Версии о спонтанном творчестве народных масс, от невыносимо тяжёлой жизни самобегло смахнувших с планеты бюрократическую империю и установивших ещё более бюрократическую саморубку, придерживаются в РФ уже немногие. Потому как идея самопротиворечивая. При однопартийной системе и за деньги разваливающийся на ходу миф можно поддерживать долго. Не падает же человек, когда бодрствует. Здесь мышцу напрягли так, здесь этак, потратили калории: вуаля - обезьянка ходит на двух лапах. Но вообще-то мыслящей обезьянке с таким строением тела спонтанно надо лежать в гамаке. Всё остальное – работа. Против Ньютона не попрёшь. Не было в России никакой невыносимо тяжёлой жизни, да и вообще трудностей особых не было. А крах – налицо. А вот в Большевизии устроили ад, люди у вокзалов синие вповалку лежали – семьями. А через них прохожие перепрыгивали и плевались. И ничего. Жили за милую душу, да ещё мировую войну выиграли.
НО. Мне кажется, люди из этого факта стали делать слишком далеко идущие выводы. У них стало получаться, что «мышка бежала, хвостиком махнула». Пошли вывернутые наизнанку безумные претензии к Николаю II и правящему слою России. Если раньше их обвиняли в том, что они были, то теперь стали обвинять в том, что они были недостаточно. Мол, недоглядели, надо было министра туда, Думу сюда. Ну, трудно, что ли, было махнуть хвостиком в другую сторону. А последствия ого какие.
Но реальность заключалась в том, что Россия попала под чудовищный паровой молот. Её решили слить Хозяева Мира. Россия в конце 18 века каким-то чудом, по недосмотру протиснулась на Олимп, получила свою долю (расплатившись за неё столетием войн за чужого дядю). Потом крайне изворотливо пудрила всем мозги ещё сто лет, её с огромным трудом терпели. Но, в конце концов, русские всех достали. И их слили. Сообща, во время мировой бойни. И самым подлым образом. Силы для этого были задействованы СЕРЬЁЗНЫЕ. Это не «ошибки Николая» и не «шпионаж Ленина». Это даже не англо-германское соглашение. И уж конечно не шутовской «мировой цыганский заговор» - краса и гордость западной жёлтой прессы. Это со дна моря Великий Декоратор Вселенной поднялся. «Россия попала». И спастись ей было из-под этого практически невозможно. Потому как, повторяю, она последние 50-100 лет по недосмотру жила, ей везло. Россия никому на фиг не была нужна. Это аномалия. В 1917 «зверушка попалась». Петляла-петляла антилопой, но появился второй лев, третий, зацепили лапой раз, два, зверушка упала и дальше трепыхания и фонтан кишок. СЪЕЛИ. Смеяться над действиями русских после февраля 1917-го года - безумие. И советовать что-либо в такой ситуации - безумие. «Зверь попал». Можно конечно упрекать антилопу в стиле «те зачем рога дадены», но с равным успехом её можно порицать за то, что она неосторожно стала жить в Африке или что родилась антилопой.
На гибель России были Причины, и задействовали для этого СИЛЫ.
Протопопова уже двинули силы поверх доски, но кто такой Протопопов? Это статист, запал запала. Важен КОНТЕКСТ, в котором могла появиться такая фигура. Тут раздался жалобный писк «куда смотрели правоохранительные органы». Почему де Николай поверил Георгу, почему сотрудники МВД не указали Николаю на ошибку.
Ладно, поговорим про органы. В щадящем режиме.
История органов безопасности РИ изучена плохо, что неудивительно. Как известно, революция началась с поджога архивов и с героической отмены полиции. Мол, зачем ГАИ, и так ездить будем. Поездили. Но, как я сказал выше, смеяться над Бемби негоже.
