если Аджарию ему удалось возвратить, то с Ю. Осетией и Абхазией случился "облом".

 

3. В Грузии, как и в Италии, Германии либералы и коммунисты дискредитировали себя в политике.

 

4. До Саакашвили, как и в Германии и в Италии, выводили страну из кризиса прагматики. И там и там имелась ситуация неустойчивости государства. События осени 2007 года, когда режим Саакашвили зашатался, подтолкнули Сакашвили к проявлению своей фашистской сути, которую он ранее тщательно маскировал.

 

5. Огромная роль штурмовых отрядов - Саакашвили широко использовал и использует боевиков и насилие. Сначала - движение "Кмара", а сейчас использует свои спецслужбы для проведения массовых акций.  Готовность Саакашвили к насилию продемонстрировали события конца 2007 года в Грузии.

 

6. Махровая ксенофобия (словенцы, фармазоны, цыгане, евреи, католики, осетины, русские, абхазцы) и истерия против внутреннего и внешнего врага (антикоммунистическая или антирусская истерия) - в Грузии уже есть четкий внешний враг (Россия) и цель реванша.

 

7. Немедленная расправа с оппозицией и с соратниками, перешедшими дорогу (расправа с Ремом в Германии, убийство Жвания в Грузии).

 

8. Силовые воздействия на экономику.

 

9. Подконтрольность хозяевам из-за океана. По сути, фашизм в Германии, как и Саакашвили, был выращен американцами.

 

Напомню, что фашизм может пройти, если наряду с указанными качествами в стране нет иммунитета против фашизма (в Грузии такой иммунитет после начала разгула русофобии почти потерян) и имеются проблемы роста. После взятия власти профашистским лидером роль элитного консенсуса теряется.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, для борьбы с Россией Вашингтонский обком не брезгует использовать любую, как говорится, падаль. Именно он создал Бен Ладена, он взрастил терроризм для борьбы с Россией. Поэтому защита российской государственности требует четкого определения сущности врагов России.

 

Переход общества в стадию управляемой демократии (охлократии) создает возможность его захвата харизматическим лидером, опирающимся на толпу для создания своей власти. В бедных переходных общества, где нет иммунитета и есть неудачи в политике или социальной сфере, и может возникнуть фашизм.

 

Если, несмотря на крики о демократии, присмотреться к Грузии, то видны все посылки для последующей трансформации ее в фашистскую диктатуру. Суть лидерства Саакашвили в основном фашистская. Когда внутриполитическое благополучие в Грузии сменилось кризисом, то для того, чтобы остаться у власти Саакашвили стала нужна война, и он не преминул использовать этот шанс. Саакашвили будет вынашивать идеи реванша после поражения 2008 года и поэтому Грузия имеет все условия и предпосылки стать фашистским государством. Будет ли реализована такая возможность, зависит от массы условий.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1–2. http://lib.aldebaran.ru/author/karamurza_sergei/karamurza_sergei_yeksport_revolyucii_yushenko_saakashvili/

3. http://www.smi.ru/04/11/23/3051156.html

4. Мартова М. 2004. Революция и контрреволюция вчера и сегодня. Альманах «Восток». № 11 (23).

5–6. http://lib.aldebaran.ru/author/karamurza_sergei/karamurza_sergei_yeksport_revolyucii_yushenko_saakashvili/

7. Георгадзе П. 2005. Во что превратилась Грузия после «розовой» революции. zadonbass.org

8–9. http://aillarionov.livejournal.com/19758.html#cutid1

10. Гинцберг Л.И. 2004. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. М. Вече. С. 338.

11. http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a106.htm

12. http://www.contr-tv.ru/common/2248/

13. http://www.philosophy.ru/library/petrovmk/

14. Richerson P.J. and Boyd R. 2005. Not genes alone. How culture transformed humen evolution. The University of Chicago Press. Chicago and London. 2005. 332 p.

15. http://www.contr-tv.ru/common/2248/

16. Paxton R.O. 2004. The anatomy of fashism. London. Regnum Books. 321 p.

17–18. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.

19. Paxton R.O. 2004. The anatomy of fashism. London. Regnum Books. 321 p.

20. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.

21. http://www.inosmi.ru/translation/228200.html

22. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.

23–24. Paxton R.O. 2004. The anatomy of fashism. London. Regnum Books. 321 p.

 


0.064017057418823