Инициаторам (насколько могу судить, это не были сами властные структуры, а - "продвинутая" молодежь из оных, пробившая все это дело на своем энтузиазме) – честь и хвала, потому как сделали они все в организационном плане очень хорошо. 11-го была поездка в район Барановичей (где проходила линия фронта). Там на кладбище состоялся молебен и возложение венков, после чего в другом месте (где сохранились остатки укреплений), местными военно-историческими клубами была устроена инсценировка боя, а затем там же открыт закладной камень на месте будущего памятника жертвам войны. Весь день 12-го – конференция в Большом зале Академии Наук (не могу не отметить обложку программы, сделанную с большим вкусом и изобретательностью; картон формата А4, на 4-х сторонах коей ухитрились разместить коллаж из более 30 малоизвестных рисунков, карт, фото).
Были венгерские и немецкие представители (приехал, между прочим, и потомок великого канцлера А. фон Бисмарк), но НИКОГО из официи РФ. Вот уж наглядное свидетельство, что если от Австро-Венгерской и Германской империй сохранились хотя бы вполне идентичные осколки, от Российской не осталось ни кусочка – Совок поглотил все без остатка (в маленькой Венгрии участникам 1-й мировой после 1918 г. было поставлено более 2 тысяч памятников, на всей территории СССР - НИ ОДНОГО). Позже в кулуарах слышал, что РФ предлагалось принять участие, но Сурков сказал, что "нам это не нужно" (видя результат – охотно верю).
Из докладов можно было получить полное представление о состоянии воинских захоронений. Так вот что характерно – большой процент смешанных кладбищ. Ну, известно, что в 1-ю мировую к убитым вообще относились принципиально иначе (уж своих-то погребали абсолютно всех), чем во 2-ю. Но в 1-ю самым обычном делом было то, что во 2-ю (во всяком случае, на Вост.фронте) было редчайшим исключением или не встречалось вовсе: рядом, на одном кладбище, с воинскими почестями хоронили и своих, и врагов (во 2-ю, положим, было зафиксировано неск. случаев, когда немцы с воинскими почестями хоронили сов.офицеров, но обратное непредставимо).
То кладбище, на котором мы были – именно такое: там лежат и германо-австрийцы, и русские). Там сохранилось два старых нем.памятника (один общий и еще какому-то офицеру) – видимо, благодаря тому, что эта территория в 20-30-х была вне советской юрисдикции. Тот же большой "общий" современый крест (к которому возлагались венки) поставлен, прошу заметить, тоже немцами (это работа "Народного союза Германии по уходу за военными могилами").
Собственно, нынешнее мероприятие – первый и единственный, видимо, случай на "постсоветском пространстве", когда участникам той забытой войны ставится памятник при помощи гос-ва (в мероприятиях участвовала лукашенковская рота почетного караула). Впрочем, в белорусских военных кругах эта тема, похоже, находит отклик (на конференции было много офицеров), и (судя по докладам представителей военных структур) будет продолжена.
Нет, что ни говори, а самый главный "Sovok" – не в Минске и не в Ашхабаде, а все-таки в Москве. Кстати, при одинаковом примерно уровне общеидеологической советскости, "в быту" я бы предпочел Минск Москве – там, по крайней мере, чисто, уютно – и порядок. Надо сказать еще, что на улицах и в магазинах никаких таких специфических "белорусов" я как-то не встречал – всё нормальные русские люди. Другое дело, что "батька", вопреки распространенным представлениям, о реальном объединении, конечно, не помышляет (что четко видно по установкам для экскурсоводов, тональности выступлений представителей местной обществ.науки и т.д.).