До сих пор альфой и омегой соответствующей области российской историографии является господин Бурцев. Нельзя сказать, чтобы Владимир Львович был больным человеком. Не без странностей, ну так а покажите мне интеллектуала без чудинки. Мало ли что. Я вон утят коллекционирую. Чем больше сфера духовного мира, тем больше на её поверхности видно всякого рода завихрений. Эффект увеличительного стекла. Правда у Бурцева сфера была величиной с математическую точку. Это кристально чистый русский дурак. Потомственный и безнадёжный. Одноклеточное. Именно про таких сказано «прости им Господи, ибо не ведают, что творят».
Впрочем, именно у таких людей стоит читать мемуары. они пишут всё как есть, безо всякой рефлексии и получается поучительно. Иногда КРАЙНЕ поучительно.
Бурцев родился в семье штабс-капитана, кончил гимназию и, почитав «литературу», бросился бороться за правду. Ну, поборолся, оформили его по-божески - годик предварительного заключения и ссылка. Это за вопли «убью-зарежу» и за участие в народовольческой Аль-Каеде. Вскоре из ссылки англичане его вывезли в Лондон, и он продолжил юродствовать в европах. Проблема заключалась в том, что он это делал не за деньги, а так - от большого ума, и поэтому всё время создавал округ себя проблемы. Делал то, о чём не просили, о чём просили - не делал. Всё это закончилось трагикомической посадкой в английскую тюрьму. Он себя туда посадил сам. Англичане уж и так его просили, и этак, но русский дурак пёр на статью, как танк.
В самом конце XIX века он выпускал на английские деньги погромный листок в стиле «хуй на нэ, блядь, глаза выколю, станешь короче наголову, мудак, жену за хор поставлю, детям гвозди в черепа». Ну и т.д., как обычно. Но в отличие от евреев Бурцев аккуратно всё подписывал своей фамилией и рассылал под своим адресом по английской почте. Русское правительство взяло, перевело три номера листка на английский – целиком и дословно, и подало в суд. Лондонский. Дело можно было исправить, ему дали в адвокаты лорда Кольриджа, посоветовали тактику, намекнули, что он может уехать за границу. Но дурачок заливался соловьём. Де буду использовать процесс для пропаганды. Восхищённая общественность вынесет меня на руках, как Засулич. Но суд в Англии был нормальный и дураку впаяли полтора года тюрьмы. Это со всеми поблажками и льготами. Так бы дали червонец. «За публичные призывы к убийствам не подданных Соединённого Королевства». А если бы он призывал к убийству «подданных»? Или, страшно вымолвить, Высочайших Особ королевства? Придушили бы как щенка.
В общем, посадили петрушку (это в Англии!), но дело не в этом. Человек боролся с «царизьмом» и наконец оказался в тюрьме цивилизованного государства. У нас плохо, у них хорошо. А как у них? Ща узнаешь. Сидел в плохой Российской империи, теперь зацени разницу в хорошей Британской.
1. После санобработки и бритья наголо Бурцеву англичане выдали шутовской наряд: полосатые жёлто-чёрные штаны, куртку и шапку. Полосатым в тюрьме было всё – стены, стулья, посуда, даже параша. Чтобы чел не забывал. В первый же день он прошёл 10 шмонов – с резиновыми перчатками.
2. Бурцеву сразу объяснили, что он не Бурцев, а говно в коробочке. На коробочке надпись: А 442. Если окликают дерьмо, из коробочки следует отчётливо произносить номер.
3. Коробочка (камера №42 в блоке «А» на 4 этаже) была одиночным пеналом, где только встать-лечь, под потолком крохотная щель с тройной решёткой. На стене правила распорядка. Одна табуретка и одна параша. Кровати нет – сиди на табуретке.
4. В русской тюрьме политические после дискуссий о судьбах метагалактики, чаёв и игры в шашки любили развлечь себя чтением Шопенгауэра, Дюма, а также относительно свежих газет. Англичане не звери, поэтому в камеру положили даже две книги. Евангелие и Библию. Обе - в общую арестантскую полоску. Чтобы чел помнил.
5. Ладно, посидел Бурцев на табуретке, почитал полосатую Библию, можно и спатеньки. Вон на доске матрас висит, хоть и тощий. Щас постелим его родимого. По распорядку после отбоя имею право... ЕЩЁ ЧЕГО! Перед сном матрас из камеры забирают. Спи на голых досках. Матрас надо ЗАСЛУЖИТЬ.
Как у англичан заслужить матрас?
Во-первых, стажем. Если проблем нет, через несколько месяцев заключённому разрешается матрас два раза в неделю. Это лакомство, льгота. Через полгодика на правах старожила матрасом можно лакомиться каждый день.
6. Но это если выполнено «во-вторых». Во-вторых, бесплатно никто людей в тюрьмах в Англии содержать не будет. Чай не царизм. Матрас надо заработать ударным трудом на благо английского народа. Труд Бурцеву придумали по уму: вязать чулки. Норму выполнил – получай матрас. Нет – спи на досках.
И упаси господи, ночью встать, размять отлежанные бока – это грубое нарушение режима. Могут и дубинками отчехвостить.
После чулок (учился неделю со спицами – всю неделю били), доверили вертеть колесо в камере. Энергию давать. Потом и камушки дробил.
За разговоры с другими заключёнными – побои.
7. Свидания раз в два месяца по 20 минут через две решётки, вдоль которых 50 человек. Это если хорошо себя вести.
Ну и так далее. Он даже удавиться хотел, но оказалось больно очень.
8. Добил Бурцева один эпизод: он увидел, как надзиратели по тюремному двору прогоняют толпу 10-летних детей в полосатых курточках и штанишках.
Это к вопросу КТО придумал порядки в ГУЛАГе. Уж конечно не мифические «русские тюремщики», которых расстреляли по спискам сразу после революции.
Но дело не в этом. Дебилу не пришло в голову задуматься – если это сливки, то что же молоко. Если даже в области карательной Россия мягче лучезарного Лондона на порядок, то за что он сердешный бьётся-то, какую судьбу русским готовит. В мемуарах Бурцева только описания своих страданий и чуйств. Ему прищемило палец английской дверью – плохо. А что он всю жизнь положил на то, чтобы пропустить через эту дверь свой народ это так. «При чём здесь это?» ЧЕРСТВЫЙ, СЛЕПОЙ РУССКИЙ БОЛВАН.
И вот это человек, начитавшись Шерлок Холмса и Пинкертона, возомнил себя Великим Сыщиком. Ни одной минуты не работая в сыске, не имея даже адвокатской практики, сам себя посадив в тюрьму, и разбираясь в людях, как осёл в математике, он одним мановением разоблачал злокозненные хитросплетения царской охранки. Положим, Дзержинский тоже ни в чём не разбирался, но он был уголовником, ещё в детстве убившим собственную сестру, участвовал в мокрых делах, да и на кокаине сидел, что тоже для такого рода деятельности в плюс. Для палача важно чтобы рука не дрогнула и чтобы обслужить как можно больше. А этот-то куда в Порфирии Петровичи полез? Бурцева использовали как карточного болвана для слива компромата в любую сторону. Он сам не понимал, на какой планете живёт. Иногда действовал от себя – например, довёл до самоубийства честную террористку Беллу Лапину: «В глаза, в глаза смотреть». После 1917-го инфу через него сливать перестали, он ходил по кишащему бездарными советскими агентами Парижу и хлопал глазками.
Лднако до сих пор разгуленные сельские учителя с польским перемигом, подхихиком и перепуком а ля Юрий Давыдов продолжают нелепую бурцевологию:
- Русские они вон как, они из пушек стреляют. По людям из пушек. Да и пушки кривые, провокационные, сами в себя. «Распутин», «Азеф».
А ЧТО ГОВОРЯТ – не понимают.
Следователь это не Порфирий Петрович. Порфирий Петрович это литературный образ. Следователь зверушка попроще. Воображения у него богатого нет, чутья тоже. Человек не собака, ему нос ни к чему. У него есть глаза. И головной мозг. При помощи этой камеры-обскуры он совершает фотоохоту на человека. Сфоткал, к делу пришил, отдал в жюри. Жюри решило «не фотошоп» – получай денежку и огромное моральное удовлетворение. Охота для хомо сапиенса первое дело. Особенно если она тоже разумная и зверушка тоже отчасти оказывается разумной. Следователь не дурак, а охотник. Но история русского политического сыска написана не охотниками, а литературными дураками.
Например официальная биография Анри Бинта излагается так. Анри Бинт это французский полицейский инспектор. Работал в парижской префектуре. В 1881 году был завербован в «Священную дружину» по рекомендации... Дантеса. Это не который «Монте-Кристо», а который Пушкина убил. Затем на основе агентуры «Священной дружины» создается заграничная агентура охранного отделения. Руководит её оперативной частью частный французский сыщик Александр Барле. Типа Шерлок Холмса. Работает по контракту, получает деньги. Его сотрудниками кроме Бинта являются другие французы.
Тут кто-то говорил, что они не занимались охраной Романовых. Наоборот – это была основа их деятельности.
Затем, под влиянием международных провокаций французы вынуждены откреститься от русской тайной полиции, как никак Франция у нас республика. Тогда оперативная часть преобразуется в частное французское сыскное бюро «Бинт и Самбэн». Наконец, наступает февральская, а затем октябрьская революция. Что дальше? А ничего. Анри (он же Генри) Бинт продолжает сотрудничество с СССР. Он занимает пост сотрудника чрезвычайной комиссии при полномочном представителе СССР в Париже, сыскное агентство работает. Весь архив Бинта после его смерти на вполне законных основаниях попадает в СССР.
Обуревшие от Бурцева историки излагают всю эту галиматью не моргнув глазом. Тогда как полным абсурдом является уже первый шаг – открытая работа французских полицейских на русское посольство, где, не скрываясь сидит русский резидент. И это при том, что Франция спокойно даёт политическое убежище даже цареубийцам.
А уж о дальнейшем я и не говорю. И это только вершина айсберга. Такие же конторы были в Германии, Италии и других европейских странах. об этом ещё кое-что говорится. А вот о работе в Англии – ГЛАВНОМ центре русской политической эмиграции, вообще помалкивают.
Что мы имеем перед глазами? А то, что политическая полиция России в значительной степени возникла из частной разведслужбы Романовых, которые пользовались услугами экстерриториального политического интерпола Европы.
Ну и что сделают держатели такой системы, если между собой договорятся? Что им сможет противопоставить Россия? Да ничего. В результате они договорились и сделали. И Россия действительно ничего не вякнула. И НЕ МОГЛА ВЯКНУТЬ.
P.S. Ну а Бурцева конечно в тюрьме завербовали. Не могли не завербовать – это аппарат империи, действует по трафарету. У людей «работа». Собственно про начало вербовки Бурцев сказал. Сразу после помещения в камеру его успокоили, что могут освободить через несколько дней, но потом директор тюрьмы заявил, что «к этому встретились непредвиденные затруднения». То есть челу предложили выступить с инициативой. Дурачок не понял. Ну а когда пообщался с уголовной матроснёй в душе, и стал вешаться, созревшего клиента привели в кабинетик, попросили подписать пару бумаженций. Для русского гимназиста с блестящим знанием Толкиена и четырёх правил арифметики это было нехорошим потрясением - «стукач». Но на выданном матрасе дефлорированный матросами подросток себя успокаивал:
- Это ничего. Нация просвещённых мореплавателей, демократия. Что скрывать-то. Всё свои. Да и мистер Ватсон (куратор доморощенного Шерлок Холмса из Поволжья) на воле не допустит поругания.
Его особо и не прижимали. И денег дураку не платили. Он за так всё делал. А бумага лежала. И врать Бурцев врал. Только по-детски, прежде всего самому себе. Например, история с доведением до самоубийства Лапиной у него в мемуарах изложена с переворачиванием причины и следствия под девизом «а я-то при чём». Дурак-дурак, а умный.
Д. Галковский
http://galkovsky.livejournal.com/135151.html?page=2#comments
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |